«Обобщение изученного по теме « Предложения, осложненные обособленными и уточняющими членами»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Мальнова Елена Юрьевна

Урок-практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obosoblen._chleny.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

         Целью урока русского языка в 8  классе  «Обобщение изученного по теме « Предложения, осложненные обособленными и уточняющими членами» является не только повторение и систематизация изученного материала, подготовка к ЕГЭ, но и такие проблемные цели, как нравственное воспитание,  воспитание любви к родной природе, отчему краю, а главное – развитие творческих способностей учащихся, дара слова .

       Интеграция уроков русского языка, живописи , литературы  и музыки – необходимое условие для воспитания любви к родному языку, родному краю, поэтическому слову.

Тема: Обобщение изученного по теме «Предложения, осложненные обособленными и уточняющими членами» .

Цели:

  • Обучающая: -обобщить и систематизировать знания и навыки по теме;
  • Развивающая:

- выявить особенности стилистического использования изученных конструкций в речи;

- развитие восприятия, воображения, памяти, творческих        способностей, уверенности в своих силах .

  • Воспитывающая:

- воспитание интереса к творчеству, любви к родной природе;

Задачи:

- закрепить умение находить и выделять обособленные и уточняющие члены в предложении,  определять их тип,

 - закрепить умение расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами;

- развитие восприятия, воображения, памяти, творческих        способностей, уверенности в своих силах .

- воспитание чувства красоты к природе, развитие эстетического вкуса учеников (через творчество И.И.Шишкина).

- воспитание интереса к творчеству, любви к родной природе; - воспитание чувства ответственности за учебный труд, за качество знаний;

Тип  урока : практикум

Оборудование:  рабочий материал с текстом для лингвистического анализа;

 мультимедийная установка (И.И.Шишкин - репродукции: "Дебри", "Утро в сосновом лесу", "Сосны, освещенные солнцем", "Ручей в березовом  лесу", "Лесные дали", "Лето в лесу", "На севере диком")

Д/з:  выписать из художественной  литературы 5 примеров предложений с обособленными и уточняющими членами.

                                     

Ход урока.

Тема :  « Обособленные и уточняющие члены предложения»

  1. Целепостановка.

- Сегодня у нас необычный урок – виртуальная экскурсия  в картинную галерею художника-пейзажиста  И.И.Шишкина.

                                               Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно!..

Ф.Тютчев.

–Почему во 2 и 3 строке  стоят знаки препинания?

Итак, тема нашего урока : «Обособленные и уточняющие члены предложения».

-Скажите, какие слова могут служить сигналами к постановке запятой в предложении?        (союзы, союзные слова, причастия, деепричастия, производные предлоги)

2. Взаимоопрос.  В качестве домашнего задания вам было предложено подготовить вопросы  по теме и подобрать примеры из художественной литературы с обособленными и уточняющими членами предложения.

Отвечая, можете опираться  на схему в тетрадях и на слайде.

Примерные вопросы:

  • В какой позиции чаще всего обособляются определения и приложения? На какие вопросы отвечают?

Приведите примеры!

  • При каких условиях  обособляется  определение и приложение, стоящие перед определяемым словом? (если они относятся к личному местоимению)
  • При каких условиях обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами? (если они уточняют  место и время)

Приведите примеры уточняющих  членов предложения!

  • Назовите предлоги, с которыми обычно обособляются дополнения? (Ответ: Обособляются  имена существительные с предлогами или предложными сочетаниями кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, исключая, наряду с и др.)
  • При каком условии не обособляется приложение с союзом КАК?

- Молодцы, вы справились с этим заданием.

3.Работа с текстом.

Итак, мы отправляемся в первый зал  картинной галереи (картина И.Шишкина «Сосновый бор») .

Послушаем  текст и выполним задания:      

  1.   Озаглавьте текст.
  2.   Расставьте и графически объясните  недостающие знаки препинания  :  1 вариант – 1-4 предложения,

                          2 вариант – 5-7 предложения

 

1.Сосновые боры настоящие ветроломы. 2.Они сосны любую бурю встречают достойно сразу вступая в борьбу с разбушевавшейся стихией. 3.Напитав шквальным ветром все свои иголки сосна плавно раскачивается наклоняясь все ниже и ниже. 4.Сражается до последнего. 5.Весь бор ходит ходуном а верхушки то устремляясь вниз то взлетая (в)верх, ведут рискованную игру от которой захватывает дух.

6.И часто случается что сосна столь великолепная в отчаянной раскачке не устоит рухнет начисто вырвав себя из почвы до последнего.7. Дерево погибшее в схватке напоминает мне павшего в атаке солдата.

(По Н.Хохлову)

Взаимопроверка.  Можете проверить по образцу на слайде.

4.Задания к  тексту (выполнить любые 3 на выбор)

Возможные вопросы и  ответы:

1.Найдите 2 предложения с обособленным определением. Укажите их  номер.  (6,7)

  1. Укажите номера предложений с обособленным обстоятельством.  (2,3,5,6)
  2. Укажите номер неполного предложения. (4)
  3. Укажите номер предложения с обособленным приложением. (2)
  4. Нарисуйте схему 3  предложения.

5.Выполняются групповые разноуровневые задания:

Вам предлагаются 3 картины И.Шишкина: «Ручей в березовом лесу», «Сосны, освещенные солнцем», «Дебри».  

- Каждый ряд  выберет  то предложение, которое  можно было бы подписать  под   данной   картиной.

1  ряд.

Замените придаточные предложения синонимичными конструкциями с обособленными членами.

Запишите предложения в перестроенном виде. Нарисуйте их схемы.

Хотя еловый лес и был освещен солнцем, он все-таки казался темным и мрачным.

Хотя люди покорили природу, они еще не научились беречь ее.

                                           

                                         2  ряд.(«

  1. Расставьте знаки препинания, укажите уточняющие обстоятельства.

Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес.

На склоне небольшого пригорка у самой дороги одиноко стояла молоденькая береза.

Ручей бежал влево на север.

  1. Нарисуйте схему подобранного  предложения.

                    3  ряд.(«Ручей в березовом лесу»)

Выберите картину к вашему предложению.

Сравните попарно данные предложения. Подумайте, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга.

Темный, холодный  лесной  ручей  зачаровывает.  Лесной ручей, темный и холодный, зачаровывает.

Нарисуйте схему предложения  с обособленным членом.

  1. Творческая работа. 5 – 6 минут. (под музыку)

- А теперь сами попробуйте свои силы в роли экскурсоводов.

Перед вами знаменитая картина И.Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Попробуйте составить и записать несколько предложений, используя различные  виды обособленных и уточняющих членов.

Для тех, кому трудно , мы предложим опорные слова и словосочетания:

Опорные слова  к  собственному тексту:

- обещая теплый и ясный день;

- еще не рассеявшийся туман;

-несмотря на раннее утро;

-семейство самых крупных обитателей чащи;

- бурые хозяева леса;

- разыгравшаяся когда-то непогода;

- растопыренные  в разные стороны замшелые корни;

- глядя на картину;

-  погруженные  в атмосферу лесного утра;

-  вдыхая  аромат сосновой коры и хвои;

-  благодаря волшебной кисти и огромному таланту удивительного художника И. И. Шишкина.

Проверка  задания:

- Кто работал самостоятельно?

- А кто по опорным словам?

Воспитательный момент:

- А как вы думаете, уважающий себя человек должен посещать такие картинные галереи и выставки?

- Что они ему дают?

7. Домашнее задание:

Дома доработать свой текст , оформив  его  в  репортаж по материалам экскурсии  по  картинной галерее  И.И.Шишкина.

                  Схема анализа учебного занятия.

1.Общие сведения

МОУ «Гимназия №3», 8 «В»класс, 17.05.2010 г.

2.Цели:

Обучающая: - обобщить и систематизировать знания и навыки по теме; закрепить умение находить и выделять обособленные и уточняющие члены в предложении,  определять их тип,

 - закрепить умение расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами;

  • Развивающая:

- выявить особенности стилистического использования изученных конструкций в речи;

- развитие восприятия, воображения, памяти, творческих        способностей, уверенности в своих силах .

  • Воспитывающая:

- воспитание интереса к творчеству, любви к родной природе;

3.Тема урока: « Обособленные и уточняющие члены предложения»

Задачи урока:

- закрепить умение находить и выделять обособленные и уточняющие члены в предложении,  определять их тип,

 - закрепить умение расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами;

- развитие восприятия, воображения, памяти, творческих        способностей, уверенности в своих силах .

- воспитание чувства красоты к природе, развитие эстетического вкуса учеников (через творчество И.И.Шишкина).

- воспитание интереса к творчеству, любви к родной природе; - воспитание чувства ответственности за учебный труд, за качество знаний;

4.Оборудование урока:  

 рабочий материал с текстом для лингвистического анализа;

 мультимедийная установка (И.И.Шишкин - репродукции: "Дебри", "Утро в сосновом лесу", "Сосны, освещенные солнцем", "Ручей в березовом  лесу", "Лесные дали", "Лето в лесу", "На севере диком")

5.Средства обучения.

Мною использовано  мультимедийное  оборудование со слайдовой  и музыкальной презентацией,

- репродукции картин И.Шишкина,

- при ответах использовалась опорная схема по обособленным членам предложения (в тетрадях и на слайде),

- рабочие материалы с текстом для лингвистического анализа, где использована тестовая форма , как для подготовки к ГИА.

Ребята мало работали на доске, но форма моего занятия – практикум – подразумевала под собой  самостоятельную работу в рабочих листках и тетрадях.

6. Содержание урока

  • содержание урока соответствует  требованиям программы, задачам.
  • Ребята показали знание основных правил,  умение находить в тексте обособленные члены предложения, определять их  вид и включать такие конструкции в свой текст.
  •  учащиеся работали впервые ?
  • Главная  идея была – научить находить такие конструкции в тексте, обособлять  и  включать их в свой текст.
  • проверка усвоения  знаний осуществлялась  во время взаимоопроса и  взаимопроверки , а также проверки учителем.
  • в ходе урока были обобщены знания по теме , закреплены навыки постановки запятых в предложениях с обособленными членами, умение употреблять таких конструкций в тексте.
  • Мною были подготовлены 2 варианта для работы с текстом, а также задания разной степени сложности на выбор, а также групповые (разноуровневые ?) задания.
  •  Организация повторения изученного:

- форма взаимоопроса, взаимопроверки;

         - минитестирование;

- групповая работа;

- минисочинение.

  • Развитие  умений слушать друг друга, реально оценивать свои возможности и выбирать задания по своему уровню подготовленности, работать в группе, развивать речевые умения.
  • Учащиеся учатся создавать собственный текст , используя описательные конструкции, уточняющие члены.
  • Осуществляется связь русского языка с литературой, живописью и музыкой.

7.Тип и структура урока

 Тип урока - практикум,  целесообразность его в том, что он позволяет отработать навыки и умения. Урок проходит после изучения главных разделов русского языка в 8 классе .

 Обеспечение целостности и завершенности урока(?)

8.Реализация принципов обучения

  • Научность обучения состоит в повторении всех основных правил по разделам.

Воспитательный момент в понимании ребятами важности  эстетического  и культурного развития  личности.

  •  Принцип  доступности обучения состоялся в применении опорных схем и опорных конструкций.
  • Картины и музыкальное сопровождение использовались для усиления эмоционального восприятия  текстов.

Опорные схемы для наглядности;

Опорные слова для достижения поставленной цели слабоуспевающими учениками.

  • Применены методы для  достижения самостоятельности, активности учащихся:

- самоподготовка учащихся,

- взаимопроверка знаний;

- поисковая работа;

- групповые задания;

- самостоятельная творческая работа;

  •  Характер познавательной деятельности - репродуктивный, продуктивный и  творческий.
  • Применение разных форм учебной работы (индивидуальной, групповой, фронтальной).
  • Пути осуществления учителем развития учащихся (логическое, критическое мышление, умение сравнивать, делать выводы, обобщать, выявлять закономерности и т. д.).
  • Стимулирование работы учащихся (выставление оценок)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение по теме "Обособленные и уточняющие члены предложения"

Презентация может быть использована при обобщении материала по теме "Обособленные и уточняющие члены предложения" по программе В.В.Бабайцевой. В презентации содержатся задания для словарной работы, во...

Презентация к уроку русского языка "Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения".

Данная презентация содержит как теоретический материал, так и задания для закрепления темы....