Формирование функциональной грамотности учащихся основной школы на уроках русского языка
статья по русскому языку
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Важно, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры. В обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни. Высокий уровень сформированного функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, саморазвивающийся, самосовершенствоваться и самореализовываться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование функциональной грамотности учащихся основной школы на уроках русского языка
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Важно, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры. В обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни. Высокий уровень сформированного функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, саморазвивающийся, самосовершенствоваться и самореализовываться.
Что же такое «функциональная грамотность?». Данное понятие определяют как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей.
Для того, чтобы считаться функционально грамотным, учащийся должен обладать следующими навыками:
- Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенно адаптироваться в среде;
- Умение самостоятельно решать учебные и бытовые задачи;
- Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности – в школьном классе.
- Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
Педагог, желающий повысить у учащихся функциональную грамотность, может прибегать на уроках к следующему:
- Формировать у учеников орфографические навыки через развитие познавательных интересов к предмету;
- Учить обнаруживать ошибку в письменном тексте;
- Отрабатывать с учащимися основные орфографические и пунктуационные навыки;
- В процессе обучения ребёнка применять правила на практике;
- Развивать у учащихся вербальные и невербальные функции, различные виды памяти;
- Обогащать словарный запас учащихся.
При этом термин «функциональная грамотность», безусловно, шире, чем понятие «грамотность», подразумевающее умение читать и писать. Современные исследователи утверждают, что формирование такой грамотности является в настоящее время приоритетом не только школы, но и общества в целом.
На уроках русского языка можно выделить несколько основных видов функциональной грамотности:
- Коммуникативная грамотность, показывающая, что ребёнок свободно владеет всеми видами речевой деятельности, может адекватно понимать устную и письменную речь, выражать свои мысли.
- Информационная грамотность, предполагающая умение ученика искать информацию в разных источниках.
- Деятельностная грамотность – проявление организационных умений и навыков.
Благодаря формированию функциональной грамотности, обучение русскому языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/14/picture-683430-1447484738.jpg)
«Задания на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы»
Представлена модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/25/picture-1045050-1529917302.jpg)
Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы
Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/25/picture-1045050-1529917302.jpg)
Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы
Роимеры заданий по функциональной грамотности для учащихся основной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/17/picture-395862-1579256221.jpg)
Формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы на уроках математики.
Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидер...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/04/picture-454433-1401904795.jpg)
Использование кейс-технологии на уроках французского языка как средство формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы
Использование новых образовательных технологий, в частности, кейс-метода в сочетании с традиционными формами обучения способствует оптимизации учебного процесса, позволяет продуктивнее усваивать пройд...
Методы и принципы формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся основной школы
Функциональная грамотность на ступени общего образования может рассматриваться как метапредметный образовательный логичный итог. Уровень образованности подразумевает использование приобретенных навыко...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/06/picture-1526471-1717640989.jpg)
Демонстрация результативного педагогического опыта на методической площадке «Формирование функциональной грамотности в основной школе»
Математическая грамотность.- что такое математическая грамотность;-структурные компоненты заданий, направленных на развитие математической грамотности;-примеры заданий и параметры отбора заданий из УМ...