Корень слова. 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Разработка урока по русскому языку по теме "Русский яык" в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_koren_slova.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: «Корень слова»
Цели:
образовательные:
- расширить знания о постановке тире между подлежащим и сказуемым;
- повторить способы выражения и виды сказуемого;
развивающие:
- развитие познавательной активности учащихся;
- развитие внимания, памяти, критического мышления;
- развитие речи учащихся;
воспитывающие:
- воспитание интереса к предмету;
- воспитание умения работать в группе.
Ход урока
I ВЫЗОВ
- Здравствуйте, ученики. Начинаем урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Перед вами лежат рабочие листки. Запишите фамилию и имя в правом верхнем углу. Запишите число и «классная работа». Третью строчку оставьте для записи темы.
1. Прием «Верите ли вы, что…»
– Итак, выполним первое задание, которое называется «Верите ли вы…». На экране будут появляться утверждения, вам нужно ответить «да», «нет».
1. Морфемика – это раздел науки, которая изучает
части речи. НЕТ
2. Морфемы – наименьшая значимая часть слова. ДА
3. Комната и комнаты – это формы одного и того же
слова. ДА
4. Основа слова – это часть слова без окончания. ДА
5. В слове грузовой основой является часть ГРУЗ- НЕТ
6. В слове хлебный окончание –ЫЙ. ДА
7. Окончание – главный носитель значения слова. НЕТ
– Проверим ответы и поставим плюсы, если ответы совпадают. На полях поставьте себе баллы по количеству плюсов.
– Объясните, почему 1, 5,7 утверждения неправильные (учащиеся объясняют). А что является главным носителем значения слова (корень слова). Сегодня на уроке мы с вами вспомним, что такое корень слова, и научимся подбирать однокоренные слова.
– Запишем тему урока «Корень слова».
II.ОСМЫСЛЕНИЕ
- Кроссенс
Посмотрите на слайд. Перед вами мыслительная загадка. На экране вы видите картинки. Можно ли их как-то связать между собой? Давайте попробуем найти пересечение смыслов данных картинок. Вам нужно догадаться, какой смысл заложен в этих рисунках и попытаться дать определение корню слова. Король-это главный значимый человек в королевстве. А как мы можем связать короля и кусочек торта. команда (это общее дело) и толковый словарь (общее лексическое значение) всех родственных и однокоренных слов. Итак, объединим все наши догадки и скажем, что такое корень слова. (Дети говорят)
- Сейчас откройте учебники и прочитайте правило на стр.13. (Один ученик громко читает правило) Правило из учебника и наши выводы совпадают? ( Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)
III РЕФЛЕКСИЯ – выход на применение знаний, полученных в ходе урока.
– А теперь, чтобы закрепить знания, выполните упражнение 392 из учебника. Спишите, обозначая в словах корень. Проверим, как вы выполнили упр. Поставьте на полях баллы. За каждое правильно выделенный корень по 1 б.
Физкультминутка. Я называю главное слово в “семье” и пытаюсь собрать его “родственников”. Если слово является однокоренным, то поднимаем ручки вверх и хлопаем. Если нет, то топаем ножками.
ПОЛЕ – полевой, полюшко, полочка, половик, поля; ПЕЧЬ – печка, печать, испечь; ГУСЬ – Гусенок, гусеница, гусыня, ПАР – парилка, парик, парный, паровоз.
Мы с вами собирали только однокоренные слова, но у других слов корень одинаковый по звучанию и написанию, но они различны по значению. Как вы думаете, как называются такие корни? (омонимичные)
Поиграем в такую игру, которая называется «Наполни мешок». Даны слова, корни которых совпадают по звучанию. Вам необходимо наполнить мешок только однокоренными словами. 1-ая группа работает с корнем –нос-, 2-ая - -вод-, 3-ья - -сер-.
За каждое правильно выбранное однокоренное слово ставим 1 балл.
Давно это произошло. Нашли люди корень -сад- и подумали: “Что с ним делать?” А корень и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое дерево”. Посадили люди корень, стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий... Много ростков появилось от корня-сад-.
- Какие слова могут вырасти из корня -сад-?Напишите однокоренные слова. назовите слова. которые у вас получились.
-Вот такое выросло Чудо-дерево, на котором вместо фруктов растут новые слова. (Вывешивается иллюстрация дерева с корнем -сад-).
- Что общего у всех слов? (Значение)
- Как называются слова этого дерева? (Однокоренные или родственные)
- В какой морфеме заключено общее лексическое значение однокоренных слов? (В корне)
Теперь посчитайте общие баллы. Если вы набрали от 10 до 12 баллов- 5, от 7 до 9 – 4, 4-6 – 3, если меньше, то 2.
Подведем итог урока.
1.Корень - …часть слова.
2.Корень выражает …
3.Корень слова выделяется с помощью подбора …
4.Одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению корни называются…
5.Омонимичные корни не являются …
6.Коренем слова называется…
IV Домашнее задание.
Выучить правило
Выполнить упр.395 стр.13
По желанию: написать лингвистическую сказку
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...
урок в 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"
Урок по русскому языкув 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"...
урок в 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"
Урок по русскому языкув 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе. На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» ...
Корень слова. Однокоренные слова
Цели и задачи:учебно – познавательные: Расширить содержание понятия «корень» как главной части слова, повторить способы образования однокоренных слов.интеллектуально – развивающие:Развивать умения нах...
УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»
Цель урока:ü создать условия для обобщения знаний детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов;Задачи урока:Образовательные:ü обобщить знания детей об однокоренных словах, о призн...
Урок русского языка в 5 классе "Корень слова. Однокоренные слова"
Конспект урока русского языка в 5 классе "Корень слова" (ФГОС)...