«Задания на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы»
учебно-методический материал по биологии (5 класс)

Агапчева Раиса Емельяновна

Представлена модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agapcheva_r.e._zadaniya_na_formirovanie_funkts.gram_.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Задания на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы»

Агапчева Раиса Емельяновна,

учитель биологии и химии

ГБОУ ООШ с. Заволжье м. р. Приволжский

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы

Структура работы:

Задание №1 (составлено самостоятельно)

Предмет, тема:    Биология. «Роль бактерий в природе и жизни человека»

5 класс

Текст учебного задания с практико-ориентированным содержанием и формулировкой вопросов по уровням сложности

  Что бы произошло, если бы с поверхности Земли вдруг исчезли  бактерии

В первую  очередь  кажется, что это приведет к исчезновению многих болезней, таких как холера, туберкулез, сибирская язва. Однако, с другой стороны, прекратится или существенно ослабится круговорот веществ, в результате чего начнут накапливаться органические остатки, которые вскоре покроют всю поверхность Земли, препятствуя жизнедеятельности растений. Отсутствие клубеньковых бактерий еще в большей степени будет затруднять жизнь растений. Исчезновение циановых  бактерий вместе с угнетением развития растений приведет к ослаблению процессов накопления органического вещества на Земле и образования кислорода, что создаст существенные препятствия в жизнедеятельности других организмов. Масштабы экологической катастрофы будут настолько значительными, что отсутствие витаминов, синтезируемых симбиотическими бактериями, и продуктов питания, приготавливаемых с помощью прокариот, на этом фоне представляются совсем незначительными.

Вопрос 1

(3 уровень. Применение)

Для получения лекарственных препаратов используют некоторые бактерии . Какие особенности этих организмов лежат в основе их использования?

Сравните их строение  с процессами жизнедеятельности, а затем обоснуйте свой ответ.

Вопрос 2

(5 уровень

Синтез)

Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы:

- Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке?

- Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете?

Составьте  памятку «Как предохранить продукты питания от гниения?»

Вопрос 3

(6 уровень.

Оценка)

 Используя текст задания, учебника, иные источники знаний, составить схему использования  бактерий человеком. Оцените значение бактерий в жизни человека

Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии. Оцените значение бактерий для нашей  планеты.

Типовая задача для учащегося 1

Обосновать использование бактерий для получения лекарственных препаратов на основе сравнения строения и жизнедеятельности бактерий.

Суть ПД: демонстрировать умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях,  «перенос».

Типовая задача для учащегося 2

Составить памятку «Как предохранить продукты питания от гниения?»

Суть ПД: 

демонстрировать умение комбинировать элементы, чтобы получился новый продукт.

Типовая задача для учащегося 3

Оценить значение бактерий для человека и в жизни планеты Земля.

Суть ПД:

оценить значение того или иного материала по четким критериям. Критерии задаются  извне.

Планируемый образовательный результат 1

Обучающийся  сопоставляет строение и процессы жизнедеятельности бактерий  и обосновывает их использование для получения лекарственных препаратов.

Некоторые бактерии  в процессе своей жизнедеятельности выделяют антибиотики и гормоны.

Они не требовательны  к условиям жизни и быстро размножаются

Планируемый образовательный результат 2

Обучающийся  составляет памятку «Как предохранить продукты питания от гниения?»

Гниение продуктов вызывают гнилостные бактерии. Их активность и размножение угнетают: 1.низкая температура 2.отсутствие влаги 3.присутствие некоторых веществ -консервантов (уксусной и других пищевых  кислот, большого количества поваренной соли и др.) Чтобы продукты не портились, их хранят в замороженном, консервированном, сухом виде, создавая неблагоприятные условия для жизни бактерий гниения.

Планируемый образовательный результат 3

Обучающийся оценивает роль бактерий в жизни человека и планеты и делает вывод.

 Использование бактерий человеком:

1. Они помогают человеку усваивать и переваривать пищу, а также синтезировать полезные витамины. Польза кишечных бактерий заключается в укреплении иммунитета. Также они снижают риск проникновения опасных микробов.

2. В очистных сооружениях.

3 В быту и пищевой промышленности.

4. В микробиологическом синтезе;

5. Для получения ряда лекарств.

6. Бактериальные препараты помогают бороться с вредителями сельского и лесного хозяйства.

7.Используют для силосования зеленых кормов

 Без бактерий  жизнь на Земле была бы невозможна. Они являются составной частью пищевой цепочки всех живых организмов. Они перерабатывают продукты их жизнедеятельности.

Без бактерий не могут существовать и растения. Благодаря бактериям планета Земля не испытывает недостатка в кислороде.

Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося:  естественнонаучная

Задание №2 (составлено самостоятельно)

Предмет, тема   Биология «Кровь, её состав»

8 класс

Текст учебного задания с практико-ориентированным содержанием и формулировкой вопросов по уровням сложности  

Кровь человека представляет собой красную непрозрачную жидкость. При центрифугировании она  разделяется на два слоя: верхний слой – слегка желтоватая жидкость - плазма и нижний -осадок темно-красного цвета. Осадок образован  форменными  элементами  (клетками крови):эритроцитами, лейкоцитами и кровяными пластинками (тромбоцитами). И хотя врачи научились  определять по состоянию крови тип заболевания, лечить многие болезни. Но остается много опасных заболеваний крови. Одно из них гемофилия. Гемофилия -генетическая болезнь, связанная с нарушением свертываемости крови. Из-за нехватки одного из факторов, участвующих в свертывании, тромб, препятствующий кровопотери, образуется очень медленно или не образуется вообще. Эта наследственная аномалия проявляется лишь у мужчин, в то время как женщины являются носительницами данного гена,  но редко подвержены болезни. У больных гемофилией  даже незначительные раны, могут привести к смертельным кровопотерь

Вопрос 1

(3 уровень. Применение)

Известно, что при глубоких порезах следует наложить жгут выше раны и отвезти раненого человека в больницу для наложения швов.  Обоснуйте ответ: поможет ли наложение жгута   больному гемофилией при порезах. Предположите способ, позволяющий помочь больному  гемофилией при порезах.

Вопрос 2

(4 уровень

Анализ)

Сопоставьте тексты  с рисунками, проанализируйте состав  крови. Составьте перечень основных свойств крови, с точки зрения её состава.

1. Эритроцит – двояковогнутый безъядерный диск, содержащий пигмент гемоглобин (гемо– железо; глобин– белок). Основная функция: перенос кислорода.

2. Тромбоциты – маленькие кровяные пластинки, латающие «пробоины» в сосудах, содержащие тромбопластин и участвующие в свертываемости крови.

3. Лейкоциты – «мохнатые» белые шарики, способные к «пожиранию» инородных тел (вирусов и бактерий), отвечающие за иммунитет.

а            б           в

\

Вопрос 3

 (5 уровень

Синтез)

 

На основании иных источников знаний предложите новый  вариант помощи больным гемофилией.

Найдите

необычный способ,

позволяющий уменьшить угрозу  жизни  больного при травмах.

Типовая задача для учащегося 1

Обосновать ответ о наложении жгута больному гемофилией при порезах.

Предположить способ, позволяющий помочь больному  гемофилией при порезах

Суть ПД: демонстрировать умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях,  «перенос».

Типовая задача для учащегося 2

Сопоставить тексты   описания форменных элементов крови с рисунками, выполнить анализ состава крови и перечислить её.свойства

Суть ПД:  демонстрировать умение вычислять части целого, выявлять взаимосвязи, осознавать принципы организации целого.

Типовая задача для учащегося 3

Предложить новый вариант помощи больным гемофилией, найти необычный способ уменьшения угрозы жизни больного при травмах.

Суть ПД:  демонстрировать умение комбинировать элементы, чтобы получился новый продукт.

Планируемый образовательный результат 1

Обучающийся  обосновывает ответ и предполагает способ, позволяющий помочь больному  гемофилией при порезах

Наложение жгута и  швов  при  порезах не поможет  больному  гемофилией ,так как у здорового человека эти меры способствуют остановке кровотечения за счет образования тромба, а у  больных гемофилией тромб не образуется. Поскольку не хватает одного из факторов свертываемости, то даже наложение жгута лишь уменьшит скорость кровотечения, но не остановит его. Ему нужно ввести в кровь один из недостающих факторов свертываемости.

Планируемый образовательный результат 2

Обучающийся

сопоставляет тексты с рисунками, анализирует состав  крови  и  на этой  основе перечисляет свойства крови.

Ответ:  1 - а,  2-  б,  3-в

 Кровь состоит из плазмы и форменных элементов, эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов(кровяных пластинок)

Основные свойства  крови: дыхательная, защитная, регуляторная, терморегуляция, свёртываемость.

Планируемый образовательный результат 3

Обучающийся, используя   иные источники знаний  (научная литература, интернет-ресурсы, консультации с медицинскими работниками и др.) предлагает  свой вариант  помощи и необычный способ уменьшения угрозы жизни больного гемофилией.

Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося : естественнонаучная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...

Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы

Роимеры заданий по функциональной грамотности для учащихся основной школы...

Формирование функциональной грамотности учащихся основной школы на уроках русского языка

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Важно, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры. В обществе, умел выстраи...

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы по английскому языку в 8 классе по теме "Здоровье"....

Формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы на уроках математики.

Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидер...

Демонстрация результативного педагогического опыта на методической площадке «Формирование функциональной грамотности в основной школе»

Математическая грамотность.- что такое математическая грамотность;-структурные компоненты заданий, направленных на развитие математической грамотности;-примеры заданий и параметры отбора заданий из УМ...