Тема урока | Корень слова и однокоренные слова
|
Тип урока | Урок усвоения новых знаний
|
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем усвоения и уровень овладения компетенциями): знать определение КОРНЯ СЛОВА (в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов), ПОНЯТИЕ «ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА» (могут быть словами одной части речи и относиться к разным частям речи); уметь правильно выделять корень слова, находить однокоренные слова, разграничивать в словах совпадающие по звучанию, но различающиеся по лексическому значению корни, находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов с указанными корнями. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта /приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
|
Формы работы | Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная
|
Оборудование урока | Интерактивная доска, ноутбук, проектор, раздаточный материал
|
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация по теме урока, раздаточный материал, аудиоприложение к учебнику |
УМК | Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1 [ А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я.Шмелева]; под.ред. А.Д.Шмелева.-М.: Вентана Граф, 2019.
|
Организационная структура (сценарий) урока |
Этап урока | Формы организации деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД Планируемые результаты |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Фронтальная | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Вступительное слово. - Добрый день ребята! Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, сегодня вы узнаете много нового и интересного.
| Слушание, участие в диалоге. Демонстрируют готовность к уроку. | П: осознают учебно-познавательную задачу. Р: планируют необходимые действия, операции. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний | Фронтальная | - Вспомните, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? (Морфемику.) - Продолжите предложения (слайд 2): - Морфемика – это…
- Морфема – это. . .
- Я знаю морфемы: . .
- Молодцы! Морфемика с радостью открывает двери перед вами!
| Отвечают на вопрос учителя. Смотрят презентацию. Продолжают предложения.
| П: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Р: принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают результаты своего труда, сопоставляют с эталоном. К: отвечают на вопросы других |
3. Постановка учебной задачи | Парная | 1. Работа в парах. Проблемная ситуация. - Составьте из морфем слова. (Раздать на каждую парту раздаточный материал). -Получились ли у Вас слова? 1 ряд
| под ник (окон) без н ый (дар) при н ый (двор) за к а (пис) | 2 ряд
| пере ок (лес) на н ый (столь) пере н ый (лёт) под ник (вод) | 3 ряд
| под ник (снеж) при ок (гор) с к а (дел) за к а (дум) |
- Вы, ребята, смогли составить слова из данных морфем? Почему? Чего не хватает?
Учитель добавляет необходимые морфемы для каждого ряда.
-А теперь попробуйте заново составить слова. Какие слова получились? (слайд 3)
-Какой можно сделать вывод?
-Какие Вы испытывали затруднения? С помощью какой морфемы Вы это преодолели? -И, действительно, ребята корень- это главная значимая часть слова.
| Учащиеся выполняют задание в парах. Проверяют получившиеся слова. Отвечают на вопросы.
| Л:осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. П: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют свои знания; осуществляют для решения учебных задач логические операции – анализ объектов с целью выделения признаков. Р: участвует в целеполагании, планирует достижение поставленной цели, выдвигает свои версии, находит и исправляет ошибки; К: организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают в паре: находят общее решение; излагают свое мнение, строят небольшие монологические высказывания, участвуют в диалоге, используют речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
4. Выявление места и причины затруднения и построение проекта выхода из затруднения | Индивидуальная, фронтальная | - Ребята, отгадайте загадку (слайд 4). Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту, Я не вверх, а вниз расту. - Что это? (Корень) - Правильно. - Итак, какая же тема сегодняшнего урока?. - Запишите тему урока в тетрадь «Корень слова и однокоренные слова» (слайд 5). Как ствол и ветви дерева растут из корня, так и родственные слова появляются из одного корня. Во многих словах корни спрятаны, как и в дереве, мы их не видим. - Давайте попробуем выполнить следующее задание. Ребята, перед вами слова (слайд 6), запишите их в тетрадь: Котелок, кошка, котище, кошачий, котик. - Что общего у этих слов? Какое слово лишнее? Почему? - Как называются слова с одинаковыми корнями? - Выделите в тетради одинаковые корни. | Учащиеся отгадывают загадку. Выполняют задание в тетради. Отвечают на вопросы.
| П: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Р: принимают и сохраняют учебную задачу. К: задают вопросы, отвечают на вопросы других |
5. Первичная проверка изученного материала | Индивидуальная, фронтальная | - Обратимся к учебнику на стр. 158. Работа по формулированию теоретического материала, сопоставление выводов с материалом учебника, выполнение упр. 39 (слайд 7).
| формулируют определение термина «Корень слова». Сопоставляют с правилом в учебнике. Выполняют тренировочное упражнение №39.
| Л: Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся. П: Читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно находят ее в материале учебника. |
6. Этап углубления знаний. | Индивидуальная, фронтальная, групповая | - Многие слова в современном русском языке исторически являлись однокоренными. Со временем значения этих слов изменились. Узнать истинное происхождение и историю слов нам поможет Этимологический словарь и наука Этимология - (от греческого “истина” + “понятие, учение”) – раздел языкознания, изучающий происхождение и историю слов (слайд 8).
- Я предлагаю вам прочитать по ролям удивительную историю и выяснить, какие же слова исторически были однокоренными (слайд 9).
Однажды словарь однокоренных слов пригласил к себе в гости слова: Копейку, Колесо, Лопату, сказав при этом, что они могут прийти со своими родственниками.
Как же был озадачен Словарь однокоренных слов, когда увидел, что Копейка пришла с Копьём, Колесо — с Кольчугой, Лопата — с Лопухом... Он не знал, почему Копейка и Копьё, Лопата и Лопух, Колесо и Кольчуга родственники, и попросил их рассказать ему об этом. Вот что рассказали слова.
К о п е й к а. Я произошла от слова копьё, а не от слова копить, как думают некоторые. На одной из первых русских монет был изображён всадник с копьём. Копьё является моим отцом-батюшкой. К о л ес о. Кольчуга — моя сестра. В старину слово коло значило колесо, круг. Старинное снаряжение кольчуга — это рубашка из металлических колец для защиты от ударов меча, копья. Произошла кольчуга от слова кольцо. У нас с ней одинаковые корни. Вот почему мы родственники. Л о п а т а. Лопух — мой брат. У нас один родитель — существовавшее в старину лоп — плоское расширение, лист. От него я, Лопата, образовалась с помощью суффикса -ат, а Лопух — с помощью суффикса -ух. (И. М. Подгаецкая) - Итак, какие же слова изначально являлись родственными (слайд 10)? | Смотрят презентацию. Читают по ролям. Отвечают на вопрос.
| П: Извлекают необходимую информацию. К: Строят монологическое высказывание. Р: Планируют групповую работу, определяют свою роль в группе. |
7. Закрепление
| Индивидуальная, фронтальная | - Предлагаю вам выполнить упражнение 40 на стр. 159. Для этого вам нужно разделить страницу на 2 столбика, внимательно прослушать аудиозапись и записать слова в нужный столбик.
- Проверяем правильность выполнения упражнения по цепочке.
| Ученики слушают аудиоприложение, делают выбор. Отвечают по цепочке.
| Л: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. П: слушают, извлекая нужную информацию. Р: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
| Индивидуальная, фронтальная | - Какие знания помогли вам сегодня справиться с работой? - Что нового вы узнали на уроке? - Для чего необходимо знать этимологию слова? - Что на уроке было самым интересным? - Самым трудным? (слайд 11)
| Отвечают на вопросы.
Подводят итоги урока под руководством учителя, оценивают себя и товарищей.
Записывают домашнее задание. | Л: оценивают содержание усваиваемого материала. П: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Р: самостоятельно планируют необходимые действия, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. К:формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
9. Домашнее задание | Индивидуальная
| - Продолжите работу дома, выполните домашнее задание: стр. 158, §5, упр. 43 (слайд 12) | Записывают задание в дневник.
Подают дневники для оценки учителю. |
|