«Повторительно-обобщающий урок ПО РАЗДЕЛУ «ЛЕКСИКА» В формате ОГЭ
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Иванова Юлия Владимировна

Коспект урока можно использовать в 8 классе при повторении темы "Лексика" и в 9 классе для подготовке к экзамену по русскому языку ( задания 6 и 8)

Скачать:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лексика. Фразеология 7 класс. Повторение в начале года

Слайд 2

Цель урока: повторение лексикологии как раздела науки о языке и понятий, изученных в 6 классе (общеупотребительные слова, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы, заимствованные слова…); повторение фразеологии.

Слайд 3

Лексикология - это раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.

Слайд 4

лексика Общеупотребительные слова Профессионализмы Диалектизмы Жаргонизмы Эмоционально окрашенные слова Устаревшие слова Новые слова (неологизмы) Исконно русские и заимствованные слова

Слайд 5

Общеупотребительные слова Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными . Но есть в русском языке слова, которые знают и используют в своей речи не все. Например, слово яруга (овраг) употребляется в речи жителей некоторых мест; это необщеупотребительные слова.

Слайд 6

Профессионализмы Разряд слов, представляющих специфическую терминологию в «естественной» речи представителей определённой профессии, называется профессионализмами . Например, опечатка в речи газетчиков — ляп ; руль в речи шофёров — баранка ; свободный урок в расписании в речи учителей — окно .

Слайд 7

Диалектизмы Диалектизмы - это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Бурак – свёкла; чапыга – частый кустарник; музга – яма, наполненная водой; колча – смерзшийся ком земли. Существуют специальные диалектные словари, или словари русских народных говоров.

Слайд 8

Жаргонизмы Это слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой: водила – водитель, тащусь – восхищаюсь, тачка – машина, наколоть – обмануть.

Слайд 9

Жаргонизмы Жалок в своей беспомощности или смешон в нарочитой вульгарности тот, кто сыплет, как шелухой от семечек, пустыми внутри и лихими внешне словечками вроде фиолетово, колоссально, прошвырнуться, обалдеть, мэн, чел…

Слайд 10

Компьютерный жаргон В последнее время появилось много компьютерных жаргонизмов: комп – компьютер, клава – клавиатура, лазарь – лазерный принтер, вакса – операционная система VAX, геймер – от английского жаргонизма gamer (профессиональный игрок в компьютерные игры)…

Слайд 11

Архаизмы и историзмы Архаизмы - слова, называющие существующие реалии, но вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимичными лексическими единицами: отрок — подросток, страж — охранник, сей — этот, зело — очень. Историзмы - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначавшихся ими понятий: армяк, камзол, бурса, опричник.

Слайд 12

Найдите устаревшие слова. Архаизмы или историзмы? Одесную облака, Облака ошую – Всё искал чудесную, А нашел чужую. Одесн У ю - справа Ош У ю - слева Это старославянизмы, архаизмы.

Слайд 13

Упражнение. Замените устаревшие слова общеупотребительными словами-синонимами, расположенными в правом столбике. Очи, чело, ланиты, уста, перст, баталия, глаголет, брадобрей. Щёки, глаза, губы, лоб, палец, битва, говорит, парикмахер.

Слайд 14

Новые слова (неологизмы) Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами. Хакер секьюрити оранжевая революция

Слайд 15

Заимствованные слова Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными. Школа (лат.), гимназия (греч.), колледж (англ.), шахта (нем.), олимпиада (греч), энциклопедия (фр.).

Слайд 16

Фразеологизмы Фразеологи́зм ( фразеологический оборот , идиома ) — устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы).

Слайд 17

Примеры фразеологизмов и их значения Баклуши бить – бездельничать. Белены объесться - взбеситься (применяется к людям, которые делают глупости). После дождичка в четверг – никогда. Аника-воин - хвастун, храбрый лишь на словах, вдали от опасности . Белая ворона - человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами. Бросить перчатку - вызвать кого-нибудь на спор, соревнование. Волк в овечьей шкуре - злые люди, которые прячутся под маской кротости. Витать в облаках - блаженно грезить, фантазировать невесть что. Душа в пятки ушла - человек испугался. Живота не пожалеть - пожертвовать жизнью.

Слайд 18

Стилистическая окраска слова Лексика с точки зрения стилистической окраски бывает: Нейтральная Книжная Разговорная Просторечная

Слайд 19

Нейтральная лексика - это общеупотребительная лексика, которая обозначает обыденные понятия повседневной жизни и не обладает стилистической окраской. Такая лексика может употребляться и в письменной и в устной речи и является основой русской лексики. Например: стол, ходить, весело, сдержать слово, иметь в виду, время, год, дом, жизнь, молоко, надежда, порция, размер, страна и др.

Слайд 20

Книжные слова - это слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи и встречаются и в научной литературе, и в публицистике, и в деловых документах, и в художественной литературе. Например: Катаклизм, сентенция, профанация, сгущать краски, абориген, гипотеза, гиперболизировать, воззрение, дисгармонировать, данный, дезориентировать, декларативный, буффонада, внедрение, возникновение, врожденный, выспренний,

Слайд 21

К разговорной лексике относятся слова, употребляемые в ситуациях неофициального общения. Такие слова придают речи непринужденность и непосредственность. Например: возомнить, восвояси, вот-вот, вояка, всезнайка, всяческий, глупить, говорун, грязнуля, деликатничать, допотопный, досюда, живность и др.

Слайд 22

К просторечной лексике относятся слова, выходящие за пределы литературной нормы. Такие слова характерны для грубой, бранной речи. Например: дрыхнуть, харя, чесать языком, у черта на куличиках, брюхо, варганить, взашей, выкамаривать, взбелениться и др.

Слайд 23

Лексика по сфере употребления С точки зрения употребления лексика бывает: Общеупотребительная Ограниченная в употреблении

Слайд 24

Задание № 8 ОГЭ Для успешного выполнения 8 задания необходимо понимать, что такое синонимы, фразеологические обороты, а также знать группы слов по происхождению и употреблению.

Слайд 25

Алгоритм выполнения задания 8 1) Внимательно прочитайте задание. Обычно формулировка выглядит так: «Замените книжное (разговорное, индивидуально-авторское, устаревшее) слово … стилистически нейтральным синонимом». Определите значение слова, синоним к которому вам нужно подобрать. В задании будет указан номер предложения, из которого взято слово (словосочетание). Обязательно прочитайте это предложение, так как в русском языке огромное количество многозначных слов. 2) Возможно, в задании вам предложат найти синоним фразеологического оборота (в официальных требованиях к заданию указано, что вы должны знать, что значит фразеологизм). 3) Запишите на черновике все синонимы к выделенному слову (словосочетанию), которые вы можете вспомнить. 4) Определите, как(ой)/(ие) синоним/ы буд(ет)/(ут) стилистически нейтральным(и).

Слайд 26

Ответы. питомцы -ученики, воспитанники. Голосишь -кричишь. Орава- толпа. Шлёпнется- ударится, упадёт. Нынче - сегодня. Ляпнуть - сказать. Утлый –старый, ненадёжный Ладится -получается

Слайд 27

ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 1) И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлепается на землю. 2) Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то там горбушку. 3) Бессилие лжи было очевидным. 4) Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык. 5) На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову подбежал и схватил ее, свалившись у самых ног девочки. Ответ: 25

Слайд 28

ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Пусть всегда вас гложет червь сомнения. 2) И, хотя у Ивана Алексеевича были целы и руки и ноги, Михаська, видавший в госпитале у мамы тяжелораненых, жалел его. 3) Правда, такие отметки он ставил очень редко: например, если уж кто-нибудь обдурит его на контрольной или так решит задачку, что даже учитель удивится. 4) Однажды Свирид такой номер выкинул. 5) Ходил Иван Алексеевич и на математику, и на физкультуру в офицерском кителе без орденов, только на груди желтела, краснела и снова желтела трехцветная полоска. Ответ: 14

Слайд 29

Подведем итоги Что такое лексикология? Какие слова называются диалектизмами? Какие слова называются профессионализмами, какие - жаргонизмами? Чем объяснить, что одни слова выходят из употребления, а другие появляются в языке? Чем архаизмы отличаются от историзмов? Какую роль выполняют в речи эмоционально окрашенные слова? Как называют раздел науки о языке, в котором изучаются фразеологизмы? Какие сочетания слов называют фразеологическими? Какая бывает лексика с точки зрения стилистической окраски? Лексика по сфере употребления?

Слайд 30

Домашнее задание Задание в файле ( № 8 ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок по разделу "Древний Восток"

Тема  урока: «Повторительно-обобщающий урок по разделу «Древний Восток».Цели и задачи урока: 1. Обобщить и закрепить знания учащихся по разделу «Древний Восток», пов...

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Путешествие в Киевскую Русь»

Данный урок проходил в 6 классе, в котором 21 человек.Если говорить о месте урока в курсе Истории России, то это урок обобщение темы.Цель урока: создание условий для систематизации и обобщения зн...