Методы и принципы формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся основной школы
статья по математике
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методы и принципы формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся основной школы
В педагогическом энциклопедическом словаре говорится: «МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения» [2].
Понятие «метод обучения» ученые и учителя трактуют по-разному. Д. Н. Тихомиров понимает его как «способ передачи другими познаний...», К. В. Ельницкий понимает понятие «метод обучения» как «вообще все способы, приемы и действия учителя», а С. А. Ананьев понимает его как «совокупность координированных приемов учителя» [3].
Методы обучения – категория историческая, они изменяются с изменением целей и содержания образования. В настоящее время в дидактике не существует единой, общепризнанной всеми специалистами определенной классификации методов обучения. По дидактическим задачам выделяются методы:
1)приобретения знаний;
2)формирования умений и навыков;
3)анализа и применения знаний;
4) синтеза знаний и творческой деятельности;
5) коррекции и контроля.
При использовании методов обучения в педагогической деятельности на уроках математики, физики, химии и т.д., педагоги должны понимать, что методы обучения различные, и они обладают большим числом характеристик, то необходимо привести классификацию данных методов.
Классификация методов обучения, которые можно использовать для формирования функциональной грамотности приведены в таблице 1.
Таблица 1
Группы методов обучения
По источнику изложения учебного материала и характеру восприятия информации | • Словесные методы – рассказ, беседа и объяснение; • Наглядные методы – демонстрации, наблюдение и экскурсии; • Практические методы обучения – практические и лабораторные работы |
По характеру учебно – познавательной деятельности | • Продуктивный метод; • Объяснительно – иллюстративный метод – лекция, рассказ, демонстрационные опыты, экскурсия; • Метод проблемного изложения; • Частично – поисковый метод; • Исследовательский метод |
По основным компонентам деятельности учителя |
учебной деятельности – словесные, наглядные, практические, проблемные, исследовательские; • Методы стимулирования и мотивации учащихся – дидактические игры, ситуация успеха; • Методы контроля и самоконтроля – устный и письменный контроль, практические и лабораторные работы |
Методы обучения должны соответствовать определенным требованиям:
1)должны быть определены целями урока;
2)должны быть способны повышать активность учащихся в учебном процессе;
3)должны гарантировать понимание материала на высоком уровне;
4)должны повышать познавательную активность учащихся и развивать самостоятельное мышление.
Интерактивные методы – это методы, благодаря которым можно активизировать познавательную деятельность учащихся в их учебной деятельности, а также гарантировать активное, деятельностное взаимодействие учащихся в процессе обучения. Интерактивные формы и методы обучения могут заключать или сочетать в себе все особенности вышеназванных методов. В общей сложности, задача интерактивного обучения заключается в использовании таких форм и методов, которые обеспечивали бы активность как процесс взаимообусловленного влияния друг на друга, предполагающий вызов ответной реакции на то или иное поведение или ситуацию, этим самым создавая условия для выработки активной позиции каждого участника обучения, снятия комплекса, что делает процесс обучения более творческим и увлекательным [5].
В современной педагогике принципы обучения выражают определенные объективные закономерности обучения и понимаются как исходные положения, определяющие деятельность учителя и учащихся в целях формирования функциональной грамотности. Принципы обучения, обусловливающие стратегию и тактику обучения, являются необходимыми средствами в построении системы учебного процесса и ее компонентов и являются условиями для нормального процесса образовательной деятельности.
Природа принципов обучения, их номенклатура, содержание и функции испытывают различные изменения, вызываемые, с одной стороны, уровнем развития науки, техники и технологий, социально-экономическими условиями жизни общества, а с другой стороны – теми задачами, которые наше общество ставит перед системой образования.
В педагогике в настоящее время наблюдается различный подход к характеристике принципов обучения: психологический, кибернетический, методический и так далее. В современных исследованиях принципы обучения имеют преимущественно историко-педагогическое и психологическое обоснование и, несмотря на различие в их названии и количестве, выражают одни и те же тенденции в понимании закономерностей обучения. Эти подходы в условиях интенсификации учебного процесса и задачи формирования функциональной грамотности учащихся приобретают особое значение и актуальность.
Как показал в своей работе К. Ю. Бабанский в педагогике накоплено достаточно много научных идей, теоретических положений, которые непосредственно направлены на интенсификацию учебного процесса. Принципы комплексного решения задач образования, воспитания и развития функциональной грамотности, а также сознательности и активности учащихся, ориентируют учителей на развитие именно функциональной активности с использованием приобретаемых знаний [1].
При формировании функциональной грамотности особое значение имеет система оценивания учебной деятельности учащихся. В отличие от традиционной системы оценивания, оцениваемые параметры разделяются на критерии. В каждом критерии выделены уровни знаний, умений и навыков, а также деятельностные показатели. Система оценивания делится на текущую, формирующую и итоговую. В конце четверти или полугодия ученик получает определенную совокупность баллов, которые подразделяются на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Как мы видим, при этом виде оценивания ученик имеет больше возможностей показать, проявить себя. Предлагаемые механизмы развития функциональной грамотности школьников определены с учетом результатов международных исследований.
Оценивание функциональной грамотности проходит ежегодно в школах России, в которой оцениваются основные составляющие: математическая, финансовая, читательская и естественнонаучная грамотность. Каждый год приоритетной областью становится один из видов функциональной грамотности, в 2021 году основной областью была математика. Оценка умений функциональной грамотности происходит исходя характеристики заданий, которая включает в себя: содержательную область оценки, компетентностную область оценки, контекст, уровень сложности, формат ответа, объект проверки. Система оценивания меняется в зависимости от уровня сложности задания, а именно низкий уровень сложности – 1 или 0 баллов, средний и высокий уровень сложности – 2, 1 или 0 баллов.
Как показывают результаты стран, стабильно лидирующих в исследованиях PISA и TIMSS на развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:
1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);
2)формы и методы обучения;
3)система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4)программы внешкольного, дополнительного образования;
5)модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
6)наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными;
7)активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования. Для формирования функциональной грамотности можно успешно использовать различные методы обучения в зависимости от конкретной ситуации в конкретной учебной деятельности.
Таким образом, результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой знаний, умений и навыков, позволяющих молодым людям эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации. Данные ЗУНы проверяются международным исследованием PISA по трем основным видам функциональной грамотности: математической, читательской, финансовой и естественно-научной.
Список литературы:
- Бабанский, Ю. К. Интенсификация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. – Москва: Знание, 1987. – 80 с.
- Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. БимБад. – Москва: большая рос. энцикл., 2002. – 528 с.
- Леонтьев А. А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / А. А. Леонтьев. – Москва: Баласс, 2003. – 35 с.
- Математическая грамотность: сборник эталонных заданий. – выпуск 2, ч. 2 / под ред. Г. С. Ковалева, Л. О. Рослова, К. А. Краснянская, О. А. Рыдзе. – Москва; Санкт – Петербург: Просвещение, 2020. – 80 с.
- Новиков, М. Ю. Возможности применения мобильных технологий в школьном курсе информатики /М. Ю. Новиков // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 6. – С. 98–105.
- Перминова, Л. М. Формирование функциональной грамотности учащихся: культурологический подход: учеб.-метод. пособие) / Л. М. Перминова. – Москва: Московский ин-т открытого образования, 2009. – 131 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете. Тема "Работа над функциональной грамотностью учащихся старшей школы как инструмент формирования УУД"
«Работа над функциональной грамотностью учащихся старшей школы как инструмент формирования УУД» (слайд 1) Мы ...
«Задания на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы»
Представлена модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...
Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы
Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы...
Примеры заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы
Роимеры заданий по функциональной грамотности для учащихся основной школы...
Формирование функциональной грамотности учащихся основной школы на уроках русского языка
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Важно, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры. В обществе, умел выстраи...
Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы
Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы по английскому языку в 8 классе по теме "Здоровье"....
Формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы на уроках математики.
Современная система школьного образования переживает большие изменения в своей структуре, на передний план в данный момент выходят требования общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидер...