Подготовка к сжатому изложению по тексту Е.А. Пермяка "Перо и Чернильница"
методическая разработка по русскому языку по теме
Урок русского языка, проведенного учителем МОУ «Тобурдановская СОШ имени А.И. Миттова» Авдеевой Людмилы Михайловны
Класс: 9
Тема урока: «Подготовка к сжатому изложению по тексту Е.А. Пермяка «Перо и чернильница».
Цели:
Развивающие:
1.Обучать лингвистическому и содержательному анализу текста:
учить соотносить выбор языковых средств, использованных в тексте;
помочь понять его идею, композицию, характер персонажей, детали.
2.Развивать творческие возможности школьников;
Образовательные:
3.Обогощать речи учащихся лексическими, морфологическими,
фразеологическими, стилистическими средствами языка.
4. Показать школьникам закономерности функционирования
существительных в речи, возможности использования их
грамматических особенностей.
Воспитательные:
5.Формировать нравственные представления учащихся.
Ход урока
| Введение Вводное слово учителя о целях и задачах урока.
| Знакомство с содержанием.
| Анализ содержания.
| Определение типа речи.
| Определение стиля речи.
| Языковой анализ текста (синтаксические средства).
- Вводное слово учителя о целях и задачах урока. Слайд1.
Сегодня на уроке вы должны подготовиться к сжатому изложению текста: определить его идею, тему, его структурные особенности (как он построен); провести языковой анализ текста, т.е. изучить его языковые особенности (лексические, синтаксические, морфологические). Вам нужны будут слова, которые понадобятся в работе: притча, иносказание, аллегория.
Слайды №2, №3.
До ознакомления с текстом прочитайте об авторе. Слайд №4.
- Знакомство с содержанием. Слайд №5.
- Чтение текста – притчи (автор, дедушка, Сережа). Вы, наверное, услышали слово притча…
- Определение жанра.
Учитель: Мы прибегаем к иносказанию, когда хотим сообщить о каких-то общечеловеческих, нравственных правилах, но не прямо, не в лоб, а так, чтобы наш собеседник или читатель подумал, поразмышлял сам…
- Анализ содержания.
- Какие конкретные, наглядно представляемые предметы названы в тексте? (Перо и чернильница)
Учитель: Автор выносит названия этих предметов в заглавие.
- Кто их вводит в эту ситуацию? /Дедушка/
- Почему в его речи возникают эти слова? /Он отвечает на вопрос Сережи, своего внука:
1. «Откуда ты сказки берешь?»/
(Этот вопрос учитель записывает на доску, а ученики в тетради, пропустив после темы урока три строчки – на четвертой).
- О чем этот текст? Как бы вы сформулировали его тему?
2. (О том, как Сережа пером из чернильницы учился сказки добывать).
(Учитель записывает эту фразу под предыдущей на доске, а ученики - тетрадях)
- Что значит добывать? Какие синонимы этого слова использует писатель в тексте?
( Учитель записывает синонимы на доске, а ученики в тетрадях под глаголом добывать:
Берешь
Достаешь
Зацепляется
Вытащишь )
- Как нужно понимать сказанное? На дне чернильницы лежат и ждут своего часа палочки, крючки, буквы, слова и даже сказки? Чем их Сережа зацепляет и вытаскивает?
(Ответы учеников о том, что делал Сережа в школе – их понимание иносказания).
Обобщение: Значит, на самом деле он учился в школе самому простому – учился писать.
- Как дедушка успокоил своего внука? Что он ему объяснил?
3. (Сказка получится, если Середа без людей, сам по себе жить не начнет).
(Учитель записывает эту фразу на доску под две предыдущие, а ученики – в тетради)
- Как понимать дедушкины слова? Чему мудрый старый человек хочет научить маленького? Слайд №6.
(Ученики с помощью учителя, дополняя друг друга, дают ответ на вопрос, тем самым определяют идею текста: Нельзя быть эгоистом, думать только о себе, нужно смотреть на людей, на мир, доверять миру, быть открытым ему и утверждать себя в нем. Для этого нужно много и хорошо учиться).
Учитель: Значит, вот в чем смысл поучения деда, нравственной идеи, которую хочет донести до читателя автор.
- Какой заголовок вы предложите, чтобы он отражал на тему(«Перо и чернильница»), а идею текста?
(-Как сложить сказку? – если сам по себе читать не начнешь … и др.
(Выбранный заголовок записывается на первой пропущенной после темы строке).
- Какое лексическое средство использует автор в этой части текста( в вопросе внука
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_zhivu_v_sele_toburdanovo.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка, проведенного учителем МОУ «Тобурдановская СОШ имени А.И. Миттова» Авдеевой Людмилы Михайловны
Класс: 9
Тема урока: «Подготовка к сжатому изложению по тексту Е.А. Пермяка «Перо и чернильница».
Цели:
Развивающие:
1.Обучать лингвистическому и содержательному анализу текста:
учить соотносить выбор языковых средств, использованных в тексте;
помочь понять его идею, композицию, характер персонажей, детали.
2.Развивать творческие возможности школьников;
Образовательные:
3.Обогощать речи учащихся лексическими, морфологическими,
фразеологическими, стилистическими средствами языка.
4. Показать школьникам закономерности функционирования
существительных в речи, возможности использования их
грамматических особенностей.
Воспитательные:
5.Формировать нравственные представления учащихся.
Ход урока
| Введение Вводное слово учителя о целях и задачах урока.
| Знакомство с содержанием.
| Анализ содержания.
| Определение типа речи.
| Определение стиля речи.
| Языковой анализ текста (синтаксические средства).
- Вводное слово учителя о целях и задачах урока. Слайд1.
Сегодня на уроке вы должны подготовиться к сжатому изложению текста: определить его идею, тему, его структурные особенности (как он построен); провести языковой анализ текста, т.е. изучить его языковые особенности (лексические, синтаксические, морфологические). Вам нужны будут слова, которые понадобятся в работе: притча, иносказание, аллегория.
Слайды №2, №3.
До ознакомления с текстом прочитайте об авторе. Слайд №4.
- Знакомство с содержанием. Слайд №5.
- Чтение текста – притчи (автор, дедушка, Сережа). Вы, наверное, услышали слово притча…
- Определение жанра.
Учитель: Мы прибегаем к иносказанию, когда хотим сообщить о каких-то общечеловеческих, нравственных правилах, но не прямо, не в лоб, а так, чтобы наш собеседник или читатель подумал, поразмышлял сам…
- Анализ содержания.
- Какие конкретные, наглядно представляемые предметы названы в тексте? (Перо и чернильница)
Учитель: Автор выносит названия этих предметов в заглавие.
- Кто их вводит в эту ситуацию? /Дедушка/
- Почему в его речи возникают эти слова? /Он отвечает на вопрос Сережи, своего внука:
1. «Откуда ты сказки берешь?»/
(Этот вопрос учитель записывает на доску, а ученики в тетради, пропустив после темы урока три строчки – на четвертой).
- О чем этот текст? Как бы вы сформулировали его тему?
2. (О том, как Сережа пером из чернильницы учился сказки добывать).
(Учитель записывает эту фразу под предыдущей на доске, а ученики - тетрадях)
- Что значит добывать? Какие синонимы этого слова использует писатель в тексте?
( Учитель записывает синонимы на доске, а ученики в тетрадях под глаголом добывать:
Берешь
Достаешь
Зацепляется
Вытащишь )
- Как нужно понимать сказанное? На дне чернильницы лежат и ждут своего часа палочки, крючки, буквы, слова и даже сказки? Чем их Сережа зацепляет и вытаскивает?
(Ответы учеников о том, что делал Сережа в школе – их понимание иносказания).
Обобщение: Значит, на самом деле он учился в школе самому простому – учился писать.
- Как дедушка успокоил своего внука? Что он ему объяснил?
3. (Сказка получится, если Середа без людей, сам по себе жить не начнет).
(Учитель записывает эту фразу на доску под две предыдущие, а ученики – в тетради)
- Как понимать дедушкины слова? Чему мудрый старый человек хочет научить маленького? Слайд №6.
(Ученики с помощью учителя, дополняя друг друга, дают ответ на вопрос, тем самым определяют идею текста: Нельзя быть эгоистом, думать только о себе, нужно смотреть на людей, на мир, доверять миру, быть открытым ему и утверждать себя в нем. Для этого нужно много и хорошо учиться).
Учитель: Значит, вот в чем смысл поучения деда, нравственной идеи, которую хочет донести до читателя автор.
- Какой заголовок вы предложите, чтобы он отражал на тему(«Перо и чернильница»), а идею текста?
(-Как сложить сказку? – если сам по себе читать не начнешь … и др.
(Выбранный заголовок записывается на первой пропущенной после темы строке).
- Какое лексическое средство использует автор в этой части текста( в вопросе внука
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образец работы над сжатым изложением по тексту В.М. Пескову при подготовке к ГИА
В данной разработке я показываю, какую провожу работу над сжатым изложением при подготовке к ГИА....
Урок русского языка в 9 классе по теме: "Подготовка к сжатому изложению по тексту».
Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к сжатому изложению по тексту». ...
Редактирование текста (подготовка к сжатому изложению за счёт исключения второстепенного материала и обобщения)
Урок развития речи в 9 классе (подготовка к ГИА)...
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Подготовка к сжатому изложению. ( Евгений Андреевич Пермяк "Перо и чернильница.)
На уроке пятиклассники обучаются лингвистическому и содержательному анализу текста, развивают свои творческие возможности....
Разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему <Подготовка к сжатому изложению публицистического текста>
Дети знакомятся с особенностями публицистического стиля, с понятием <ключевое слово>, учатся составлять план, сжимать текст....
Подготовка к сжатому изложению по тексту
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской...
Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .
Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...