Методическая разработка по русскому языку для 2 курсов на тему "Предложения с обособленными второстепенными членами: обособленные определения и приложения"
методическая разработка по русскому языку
Повторение пройденного материала: опрос, упражнения, самостоятельная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_russkomu_yazyku.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОБПОУ «Елецкий государственный колледж искусств им. Т.Н.Хренникова»
Методическая разработка по русскому языку II курс на тему:
«Предложения с обособленными второстепенными членами: обособленные определения и приложения»
Преподаватель:
Пахомова Светлана Александровна
2017 г.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели:
I. Практическая 1). закрепление умения правильного пунктуационного оформления обособленных определений и приложений; 2). закрепление умения конструировать предложения по схемам и читать схемы; 3) закрепление умения определять типы подчинительной связи (согласование, управление, примыкание); 4). Закрепление умения синтаксического разбора СПП.
II. Речевая: развивать устную монологическую речь, обобщать словарный запас учащихся.
III.Развивающая: развивать логическое мышление на основе умения сопоставлять, обобщать, делать выводы по данной теме.
Метод: репродуктивный.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Ход урока.
I.Организационный момент: приветствие, проверка готовности класса к уроку.
II. Синтаксическая минутка: (2 человека у доски) разбор СПП; из предложения выписать по 1 СС с разным видом подчинительной связи.
Уверенный в привязанности своей дочери, Троекуров никогда не мог добиться от нее доверенности. (А.Пушкин)
Ученик: Это предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, полное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом. СС: своей дочери – согласование; не мог добиться доверенности – управление; никогда не мог добиться – примыкание.
III. Фронтальный опрос.
Учитель: Что такое обособление?
Ученик: Обособление – это выделение членов предложения для тог, чтобы придать им относительную и смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании.
Учитель: Какие члены предложения обособляются?
Ученик: Обособляются следующие члены предложения: обращения, вводные слова, определения, обстоятельства.
Учитель: Как обособленные члены выделяются на письме, а как в устной речи?
Ученик: В устной речи обособленные члены произносятся с особой выразительной интонацией, а в письменной – выделяются с обеих сторон запятыми.
Учитель: Что такое определение?
Ученик: Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который?
Учитель: Что такое приложение?
Ученик: Приложение – это определение, выраженное именем существительным.
Учитель: Назовите основные случаи обособления определений с примерами.
Ученик: Случаи обособления определений следующие:
- X,
Снег, выпавший вчера, растаял.
(Обособляется определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.)
- ,X
Истомленный тяжким гулом, Теркин никнет головой.
(Обособляется определение, стоящее перед определяемым словом, если имеет значение причины.)
- X,
Корзина, полная шишек, стояла на столе.
(Обособляется определение, стоящее после определяемого слова, если оно выражено прилагательным с зависимым словом.)
- X,
Мама, тихая, печальная, стояла у окна.
(Обособляется определение, стоящее после определяемого слова, если оно выражено одиночным определением.)
- X,
Я, радостная, счастливая, бежала домой.
(Обособляется определение, стоящее после определяемого слова, выраженного личным местоимением.)
- ,X
Усталая, она не могла идти дальше.
(Обособляется определение, стоящее перед определяемым словом, выраженным личным местоимением.)
Учитель: назовите основные случаи обособления приложений с примерами.
Ученик: Случаи обособления приложений следующие:
- X,
Книга, этот источник знаний, лежала на столе.
(Обособляется приложение, стоящее после определяемого слова, выраженного существительным.)
- X,
Иван Петрович, двоюродный дядя моей мамы, приехал в гости.
(Обособляется приложение, стоящее после определяемого слова, выраженного именем собственным.)
- X,
Мы, студенты второго курса, пришли на субботник.
(Обособляется приложение, стоящее после определяемого слова, выраженного личным местоимением.)
- ,X
Как истинный художник слова, Толстой ценил богатство русского языка.
Упрямец во всем, Петя не соглашался с решением.
(Обособляется приложение, стоящее перед определяемым словом, если имеет добавочное значение причины и/или вводится союзом как; )
- X,
Собака, по прозвищу Тузик, сидела в будке.
(Обособляется приложение, стоящее после определяемого слова, если вводится словами по имени, по прозвищу, по званию и т.д.)
IV. Выполнение упражнений.
1. Определить, где обособленное определение, а где обособленное приложение, расставить знаки препинания. Доказать свой выбор.
- Густой туман нахлынувший волнами из ущелий покрывал долину.
- Паша мой младший брат пошел в первый класс.
- Я студентка второго курса поехала в Москву на конкурс.
- Она радостная бежала домой.
- Могучий лев гроза лесов лишился силы.
2. (2 у доски, остальные самостоятельно) Дано 6 схем: 3 – обособленные определения, 3 – обособленные приложения. Задача: 1 найти обособленные определения, другому – обособленные приложения и составить предложения. Ученики, которые выполняют упражнение самостоятельно, придумывают свои примеры.
- X,
- , по званию,
- X,
- X, ,
- X,
- X,
V. Самостоятельная работа.
Расставить знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями, обозначить графически свой выбор.
- Усталые и продрогшие мы вяло тянулись по раскисшей дороге.
- Ухаживала за мной одна девочка полька.
- Обидно мне старику слушать тате речи.
- Люди же изумленные стали как камни.
- Игорь как настоящий друг не оставил меня в беде.
- Комендант по фамилии Флягин помог мне заселиться в комнату.
- Теперь один старик седой
Развалин страж полуживой
Сметает пыль с гранитных плит.
8) Мальчишки приходившие в гости к Ане тоже должны были выслушать
эти рассказы тихие печальные.
9) Изумленный прохожий о чем-то спросил.
10). Маленький уютный дом манил меня к себе.
VI. Подведение итогов.
VII. Выставление и комментирование оценок. Домашнее задание.
- Теория.
- Упр. № З70
- Упр. № 375
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"
Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.
Урок "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая цель - закрепление умения опознавать уточняющие члены предлож...
Методическая разработка урока русского языка на тему "Однородные и неоднородные определения"(8 класс)
Цели урока: 1) углубить представление учеников об однородных членах;2) закрепить навыки узнавания их в тексте, навыки их графического изображения;3) научить различать однородные и неоднородные определ...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Определение» в 5 классе (с применением сингапурской методики)
Тема «Определение» Тип урока: урок формирования новых знаний Вид урока: урок применения теоретических и практических знаний Цели: Образовательные: Познакомить с определением как второстепенным членом ...
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме: «Обособленные обстоятельства»
Данный урок разработан для учащихся 11 класса, спланирован на основе использования современных педагогических технологий.Цель урока:1. Активизировать теоретические ...
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....