Технологическая карта урока в 6 классе на тему: "Чередование гласных а-о в корне -кас- - -кос-"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Гаргаполова Лариса Александровна

Технологическая карта урока

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе на тему:

«Чередование гласных  а–о  в корне кас – кос »

УМК: под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой « Русский язык. 6 класс».

Цель урока (для учителя) : познакомить учащихся с условиями выбора написания –кас- - кос-, научить владеть способом действия при выборе букв а – о в однокоренных словах с корнем –кас- - -кос-, учить работать в паре, группе.

Задачи урока:

Образовательная: выявить условия выбора чередующихся гласных а-о в корнях –кас- - кос- и сформулировать правило, находить корни кас – кос с чередованиями а–о, отличать их от омонимичных корней с проверяемой безударной гласной, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм.

Развивающая: способствовать формированию умения применять теоретические знания на практике; высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать вопрос (проблему) урока и определять цель учебной деятельности; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Воспитательная: способствовать формированию личностных качеств учащихся, коммуникативных способностей, интереса к предмету; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок развивающего обучения

Методы и формы обучения: наблюдение над языком;  индивидуальная, групповая, фронтальная.

Планируемые результаты (для учащихся):

Личностные и метапредметные результаты:

Личностные УУД:

1. Аргументированно оценивать свои поступки (в учебной ситуации).

2. Осознавать свои эмоции.

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, устанавливать закономерности, выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

2. Выделять главное (свёртывать информацию до ключевых слов).

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм, схему).

4. Задавать вопросы на основе извлечённой из текста информации.

РегулятивныеУУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и определять цель учебной деятельности.

3. Искать пути решения проблемы, планировать деятельность.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

1.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе.

3.Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Предметные результаты: выявить условия выбора чередующихся гласных а-о в корнях –кас- - кос- и сформулировать правило, находить корни кас – кос с чередованиями а–о, отличать их от омонимичных корней с проверяемой безударной гласной, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм.

Технологии: общепедагогические технологии, системно-деятельные технологии, здоровьесберегающие и информационно- коммуникативные технологии.

Этапы  урока: 

  1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5.Реализация построенного проекта.

6. Физкультминутка.

7. Первичное закрепление во внешней речи.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

9. Включение в систему знаний и повторение.

10.Подведение итогов. Рефлексия.

Домашнее задание.

Технология проведения 

Этап (время)

Цели

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Планируемые результаты

предметные

УУД

1.Организационный этап.

(Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на продуктивную работу.)

(2 мин)

Отвечают на приветствие учителя.

Определяют свою готовность к уроку. Включаются  в  деловой  ритм.

 Возможный вариант ответа детей:

(Поймем, что мы не знаем, выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило)

− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня новая тема, и вы, как всегда, сами сформулируете тему и создадите правило. Новая тема непростая, но, если вы сами построите правило, вам будет гораздо проще его понять и пользоваться им в дальнейшем

-Итак, как вы будете открывать новое знание?

− Молодцы! Желаю вам удачи!

Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок.  Слушают, пожимают друг другу руки и улыбаются

 Уважение к учителю и сверстникам.

Самоопределение.

Самооценка готовности к уроку (Л)

 

2.Актуализация знаний

Цель :Повторение имеющихся знаний , необходимых для усвоение нового знания.

 Время 6 минут

Записывают число и классная работа.  

Возможный вариант ответа детей: (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)

Учащиеся отмечают, что данные слова разделены по признаку «проверяемые / непроверяемые гласные». В левом столбике записаны слова с непроверяемыми гласными в корне, а в правом столбике − слова с проверяемыми гласными в корне.

Возможный вариант ответа детей:  (Снегурочка – снег; тропинка – тропы; каток – катится; следы – след)

- Мы подбирали однокоренные слова так, чтобы сомнительная гласная оказалась под ударением.

Возможный вариант ответа детей:

-Это слова, имеющие что-то общее в лексическом значении.

- Мы повторили проверяемые / непроверяемые гласные в корне слов.

- Все слова  строки с общим значением, но одно из них к ним не относится.

Возможный вариант ответа детей:

- «Прикасаться», «коснулся», «касательная» - имеют общее значение «дотрагиваться до кого – либо или чего – либо», значит лишнее слово – «косички» ).

- В корнях, которые должны быть одинаковыми, встречаются разные гласные  буквы.

- Я не смог объяснить, почему в этих корнях пишутся разные буквы.

- Я не могу обосновать свой ответ.

-Запишем с вами число и классная работа. 

− С чего вы начнете работать?

− Посмотрите на доску и выполните задание устно. (Приложение 1)

Гирлянда

Снегурочка

Мороз

Тропинка

Валенки

Каток

Иней

Следы

− Молодцы! Подберите проверочные слова для слов в правом столбике.  

− Ребята, что вы сейчас сделали?

− Что такое однокоренные слова?

− Верно. Итак, что вы повторили?

− Следующее задание на внимательность :

Прикасаться, коснулся, касательная, косички.

− Вы должны найти лишнее слово в этой строке и объяснить свой выбор. На эту работу отводится 1 минута.

Учащиеся объясняют свой выбор в устной форме.

− Проверим.

− Что особенного вы можете отметить в отмеченных корнях?

− Объясните правописание гласных в корнях: -кос-, -кас-.

− Кто не выполнил этого задания? Что вы не смогли сделать?

− Что вы не смогли сделать?

Устное задание в виде таблицы

Ответы учащихся на вопрос учителя.

Слова записываются в тетрадь и на доске, в них выделяются корни.

Задание на пробное действие

Знать:

-основные понятия по теме;

- проверяемые / непроверяемые гласные в корне слов;

-правила.

Уметь:

-находить однокоренные слова;

-отличать проверяемые от непроверяемых гласных.

Проведение наблюдений под руководством учителя , осуществление сравнения (Познавательная )

Фиксация затруднений ,саморегуляция в ситуации затруднений

3.Выявление места и причины затруднения. Цель: фиксирование каждым из учащихся индивидуального затруднения, анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.

 (1 мин)

- Мы должны были объяснить правописание гласных в корнях данных слов.

- Мы не знаем, как объяснить правописание гласных в данных словах.

- Потому что мы не знаем правила, по которому можно определить, какую букву писать в данных корнях.

- Построим проект выхода из затруднения.

− Какое задание вы должны были выполнить?

− В чем ваше затруднение?

− Ребята, почему вы испытали затруднение?

− Что вы будете делать дальше?

Ответы на вопрос учителя.

Осознают учебно-познавательную задачу

Познавательные : преобразования информации из одной формы в другую

 

Регулятивные : составление плана действий, саморегуляция

Коммуникативные : умение ориентироваться в системе знаний , осуществлять анализ объектов

4. Построение проекта выхода из затруднения. Целью этапа является выбор способа и средств их реализации цели, построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи

 (3 мин )

- Узнать правила написания гласных в корнях

-кас-, -кос-

- Чередование.

- А и О.

- Чередование гласных в корнях -кас-, -кос-

 Возможный вариант ответа детей:

- На закономерность.

 -Установить закономерность в данных корнях. Сделать вывод о правилах написания гласных в данных корнях.

− Какова же цель вашей деятельности?

− Ребята, сегодняшняя тема урока включает в себя понятие, которым вы уже пользуетесь довольно длительное время. В принципе, этим словом вы пользуетесь и в своей повседневной жизни. Постарайтесь самостоятельно назвать термин?

− Итак, какое же понятие вы будете использовать

− Ребята, скажите, а что такое чередование в нашей повседневной жизни?

− Давайте уточним определение: чередование – это равномерное повторение чего-либо. Что-то повторяется – и складывается в единое целое: день и ночь – сутки; зима и лето – год…

− Так и в грамматике: как только вы увидите некое повторение, равномерное изменение – вы сможете построить целое правило. Совершенно самостоятельно!

− Посмотрите на эти корни. -кас-, -кос-

Какие гласные здесь чередуются?

− Уточните тему урока.

− Итак, когда вы выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание в первую очередь?

− Верно! А теперь постройте план проекта по созданию нового правила.

По мере ответов учитель вывешивает на доске последовательность действий: (Приложение 2)

Установить закономерность.

Сделать вывод.

Создать эталон.

 

Ответы на вопрос учителя.

Научиться применять правило написания гласных о, а в корне –кас- - кос- .Осознают учебно-познавательную задачу

Регулятивные : самостоятельный анализ материала

Познавательные: извлечение необходимой информации и ее использование при решении поставленной задачи

Коммуникативные : умение ориентироваться в системе знаний , осуществлять анализ объектов

5.Реализация построенного проекта.

Целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

 ( 9 мин)

- Корни в словах начинаются с одной и той же буквы, но после них или стоит суффикс а или нет, и в середине пишется либо О, либо А

Ответы учащихся:

в корнях -кос- / -кас- пишется А, если после корня стоит суффикс А, пишется О, если после корня нет суффикса А.

Читают правило на стр.105

Создать эталон.

Объединяются в группы

- Да.

Устное объяснение учащихся с совместной работой учителя

C:\Users\9734~1\AppData\Local\Temp\ksohtml5436\wps4.png− Итак, давайте установим закономерность.

Предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в письменном виде в тетради. Учитель вывешивает  на доске, учащиеся – в тетради (Приложение 3)

− А теперь, в соответствии с вашими наблюдениями, сформулируйте правило в устной форме, строя фразу следующим образом: «В корне … пишется А , если после корня стоит…, пишется О, если после корня… ».

Прочитайте правило на стр.105

− Молодцы! Вы вывели закономерность, сделали вывод, сами построили новое правило. Какой следующий шаг?

− Предлагаю поработать в группах. Представитель от каждой группы должен будет представить совместно созданный эталон. На работу отводится 3 минуты.

После ответов групп на доску вывешивается эталон:

 

Кас А

 

Кос нет А

− Молодцы! Все группы справились с заданием.

− Вы теперь сможете выполнить пробное задание?

Возьмите в руки сигнальные карточки с буквами О и А. Найдите в предложениях слово с чередующейся гласной  –кас-//-кос- и поднимите карточку с нужной буквой. (Предложения демонстрируются на доске ). Устно объясняют (Приложение 4):

Запись наблюдений в тетрадь

Проверка по эталану

1. Солнце к…снулось края степи.

 2. Прик…снувшись спиной к стволу дерева, я мечтал.

3. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья.

 4. Он почувствовал прик…сновение дружеской руки.

 5. Аппарат мчался по к…сательной.

Научиться применять правило написания гласных о, а в корне –кас- - кос- .Осознают учебно-познавательную задачу

Познавательные : самостоятельное создание способа решения проблемы .

Коммуникативные : выражение своих мыслей с полнотой и точностью Регулятивные : контроль, коррекции личностные : Оценивание содержания

6. Физкультминутка. Цель этапа: снятие  физического и эмоционального напряжения.

 ( 2 мин)

Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место ти...

Выполняют элементарные упражнения

Личностные : установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке

7. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель этапа: проговаривание и закрепление  нового знания.

(7 мин)

(Закрепить умение применять правило о чередовании гласных в корнях -кас-, -кос-).

Учащиеся  вставляют пропущенные буквы

Сравнивают свои работы с образцом и разбирают совместно с учителем.

Учащиеся дают свои устные ответы на поставленный вопрос

− Что вы должны сделать дальше?

− В этом вам поможет следующее задание. У вас на столах лежат таблицы (Приложение 5) со словами с пропущенными буквами:

О - А

 

Прик..саться

К..снуться

    К..снулось

Прик…сновение

 

К…сательная

 

К…сался

 

К…сается

 

К…солапый

− Вы должны вставить пропущенные буквы и графически объяснить выбор буквы. Поработайте в парах.

После работы учащиеся проверяют выполненное задание по образцу для проверки:

О - А

 

ПрикАсаться

КОснуться

    КОснулось

ПрикОсновение

 

КАсательная

 

КАсался

 

КАсается

 

КОсолапый

− В каких словах при работе в парах у вас возникли затруднения?

Работа с таблицами

Научиться применять правило написания гласных о, а в корне –кас- - кос- .Осознают учебно-познавательную задачу

Познавательные : самостоятельное создание способа решения проблемы .

Коммуникативные : выражение своих мыслей с полнотой и точностью Регулятивные : контроль, коррекции личностные : Оценивание содержания

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 Целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является переход извне внутрь нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

(5 мин)

- Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Учащиеся оценивают работу соседа.

− Разобрались? Как проверить, усвоили вы новое правило или нет?

– Выполните упражнение в учебнике 185. Самостоятельное выполнение упражнения.

− В каком месте возникло затруднение?

− Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?

− У кого задание не вызвало затруднений?

Прошу вас обменяться тетрадями с соседом по парте и оценить вашу работу.  Учитель проговаривает верные предложения , а учащиеся проверяют.

− Вы все молодцы!

Самостоятельная работа упражнения 185 с последующей проверкой

Научиться применять правило написания гласных о, а в корне –кас- - кос- .Осознают учебно-познавательную задачу

Регулятивные : составление плана действий , саморегуляция оценка результатов работы

Познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи  . Личностные : Оценивание усваемого содержания

9. Включение в систему знаний и повторение. Целью этапа является повторение и закрепление ранее изученного , выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания.

(6 мин)

- Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.

- Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.

Записывают слова и выделяют орфограммы

− Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему?

− Что вы должны сделать дальше?

− Верно. Потренируемся немного. Запишите слова, выделите орфограммы, затем мы по цепочке проверим.

 

− Наш урок подходит к концу. Вы все очень хорошо сегодня поработали!

Заж..гать лампу,  пост..лить скатерть, ст..рать бельё, подт..рать пол, разж..гать лампу,  пом..рать от жажды, пом..реть от скуки, к..снулся двери,прик..сался к лицу, к..сательная линия.

Научиться применять правило написания гласных о, а в корне –кас- - кос- .Осознают учебно-познавательную задачу

Регулятивные : составление плана действий , саморегуляция оценка результатов работы

Познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи  . Личностные : Оценивание усваемого содержания

10. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности

Основной целью этапа  на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

 (3 мин)

- Узнали о правописании корней –кас-/ -кос-

- Подвести итог нашей работы

Отвечают на поставленные вопросы

Учащиеся показывают цветную карточку, соответствующую своему ответу.

− Что нового вы узнали на уроке?

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (.)

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чем у вас было затруднение?

− Как вы открывали новое знание?

− Что вам помогло открыть новое знание?

– У вас на партах лежат цветные карточки. Зеленая карточка означает положительный ответ, желтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

− Я знаю чередование гласных в корнях: -кас-кос-.

− Я знаю, в каких случаях пишется О, в каких – А.

− Я могу объяснить, от чего зависит написание О, от чего зависит написание А в данных корнях.

− В самостоятельной работе у меня все получилось.

− Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).

− Я сегодня был в учебной деятельности.

− Я доволен своей работой на уроке.

– Молодцы!

Дать ответы  на вопросы учителя

Формируют ответы на поставленные вопросы

Познавательная : контроль и оценка процесса и результатов деятельности , подведение итогов

Информация о домашнем задании. (Закрепление материала, его усвоение)

 (1 мин)

Записывают задание в дневники.

- Ребята, а дома прошу вас выполнить упражнение 186.

Распределить слова в два столбика по орфограммам.

Приложение

 1.

Гирлянда

Снегурочка

Мороз

Тропинка

Валенки

Каток

Иней

Следы

2. Установить закономерность

   Сделать вывод

   Создать эталон

3.

http://saunkina.ucoz.ru/avatar/61/0045-045-Prikasatsja-prikosnutsja.jpg

4. 

1. Солнце к…снулось края степи.

 2. Прик…снувшись спиной к стволу дерева, я мечтал.

3. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья.

 4. Он почувствовал прик…сновение дружеской руки.

 5. Аппарат мчался по к…сательной.

5.

О - А

 

Прик..саться

К..снуться

    К..снулось

Прик…сновение

 

К…сательная

 

К…сался

 

К…сается

 

К…солапый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Соединительные гласные О,Е в сложных словах» (ФГОС) 6 класс

В материале представлена технологическая карта открытого урока в 6 классе по теме "«Соединительные гласные О,Е в сложных словах» (ФГОС)Авторы учебника :  Баранов М.Т., Ладыженская Т. А. Тростенцо...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание букв о - а в корнях - кос - / - кас -"

Материал представляет собой документ, состоящий из паспорта урока и технологической карты урока, по требованиям, предъявляемым к конкурсным работам....