«Повторительно-обобщающий урок ПО РАЗДЕЛУ «ЛЕКСИКА» В формате ОГЭ
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Коспект урока можно использовать в 8 классе при повторении темы "Лексика" и в 9 классе для подготовке к экзамену по русскому языку ( задания 6 и 8)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В файле находится конспект урока и карточки к уроку | 1.12 МБ |
povtorenie_leksika_8_klass.zip | 437.97 КБ |
urok_leksika.zip | 1.12 МБ |
Подписи к слайдам:
Цель урока: повторение лексикологии как раздела науки о языке и понятий, изученных в 6 классе (общеупотребительные слова, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы, заимствованные слова…); повторение фразеологии.
Лексикология - это раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.
лексика Общеупотребительные слова Профессионализмы Диалектизмы Жаргонизмы Эмоционально окрашенные слова Устаревшие слова Новые слова (неологизмы) Исконно русские и заимствованные слова
Общеупотребительные слова Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными . Но есть в русском языке слова, которые знают и используют в своей речи не все. Например, слово яруга (овраг) употребляется в речи жителей некоторых мест; это необщеупотребительные слова.
Профессионализмы Разряд слов, представляющих специфическую терминологию в «естественной» речи представителей определённой профессии, называется профессионализмами . Например, опечатка в речи газетчиков — ляп ; руль в речи шофёров — баранка ; свободный урок в расписании в речи учителей — окно .
Диалектизмы Диалектизмы - это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Бурак – свёкла; чапыга – частый кустарник; музга – яма, наполненная водой; колча – смерзшийся ком земли. Существуют специальные диалектные словари, или словари русских народных говоров.
Жаргонизмы Это слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой: водила – водитель, тащусь – восхищаюсь, тачка – машина, наколоть – обмануть.
Жаргонизмы Жалок в своей беспомощности или смешон в нарочитой вульгарности тот, кто сыплет, как шелухой от семечек, пустыми внутри и лихими внешне словечками вроде фиолетово, колоссально, прошвырнуться, обалдеть, мэн, чел…
Компьютерный жаргон В последнее время появилось много компьютерных жаргонизмов: комп – компьютер, клава – клавиатура, лазарь – лазерный принтер, вакса – операционная система VAX, геймер – от английского жаргонизма gamer (профессиональный игрок в компьютерные игры)…
Архаизмы и историзмы Архаизмы - слова, называющие существующие реалии, но вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимичными лексическими единицами: отрок — подросток, страж — охранник, сей — этот, зело — очень. Историзмы - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначавшихся ими понятий: армяк, камзол, бурса, опричник.
Найдите устаревшие слова. Архаизмы или историзмы? Одесную облака, Облака ошую – Всё искал чудесную, А нашел чужую. Одесн У ю - справа Ош У ю - слева Это старославянизмы, архаизмы.
Упражнение. Замените устаревшие слова общеупотребительными словами-синонимами, расположенными в правом столбике. Очи, чело, ланиты, уста, перст, баталия, глаголет, брадобрей. Щёки, глаза, губы, лоб, палец, битва, говорит, парикмахер.
Новые слова (неологизмы) Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами. Хакер секьюрити оранжевая революция
Заимствованные слова Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными. Школа (лат.), гимназия (греч.), колледж (англ.), шахта (нем.), олимпиада (греч), энциклопедия (фр.).
Фразеологизмы Фразеологи́зм ( фразеологический оборот , идиома ) — устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы).
Примеры фразеологизмов и их значения Баклуши бить – бездельничать. Белены объесться - взбеситься (применяется к людям, которые делают глупости). После дождичка в четверг – никогда. Аника-воин - хвастун, храбрый лишь на словах, вдали от опасности . Белая ворона - человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами. Бросить перчатку - вызвать кого-нибудь на спор, соревнование. Волк в овечьей шкуре - злые люди, которые прячутся под маской кротости. Витать в облаках - блаженно грезить, фантазировать невесть что. Душа в пятки ушла - человек испугался. Живота не пожалеть - пожертвовать жизнью.
Стилистическая окраска слова Лексика с точки зрения стилистической окраски бывает: Нейтральная Книжная Разговорная Просторечная
Нейтральная лексика - это общеупотребительная лексика, которая обозначает обыденные понятия повседневной жизни и не обладает стилистической окраской. Такая лексика может употребляться и в письменной и в устной речи и является основой русской лексики. Например: стол, ходить, весело, сдержать слово, иметь в виду, время, год, дом, жизнь, молоко, надежда, порция, размер, страна и др.
Книжные слова - это слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи и встречаются и в научной литературе, и в публицистике, и в деловых документах, и в художественной литературе. Например: Катаклизм, сентенция, профанация, сгущать краски, абориген, гипотеза, гиперболизировать, воззрение, дисгармонировать, данный, дезориентировать, декларативный, буффонада, внедрение, возникновение, врожденный, выспренний,
К разговорной лексике относятся слова, употребляемые в ситуациях неофициального общения. Такие слова придают речи непринужденность и непосредственность. Например: возомнить, восвояси, вот-вот, вояка, всезнайка, всяческий, глупить, говорун, грязнуля, деликатничать, допотопный, досюда, живность и др.
К просторечной лексике относятся слова, выходящие за пределы литературной нормы. Такие слова характерны для грубой, бранной речи. Например: дрыхнуть, харя, чесать языком, у черта на куличиках, брюхо, варганить, взашей, выкамаривать, взбелениться и др.
Лексика по сфере употребления С точки зрения употребления лексика бывает: Общеупотребительная Ограниченная в употреблении
Задание № 8 ОГЭ Для успешного выполнения 8 задания необходимо понимать, что такое синонимы, фразеологические обороты, а также знать группы слов по происхождению и употреблению.
Алгоритм выполнения задания 8 1) Внимательно прочитайте задание. Обычно формулировка выглядит так: «Замените книжное (разговорное, индивидуально-авторское, устаревшее) слово … стилистически нейтральным синонимом». Определите значение слова, синоним к которому вам нужно подобрать. В задании будет указан номер предложения, из которого взято слово (словосочетание). Обязательно прочитайте это предложение, так как в русском языке огромное количество многозначных слов. 2) Возможно, в задании вам предложат найти синоним фразеологического оборота (в официальных требованиях к заданию указано, что вы должны знать, что значит фразеологизм). 3) Запишите на черновике все синонимы к выделенному слову (словосочетанию), которые вы можете вспомнить. 4) Определите, как(ой)/(ие) синоним/ы буд(ет)/(ут) стилистически нейтральным(и).
Ответы. питомцы -ученики, воспитанники. Голосишь -кричишь. Орава- толпа. Шлёпнется- ударится, упадёт. Нынче - сегодня. Ляпнуть - сказать. Утлый –старый, ненадёжный Ладится -получается
ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 1) И вот однажды на моих глазах огромная краснобокая груша тупо шлепается на землю. 2) Во всяком случае, человек, отдавший свою грушу на общий компот, не станет из кожи вон лезть, чтобы заполучить какую-то там горбушку. 3) Бессилие лжи было очевидным. 4) Я чувствовал, что затылок Леночки показывает мне язык. 5) На цыпочках, почти не дыша, я сломя голову подбежал и схватил ее, свалившись у самых ног девочки. Ответ: 25
ЗАДАНИЕ 7. АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Пусть всегда вас гложет червь сомнения. 2) И, хотя у Ивана Алексеевича были целы и руки и ноги, Михаська, видавший в госпитале у мамы тяжелораненых, жалел его. 3) Правда, такие отметки он ставил очень редко: например, если уж кто-нибудь обдурит его на контрольной или так решит задачку, что даже учитель удивится. 4) Однажды Свирид такой номер выкинул. 5) Ходил Иван Алексеевич и на математику, и на физкультуру в офицерском кителе без орденов, только на груди желтела, краснела и снова желтела трехцветная полоска. Ответ: 14
Подведем итоги Что такое лексикология? Какие слова называются диалектизмами? Какие слова называются профессионализмами, какие - жаргонизмами? Чем объяснить, что одни слова выходят из употребления, а другие появляются в языке? Чем архаизмы отличаются от историзмов? Какую роль выполняют в речи эмоционально окрашенные слова? Как называют раздел науки о языке, в котором изучаются фразеологизмы? Какие сочетания слов называют фразеологическими? Какая бывает лексика с точки зрения стилистической окраски? Лексика по сфере употребления?
Домашнее задание Задание в файле ( № 8 ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно - обобщающий урок по разделу: Вторая мировая война и ее последствия"
Повторительно - обобщающий урок...
Повторительно- обобщающий урок по истории средних веков 6 класс. (Урок обобщения. Формат брейн- ринга)
Обобщающий игровой урок по истории средних веков...
Повторительно- обобщающий урок по истории нового времени 7 класс. (Урок обобщения. Формат брейн- ринга)
Обобщающий урок в игровой форме по истории нового времени 16-17 в...
Повторительно- обобщающий урок по истории нового времени 8 класс. (Урок обобщения. Формат брейн- ринга)
Урок обобщени в игровой форме по новой истории 18 в....
Повторительно- обобщающий урок по истории нового времени 9 класс. (Урок обобщения. Формат брейн- ринга)
Обобщающий урок в игровой форме по истории нового времени 19 в....
Повторительно-обобщающий урок по разделу "Древний Восток"
Тема урока: «Повторительно-обобщающий урок по разделу «Древний Восток».Цели и задачи урока: 1. Обобщить и закрепить знания учащихся по разделу «Древний Восток», пов...
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Путешествие в Киевскую Русь»
Данный урок проходил в 6 классе, в котором 21 человек.Если говорить о месте урока в курсе Истории России, то это урок обобщение темы.Цель урока: создание условий для систематизации и обобщения зн...