Фразеологизмы
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Индивидуальная рабочая программа по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_rabochaya_programma.docx | 35.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная рабочая программа
по русскому языку «Фразеологизмы». 6 класс
(2019-2020 учебный год)
Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ Бобровский образовательный центр «Лидер» Воропаева Н. В.
Актуальность
В настоящее время перед учителем-словесником стоит много проблем, и важнейшая из них – обеспечить выполнение программы по предмету. Для этого необходимо качественно организовать работу со всеми детьми, чтобы они усвоили включенный в программу материал. Сделать это нелегко, поскольку способности и уровень мотивации у обучающихся разные, а способы действий (алгоритмы) рассчитаны, как правило, на «среднего» ученика. В любом классе есть ребята, которые легко и быстро усваивают новую информацию, а также готовы к более глубокому изучению заинтересовавшего их материала. Поэтому для развития одарённых детей необходима внеурочная работа по индивидуальным рабочим программам. Они призваны углубить материал по наиболее актуальным темам (разделам), которые пригодятся в работе над исследованием (проектом), при выполнении олимпиадных, конкурсных заданий, а также для успешного прохождения аттестации по предмету.
Важно правильно организовать работу с высокомотивированными детьми, выбрав эффективные методы и формы работы, создать на занятиях атмосферу доброжелательности и творчества, преподносить материал доступно и интересно.
Пояснительная записка
Рабочая программа опирается на ФГОС ООО, утверждённого приказом Министерства Образования РФ 2010 года и Примерную программу основного общего образования по русскому языку.
Цель программы: углубленное изучение фразеологии, педагогическое сопровождение и лингвистическое развитие одарённых детей .
Задачи:
- Поддерживать развитие одарённых детей в области русского языка.
- Стимулировать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
- Формировать стремление к поиску новой информации.
- Развивать устную и письменную речь, стремление к образности речи.
- Формировать устойчивую мотивацию к изучению русского языка на углубленном уровне.
- Обеспечивать участие высокомотивированных детей в предметных олимпиадах разного уровня и в творческих конкурсах.
«Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск». Поэтому знание фразеологии – важное условие глубокого овладения родным языком.
Для углубленного изучения в разделе «Лексика» была выбрана тема «Фразеологизмы», так как именно эта тема вызвала интерес детей, которые имеют более высокие по сравнению с остальными интеллектуальные способности. Знание темы «Фразеологизмы» позволит углубить знания по лексике и фразеологии, совершенствовать речевые умения, открыть новые пути для учебных исследований, более результативно выполнять олимпиадные задания и участвовать в творческих конкурсах.
Программа рассчитана на 17 часов (1 час во 2 полугодии)
Планируемые результаты
Личностные
- Осознание образовательной ценности темы «Фразеологизмы».
- Стремление к языковому самосовершенствованию.
- Использование приобретённых знаний в повседневном общении.
- Способность к оценке уровня своих достижений.
Предметные
- Усвоение научной информации по теме «Фразеологизмы» и умений практически применять свои знания в различных речевых ситуациях.
- Умение создавать собственные тексты с использованием фразеологизмов, использовать их в своей речи с учетом стилистических особенностей.
- Понимание роли фразеологических оборотов в общении, в текстах разных стилей.
- Умение видеть, находить фразеологизмы в тексте, отмечать их эмоционально-выразительные достоинства.
- Умение пользоваться справочной литературой.
Метапредметные
- Способность извлекать сведения из различных источников.
- Умение сравнивать, сопоставлять, преобразовывать.
- Овладение приёмами классификации материала.
- Совершенствование лингвистических, культурологических, коммуникативных компетенций в процессе устного и письменного общения.
Содержание
Фразеологический оборот как лингвистическая единица. Введение. Понятие о фразеологии и фразеологическом обороте. Важнейшие признаки фразеологизмов. Синонимичность фразеологических оборотов отдельным словам. Компоненты фразеологизмов. Синтаксическая функция фразеологизмов.
Фразеологические обороты с точки зрения их семантической слитности. Классификация фразеологических оборотов. Фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения. Многозначность, синонимия и антонимия в кругу фразеологических оборотов.
Стилистическое использование фразеологических средств языка. Использование фразеологических оборотов во всех речевых стилях. Группы фразеологизмов с точки зрения стилистической окрашенности. Фразеологизмы в устном народном творчестве. Образная сила фразеологических средств.
Фразеология с точки зрения ее происхождения. Состав фразеологических оборотов по своему происхождению. Исконно русские фразеологизмы. Старославянские фразеологизмы. Иноязычные фразеологизмы. Фразеологические словари.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание (теория) | Практика | Дата |
1 | Введение | 1 | Понятие о фразеологии и фразеологическом обороте. Важнейшие признаки фразеологизмов. | Ролевая игра. Анализ диалогов, включающих фразеологизмы. | |
2 | Фразеологический оборот | 1 | Синонимичность фразеологических оборотов отдельным словам. Компоненты фразеологизмов. Синтаксическая функция фразеологизмов. | Синтаксический разбор предложений, включающих фразеологизмы. Игра «Замени одним словом». | |
3 | Классификация фразеологических оборотов | 1 | Понятие о фразеологических сращениях, фразеологических единствах, фразеологических сочетаниях, фразеологических выражениях. | Упражнения на выяснение прямых и переносных значений слов в составе фразеологизмов, составление текстов. Работа со словарём. | |
4 | Фразеологические сращения | 1 | Значение фразеологических сращений | Конструирование предложений. Работа со словарём. Сочинение-миниатюра | |
5 | Фразеологические единства | 1 | Значение фразеологических единств как образное представление переносных значений составляющих слов. | Подбор фразеологизмов с указанными значениями. Ролевая игра. Работа со словарём. | |
6 | Фразеологические сочетания | 1 | Значение фразеологических сочетаний. Ограниченная лексическая сочетаемость составляющих слов. | Составление диалогов. Игра «Вставь нужное слово». | |
7 | Фразеологические выражения. | 1 | Значение фразеологических выражений. Многозначность, синонимия и антонимия в кругу фразеологических оборотов. | Анализ пословиц, поговорок, крылатых выражений, включающих фразеологизмы. | |
8-9 | Удивительный мир фразеологизмов | 2 | Функции фразеологических оборотов в русском языке . | Анализ рассказов Н. Носова, басен И. А. Крылова, русских народных сказок, включающих фразеологизмы. Составление анкеты для соцопроса родителей и одноклассников по использованию фразеологизмов. | |
10-11 | Группы фразеологизмов с точки зрения стилистической окрашенности. | 2 | Использование фразеологических оборотов во всех речевых стилях. Нейтральные, разговорные, просторечные, книжные фразеологизмы. | Работа со словарём. Определение значений фразеологизмов. Составление диалогов. Работа с таблицами. | |
12 | Стилистическое использование пословиц, поговорок, «крылатых» слов, загадок. | 1 | Защита мини-проекта. Конкурс знатоков | ||
13-14 | Состав фразеологических оборотов по своему происхождению | 2 | Исконно русские фразеологизмы. Старославянские фразеологизмы. Иноязычные фразеологизмы. | Работа со словарём. Поиск значений фразеологизмов, определение их стилистической окраски | |
15 | Фразеологизмы, заимствованные из других языков. | 1 | Источники заимствований. Фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы. | Анализ русских и зарубежных сказок. | |
16 | «Откуда пришли эти выражения?» | 1 | Защита мини-проектов | ||
17 | Фразеологизмы и словари русского языка. | 1 | Фразеологизмы в словарях русского языка. Многозначность, синонимия и антонимия в кругу фразеологических оборотов. | Чтение и анализ словарных статей. Составление собственного словарика фразеологизмов. |
Литература:
- Розенталь Д. Э. Русский язык. М: Дрофа, 2003.-368 с.
- Шанский Н. М. В мире слов. М: Просвещение, 1985.-256 с.
- Фразеологический словарь русского языка. Под ред. Молоткова А. И.- Русский язык, 1986.- 464 с.
- Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. Панов М. В.- М.: Педагогика, 1984 – 352 с.
- Загоровская О. В., Григоренко О. В. Русский язык: пособие-практикум для подготовки к единому государственному экзамену. Часть 1.-Воронеж: издательство «Научная книга», 2005.-196 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.
Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....
Конспект урока русского языка на тему: «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари».
Обобщающий урок по теме «Русская фразеология»....
Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"
Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...
Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"
Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологичес...
Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари
Презентация для 6 класса по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....
Конспект урока "Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари"
Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, к...
Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка ( Источники фразеологизмов).
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка". Урок посвящен знакомству с источниками фразеологизмо...