Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе
статья по русскому языку (5, 6 класс)

Яндыбаева Елена Владимировна

В статье рассматриваются некоторые игровые приемы, используемые на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе

Проблема повышения интереса учащихся к уроку русского языка - одна из самых актуальных проблем современной методики. Овладение данным предметом имеет свои особенности. Язык всегда находится в распоряжении учащихся, ведь языком мы пользуемся постоянно. Связь теории с практикой является характерной чертой нашего предмета изучения. Необходимо привлечь внимание ребят, прежде всего к миру слов, которые они повседневно употребляют.

Очень часто рутинная классно-урочная школьная система оказывается монотонной и однообразной. Это приводит к снижению интереса учащихся к предмету и снижению мотивации. На наш взгляд, для повышения мотивации к изучению предмета, развития речи учащегося, его умственных способностей, тренировки памяти, мышления в современных педагогических                    технологиях целесообразно включать в урок различные учебные игры. В игре учащийся отражает свои представления, глубже их усваивает, игра рождает потребность в новых знаниях: в процессе игры у учеников часто возникают разные вопросы, которые они задают учителю.

Понимание игры как деятельности, в которой школьники отражают окружающую их жизнь, делают игру средством обучения именно потому, что учитель в ходе ее имеет возможность направить внимание учеников на те явления, содержание которых ценно в познавательном отношении.

По словам Л.С. Выготского, имеется тесная связь между развитием детей и игровой деятельностью. Ученый отмечает, что на протяжении всех этапов развития ребенка его игровые переживания оказываются связанными и с проблемами личности - с моментами ее проявления и развития; игра создает «зону ближайшего развития», и в ней ребенок становится как бы на голову выше самого себя.[1]

По своей природе игра представляет собой деятельность, имеющую большое социальное, нравственное, психологическое, духовное, эстетическое значение, которое является самым естественным и любимым занятием детей. Любая игра обладает огромным воспитательным потенциалом. Известный учёный-педагог профессор Сталь Анатольевич Шмаков писал: «Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире».[2] 

В «Малом толковом словаре русского языка» мы находим следующее определение игры: «Игра... занятие, служащее для развлечения, отдыха, соревнования, комплекс предметов для такого занятия. Спортивное состязание между двумя соперниками (отдельными спортсменами или командами), проводимое по установленным правилам... Действия, преследующие тайную цель, интрига».[3]

По словам Е.И. Удальцовой, «Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между людьми. В ней ребёнок проявляет чуткое взаимоотношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать товарищу, помогать в беде и т. п. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллектива».[4]

«Психологический словарь» понятие «игра» раскрывает следующим   образом: «Игра - один из видов деятельности человека и животных - Детская игра, исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности».[5]

Можно констатировать, что игра представляет собой самую свободную форму проявления деятельности детей, потребностью психики, интеллекта, биологического фонда растущего ребёнка. Она формирует волю, самостоятельность, направляет энергию подростка на созидание, что очень важно для нормального развития личности в современном обществе.

Следует отметить, что каждая игра в качестве средства обучения русскому языку находится в тесном взаимодействии с другими средствами обучениями и применяется в целостной дидактической системе.

Необходимо помнить, что на уроке русского языка игра должна в первую очередь использоваться не как средство развлечения, а средство и форма обучения. С одной стороны, игра есть развлечение, свободное занятие, ведущееся ради интереса; отсюда игра должна быть занимательной. С другой стороны, игра есть занятие, дающее некоторое новое знание; отсюда - должна быть обучающей. Следовательно, задача учителя - свести к минимуму развлекательный момент игры и сделать ее максимально обучающей.

Использование на уроках русского языка различных типов и видов игр в разнообразных комбинациях помогает учителю бороться с шаблоном в работе, разнообразить урок. Педагогическая целенаправленность игр осуществляется с помощью их системы, составленной в соответствии с ролью и местом игры в процессе обучения.

 Можно выделить следующие группы игр, в зависимости от характера педагогического процесса:

1) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2) познавательные, воспитательные, развивающие;

3) репродуктивные, продуктивные, творческие;

4)коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Также можно выделить группы игр по характеру самой игровой методики:

- предметные;

- сюжетные;

- ролевые;

- деловые;

- имитационные;

- игры-драматизации.

Заметим, что содержание игровых технологий в значительной степени определяется  игровой средой. Исходя из особенностей игровой среды,  можно выделить игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Классификация игр согласно их роли в процессе обучения русскому языку в средней школе возможна лишь при условии выделения основной цели каждой игры. Поскольку основная цель в зависимости от потребностей учебного процесса меняется, то и сама система игр должна быть подвижной, динамичной. К этому же выводу приводит нас и тот факт, что один и тот же тип игры может быть использован при обучении различным аспектам языковых знаний и при развитии разных видов умений и навыков.

Начинать применение игр на уроках русского языка целесообразнее тогда, когда требуется введение новых форм работы с целью активизации речевой деятельности и поддержания интереса учащихся к изучению русского языка. В связи с этим специфика обучающих игр на уроках русского языка заключается в следующем: они поэтапно формируют и развивают умения и навыки связной речи в аудировании, чтении, говорении и письменной речи. Кроме того, в основе игровых действий лежит комплекс внутренних операций по выбору языковых средств, а также по принятию решений не только речевого, но и поведенческого характера, что облегчает учащимся сложный процесс анализа окружающего мира и закрепления отдельных явлений этого мира в речи.

В основе классификации игр, используемых в обучении русскому языку, лежит системная организация языка.[6] 

Выделяют следующие типы обозначенных игр:[7] 

1) фонетические игры;

2) словообразовательные игры;

3) лексико-фразеологические игры;

4) грамматические игры;            

5) орфографические игры.

Используемые нами игры и игровые задания на основе данной классификации были адаптированы к условиям обучения русскому языку в средней школе. Как правило, игры мы используем при изучении основных разделов школьного курса русского языка: графики, фонетики, словообразования, лексикологии, орфографии, морфологии, синтаксиса.

Например, на этапе активизации мотивации учащихся можно использовать игру «Микрофон». Учитель просит учеников представить, будто они работают с микрофоном (микрофоном может послужить карандаш или ручка). Можно предложить ученикам, передавая микрофон друг другу, высказать свое мнение о том, что они ожидают узнать нового на этом уроке, можно также попросить вспомнить об уже изученном материале, исходя из темы. Таким же образом можно провести этап итога урока, поставив ученикам вопрос: достигнута ли цель урока? Узнали ли они что-то новое? Обогатили свои знания, словарный запас и т.д.? Понравился урок? Чем?

На этапе формирования умений и навыков можно использовать игру под названием «Займи позицию». Например, при изучении темы «Группы прилагательных по значению» каждый ученик вытягивает листок с написанным на нем прилагательным. На доске - в разных местах - листы с надписями: «качественные», «относительные», «притяжательные». Каждый ученик должен подойти к соответствующему листу, назвать свои прилагательные и обосновать свой выбор.

В процессе использования на уроке данных игр, как правило, наблюдается определенный результат: учащиеся не только усваивают знания, но и понимают, учатся их применять, анализировать, синтезировать, оценивать. Таким образом, подобная работа обеспечивает высокий уровень активности учащихся, это является результатом того, что главным источником мотивации обучению становится интерес самих учащихся.

Для закрепления орфографических навыков предлагаем использовать игру под названием «Орфографическая эстафета». Класс необходимо разделить на команды. Учитель пишет на доске слово с орфограммами (например, директор). Каждый член команды должен написать слово с орфограммами, которое начиналось буквой, на которую закончилось предыдущее. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

При изучении темы «Однокоренные слова» можно использовать игру «Лестница». Учащимся предлагают заполнить пропуски в словах с каким-либо общим корнем:

….лис….

….лис….

….лис….

….лис….

….ход….

….ход….

….ход….

На этапе актуализации опорных знаний учащимся можно предложить следующее игровое задание «Отгадай загадку»:

Короткий хвост и длинные ноги.

Ночью и днем - в тревоге

Мира и покоя не знаю

Всех боюсь и убегаю. (Заяц).

Учащиеся отгадывают загадку. Учитель подчеркивает мелом разных цветов пары слов (короткий - длинные, ночью - днем, тревоги - покоя).

При изучении фразеологии учащимся можно предложить игру «Аукцион». В течение 3-4 минут ученики должны назвать как можно больше фразеологизмов со словами: голова, язык, глаза, зубы, ноги. «Скрытое слово».

Подберите к каждому слову антоним и прочитайте «скрытое» слово. Все слова-антонимы должны начинаться одинаковой буквой.

1. Конкретный.

2. Мирный.

З. Несчастный.

4. Пассивный.

5. Симпатичний.

1.

2.

3.

4.

5.

При изучении темы «Существительное» можно предложить учащимся поиграть в игру «Лишний». Ученикам предлагается определить «лишнее» слово, а затем объяснить, почему они выбрали именно это слово.

Для проверки уровня усвоения теоретических знаний целесообразно использовать игру «Ты - мне, я - тебе». Учащиеся заранее должны подготовить вопросы по теории изучаемой темы для одноклассников.

Также ученикам можно дать домашнее задание игрового характера, которое может выполняться по желанию. Это может быть составление кроссворда, сканворда,  ребуса, лингвистической задачи и др. Такие задачи, как правило, дети выполняют с удовольствием, прилагая и знания, и творческие способности. Так, например, при изучении темы «Строение слова. Словообразование» используется лингвистическая игра «Отгадай слово»:

- Угадайте слово, в котором: корень от слова земля, суффиксы от слов весенний, кровать, окончание от слова лопата (землянка).

- Угадайте слово: государственная песня + часть мира (гимназия).

- Угадайте слово: воронье слово + игровая карта (картуз).

- Угадайте слово, в котором: приставку от слова бесцветный, корень от слова вода, суффикс от слова парный, окончание от слова красивый (безводный).

Также на уроках русского языка целесообразно использовать такие игровые формы как: языковой турнир, брейн-ринг, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-викторина, урок-исследование и др., которые также привлекают учащихся и повышают уровень познавательной деятельности и мотивации к изучению родного языка.

Стоит отметить, что при использовании игровых технологий на уроках русского языка учитель может столкнуться с определенными проблемами:

- возможной трудностью контроля процесса взаимообучения;

- вероятностью переучивания учащихся при неудачном взаимообучении;

- непредсказуемостью результатов работы учеников;

- трудностью выработки у учащихся понимание того, что целью урока является не просто игра, а игра дидактическая, направлена в первую очередь на усвоение определенных знаний,

- необходимостью организации деятельности всех учащихся, которые должны понять и соблюдать правила, что требует та или иная технология или игра,

- выработки у учеников умения выслушивать мнение другого, а также аргументированности собственных высказываний по какому-либо спорному вопросу.

Организовывать свою познавательную деятельность во время выполнения игровых заданий, интерактивных упражнений школьников нужно учить постепенно, поэтому необходимо практиковать, начиная с 5-6 класса, использование указанных технологий и форм работы, планируя усложнения их в старших классах.

Итак, основываясь на результатах собственного практического опыта, можно отметить тот факт, что применение различных игровых технологий на уроках русского языка повышает уровень познавательной деятельности и мотивации учащихся, развивает мышление, воображение, творческие способности, формирует у учащихся навыки самооценки, самоконтроля своей учебной деятельности, способствует развитию культуры общения, воспитывает активную личность, которая умеет видеть, ставить и решать нестандартные проблемы.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2006. - № 6. С. 62-76.
  2. Гарипов Х. Играя - воспитываем // Учитель. - 2007. - № 3. - С. 72-74.
  3. Даулетова С.С. Дидактические основы развития обученности учащихся в условиях применения педагогических технологий // Образование. - 2010. - № 2. - С.71-73.
  4. Еркибаева Г. Модульная технология на уроке русского языка // Поиск. Сер. Гуманитарных наук. – 2004. - № 4. - С. 145-151.
  5. Лопатин В.В., Лопатина Л.Б. Малый толковый словарь русского языка. - М.: ЭКСМО, 1993. С. 172.
  6. Литневская Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе. - М.: АсТ, 2006. - 590 с.
  7. Лоншакова А.А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русого языка. // Начальная школа. - 2009. - № 4.
  8. Наймушина Л.И. Кроссворды на уроках русского языка. // Начальная школа. - 2007. - № 5.
  9. Психологический словарь. - М.: Наука, 1983. С. 117.
  10.  Сабаткоев Р.Б. Теория и практика обучения русскому языку. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
  11.  Тестов В.А. Стратегия обучения в современных условиях // Педагогика. - 2010. - № 7. - С. 14-16.
  12.  Торшина Н.М. Актуальность применения педагогических технологий как альтернативы традиционной // Менеджмент в образовании. - 2009. - № 3. - С. 20-24.
  13.  Троицкая Н.Б. Нестандартные уроки и творческие занятия. - М.: Астрель, 2004. - 167 с.
  14.  Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск, 1976. С. 3.
  15.  Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Просвещение+, 1994. С. 5.

[1] Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2006. - № 6. С. 62-76.

[2] Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994. С. 5.

[3] Лопатин В.В., Лопатина Л.Б. Малый толковый словарь русского языка.- М., 1993. С. 172.

[4] Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск, 1976. С. 3.

[5] Психологический словарь. - М., 1983. С. 117.

[6] Сабаткоев Р.Б. Теория и практика обучения русскому языку. - М.: Академия, 2008.

[7] Торшина Н.М. Актуальность применения педагогических технологий как альтернативы традиционной // Менеджмент в образовании. - 2009. - № 3. - С. 20-24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые моменты на уроках русского языка в средней школе

Игровые моменты на уроках русского языка в средней школе...

Элементы игровой технологии на уроках русского языка в средних классах

Интерес школьников к урокам русского языка можно повысить, используя элементы занимательности, которые помогают учителю улучшить качество знаний учащихся, развить их языковую культуру, привить и...

Элементы игровой технологии на уроках русского языка в средних классах

    Педагогические игры имеют следующую классификацию: 1.По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные. 2.По характеру педагогического процесса:...

Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе. Из опыта работы.

В данной статье размещен план-конспект урока русского языка в 6 классе "Понятие о причастии" (учебник "Русский язык. 6 класс" под ред. М.М.Разумовской) Урок разработан на основе игровых технологий с и...

Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе

Включение в урок электронных образовательных ресурсов делает  его красочным и живым. Предлагаю план-конспект урока  по русскому языку в 6 классе "Понятие о причастии" с использованием ЭОР и  игровых т...

Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и каждодневные будн...

Игровые технологии на уроках английского языка в средней школе

Современную школу трудно представить без использования игровых технологий на уроках. Организую учебную деятельность на уроке, педагог не может игнорировать изменения интересов школьников XXI века. С д...