Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Включение в урок электронных образовательных ресурсов делает его красочным и живым. Предлагаю план-конспект урока по русскому языку в 6 классе "Понятие о причастии" с использованием ЭОР и игровых технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_yazyka_v_sredney_shkole.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе.
Использование электронных образовательных ресурсов делает урок красочным и живым.
Предлагаю план-конспект урока «Понятие о причастии» с использованием ЭОР.
Предмет: русский язык
Класс 6
Тема и номер урока в теме: «Понятие о причастии» (первый урок)
Базовый учебник: «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.М.Разумовской
Цель урока: дать понятие о причастии как части речи; научить опознавать причастия в тексте; использовать причастия в речи.
Задачи:
- обучающие: активизировать знания по теме “Глагол” и “Прилагательное”;
обобщить и систематизировать знания учащихся о морфологических признаках глагола и прилагательного;
отработать практическое умение образовывать причастия от глаголов, находить причастия в тексте, создавать собственное письменное высказывание, используя причастия;
-развивающие: работа по развитию речи: формулировка выводов, расширение словарного запаса за счет устных ответов, заданий по тексту и конструированию собственного текста;
работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти.
-воспитательные: воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством ЭОР; воспитывать чувство такта; умение слушать учителя, работать в группе; умение анализировать и обобщать.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютеры.
Ход урока.
Таблица 1
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1. | Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала | Учитель объявляет тему урока, знакомит с его целями, задачами, которые должны быть реализованы к концу урока, формой урока (путешествие), делит класс на 5 групп (технология «Радуга») | Учащиеся выбирают наиболее импонирующий им цвет радуги и в соответствии с выбором делятся на группы | 2 | |
2. | Создание игровой ситуации и постановка проблемы. | Учитель объявляет, что учащиеся являются группой лингвистической экспедиции, цель которой – восстановить несохранившиеся слова древней рукописи. Группам предлагаются тексты с попущенными словами, даются указания, что пропущенные слова отвечают на вопросы прилагательного, но подобно глаголу имеют значение действия. (Приложение 1) | Учащиеся в группах работают с текстами “древних рукописей ” , используя “найденные в процессе экспедиции” слова-подсказки (прилагательные, глаголы, причастия), отбирая среди них те, которые наиболее соответствуют заданным морфологическим условиям. | 5 | |
3. | Этап усвоения новых знаний | ЦОР Таблица "Признаки причастия" (1) | Учитель объявляет, что участники экспедиции нашли новые для них слова, которые называются причастиями и обладают особыми морфологическими признаками. Учитель предлагает учащимся сформулировать эти признаки. Подтверждение лингвистическим выводам учащихся учитель предлагает найти в предложенной интерактивной таблице ЭОР. | Учащиеся участвуют в беседе, отвечают на вопросы (возможно соревнование между группами “Самая эрудированная группа”), далее “читают” интерактивную таблицу, определяя глагольные и именные признаки причастия; выводы записывают в “журнал экспедиции” (рабочие тетради). | 3 мин. беседа + 5 мин. работа с ЭОР |
4. | Закрепление полученных знаний | ЦОР Интерактивный текст с заданием "Понятие о причастии" (2) | Учитель демонстрирует ЭОР и предлагает учащимся аргументированно доказать, что выделенные слова в предложенном тексте являются причастиями. Учитель слушает выводы учеников и демонстрирует правильные ответы в интерактивном тексте. | Учащиеся работают с текстом, определяя, что данные слова являются причастиями, так как они отвечают на вопрос прилагательного, образованы от глаголов,обозначают признак предмета по действию. | 3 |
5. | Этап проверки понимания учащимися нового материала. | ЦОР "Понятие о причастии" (3) | Учитель объявляет, что к получению нового задания, позволяющего продолжить экспедицию, допускаются те “путешественники”, которые пройдут “испытание” (тест). | Учащиеся, работая в группах, выполняют тест ЭОР на компьютерах. | 5 |
6. | Закрепление нового материала | Учитель поздравляет учащихся с успешным прохождением “испытания”, с тем, что экспедиция в полном составе продолжает путешествие; и предлагает заполнить экспедиционные журналы: ученики должны написать мини-сочинение (5-7 предложений) на лингвистическую тему “Что такое причастие?”, используя в своих текстах причастия (уточняется, что причастия должны быть использованы не только в качестве примеров, но и в составе предложений). | Учащиеся в группах работают над созданием текстов, представляют их. Выбирают самый удачный текст. | 10 | |
7. | Подведение итогов урока. Рефлексия. Информация учащихся о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. | ЦОР Интерактивное задание "Распределите признаки причастия по таблице" (4) | Учитель подводит итоги урока, предлагает учащимся оценить урок следующим образом: те ребята, кому урок понравился, коллективнорисуют на доске радугу: те, кто остался равнодушен, могут спокойно сидеть на своих местах. Далее учитель комментирует домашнее задание, объясняя, как его выполнять. В качестве д/з предлагается ЦОР Интерактивное задание "Распределите признаки причастия по таблице" | Учащиеся оценивают урок, делая это одним из предложенных способов, записывают домашнее задание. | 3 мин. рефлексия + 4 мин. инструктаж по выполнению д/з |
Приложение к плану-конспекту урока «Понятие о причастии»
Таблица 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | ЦОР Таблица "Признаки причастия" (N 140229) | Информационного типа | Интерактивная гипермедийная трёхуровневая таблица | |
2. | ЦОР Интерактивный текст с заданием "Понятие о причастии" (N 140119) | Практического типа | Интерактивное задание | |
3. | ЦОР "Понятие о причастии" (N 140120) | Контрольного типа | Тест | |
4. | ЦОР Интерактивное задание "Распределите признаки причастия по таблице" (N 139901) | Практического типа | Интерактивное задание |
Приложение 1
Старый ученый-языковед, …(1).. в морфологическом саду, выращивал не …(2)….. витаминами фрукты и ягоды, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения и вывел уже несколько ….(3).. всех сортов.
- Может быть, …(4)… к стволу глагола почка прилагательного приживется и даст развитие, - размышлял как-то …(5)… по саду ученый, - только будет ли толк, ведь они так далеки друг от друга?
Но сказано – сделано. Через несколько лет ….(6)… диковинные плоды были не глаголами и не прилагательными. Поскольку они росли на стволе глагола, их стали называть особыми глагольными формами, и название эти новые слова получили …..
Слова-подсказки:
- Служит, служащий, рабочий;
- Обогащенные, богатые;
- Необычных, заинтересовавших, интересных;
- Привитая, привили;
- Гуляющий, гуляет;
- Вкусные, выросшие, полезные.
Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.
Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда видишь, с каким азартом работают дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые моменты на уроках русского языка в средней школе
Игровые моменты на уроках русского языка в средней школе...
Элементы игровой технологии на уроках русского языка в средних классах
Интерес школьников к урокам русского языка можно повысить, используя элементы занимательности, которые помогают учителю улучшить качество знаний учащихся, развить их языковую культуру, привить и...
Элементы игровой технологии на уроках русского языка в средних классах
Педагогические игры имеют следующую классификацию: 1.По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные. 2.По характеру педагогического процесса:...
Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе. Из опыта работы.
В данной статье размещен план-конспект урока русского языка в 6 классе "Понятие о причастии" (учебник "Русский язык. 6 класс" под ред. М.М.Разумовской) Урок разработан на основе игровых технологий с и...
Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и каждодневные будн...
Игровые технологии на уроках английского языка в средней школе
Современную школу трудно представить без использования игровых технологий на уроках. Организую учебную деятельность на уроке, педагог не может игнорировать изменения интересов школьников XXI века. С д...
Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе
В статье рассматриваются некоторые игровые приемы, используемые на уроках русского языка...