Реализация проекта «Инженерное мышление в художественной литературе» на уроках гуманитарного цикла
статья по литературе

Инякина Наталья Анатольевна

Аннотация. В рамках инновационной деятельности по направлению «Развитие инженерного мышления и технических способностей обучающихся» учащимися совместно с руководителями был создан проект «Инженерное мышление в художественной литературе».

Ключевые слова. Инженерный, мышление, проект, реализация, текст, профессия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация проекта «Инженерное мышление

в художественной литературе» на уроках гуманитарного цикла

Чуклина Т. А., учитель русского языка и литературы,

Инякина Н.А., учитель русского языка и литературы,

МБОУ №12 «Гимназия №12»

Ленинск-Кузнецкий ГО

Аннотация. В рамках инновационной деятельности по направлению «Развитие инженерного мышления и технических способностей обучающихся» учащимися совместно с руководителями был создан проект «Инженерное мышление в художественной литературе».

Ключевые слова. Инженерный, мышление, проект, реализация, текст, профессия.

2019-2020 учебный год для МБОУ «Гимназия №12» ознаменовался  присвоением статуса региональной инновационной площадки по направлению «Развитие инженерного мышления и технических способностей обучающихся» по теме «Формирование инженерного мышления обучающихся в процессе проектной и исследовательской деятельности в общеобразовательной школе». Как организовать работу по формированию инженерного мышления в гуманитарной гимназии? Конечно, анализируя художественное произведение, но через призму восприятия инженерного мышления. Наглядным тому примером могут служить художественные произведения из области научной фантастики. Научная фантастика потому и называется научной, что основывается на достижениях современных автору исследователей и пытается предположить, какими будут технологии будущего. Так, в знаменитом произведении «451 градус по Фарингейту», созданном  Рэем Брэдбери в 1953 году, можно  найти немало современных устройств. «Телевизорные стены» напоминают плоские ЖК-экраны, механические роботы, обслуживающие банковских клиентов всю ночь, — круглосуточные автоматы, а «радиоприемники-втулки» наводят на мысли о современных беспроводных наушниках. Анализируя литературные произведения, обращаем внимание на то, что такое преобразование возможно, благодаря деятельности людей инженерных профессий, у которых в свое время после прочтения художественной литературы  возникло желание фантастические задумки автора воплотить в жизнь. Организуя работу таким образом, мы вышли на идею создания мультимедийного пособия – информационных карт «Инженерное мышление в художественной литературе», которое выполняют учащиеся 9-го и 10-го классов  под руководством педагогов.

Цель - определение групп инженерных профессий и составление их типологии для создания мультимедийного пособия. Его реализация направлена на решение следующих задач: выявить уровень осведомлённости учащихся 7-х, 9-х, 10-х классов об инженерных профессиях через анкетирование; рассмотреть типы инженерных профессий; создать информационные карты «Инженерное мышление в художественной литературе». Срок реализации проекта составляет7  месяцев (декабрь 2019 года – июнь 2020 года) и включает в себя несколько этапов: начинание (декабрь 2019года), планирование (декабрь 2019 года), принятие решения (декабрь 2019 года - январь 2020 года), выполнение (январь-март 2020 года), оценка результата  (апрель-июнь 2020 года).

В 2020-2021 учебном году проект «Инженерное мышление в художественной литературе» находится на стадии апробации. Нами были проведены уроки литературы в 6-х, 7-х, 8-х, 11-х классах с привлечением материала мультимедийного пособия – информационных карт «Инженерное мышление в художественной литературе».

В качестве примера реализации проекта «Инженерное мышление в художественной литературе» рассмотрим приемы, используемые на уроках. При изучении литературных произведений обучающиеся выделяют эпизоды, в которых персонажи проявляют инженерное мышление. Например, в романе Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» - это строительство хижины, в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил» - изготовление веревки, приготовление еды, строительство посудины, с помощью которой можно переплыть океан-море, в рассказе А. И Куприна «Куст сирени» - составление карты местности и т.д. Анализ эпизода художественного произведения на уроке литературы способствует формированию читательских умений, а именно умение понимать произведение.  Но так как проект «Инженерное мышление в художественной литературе» реализуется на уроках литературы, то и анализ эпизодов направлен не только на глубокое восприятие художественного текста, но и на выявление профессиональных качеств литературных персонажей, связанных с профессией инженера. Для ознакомления с инженерными специальностями обучающиеся обращаются к информационным картам «Инженерное мышление в художественной литературе».  Ссылки URL, представленные в данном мультимедийном пособии, направляют на сайты «Проектория», «Делай выбор», где собран информационный  материал по той или иной профессии, а также на сайты ведущих российских и кузбасских учебных заведений с целью получения информации об обучении данной профессии.  Тексты, представленные на данных сервисах, обучающиеся могут использовать для подготовки сообщений.

 Результатом реализации проекта «Инженерное мышление в художественной литературе» на уроках литературы является создание лэпбука «Профессия геодезиста на страницах произведения А.И.Куприна «Куст сирени», выставки рисунков «Инженерное мышление – путь к выживанию» по роману Д.Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», проекта «Инженер-технолог на различных производствах» по произведению М.Е.Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил».

Продуктом проекта - мультимедийным пособием «Инженерное мышление в художественной литературе» – в целях образования сможет воспользоваться любой желающий, благодаря тому, что его легко можно скопировать.  Мультимедийное пособие работает так: вы открываете документ с информационными картами в формате Word, находите нужный вам раздел и нажимаете на гиперссылку.  Гиперссылка  в разделе «Текст» направляет вас на сайт, где вы познакомитесь  с признаками той или иной инженерной профессии в художественном  произведении.  В разделе «Иллюстрация» можно с помощью гиперссылок  найти  иллюстрации к данным произведениям, мультфильмы и художественные фильмы в Интернете, просмотреть их фрагменты поможет переход по гиперссылкам  в разделе «Фильмотека». В разделе «Инженерная специальность» по гиперссылкам можно перейти на сайты для ознакомления с особенностями той или иной инженерной специальности.

Ожидаемые результаты реализации профориентационного проекта: создание мультимедийного пособия – информационных карт «Инженерное мышление в художественной литературе»; приобретение всеми участниками проекта знаний, умений и навыков, в том числе информационных, для выполнения других видов деятельности; в озможность представления материалов мультимедийного пособия как в печатном, так и в электронном виде, с приоритетом электронного варианта как более привлекательного и информативного; расширение представлений всех участников образовательных отношений об инженерных профессиях.

Практическая значимость проекта для муниципальной и региональной системы образования состоит в том, что созданное мультимедийное пособие, преимуществом которого является широта  и точность изложенной информации, будет являться средством для самообразования  педагогов по профориентационной работе и  методическим сопровождением при  подготовке и проведению занятий по профориентации, поможет ознакомить педагогов и обучающихся  в доступной форме с многообразием инженерных профессий как через теоретический материал, так и через произведения художественной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно -эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла

Художественно-эстетическое воспитание учащихся на уроках гуманитарного цикла.Леденёва С.Г.  учитель иностранного языкаШевченко С.А.  учитель историиЧтобы воспитать человека чувствующим...

Формирование ИКТ-компетентности на уроках гуманитарного цикла в рамках реализации ФГОС ООО

Презентация раскрывает способы и приемы формирования ИКТ-компетентности...

реализация межпредметных связей через уроки гуманитарного цикла

Предметная дифференциация школьного образования облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. У учащихся возникает разрозненное представление о мире и его законах, в которых не всё связа...

Формирование инженерного мышления у учащихся на уроках информационно- технологического цикла через техники формирующего оценивания

Формирование инженерного мышления заказ современному образованию. Стратегия инженерного образования предполагает формирование интереса обучающихся к техническому образованию; определение склонности и ...

Синектика как метод активизации творческого мышления школьников на уроках гуманитарного цикла

Метод синектики, выступая усовершенствованной формой мозгового штурма, помогает выйти за рамки традиционного мышления и привычных способов решения проблем....

Методические рекомендации педагогам по работе с художественными и научными текстами на уроках гуманитарного цикла

Методические рекомендации педагогам по работе с художественными и научными текстами на уроках гуманитарного цикла...