Повторительно-обобщающий урок по разделу "Древний Восток"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Тема урока: «Повторительно-обобщающий урок по разделу «Древний Восток».
Цели и задачи урока:
1. Обобщить и закрепить знания учащихся по разделу «Древний Восток», повторить основные понятия курса, хронологию, события, вспомнить исторических деятелей этой эпохи.
2. Развивать умение анализировать и обобщать знания, творчески их применять, способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваться к мнению других её членов), создать условия для развития личности ребёнка в процессе общения.
3. Продолжить формирование умений работать с иллюстрациями, дополнительными источниками, выделять главное, логически мыслить и делать выводы, развивать память, мышление, речь, воображение и внимание обучающихся.
4. Способствовать развитию у учащихся интереса к истории, приобщение их к культурному наследию прошлого, способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой личности, формировать потребность в самообразовании, оценить какой вклад внесла древневосточная цивилизация в мировую культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtoritelno-obobshchayushchiy_urok_po_razdelu_drevniy_vostok.docx | 58.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Повторительно-обобщающий урок по разделу «Древний Восток».
Цели и задачи урока:
1. Обобщить и закрепить знания учащихся по разделу «Древний Восток», повторить основные понятия курса, хронологию, события, вспомнить исторических деятелей этой эпохи.
2. Развивать умение анализировать и обобщать знания, творчески их применять, способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваться к мнению других её членов), создать условия для развития личности ребёнка в процессе общения.
3. Продолжить формирование умений работать с иллюстрациями, дополнительными источниками, выделять главное, логически мыслить и делать выводы, развивать память, мышление, речь, воображение и внимание обучающихся.
4. Способствовать развитию у учащихся интереса к истории, приобщение их к культурному наследию прошлого, способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой личности, формировать потребность в самообразовании, оценить какой вклад внесла древневосточная цивилизация в мировую культуру.
5. Предупреждение переутомления детей путём смены деятельности, содействие эмоциональному подъёму, обеспечение необходимых условия для продуктивной познавательной деятельности и снятия умственного и физического напряжения.
Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь обобщать и систематизировать знания, полученные при изучении раздела «Древний Восток».
Формируемые УУД:
- предметные: применять понятийный аппарат темы; уметь анализировать, сопоставлять и систематизировать различные исторические и современные источники информации; исследовать на исторической карте расположение древнейших цивилизаций, границы империй; составлять на основании текста учебника ленту времени, отражающую основные события истории цивилизаций Древнего Востока; устанавливать последовательность и длительность событий, соотносить между собой исторические события; сравнивать общественный строй и политическую организацию цивилизаций Древнего Востока, выделять сходные черты; группировать и классифицировать памятники культуры цивилизаций Древнего Востока (письменность, изобретения, архитектура, религия).
- метапредметные – 1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; показывать владение устной и письменной речью, показывать умение монологического контекстного высказывания.
2)регулятивные: обучающиеся продолжат формирование способности к целеполаганию, планированию своей деятельности, анализу условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; осуществлению контроля результатов и способов действий; обучающиеся должны уметь формировать основы саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности при выполнении заданий разного уровня сложности; самостоятельно обнаруживать и формулировать тематическую проблему; искать и выделять необходимую информацию;
3)познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям;
4)личностные: формирование мотивационности и направленности на активное участие в ходе урока; заинтересованность в личностном и групповом успехе;
самоанализ своей деятельности и ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности; обучающиеся получат представление о значимости общемирового культурного наследия цивилизаций древности; приобщатся к истокам поликультурно-исторического наследия человечества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Оборудование: карточки с заданиями, иллюстрации из альбома по истории Древнего мира, презентация «Древний Восток»(прилагается), рисунки и творческие работы учащихся, карты: «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», «Древний Восток. Индия и Китай»; анкета для рефлексии.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний и умений учащихся.
Форма урока: игра-викторина.
Эпиграф: «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо»
М. Горький
Ход урока:
I.Организационный момент.
II. Мотивационно - целевой этап.
1.Вводное слово учителя о целях урока- игры. Актуализация темы урока.
- Заранее класс разделился на три команды. Представление капитанами своих команд: « Персы», «Ассирийцы» и «Финикийцы». Приветствие команд.
- Представление жюри: уч-ся 8 класса.
- Условия игры: команды по очереди получают задания, за каждый правильный ответ получают баллы, определенные заранее, а жюри следит и информирует о набранных очках. Право ответа может перейти к другой команде, если команда получившая вопрос не может на него ответить. Побеждает команда, набравшая максимальное количество баллов. Все учащиеся класса получают оценки. Баллы будут снижаться за нарушение правил игры.
1.Вступительное слово учителя.
Эпохи как и люди, неповторимы. Каждая имеет свой характер, только ей присущие черты. Человек всегда стремился и продолжает стремиться заглянуть в мир древности, которая увлекает своей загадочностью, необъяснимым обаянием. Обратим внимание на эпиграф, действительно, « прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо». Прежде всего для того, чтобы поняв его, лучше понять современность.
Мы изучили раздел «Древний Восток». Именно на Востоке началась история человечества. Здесь на рубеже IV- III тыс.до н.э. появились первые государства, произошел переход от первобытности к цивилизации. Под этим мы подразумеваем возникновение государства, общественного неравенства, крупных городов, письменности, первых законов, выделение сильных правителей, обладающих неограниченной властью.
Давайте вспомним назовем какие государства мы изучали в разделе «Древний Восток». А для этого перейдем к первому конкурсу.
III. Обобщение, систематизация и актуализация знаний.
I конкурс «Разминка»
Задание: каждая команда получает карточку, на которой указаны три страны Древнего Востока. Нужно подумать две минуты и назвать 5 опорных слов, с помощью которых можно создать словесную характеристику этих стран (могут быть названы: местоположение, природные условия, занятия, религия, искусство и т.д.). Команде сопернице нужно угадать страну.
1 команда: Ассирия, Китай.
2 команда: Двуречье, Индия.
3 команда: Египет, Финикия.
Например:
1.Египет: северо-восточная Африка, Нил, фараон, пирамида, Мемфис…
2.Двуречье: Тигр, Хаммурапи, Вавилон, глина, клинопись, законы…
3.Ассирия: север Двуречья, Ниневия, Ашшурбанапал, таран, библиотека…
4.Финикия: восточное побережье Средиземного моря, Библ, алфавит, стекло, мореплаватели…
5.Китай: восток Азии, Хуанхэ, Конфуций, бумага, дракон, чай…
6.Индия: юг Азии, Гималаи, Инд, Ашока, касты…
Характеризуя каждую страну необходимо показать её на карте.
Итоги I конкурса (слово жюри).
II конкурс «Эрудит».
Задание: ( капитаны трёх команд выбирают конверт с заданиями)
1.Соотнесите правильно в каких странах Древнего Востока протекают эти реки?
- Нил, Тигр, Ганг, Янцзы, Иордан, Евфрат, Инд, Хуанхэ;
- Индия, Палестина, Китай, Двуречье, Египет.
2.Соотнесите правильно страны и города Древнего Востока?
- Фивы, Ниневия, Персеполь, Вавилон, Тир, Сарды, Сяньян, Сарнатх;
- Финикия, Китай, Лидия, Индия, Египет, Двуречье, Ассирия, Персия.
3.Соотнесите страну и правителя (задание представлено в презентации: указана страна, необходимо по фотографии назвать правителя)
Кадр из истории страны: Египет, Персидская держава, Древний Вавилон, Ассирийская держава, Древняя Индия, Древний Китай.
Фотографии: фараон Тутанхамон, цари – Кир, Хаммурапи, Ашшурбанапал, Ашока, Цинь Шихуан.
Подведение итогов II конкурса и общий счёт (жюри).
III конкурс «Соотнесите дату и событие».
Задание: капитаны команд выбирают карточку на которой указаны даты. Необходимо соотнести их с соответствующими им событиями.
1 команда.
- 2600г. до н.э., 1750г. до н.э., 538г. до н.э., 221г. до н.э., 550г. до н.э.
- объединение Китая, персы завоевали Лидию и Мидию, построена пирамида Хеопса, конец правления Хаммурапи, персы завоевали Вавилон.
2 команда.
- 3000г. до н.э., 1792г. до н.э., 1500г. до н.э., 612г. до н.э., 525г. до н.э.
- походы Тутмоса, персы завоевали Египет, образование государства в Египте, гибель Ассирийской державы, начало правления Хаммурапи.
3 команда.
- 538г. до н.э., 1792г. до н.э., 612г. до н.э., 221г. до н.э., 3000г. до н.э.,
- объединение Китая; персы завоевали Вавилон; образование государства в Египте;
начало правления Хаммурапи; гибель Ассирийской державы.
Итоги III конкурса и общий счёт.
IV конкурс «Знатоки терминов».
На доске указаны термины. Необходимо вставить пропущенную букву и объяснить значение термина.
Д – льта; - азис; п – роги; шаду - ; саркофа - ; иерогл – фы; в – льможа;
Ме – фис; т – ран; д – ржава; к – лония; запов – ди.
Итоги IV конкурса и общий счёт.
V конкурс «Ты – мне, я – тебе».
Капитаны команд задают друг другу вопросы (за страницами учебника).
Команда «Персы».
1 вопрос:
Это растение было известно за 4 тысячи лет до н.э. в Двуречье, Индии, Персии. Из Персии оно попало в Египет, а затем в другие страны. Его изображения найдены на саркофагах и пирамидах. Египтяне считали его священным растением, посвященным богине Исиде. На нём даже давали клятвы. Знали древние и о его целебных свойствах, с его помощью лечили многие болезни. Ежедневно этот пряный овощ давали строителям пирамид для увеличения их физических сил. Этот овощ содержит фитонциды, обладает антисептическим действием, улучшает сон, возбуждает аппетит, содержит сахара, богат витаминами и минеральными веществами (каротин, витамины группы В, кальций, хлор, медь, железо, магний, селен, а также хлорофилл, способствующий процессу кроветворения; цинк, который незаменим для сохранения здоровья ногтей, кожи и волос. Он прекрасно выводит токсины, повышает иммунитет; является природным антибиотиком. Прежде всего, он является прекрасным средством для восполнения витаминов в период весеннего авитаминоза, поскольку 100г содержит дневную норму витамина С. Его мы очень хорошо знаем и используем для салатов и в качестве приправы. Что это за растение?
(дополнительный вопрос: его считают средством от семи недуг»)?
Ответ: лук.
2 вопрос:
Этот десерт очень ценил царь Соломон. Считается, изобрели его в Китае, около 5 тысяч лет назад. Китайцы смешивали сладкий фруктовый сок, кусочки фруктов, лёд и снег, благо экология позволяла. Целители Индии рекомендовали его для профилактики простудных болезней. Этот десерт содержит много витаминов и является самым главным летним лакомством. Сегодня – демократичным, а когда-то доступный только знатным особам. В Китае его называли «деликатесом из белого снега».Что это за десерт?
Ответ: мороженое.
3 вопрос:
До сих пор многие сворачивают с пути, если им дорогу перебежит чёрная кошка. А какое существо должно было пересечь дорогу, чтобы армия фараона повернула назад?
Ответ: жук - скаробей
Команда «Ассирийцы».
1 вопрос:
Этот продукт едва ли не старше египетских пирамид. В древности считалось, что его придумали боги. Но скорее всего этот продукт имеет вполне земное происхождение. Около 4 тысяч лет назад его случайно открыли кочевники, которые для перевозки молока по пустыне использовали мешки из овечьих желудков. Жара и тряска превратили молоко в этот продукт. Он укрепляет кости и мышцы. Содержит йод, селен, огромное количество кальция и фосфора, которые в сочетании друг с другом укрепляют костные ткани. Богат белком, благодаря которому происходит стимуляция роста мышечной массы. Ежедневное его употребление тонизирует нервную систему, снимает переутомление, головные боли, укрепляет сердечную мышцу. Из-за высокой калорийности не следует за один прием съедать более 20 граммов. Но существуют крайне низкокалорийные его сорта. Он помогает организму быстрее сжигать полученные калории. Сегодня в разных странах мира вырабатывают более 700 различных его видов и сортов. Что это за продукт?
Ответ: сыр.
2 вопрос:
Этим цветком украшали хижины в Древнем Китае и в Индии. Его обожествляли в Египте и Вавилоне, о нём слагали легенды. И вовсе не за красоту, хотя был он необычайно красив. А за то, что он утолял боль раненым воинам, из него делали масло для благовоний ,древние повара готовили из его ягод и лепестков изысканные блюда и напитки. В нем содержатся витамины Р,С,К,Е, каротин, железо, марганец, фосфор, магний, рутин, дубильные вещества. В народной медицине его плоды применяют при гиповитаминозе, как желчегонное, общеукрепляющее средство при простудных и инфекционных заболеваниях, переломах костей, анемии, ожогах, обморожениях, при туберкулезе лёгких и гастритах, для улучшения сна и выведения радионуклидов из организма. Назовите это растение?
Ответ: шиповник.
3 вопрос:
Первое упоминание о нём относится к 770г. до н.э. О нём говорили: «Если ты чувствуешь себя подавленным, он даст силу и бодрость». Ученые не перестают восхищаться его уникальными свойствами. Он содержит дубильные вещества, эфирные масла, аминокислоты, витамины В1, В12, В15, С, Р. Оказывает положительное влияние на эластичность и проницаемость сосудов; является прекрасной профилактикой кариеса, т.к. в его состав входит фтор, от которого зависит твердость зубной эмали; используется при воспалительных заболеваниях глаз; при хронических стрессах и упадке сил. Что это за напиток?
Ответ: чай.
Команда «Финикийцы».
1 вопрос:
В Древнем Египте этому растению приписывалось божественное происхождение. По преданию, оно выросло из крови убитого Гора, сына Осириса и Исиды. В память об этом растении свивали венки и устраивали празднества, где оно играло особую роль. По этой же причине это растение с незапамятных времён считалось символом горя и печали, с его помощью выражали соболезнование близким умерших. Если кого-то считали безнадежно больным, то говорили, что ему скоро понадобится это растение. Позже в других странах его зелень вплетали в букеты роз и лилий. Сегодня мы используем это растение в пищу как приправу и в виде гарнира, её листья содержат большое количество аскорбиновой кислоты и каротина, эфирное масло, которое способствует пищеварению. Что это за растение?
Ответ: петрушка.
2 вопрос:
Его родиной считают Древнюю Индию, где до сих пор встречается один из его диких видов. В переводе означает «неспелый, несозревший».Он кладезь витаминов(витамин С, бета-каротин, фолиевая кислота, кальций, железо, калий, кремний, цинк).Он состоит на 96% из воды, хорошо очищает организм. Его употребление способствует растворению почечных камней, устраняет подагру, предупреждает атеросклероз. Его употребление в пищу помогает усвоению белков и жиров. Кроме того, он является прекрасным косметическим средством, улучшающим состояние кожи. Его используют в натуральном виде, добавляют в салаты, консервируют.
Ответ: огурец.
3 вопрос:
Его родиной считается Северный Китай, хотя существует легенда, согласно которой его происхождение следует искать на затонувшем континенте Атлантида. Сегодня люди оценили не только питательную, но и его целебную силу. Быстро восполняет энергию и создает долгое ощущение сытости, служит лучшим завтраком. Он богат фосфором, калием, магнием, железом, кальцием, селеном, цинком. Содержит клетчатку, понижающую уровень глюкозы и инсулина в крови и антиоксиданты. В нем много важных для организма микроэлементов. Служит диетической пищей, стимулирует работу иммунной системы. Защищает организм от рака и сердечных заболеваний. Его издавна использовали при лечении туберкулёза, после операций, выхаживания больных. Что это за злак?
Ответ: овёс.
Итоги V конкурса и общий счет.
VI конкурс «Экскурсовод».
Задание: узнать и назвать историческое строение представленное в презентации.
1)Пирамида Хеопса; 5) Зиккурат;
2)Висячие сады ; 6)Столб законов Хаммурапи;
3)Великая Китайская стена; 7)Крылатый бык;
4)Ворота богини Иштар 8)Колонна царя Ашоки.
Какие из строений относятся к 7 чудесам света? Сохранились ли они сейчас?
Итоги VI конкурса и общий счет.
VII конкурс «Что дал миру Древний Восток».
По характеристике узнать изобретение, используя подсказку и переставив буквы. Назвать страну.
- М Х А Ш Ы Т А – это изобретение называлось «четыре рода войск», фигуры на доске напоминали правила военной науки? (шахматы, Индия)
- Г У М Б А А - её научились делать в 1 тыс.до н.э. из тряпья, бамбука, коры деревьев; её считали одним из «четырех сокровищ ученого» (бумага, Китай)
- В И А Л Ф А Т – благодаря этому изобретению стало гораздо проще овладеть грамотой. Этот новый вид письменности заимствовали многие народы, создав на его основе свою письменность (алфавит, Финикия)
- С О П М А К –это изобретение первоначально представляло собой ложку с длинной ручкой из намагниченного железа, которую помещали на гладкую деревянную подставку с делениями и она поворачивалась одной стороной на юг, другой на север (компас, Китай)
- Л О С К Е Т – легенда гласит, что купцы для приготовления пищи, не найдя камней, взяли куски каменной соды, которая расплавилась, смешалась с песком и от костра потекли струйки прозрачной жидкости (стекло, Финикия)
- Р А С А Х – это лакомство удивляло многих, про даже появилась загадка: «Белый, а не снег, хрустит на зубах, а не соль, на вкус слаще пчелиного мёда» (сахар, Индия)
- Р Ы Ф И Ц – без этого изобретения мы вряд ли могли бы познать такую науку, как математика. Это изобретение намного упростило счёт. и сегодня пользуемся ими, считая их арабскими, но это не так (цифры, Индия)
- К Ё Л Ш – это изобретение очень ценилось во всём мире. А способ его производства держали в строгой тайне. Отправляя его на запад по Великому пути, получая большую прибыль.(шёлк, Китай)
- К Х О Л О П – древних путешественников удивляло, что белая шерсть растет на кустах. Из него делали ткани тонкие и прочные (хлопок, Индия)
Итоги конкурса и общий счет.
VIII конкурс «Всякая всячина».
А) О ком или о чем идет речь?
1) Где писали на папирусе?
2) --------------- на пальмовых листьях?
3) ----------- на бамбуке?
4) ----------- на глине?
5) Где изобрели пурпурную краску?
6) Где появились первые монеты?
7) Где население делилось на касты?
8) Где число 60 считали священным?
Б) О ком идет речь?
1) «Именно он учил правителей заботиться о своих подданных, не мучить их суровыми наказаниями и не проявлять жестокость. Высшей добродетелью он называл уважение к старшим, считал, что мудрость – в знании старинных книг» (Конфуций).
2) Именно он учил, что « главное – личные достоинства человека, а не его происхождение» (Будда).
3) Он погиб произнося слова: «Умри, душа моя, вместе с мучителями моими» (Самсон, библейский герой).
4) Бог, согласно верованиям индийцев, создавший людей из разных частей своего тела (Брахма).
IX конкурс «Четвертый лишний».
- Амон – Исида – Шамаш – Анубис
- Саул – Крез – Давид – Соломон
- Воины – земледельцы – слуги – неприкасаемые
Подведение итогов урока и выявление победителей.
IV. Рефлексивно – оценочный этап.
Цель: оперативный анализ результатов совместной деятельности; определения уровня реализации задач урока. Заполнение анкеты (устно или письменно)
АНКЕТА
1. Как я усвоил материал?
а). Получил прочные знания, усвоил все вопросы.
б). Усвоил материал частично.
в). Необходимо еще поработать.
2. Как я работал, где допустил ошибки; удовлетворен ли своей работой?
а). Везде справился сам, удовлетворен своей работой.
б). Допустил ошибки (на каком этапе?)
в). Не справился (с какими заданиями?)
Сегодня на уроке мы вспомнили важные события, происходившие в странах Древнего Востока. Различие между этими странами настолько существенны, что учёные считают их объединение под общим заголовком условным. История этих государств разнообразна, охватывает огромный, многовековой пласт. Не случайно говорят, что «Восток – дело тонкое». Народы стран Востока и сегодня сохраняют многовековые традиции и обычаи, не всегда нам понятные. А чтобы лучше понимать, и нужно изучать историю. Особенно важно, что мы с вами осознаем какой вклад сделали народы Древнего Востока в развитии хозяйства и культуры всего мира.
Домашнее задание: подготовить творческие задания (составить кроссворд, головоломку, текст с ошибками, подобрать имена, пришедшие к нам из Древнего Востока и т.д.); в рабочей тетради выполнить обобщающие задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Древний Восток". Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе
Древний Восток". Повторительно-обобщающий урок в 5-м классе...
Презентация к уроку истории в 5 классе "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"
1. Отгадать страну.2.Определение личности.3.Найти лишнее.4.Соотнесение дат и событий.5. Решение кроссворда....
"Загадочный Восток" - повторительно-обобщающий урок по истории Древнего Мира
Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток". Материал содержит конспект урока и презентацию. Может использоваться на уроках истории Древнего Мира в 5 классе после изучения раздела "Древний ...
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древний Восток" 5 класс.
Тип урока: повторительно-обобщающийФорма урока: командная развивающая игра.Форма организации ученой деятельности: групповая /командная/Цели урока: Обобщить, систематизировать и закрепить знания ...
Повторительно-обобщающий интегрированный урок в 5 классе по истории-природоведению Соколовой Т.Н. и Базилюк Н.И. МБОУ СОШ №2 г. Волжского Волгоградской области
ТЕМА: Влияние природно-географических условий на жизнь и хозяйство жителей Древней Греции. Вулканы. Землетрясения....
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Древний Восток"
Разработка урока предназначена для повторения географического положения, природных условий, занятий населения, культурных достижений государств Древнего Востока....
повторительно-обобщающий урок "Древний Восток"
в презентации представлен материал для проведения повторительно-обобщающего урока в 5 классе "Древний Восток"...