Формирование функциональной грамотности учащихся основной школы на уроках русского языка
статья по русскому языку

Печенегова Анна Леонидовна

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Важно, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры. В обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни. Высокий уровень сформированного функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, саморазвивающийся, самосовершенствоваться и самореализовываться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx15.21 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности учащихся основной школы на уроках русского языка

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Важно, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры. В обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни. Высокий уровень сформированного функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, саморазвивающийся, самосовершенствоваться и самореализовываться.

Что же такое «функциональная грамотность?». Данное понятие определяют как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей.

Для того, чтобы считаться функционально грамотным, учащийся должен обладать следующими навыками:

  1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенно адаптироваться в среде;
  2. Умение самостоятельно решать учебные и бытовые задачи;
  3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности – в школьном классе.
  4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.

Педагог, желающий повысить у учащихся функциональную грамотность, может прибегать на уроках к следующему:

  1. Формировать у учеников орфографические навыки через развитие познавательных интересов к предмету;
  2. Учить обнаруживать ошибку в письменном тексте;
  3. Отрабатывать с учащимися основные орфографические и пунктуационные навыки;
  4. В процессе обучения ребёнка применять правила на практике;
  5. Развивать у учащихся вербальные и невербальные функции, различные виды памяти;
  6. Обогащать словарный запас учащихся.

При этом термин «функциональная грамотность», безусловно, шире, чем понятие «грамотность», подразумевающее умение читать и писать. Современные исследователи утверждают, что формирование такой грамотности является в настоящее время приоритетом не только школы, но и общества в целом.

На уроках русского языка можно выделить несколько основных видов функциональной грамотности:

  1. Коммуникативная грамотность, показывающая, что ребёнок свободно владеет всеми видами речевой деятельности, может адекватно понимать устную и письменную речь, выражать свои мысли.
  2. Информационная грамотность, предполагающая умение ученика искать информацию в разных источниках.
  3. Деятельностная грамотность – проявление организационных умений и навыков.

Благодаря формированию функциональной грамотности, обучение русскому языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Задания на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы»

Представлена модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...

Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...

Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы

Роимеры заданий по функциональной грамотности для учащихся основной школы...

Формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы на уроках математики.

Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидер...

Использование кейс-технологии на уроках французского языка как средство формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы

Использование новых образовательных технологий, в частности, кейс-метода в сочетании с традиционными формами обучения способствует оптимизации учебного процесса, позволяет продуктивнее усваивать пройд...

Методы и принципы формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся основной школы

Функциональная грамотность на ступени общего образования может рассматриваться как метапредметный образовательный логичный итог. Уровень образованности подразумевает использование приобретенных навыко...

Демонстрация результативного педагогического опыта на методической площадке «Формирование функциональной грамотности в основной школе»

Математическая грамотность.- что такое математическая грамотность;-структурные компоненты заданий, направленных на развитие математической грамотности;-примеры заданий и параметры отбора заданий из УМ...