Технология проведения
Этап (время) Цели | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся
| Планируемые результаты |
предметные | УУД |
1.Организационный этап. (Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на продуктивную работу.) (2 мин) | Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм.
Возможный вариант ответа детей: (Поймем, что мы не знаем, выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило) | − Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня новая тема, и вы, как всегда, сами сформулируете тему и создадите правило. Новая тема непростая, но, если вы сами построите правило, вам будет гораздо проще его понять и пользоваться им в дальнейшем -Итак, как вы будете открывать новое знание?
− Молодцы! Желаю вам удачи! | Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают, пожимают друг другу руки и улыбаются |
|
Уважение к учителю и сверстникам. Самоопределение. Самооценка готовности к уроку (Л)
|
2.Актуализация знаний
Цель :Повторение имеющихся знаний , необходимых для усвоение нового знания. Время 6 минут
| Записывают число и классная работа.
Возможный вариант ответа детей: (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.) Учащиеся отмечают, что данные слова разделены по признаку «проверяемые / непроверяемые гласные». В левом столбике записаны слова с непроверяемыми гласными в корне, а в правом столбике − слова с проверяемыми гласными в корне. Возможный вариант ответа детей: (Снегурочка – снег; тропинка – тропы; каток – катится; следы – след) - Мы подбирали однокоренные слова так, чтобы сомнительная гласная оказалась под ударением. Возможный вариант ответа детей: -Это слова, имеющие что-то общее в лексическом значении. - Мы повторили проверяемые / непроверяемые гласные в корне слов.
- Все слова строки с общим значением, но одно из них к ним не относится.
Возможный вариант ответа детей: - «Прикасаться», «коснулся», «касательная» - имеют общее значение «дотрагиваться до кого – либо или чего – либо», значит лишнее слово – «косички» ).
- В корнях, которые должны быть одинаковыми, встречаются разные гласные буквы.
- Я не смог объяснить, почему в этих корнях пишутся разные буквы.
- Я не могу обосновать свой ответ.
| -Запишем с вами число и классная работа.
− С чего вы начнете работать? − Посмотрите на доску и выполните задание устно. (Приложение 1) Гирлянда | Снегурочка | Мороз | Тропинка | Валенки | Каток | Иней | Следы |
− Молодцы! Подберите проверочные слова для слов в правом столбике.
− Ребята, что вы сейчас сделали?
− Что такое однокоренные слова? − Верно. Итак, что вы повторили? − Следующее задание на внимательность : Прикасаться, коснулся, касательная, косички. − Вы должны найти лишнее слово в этой строке и объяснить свой выбор. На эту работу отводится 1 минута. Учащиеся объясняют свой выбор в устной форме. − Проверим.
− Что особенного вы можете отметить в отмеченных корнях? − Объясните правописание гласных в корнях: -кос-, -кас-. − Кто не выполнил этого задания? Что вы не смогли сделать? − Что вы не смогли сделать?
|
Устное задание в виде таблицы
Ответы учащихся на вопрос учителя.
Слова записываются в тетрадь и на доске, в них выделяются корни.
Задание на пробное действие
| Знать: -основные понятия по теме; - проверяемые / непроверяемые гласные в корне слов; -правила. Уметь: -находить однокоренные слова; -отличать проверяемые от непроверяемых гласных.
| Проведение наблюдений под руководством учителя , осуществление сравнения (Познавательная ) Фиксация затруднений ,саморегуляция в ситуации затруднений
|
3.Выявление места и причины затруднения. Цель: фиксирование каждым из учащихся индивидуального затруднения, анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения. (1 мин)
| - Мы должны были объяснить правописание гласных в корнях данных слов. - Мы не знаем, как объяснить правописание гласных в данных словах. - Потому что мы не знаем правила, по которому можно определить, какую букву писать в данных корнях. - Построим проект выхода из затруднения.
| − Какое задание вы должны были выполнить?
− В чем ваше затруднение? − Ребята, почему вы испытали затруднение?
− Что вы будете делать дальше?
| Ответы на вопрос учителя. | Осознают учебно-познавательную задачу | Познавательные : преобразования информации из одной формы в другую Регулятивные : составление плана действий, саморегуляция Коммуникативные : умение ориентироваться в системе знаний , осуществлять анализ объектов
|
4. Построение проекта выхода из затруднения. Целью этапа является выбор способа и средств их реализации цели, построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи
(3 мин )
| - Узнать правила написания гласных в корнях -кас-, -кос-
- Чередование.
- А и О.
- Чередование гласных в корнях -кас-, -кос- Возможный вариант ответа детей: - На закономерность. -Установить закономерность в данных корнях. Сделать вывод о правилах написания гласных в данных корнях. | − Какова же цель вашей деятельности? − Ребята, сегодняшняя тема урока включает в себя понятие, которым вы уже пользуетесь довольно длительное время. В принципе, этим словом вы пользуетесь и в своей повседневной жизни. Постарайтесь самостоятельно назвать термин? − Итак, какое же понятие вы будете использовать − Ребята, скажите, а что такое чередование в нашей повседневной жизни? − Давайте уточним определение: чередование – это равномерное повторение чего-либо. Что-то повторяется – и складывается в единое целое: день и ночь – сутки; зима и лето – год… − Так и в грамматике: как только вы увидите некое повторение, равномерное изменение – вы сможете построить целое правило. Совершенно самостоятельно! − Посмотрите на эти корни. -кас-, -кос- Какие гласные здесь чередуются?
− Уточните тему урока.
− Итак, когда вы выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание в первую очередь? − Верно! А теперь постройте план проекта по созданию нового правила. По мере ответов учитель вывешивает на доске последовательность действий: (Приложение 2) Установить закономерность. |
| Ответы на вопрос учителя. | Научиться применять правило написания гласных о, а в корне –кас- - кос- .Осознают учебно-познавательную задачу | Регулятивные : самостоятельный анализ материала Познавательные: извлечение необходимой информации и ее использование при решении поставленной задачи Коммуникативные : умение ориентироваться в системе знаний , осуществлять анализ объектов
|
5.Реализация построенного проекта. Целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. ( 9 мин)
| - Корни в словах начинаются с одной и той же буквы, но после них или стоит суффикс а или нет, и в середине пишется либо О, либо А
Ответы учащихся: в корнях -кос- / -кас- пишется А, если после корня стоит суффикс А, пишется О, если после корня нет суффикса А. Читают правило на стр.105
Создать эталон.
Объединяются в группы
- Да. Устное объяснение учащихся с совместной работой учителя | − Итак, давайте установим закономерность. − Предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в письменном виде в тетради. Учитель вывешивает на доске, учащиеся – в тетради (Приложение 3) − А теперь, в соответствии с вашими наблюдениями, сформулируйте правило в устной форме, строя фразу следующим образом: «В корне … пишется А , если после корня стоит…, пишется О, если после корня… ». Прочитайте правило на стр.105
− Молодцы! Вы вывели закономерность, сделали вывод, сами построили новое правило. Какой следующий шаг? − Предлагаю поработать в группах. Представитель от каждой группы должен будет представить совместно созданный эталон. На работу отводится 3 минуты. После ответов групп на доску вывешивается эталон: − Молодцы! Все группы справились с заданием. − Вы теперь сможете выполнить пробное задание? Возьмите в руки сигнальные карточки с буквами О и А. Найдите в предложениях слово с чередующейся гласной –кас-//-кос- и поднимите карточку с нужной буквой. (Предложения демонстрируются на доске ). Устно объясняют (Приложение 4):
|
Запись наблюдений в тетрадь
Проверка по эталану
1. Солнце к…снулось края степи. 2. Прик…снувшись спиной к стволу дерева, я мечтал. 3. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья. 4. Он почувствовал прик…сновение дружеской руки. 5. Аппарат мчался по к…сательной.
| Научиться применять правило написания гласных о, а в корне –кас- - кос- .Осознают учебно-познавательную задачу | Познавательные : самостоятельное создание способа решения проблемы . Коммуникативные : выражение своих мыслей с полнотой и точностью Регулятивные : контроль, коррекции личностные : Оценивание содержания
|
6. Физкультминутка. Цель этапа: снятие физического и эмоционального напряжения. ( 2 мин)
| Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз.
| Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место ти...
| Выполняют элементарные упражнения |
| Личностные : установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке
|
7. Первичное закрепление во внешней речи. Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания.
(7 мин)
| (Закрепить умение применять правило о чередовании гласных в корнях -кас-, -кос-).
Учащиеся вставляют пропущенные буквы
Сравнивают свои работы с образцом и разбирают совместно с учителем.
Учащиеся дают свои устные ответы на поставленный вопрос
| − Что вы должны сделать дальше? − В этом вам поможет следующее задание. У вас на столах лежат таблицы (Приложение 5) со словами с пропущенными буквами: О - А | Прик..саться | К..снуться | К..снулось | Прик…сновение | К…сательная | К…сался | К…сается | К…солапый |
− Вы должны вставить пропущенные буквы и графически объяснить выбор буквы. Поработайте в парах. После работы учащиеся проверяют выполненное задание по образцу для проверки: О - А | ПрикАсаться | КОснуться | КОснулось | ПрикОсновение | КАсательная | КАсался | КАсается | КОсолапый |
− В каких словах при работе в парах у вас возникли затруднения?
| Работа с таблицами | Научиться применять правило написания гласных о, а в корне –кас- - кос- .Осознают учебно-познавательную задачу | Познавательные : самостоятельное создание способа решения проблемы . Коммуникативные : выражение своих мыслей с полнотой и точностью Регулятивные : контроль, коррекции личностные : Оценивание содержания
|
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является переход извне внутрь нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. (5 мин)
| - Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Учащиеся оценивают работу соседа. | − Разобрались? Как проверить, усвоили вы новое правило или нет? – Выполните упражнение в учебнике 185. Самостоятельное выполнение упражнения. − В каком месте возникло затруднение? − Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение? − У кого задание не вызвало затруднений? Прошу вас обменяться тетрадями с соседом по парте и оценить вашу работу. Учитель проговаривает верные предложения , а учащиеся проверяют. − Вы все молодцы!
| Самостоятельная работа упражнения 185 с последующей проверкой | Научиться применять правило написания гласных о, а в корне –кас- - кос- .Осознают учебно-познавательную задачу | Регулятивные : составление плана действий , саморегуляция оценка результатов работы Познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи . Личностные : Оценивание усваемого содержания
|
9. Включение в систему знаний и повторение. Целью этапа является повторение и закрепление ранее изученного , выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания. (6 мин)
| - Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать. - Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока. Записывают слова и выделяют орфограммы
| − Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему?
− Что вы должны сделать дальше?
− Верно. Потренируемся немного. Запишите слова, выделите орфограммы, затем мы по цепочке проверим. − Наш урок подходит к концу. Вы все очень хорошо сегодня поработали!
|
Заж..гать лампу, пост..лить скатерть, ст..рать бельё, подт..рать пол, разж..гать лампу, пом..рать от жажды, пом..реть от скуки, к..снулся двери,прик..сался к лицу, к..сательная линия. | Научиться применять правило написания гласных о, а в корне –кас- - кос- .Осознают учебно-познавательную задачу | Регулятивные : составление плана действий , саморегуляция оценка результатов работы Познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи . Личностные : Оценивание усваемого содержания
|
10. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности Основной целью этапа на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. (3 мин)
| - Узнали о правописании корней –кас-/ -кос- - Подвести итог нашей работы Отвечают на поставленные вопросы
Учащиеся показывают цветную карточку, соответствующую своему ответу. | − Что нового вы узнали на уроке? − Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (.) – Какую цель вы поставили в начале урока? − Вы достигли поставленной цели? − В чем у вас было затруднение? − Как вы открывали новое знание? − Что вам помогло открыть новое знание? – У вас на партах лежат цветные карточки. Зеленая карточка означает положительный ответ, желтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия. − Я знаю чередование гласных в корнях: -кас-кос-. − Я знаю, в каких случаях пишется О, в каких – А. − Я могу объяснить, от чего зависит написание О, от чего зависит написание А в данных корнях. − В самостоятельной работе у меня все получилось. − Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была). − Я сегодня был в учебной деятельности. − Я доволен своей работой на уроке. – Молодцы!
| Дать ответы на вопросы учителя | Формируют ответы на поставленные вопросы | Познавательная : контроль и оценка процесса и результатов деятельности , подведение итогов
|
Информация о домашнем задании. (Закрепление материала, его усвоение) (1 мин)
| Записывают задание в дневники.
| - Ребята, а дома прошу вас выполнить упражнение 186. | Распределить слова в два столбика по орфограммам. |
|
|