Урок русского языка "Слитное и раздельное написание не с наречиями"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание не с наречиями на  –о и –е»

Тема: «Слитное и раздельное написание не с наречиями на  –о и –е»

Тип  урока: комбинированный

Цель:

1. Образовательная: знакомство с правилом правописания написании не с наречиями на

–о и –е;

- обобщение  и систематизация сведений о правописании не с частями речи, изученными ранее;

 - выработка практического умения различать слитное и раздельное написание не с разными    частями речи.

2. Развивающая:

  -способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.  

3. Воспитательная:

-формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Задачи:

  1. Формировать навык написания не с наречиями на -О, -Е;
  2. Повторить правописание не другими частями речи;
  3. Совершенствовать навык синтаксического разбора предложения;

4. Развитие орфографической  грамотности у обучающихся;

  1. Развивать монологическую речь учащихся на основе устных ответов;
  2. Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: схемы, карточки.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

3. Лингвистическая разминка.

4. Объяснение нового материала.

5. Закрепление полученных знаний.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

(Записать  в рабочих тетрадях число, тему урока, сообщить цель урока)

  1. Проверка домашнего задания. Упражнение 221

1) Устная проверка домашнего упражнения (класс)

2) Синтаксический разбор предложения на доске из домашнего упражнения. (1 учение)

3.  Лингвистическая разминка.

Задание: Расставьте ударение в словах, выпишите 1вариант – слова, в которых ударение падает на 1,2 слог, 2 вариант - слова, в которых ударение падает на 3,4 слог. (Слова записаны на доске)

Предположить, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, торты, туфля.

4. Объяснение нового материала.

1. Повторение.

Не с именами прилагательными

                                      С                                                                    Р

                          1.   Не употребляется                                 1. Противопоставление

                           2. синоним                                                      союзом а.

                                                                                                2. Слова: далеко не, вовсе не,

                                                                                                                отнюдь не, нисколько не,

                                                                                                                никогда не.

    2. Составим алгоритм

                   1. Определить часть речи

                   2. Употребляется ли оно без не

                                                                       

             Да                                                       Нет (Слитно: неряшливый)

                 

 1. Противопоставление                              

      ( не веселый, а грустный)

 2. Слова  далеко не…

      (Далеко не веселый)

- Допишите в заглавие алгоритма слово наречие

- Проверьте правильность алгоритма по материалам учебника п.41

  1. Закрепление полученных знаний.

     1. Выполнение упражнения 222

   

     2. Игровая разминка. “Третий лишний”

1. Спишите, раскройте скобки, обозначьте орфограмму, найдите и подчеркните третье лишнее:

а) (не) мало; совсем (не) хорошо; (не) лепо;

б) (не) интересно, а скучно; (не) брежно; ничуть (не) поздно;

в) (не) жданно; (не) ряшливо; (не) далеко, а близко

г) вовсе (не) красиво; (не) верно; (не) крепко

    3. Выборочный диктант

-Выберите из текста слова с не в два столбика: пишется слитно, пишется раздельно.

( 2 ученика у доски)

      Мы продвигаемся медленно поперек лесной речонки. Мне (не)множко жутко, так как я  ничего, даже  воды (не) вижу, но я все же ничем (не) выдаю своего страха. Наконец мы выходим на песчаный берег рядом с (не)большой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь (не)сколько посветлела.

От земли поднялся туман. На его сером фоне (не)ясно вырисовываются ближайшие сосны. В их (не)подвижности  чувствуется что-то суровое. Я (не) знаю, много ли проходит времени. Внезапно мой слух поражается странными звуками так, что я внезапно вздрагиваю от (не)ожиданности. Что бы это могло быть? Я никак (не) могу определить, что это за звуки. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес (не)медленно откликается на них звонким и чистым отзвуком.

  1. Выполнение упражнения № 223

Задание:  Прочитайте задание к упражнению № 223. Выполните его самостоятельно по вариантам:

1-ый вариант- 1,2 предложение

2-ой вариант - 3,4 предложение

Определите у слов с НЕ часть речи.

  5. Проверочная работа. Тест

1. В каких из данных слов не пишется слитно:

А) (не)погода

Б) (не)серьёзно,  а беспечно

В) (не)правильно пишет

Г) (не)цветёт

2. В каких из данных слов не является приставкой:

А) вовсе не легко сделать

Б) (не)взлюбить

В) (не)сложная задача

Г)(не)годовать

3. Не с наречиями на –о,-е пишется слитно:

А) поступил (не)лепо

Б) написал (не)брежно, но правильно

В) повторил (не)быстро,а медленно

Г) выглядел отнюдь (не)красиво

4 Не с наречиями на –о,-е пишется раздельно:

А) (не)разумно,а глупо

Б) (не)погода

В) (не)большой,но рыбный

Г) ничем (не)выдаю

5. Не является частицей:

А) (не)ряха

Б) (не)ясная погода

В) (не)навидит

Г) (не)любит

6. Подведение итогов урока и выставление оценок.

         1) Рефлексия:

             На доске: «Я узнал…»

                               «Я научился…»

                               «У меня возник вопрос…»

                               «Я не понял…»

         2) Выставление оценок за урок

7. Домашнее задание.

       1 уровень - упражнение 224

       2 уровень- записать5 пословиц, где есть слова с орф. № 57

3 уровень. - написать миниатюру о бережном отношении к природе, употребив наречия на -о и -е с НЕ

Литература

  1. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А.

Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.-М.: Просвещение, 2013

  1. Русский язык. 7 класс. Поурочные планы по учебнику  М.Т. Баранова и др. «Русский язык.  

7 класс»/ Авт.-сост. Н.В. Сиденко.- Волгоград: Учитель, 2008.

3. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя. – М.: Просвещение,

    2003.

4. Кучеренко Н. Д. Орфография. Русский язык в теории и практике. – М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Слитное раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е".

Презентация урока по  данной теме с использованием интерактивной доски.  Применены различные формы работы на уроке: фонетическая зарядка, анализ текста на экологическую тему, работа сорфогра...

Конспект урока с презентацией "Слитное и раздельное написание НЕ с наречием"

Материал для урока "Слитное и раздельное написание НЕ  с наречием"...

Урок-модуль русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О и Е".

Конспект урока русского языка в 7-м классе  "Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О и Е."...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему :" Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О, Е"

Цель урока:1. Образовательная: повторить правописание НЕ с разными частями речи; сформировать умение написания НЕ с наречиями на О, Е.2. Развивающая: развивать навыки грамотного письма, умение аргумен...

Конструкт урока в 7 классе.Перевод информации из графического или символьного значения в текстовое и наоборот. Конструкт урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями».

Конструкт урока в 7 классе.Перевод информации из графического или символьного значения в текстовое и наоборот. Конструкт урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с наре...