«Обобщение изученного по теме « Предложения, осложненные обособленными и уточняющими членами»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Целью урока русского языка в 8 классе «Обобщение изученного по теме « Предложения, осложненные обособленными и уточняющими членами» является не только повторение и систематизация изученного материала, подготовка к ЕГЭ, но и такие проблемные цели, как нравственное воспитание, воспитание любви к родной природе, отчему краю, а главное – развитие творческих способностей учащихся, дара слова .
Интеграция уроков русского языка, живописи , литературы и музыки – необходимое условие для воспитания любви к родному языку, родному краю, поэтическому слову.
Тема: Обобщение изученного по теме «Предложения, осложненные обособленными и уточняющими членами» .
Цели:
- Обучающая: -обобщить и систематизировать знания и навыки по теме;
- Развивающая:
- выявить особенности стилистического использования изученных конструкций в речи;
- развитие восприятия, воображения, памяти, творческих способностей, уверенности в своих силах .
- Воспитывающая:
- воспитание интереса к творчеству, любви к родной природе;
Задачи:
- закрепить умение находить и выделять обособленные и уточняющие члены в предложении, определять их тип,
- закрепить умение расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами;
- развитие восприятия, воображения, памяти, творческих способностей, уверенности в своих силах .
- воспитание чувства красоты к природе, развитие эстетического вкуса учеников (через творчество И.И.Шишкина).
- воспитание интереса к творчеству, любви к родной природе; - воспитание чувства ответственности за учебный труд, за качество знаний;
Тип урока : практикум
Оборудование: рабочий материал с текстом для лингвистического анализа;
мультимедийная установка (И.И.Шишкин - репродукции: "Дебри", "Утро в сосновом лесу", "Сосны, освещенные солнцем", "Ручей в березовом лесу", "Лесные дали", "Лето в лесу", "На севере диком")
Д/з: выписать из художественной литературы 5 примеров предложений с обособленными и уточняющими членами.
Ход урока.
Тема : « Обособленные и уточняющие члены предложения»
- Целепостановка.
- Сегодня у нас необычный урок – виртуальная экскурсия в картинную галерею художника-пейзажиста И.И.Шишкина.
Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь
И опрометчиво-безумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно!..
Ф.Тютчев.
–Почему во 2 и 3 строке стоят знаки препинания?
Итак, тема нашего урока : «Обособленные и уточняющие члены предложения».
-Скажите, какие слова могут служить сигналами к постановке запятой в предложении? (союзы, союзные слова, причастия, деепричастия, производные предлоги)
2. Взаимоопрос. В качестве домашнего задания вам было предложено подготовить вопросы по теме и подобрать примеры из художественной литературы с обособленными и уточняющими членами предложения.
Отвечая, можете опираться на схему в тетрадях и на слайде.
Примерные вопросы:
- В какой позиции чаще всего обособляются определения и приложения? На какие вопросы отвечают?
Приведите примеры!
- При каких условиях обособляется определение и приложение, стоящие перед определяемым словом? (если они относятся к личному местоимению)
- При каких условиях обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами? (если они уточняют место и время)
Приведите примеры уточняющих членов предложения!
- Назовите предлоги, с которыми обычно обособляются дополнения? (Ответ: Обособляются имена существительные с предлогами или предложными сочетаниями кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, исключая, наряду с и др.)
- При каком условии не обособляется приложение с союзом КАК?
- Молодцы, вы справились с этим заданием.
3.Работа с текстом.
Итак, мы отправляемся в первый зал картинной галереи (картина И.Шишкина «Сосновый бор») .
Послушаем текст и выполним задания:
- Озаглавьте текст.
- Расставьте и графически объясните недостающие знаки препинания : 1 вариант – 1-4 предложения,
2 вариант – 5-7 предложения
1.Сосновые боры настоящие ветроломы. 2.Они сосны любую бурю встречают достойно сразу вступая в борьбу с разбушевавшейся стихией. 3.Напитав шквальным ветром все свои иголки сосна плавно раскачивается наклоняясь все ниже и ниже. 4.Сражается до последнего. 5.Весь бор ходит ходуном а верхушки то устремляясь вниз то взлетая (в)верх, ведут рискованную игру от которой захватывает дух.
6.И часто случается что сосна столь великолепная в отчаянной раскачке не устоит рухнет начисто вырвав себя из почвы до последнего.7. Дерево погибшее в схватке напоминает мне павшего в атаке солдата.
(По Н.Хохлову)
Взаимопроверка. Можете проверить по образцу на слайде.
4.Задания к тексту (выполнить любые 3 на выбор)
Возможные вопросы и ответы:
1.Найдите 2 предложения с обособленным определением. Укажите их номер. (6,7)
- Укажите номера предложений с обособленным обстоятельством. (2,3,5,6)
- Укажите номер неполного предложения. (4)
- Укажите номер предложения с обособленным приложением. (2)
- Нарисуйте схему 3 предложения.
5.Выполняются групповые разноуровневые задания:
Вам предлагаются 3 картины И.Шишкина: «Ручей в березовом лесу», «Сосны, освещенные солнцем», «Дебри».
- Каждый ряд выберет то предложение, которое можно было бы подписать под данной картиной.
1 ряд.
Замените придаточные предложения синонимичными конструкциями с обособленными членами.
Запишите предложения в перестроенном виде. Нарисуйте их схемы.
Хотя еловый лес и был освещен солнцем, он все-таки казался темным и мрачным.
Хотя люди покорили природу, они еще не научились беречь ее.
2 ряд.(«
- Расставьте знаки препинания, укажите уточняющие обстоятельства.
Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес.
На склоне небольшого пригорка у самой дороги одиноко стояла молоденькая береза.
Ручей бежал влево на север.
- Нарисуйте схему подобранного предложения.
3 ряд.(«Ручей в березовом лесу»)
Выберите картину к вашему предложению.
Сравните попарно данные предложения. Подумайте, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга.
Темный, холодный лесной ручей зачаровывает. Лесной ручей, темный и холодный, зачаровывает.
Нарисуйте схему предложения с обособленным членом.
- Творческая работа. 5 – 6 минут. (под музыку)
- А теперь сами попробуйте свои силы в роли экскурсоводов.
Перед вами знаменитая картина И.Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Попробуйте составить и записать несколько предложений, используя различные виды обособленных и уточняющих членов.
Для тех, кому трудно , мы предложим опорные слова и словосочетания:
Опорные слова к собственному тексту:
- обещая теплый и ясный день;
- еще не рассеявшийся туман;
-несмотря на раннее утро;
-семейство самых крупных обитателей чащи;
- бурые хозяева леса;
- разыгравшаяся когда-то непогода;
- растопыренные в разные стороны замшелые корни;
- глядя на картину;
- погруженные в атмосферу лесного утра;
- вдыхая аромат сосновой коры и хвои;
- благодаря волшебной кисти и огромному таланту удивительного художника И. И. Шишкина.
Проверка задания:
- Кто работал самостоятельно?
- А кто по опорным словам?
Воспитательный момент:
- А как вы думаете, уважающий себя человек должен посещать такие картинные галереи и выставки?
- Что они ему дают?
7. Домашнее задание:
Дома доработать свой текст , оформив его в репортаж по материалам экскурсии по картинной галерее И.И.Шишкина.
Схема анализа учебного занятия.
1.Общие сведения
МОУ «Гимназия №3», 8 «В»класс, 17.05.2010 г.
2.Цели:
Обучающая: - обобщить и систематизировать знания и навыки по теме; закрепить умение находить и выделять обособленные и уточняющие члены в предложении, определять их тип,
- закрепить умение расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами;
- Развивающая:
- выявить особенности стилистического использования изученных конструкций в речи;
- развитие восприятия, воображения, памяти, творческих способностей, уверенности в своих силах .
- Воспитывающая:
- воспитание интереса к творчеству, любви к родной природе;
3.Тема урока: « Обособленные и уточняющие члены предложения»
Задачи урока:
- закрепить умение находить и выделять обособленные и уточняющие члены в предложении, определять их тип,
- закрепить умение расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами;
- развитие восприятия, воображения, памяти, творческих способностей, уверенности в своих силах .
- воспитание чувства красоты к природе, развитие эстетического вкуса учеников (через творчество И.И.Шишкина).
- воспитание интереса к творчеству, любви к родной природе; - воспитание чувства ответственности за учебный труд, за качество знаний;
4.Оборудование урока:
рабочий материал с текстом для лингвистического анализа;
мультимедийная установка (И.И.Шишкин - репродукции: "Дебри", "Утро в сосновом лесу", "Сосны, освещенные солнцем", "Ручей в березовом лесу", "Лесные дали", "Лето в лесу", "На севере диком")
5.Средства обучения.
Мною использовано мультимедийное оборудование со слайдовой и музыкальной презентацией,
- репродукции картин И.Шишкина,
- при ответах использовалась опорная схема по обособленным членам предложения (в тетрадях и на слайде),
- рабочие материалы с текстом для лингвистического анализа, где использована тестовая форма , как для подготовки к ГИА.
Ребята мало работали на доске, но форма моего занятия – практикум – подразумевала под собой самостоятельную работу в рабочих листках и тетрадях.
6. Содержание урока
- содержание урока соответствует требованиям программы, задачам.
- Ребята показали знание основных правил, умение находить в тексте обособленные члены предложения, определять их вид и включать такие конструкции в свой текст.
- учащиеся работали впервые ?
- Главная идея была – научить находить такие конструкции в тексте, обособлять и включать их в свой текст.
- проверка усвоения знаний осуществлялась во время взаимоопроса и взаимопроверки , а также проверки учителем.
- в ходе урока были обобщены знания по теме , закреплены навыки постановки запятых в предложениях с обособленными членами, умение употреблять таких конструкций в тексте.
- Мною были подготовлены 2 варианта для работы с текстом, а также задания разной степени сложности на выбор, а также групповые (разноуровневые ?) задания.
- Организация повторения изученного:
- форма взаимоопроса, взаимопроверки;
- минитестирование;
- групповая работа;
- минисочинение.
- Развитие умений слушать друг друга, реально оценивать свои возможности и выбирать задания по своему уровню подготовленности, работать в группе, развивать речевые умения.
- Учащиеся учатся создавать собственный текст , используя описательные конструкции, уточняющие члены.
- Осуществляется связь русского языка с литературой, живописью и музыкой.
7.Тип и структура урока
Тип урока - практикум, целесообразность его в том, что он позволяет отработать навыки и умения. Урок проходит после изучения главных разделов русского языка в 8 классе .
Обеспечение целостности и завершенности урока(?)
8.Реализация принципов обучения
- Научность обучения состоит в повторении всех основных правил по разделам.
Воспитательный момент в понимании ребятами важности эстетического и культурного развития личности.
- Принцип доступности обучения состоялся в применении опорных схем и опорных конструкций.
- Картины и музыкальное сопровождение использовались для усиления эмоционального восприятия текстов.
Опорные схемы для наглядности;
Опорные слова для достижения поставленной цели слабоуспевающими учениками.
- Применены методы для достижения самостоятельности, активности учащихся:
- самоподготовка учащихся,
- взаимопроверка знаний;
- поисковая работа;
- групповые задания;
- самостоятельная творческая работа;
- Характер познавательной деятельности - репродуктивный, продуктивный и творческий.
- Применение разных форм учебной работы (индивидуальной, групповой, фронтальной).
- Пути осуществления учителем развития учащихся (логическое, критическое мышление, умение сравнивать, делать выводы, обобщать, выявлять закономерности и т. д.).
- Стимулирование работы учащихся (выставление оценок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение по теме "Обособленные и уточняющие члены предложения"
Презентация может быть использована при обобщении материала по теме "Обособленные и уточняющие члены предложения" по программе В.В.Бабайцевой. В презентации содержатся задания для словарной работы, во...
Обособленные дополнения. Обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Повторение и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения» Исследовательская работа «Особенности употребления обособленных членов предложения в текстах разных стилей и жанров»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Контрольная работа № 5 по теме «Предложения с обособленными членами» Обобщение изученного по теме «Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Контрольная работа № 5 по теме «Предложения с обособленными членами» Обобщение изученного по теме «Предложения с обособленными членами, их смысловые, интонационные и пунктуационные особенности»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Тестовая работа «Проверяем себя». Обобщение изученного по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Презентация к уроку русского языка "Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения".
Данная презентация содержит как теоретический материал, так и задания для закрепления темы....