Презентация к уроку "Простое предложение, осложненное обособленными второстепенными членами"
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (9 класс)
Презентация к уроку "Простое предложение, осложненное обособленными второстепенными членами". Раздаточный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predlozhenie_s_obosoblennymi_chlenami_avtosohranennyy_-_kopiya.pptx | 332.07 КБ |
rabochiy_list_2.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рабочий лист
Прочитайте предложения, выполните орфографический анализ Через (пол)часа пароход, оставив после себя пе (н/ нн ) ый след, исчез в море, затянутом сероватой дымкой. Пр __ жимаясь к самой дороге, вокруг меня зеленел лес, изредк __ уступая место пор __ сшим осокой полям . Кроме Коли, (н__)кто на встречу (не)явился. Обратите внимание на пунктуационное оформление предложений. Что объединяет записанные предложения с точки зрения синтаксиса ?
Сформулируйте тему урока Повторение изученного по теме «ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ОСЛОЖНЕННОЕ ОБОСОБЛЕННЫМИ ВТОРОСТЕПЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Определите цель урока Находить осложняющие конструкции в предложении Повторить правила пунктуации в простых предложениях, осложненных второстепенными членами
Задание 2 ОГЭ ( 1)Герои Ф. М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (2)Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. (4)Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга — всё достигает высшего предела. (5)Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием . Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов . 1) В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы. 2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. 3) Вторая часть предложения 3 осложнена обособленным нераспространённым приложением. 4) В первой части предложения 4 простое глагольное сказуемое. 5) Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом .
Задание 3 ОГЭ Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые . За 75 лет(1) прошедших после гибели парохода «Челюскин»(2) и спасения всех (3)оказавшихся на льду людей(4) в печати появились десятки статей(5) легенд(6) фантастических и псевдонаучных публикаций(7) посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного (8)по тем временам рейса.
Простые предложения, осложненные обособленными членами Что такое обособление? ОБОСОБЛЕНИЕ – ЭТО ВЫДЕЛЕНИЕ ОСЛОЖНЯЮЩИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПУНКТУАЦИОННО ИЛИ ПРИ ПОМОЩИ ИНТОНАЦИИ. Какие члены предложения могут обособляться? Определения Обстоятельства Дополнения
Обособление определений На какой вопрос отвечает определение? Какой частью речи чаще бывает выражено согласованное распространенное определение? Вспомним основное правило обособления причастных оборотов: Х, , … _ Х …
Выполните задание 1 на рабочих листах . Укажите предложение, которое содержит распространённое обособленное определение. Знаки препинания не расставлены. 1. Ему казалось он вмёрз в медленно плывущий айсберг. (С. Осипов) 2 . Мальчик был из дальнего двора незнакомый и никого из взрослых не было в доме чтобы помочь ему. (А. Фадеев ) 3. Сосновый бор вызывал тихое умиление в душе уставшего фельдшера до того воевавшего на знойном степном пыльном юге. (В. Быков) 4. Оркестр начал быстрый плывущий мотив. (А. Грин) Оцените свои знания: 1 балл за верный ответ Ответ: 3
Обратите внимание! Трудные случаи обособления определений Утомленный работой, он едва добрел до дома. Рассвет сопровождается дождем. Мелкий, холодный, он иголками колет лицо. Определения ВСЕГДА (независимо от расположения определяемого слова) обособляются, если относятся к личному местоимению.
Обратите внимание! Трудные случаи обособления определений Отягощенные плодами, ветви ломались. Удивленный некорректностью собеседника, юноша замолчал. Независимо от расположения определяемого слова обособляются определения с обстоятельственным значением (причины ПОЧЕМУ?, уступки НЕСМОТРЯ НА ЧТО?)
Обратите внимание! Одиночные определения, выраженные причастиями и прилагательными Сравните: Холодный, пронизывающий__ ветер засвистал на корме. Ветер , холодный, пронизывающий, засвистал на корме. Одиночные согласованные определения, если их два и более и они стоят после определяемого слова, обособляются.
Выполните задание 2 на рабочий листах Установите соответствие 1. Нина – чудесный компаньон для рыбной ловли, выносливый, терпеливый и поэтичный. 2. Осень, небывалая по сухости, по удивительному воздуху, насквозь пропитанному запахом облетающих ив. 3. У стола за самоваром сидела матушка, в сером тёплом платье. 4. Обречённый судьбой на постоянную праздность, юноша не делал решительно ничего. 5. А он, мятежный, просит бури. А) Два и более согласованных нераспространённых определения стоят после определяемого слова Б) Несогласованное определение, выражено сочетанием существительного с прилагательным, имеет характер дополнительных разъяснений. В) Определения относятся к личному местоимению. Г) Являются распространёнными и стоят после определяемого слова. Д) Согласованное определение стоит перед определяемым словом и имеет добавочное обстоятельственное значение.
Проверьте! 1 2 3 4 5 А Г Б Д В За каждое верно установленное соответствие поставьте 1 балл. Максимальное количество баллов в задании – 5 баллов
Сравните предложения Солнце, выглянувшее из-за туч , осветило степь. На корабле плыл известный актер, человек старый и невеселый. Мы , артиллеристы, хлопотали возле орудий. Что общего между предложениями? Чем осложнено второе и третье предложения? Приложение – это определение, выраженное именем существительным , дающее другое наименование предмету или лицу.
Обратите внимание! Если приложение стоит в конце предложения, оно обособляется с помощью ТИРЕ! Пришел ноябрь – месяц заморозков.
Выполните задание 3 на рабочих листах Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. (1)Анна Павловна Орликова , хозяйка дома, любила отдыхать в маленьком садике возле дома. (2)Тут на клумбах, обложенных вокруг камнями, цвели махровые астры, анютины глазки и маргаритки. (3)Нам даже близко к садику подходить запрещалось. (4)Увидев нас, Анна Павловна начинала кричать и звать прислугу или сына. (5)Можно было подумать, что на хозяйку напали грабители. О твет: 1 1 балл за верный ответ
Обособление обстоятельств Какой частью речи чаще бывает выражено обособленное обстоятельство? При каких условиях мы обособляем деепричастия и деепричастные обороты?
Обособление деепричастий и деепричастных оборотов Сидя на диване ребенок с интересом слушал рассказ деда . Ребенок с интересом слушал рассказ деда сидя на диване. Она поскользнувшись громко вскрикнула.
Выполните задание 4 на рабочих листах Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(- ые ). Перелистывая страницы (1) принесённой из кабинета (2) книги (3) отец остановился у приоткрытой двери (4) прислушиваясь к разговору на кухне . Ответ: 34 1 балл за верный ответ
Обратите внимание! Трудные случаи обособления обстоятельств Друзья понимали друг друга молча. Он любил читать лежа. Не обособляются одиночные деепричастия со значением наречия, утратившие глагольное значение добавочного действия и указывающие лишь на признак действия (КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?) Подсказка: т акое деепричастие можно заменить наречием: молча = без слов. т акое деепричастие нельзя заменить глаголом: читать лежа - нельзя сказать «любил читать и лежать », так как имеется в виду одно действие. Редко обособляются деепричастия: МОЛЧА, НЕ СПЕША, ПРИПЕВАЮЧИ, СИДЯ, СТОЯ, ШУТЯ
Обратите внимание! Трудные случаи обособления обстоятельств Он работал спустя рукава. Он бежал сломя голову . Если деепричастный оборот – фразеологизм, то он не обособляется! Наиболее часто в текстах не обособляются такие фразеологизмы: бежать сломя голову, бежать очертя голову , работать спустя рукава , работать засучив рукава , работать не покладая рук , сидеть сложа руки , мчаться высунув язык , слушать затаив дыхание , кричать не переводя духа , лежать уставясь в потолок , метаться не помня себя , провести ночь не смыкая глаз , слушать развесив уши .
Выполните задание 5 на рабочих листах А ) В котором предложении обстоятельство не обосабливается? Знаки препинания не расставлены . 1) Несмотря на усталость путешественники отправились в путь . 2) Выполняли они свою работу не покладая рук. 3) Прощаясь молодые люди раскланивались. Б ) Отметь предложение, в котором НЕТ пунктуационных ошибок . 1) Снег сошёл, оставшись, кое-где грязными клочками в лощинах. 2) Воробьи , обсыпав придорожные ветлы, кричали громко. 3) Он несколько минут, молча. Верный ответ – 1 балл А) 2 Верный ответ – 1 балл Б) 2
Обратите внимание! Однородность при обособленных конструкциях Сравните: Она улыбалась, глядя на меня, и, отвечая ей улыбкой, я протянул цветы. Гуляя по лесу и вдыхая весенний воздух, я чувствовал себя счастливым. Я вскочил в повозку и, схватив поводья, погнал лошадь. Почему в первом предложении мы ставим запятую перед и после «И», а во втором – нет? Почему в третьем предложении мы ставим запятую после «И»? Составьте схемы предложений.
Выполните задание 6 на рабочих листах Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(- ые ). А ) Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова. Б ) Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной. Верный ответ – 1 балл А) 1 Верный ответ – 1 балл Б) 13
Типичные грамматические ошибки, связанные с употреблением деепричастных и причастных оборотов Записывая формулу, у меня забылось обозначение силы тяжести . В поэме « Василий Тёркин » автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и Отчизне. Необходимо тщательно проверять направляемые документы на экспертизу.
7 . Задание 2 ОГЭ ( 1)Герои Ф. М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (2)Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. (4)Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга — всё достигает высшего предела. (5)Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием . Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов . 1) В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы. 2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. 3) Вторая часть предложения 3 осложнена обособленным нераспространённым приложением. 4) В первой части предложения 4 простое глагольное сказуемое. 5) Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом . Верный ответ – 1 балл 35
8 . Задание 3 ОГЭ Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые . За 75 лет(1) прошедших после гибели парохода «Челюскин»(2) и спасения всех (3)оказавшихся на льду людей(4) в печати появились десятки статей(5) легенд(6) фантастических и псевдонаучных публикаций(7) посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного (8)по тем временам рейса. Верный ответ – 1 балл 14567
Подведение итогов Сегодня на уроке мы повторили … Эти знания помогут мне … За верно выполненные задания я заработал ... б аллов и получил отметку «…» Количество баллов Отметка 2 3 4 5
Домашнее задание Решение тестов (задание 2 и 3 ОГЭ) Упражнение 257. Спасибо за внимание! Урок окончен !
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
ученика 9 «Б» класса__________________________
к уроку русского языка по теме____________________
______________________________________________
______________________________________________
Задание 1. Укажите предложение, которое содержит распространённое обособленное определение. Знаки препинания не расставлены.
1. Ему казалось он вмёрз в медленно плывущий айсберг. (С. Осипов)
2. Мальчик был из дальнего двора незнакомый и никого из взрослых не было в доме чтобы помочь ему. (А. Фадеев)
3. Сосновый бор вызывал тихое умиление в душе уставшего фельдшера до того воевавшего на знойном степном пыльном юге. (В. Быков)
4. Оркестр начал быстрый плывущий мотив. (А. Грин)
ОТВЕТ:___________ БАЛЛ ____________
Задание 2. Установите соответствие между предложениями из первого столбика и пунктуационным анализом из второго столбика.
1. Нина – чудесный компаньон для рыбной ловли, выносливый, терпеливый и поэтичный. | А) Два и более согласованных нераспространённых определения стоят после определяемого слова |
2. Осень, небывалая по сухости, по удивительному воздуху, насквозь пропитанному запахом облетающих ив. | Б) Несогласованное определение, выражено сочетанием существительного с прилагательным, имеет характер дополнительных разъяснений. |
3. У стола за самоваром сидела матушка, в сером тёплом платье. | В) Определения относятся к личному местоимению. |
4. Обречённый судьбой на постоянную праздность, юноша не делал решительно ничего. | Г) Являются распространёнными и стоят после определяемого слова. |
5. А он, мятежный, просит бури. | Д) Согласованное определение стоит перед определяемым словом и имеет добавочное обстоятельственное значение. |
ОТВЕТ:
| БАЛЛ___________________________ |
Задание 3
Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
(1)Анна Павловна Орликова, хозяйка дома, любила отдыхать в маленьком садике возле дома. (2)Тут на клумбах, обложенных вокруг камнями, цвели махровые астры, анютины глазки и маргаритки. (3)Нам даже близко к садику подходить запрещалось. (4)Увидев нас, Анна Павловна начинала кричать и звать прислугу или сына. (5)Можно было подумать, что на хозяйку напали грабители.
ОТВЕТ:___________ БАЛЛ:____________
Задание 4. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Перелистывая страницы (1) принесённой из кабинета (2) книги (3) отец остановился у приоткрытой двери (4) прислушиваясь к разговору на кухне.
ОТВЕТ:___________ БАЛЛ:____________
Задание 5.
А) В котором предложении обстоятельство не обосабливается? Знаки препинания не расставлены.
1) Несмотря на усталость путешественники отправились в путь.
2) Выполняли они свою работу не покладая рук.
3) Прощаясь молодые люди раскланивались.
ОТВЕТ:___________ БАЛЛ:____________
Б) Отметь предложение, в котором НЕТ пунктуационных ошибок.
1) Снег сошёл, оставшись, кое-где грязными клочками в лощинах.
2) Воробьи, обсыпав придорожные ветлы, кричали громко.
3) Он постоял несколько минут, молча.
ОТВЕТ:___________ БАЛЛ:____________
Задание 6. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
А) Маша просидела в углу до самого обеда (1) внимательно глядя на старшую сестру и (2) вслушиваясь в (3) произносимые ею (4) слова.
ОТВЕТ:___________ БАЛЛ:____________
Б) Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной.
ОТВЕТ:___________ БАЛЛ:____________
Задание 7.
(1)Герои Ф. М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (2)Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. (4)Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга — всё достигает высшего предела. (5)Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
3) Вторая часть предложения 3 осложнена обособленным нераспространённым приложением.
4) В первой части предложения 4 простое глагольное сказуемое.
5) Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
ОТВЕТ:___________ БАЛЛ:____________
Задание 8.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
За 75 лет(1) прошедших после гибели парохода «Челюскин»(2) и спасения всех (3)оказавшихся на льду людей(4) в печати появились десятки статей(5) легенд(6) фантастических и псевдонаучных публикаций(7) посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного (8)по тем временам рейса.
ОТВЕТ:___________ БАЛЛ:____________
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ:
ОТМЕТКА «___»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Обособление второстепенных членов предложения.
Урок- презентация рассчитан на работу с интерактивной доской. Цель урока: закрепить изученный материал, уметь находить в тексте обособленные члены предложения....
Зачетная работа по теме "Обособление второстепенных членов предложения", 8 класс
Работа предназначена для проверки знаний учащихся. полученных при изучении темы"Обособление второстепенных членов предложения " в 8 классе...
«Обобщение изученного по теме « Предложения, осложненные обособленными и уточняющими членами»
Урок-практикум...
Презентация к учебному занятию " Обособление второстепенных членов предложения"
Представлена презентация к учебному занятию....
Урок русского языка в 8 классе «Понятие об обособлении. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений». (Учебный матeриал в раздел "Основная
Урок разработан с использование технологии критического мышления.Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радост...
Методическая разработка по русскому языку для 2 курсов на тему "Предложения с обособленными второстепенными членами: обособленные определения и приложения"
Повторение пройденного материала: опрос, упражнения, самостоятельная работа....
Презентация- сопровождение к уроку " Обособление второстепенных членов предложения"
Презентация- сопровождение к уроку русского языка "Обособленные члены предлодения( обобщение и систематизация материала)....