Фразеологизмы
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Воропаева Надежда Валерьевна

Индивидуальная рабочая программа по русскому языку 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_rabochaya_programma.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная рабочая программа

по русскому языку «Фразеологизмы». 6 класс

(2019-2020 учебный год)

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ Бобровский образовательный центр «Лидер» Воропаева Н. В.

Актуальность

В настоящее время перед учителем-словесником стоит много проблем, и важнейшая из них – обеспечить выполнение программы по предмету. Для этого необходимо качественно организовать работу со всеми детьми, чтобы  они усвоили включенный в программу материал. Сделать это нелегко, поскольку способности и уровень мотивации у обучающихся разные, а способы действий (алгоритмы) рассчитаны, как правило, на «среднего» ученика. В любом классе есть ребята, которые легко и быстро усваивают новую информацию, а также готовы к более глубокому изучению заинтересовавшего их материала. Поэтому для развития одарённых детей необходима внеурочная работа по индивидуальным рабочим программам. Они призваны углубить материал по наиболее актуальным темам (разделам), которые пригодятся в работе над исследованием (проектом), при выполнении олимпиадных, конкурсных заданий, а также для успешного прохождения аттестации по предмету.

Важно правильно организовать работу с высокомотивированными детьми, выбрав эффективные методы и формы работы, создать на занятиях атмосферу доброжелательности и творчества, преподносить материал доступно и интересно.

Пояснительная записка

Рабочая программа опирается на ФГОС ООО, утверждённого приказом Министерства Образования РФ 2010 года и Примерную программу основного общего образования по русскому языку.

Цель программы: углубленное изучение фразеологии, педагогическое сопровождение и лингвистическое развитие одарённых детей .

Задачи:

  1. Поддерживать развитие одарённых детей в области русского языка.
  2. Стимулировать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
  3. Формировать стремление к поиску новой информации.
  4. Развивать устную и письменную речь, стремление к образности речи.
  5. Формировать устойчивую мотивацию к изучению русского языка на углубленном уровне.
  6. Обеспечивать участие высокомотивированных детей в предметных олимпиадах разного уровня и в творческих конкурсах.

«Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск». Поэтому знание фразеологии – важное условие глубокого овладения родным языком.

Для углубленного изучения в разделе «Лексика» была выбрана тема «Фразеологизмы», так как именно эта тема вызвала интерес детей, которые имеют более высокие по сравнению с остальными интеллектуальные способности. Знание темы «Фразеологизмы» позволит углубить знания по лексике и фразеологии, совершенствовать речевые умения, открыть новые пути для учебных исследований, более результативно выполнять олимпиадные задания и участвовать в творческих конкурсах.

Программа рассчитана на 17 часов (1 час во 2 полугодии)

Планируемые результаты

Личностные

  1. Осознание образовательной ценности темы «Фразеологизмы».
  2. Стремление к языковому самосовершенствованию.
  3. Использование приобретённых знаний в повседневном общении.
  4. Способность к оценке уровня своих достижений.

Предметные

  1. Усвоение научной информации по теме «Фразеологизмы» и умений практически применять свои знания в различных речевых ситуациях.
  2. Умение создавать собственные тексты с использованием  фразеологизмов, использовать их в своей речи с учетом стилистических особенностей.
  3. Понимание роли фразеологических оборотов в общении, в текстах разных стилей.
  4. Умение видеть, находить фразеологизмы в тексте, отмечать их  эмоционально-выразительные достоинства.
  5. Умение пользоваться справочной литературой.

Метапредметные

  1. Способность извлекать сведения из различных источников.
  2. Умение сравнивать, сопоставлять, преобразовывать.
  3. Овладение приёмами классификации материала.
  4. Совершенствование лингвистических, культурологических, коммуникативных компетенций в процессе устного и письменного общения.

Содержание

Фразеологический оборот как лингвистическая единица. Введение. Понятие о фразеологии и фразеологическом обороте. Важнейшие признаки фразеологизмов. Синонимичность фразеологических оборотов отдельным словам. Компоненты фразеологизмов. Синтаксическая функция фразеологизмов.

Фразеологические обороты с точки зрения их семантической слитности. Классификация фразеологических оборотов. Фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения. Многозначность, синонимия и антонимия в кругу фразеологических оборотов.

Стилистическое использование фразеологических средств языка. Использование фразеологических оборотов во всех речевых стилях. Группы фразеологизмов с точки зрения стилистической окрашенности. Фразеологизмы  в устном народном творчестве. Образная сила фразеологических средств.

Фразеология с точки зрения ее происхождения.  Состав фразеологических оборотов по своему происхождению. Исконно русские фразеологизмы. Старославянские фразеологизмы. Иноязычные фразеологизмы. Фразеологические словари.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание (теория)

Практика

Дата

1

Введение

1

Понятие о фразеологии и фразеологическом обороте. Важнейшие признаки фразеологизмов.

Ролевая игра. Анализ диалогов, включающих фразеологизмы.

2

Фразеологический оборот

1

Синонимичность фразеологических оборотов отдельным словам. Компоненты фразеологизмов. Синтаксическая функция фразеологизмов.

Синтаксический разбор предложений, включающих фразеологизмы. Игра «Замени одним словом».

3

Классификация фразеологических оборотов

1

Понятие о фразеологических сращениях, фразеологических единствах, фразеологических сочетаниях, фразеологических выражениях.

Упражнения на выяснение прямых и переносных значений слов в составе фразеологизмов, составление текстов. Работа со словарём.

4

Фразеологические сращения

1

Значение фразеологических сращений

Конструирование предложений. Работа со словарём. Сочинение-миниатюра

5

Фразеологические единства

1

Значение фразеологических единств как образное представление переносных значений составляющих слов.

Подбор фразеологизмов с указанными значениями. Ролевая игра. Работа со словарём.

6

Фразеологические сочетания

1

Значение фразеологических сочетаний. Ограниченная лексическая сочетаемость составляющих слов.

Составление диалогов. Игра «Вставь нужное слово».

7

Фразеологические выражения.

1

Значение фразеологических выражений. Многозначность, синонимия и антонимия в кругу фразеологических оборотов.

Анализ пословиц, поговорок, крылатых выражений, включающих фразеологизмы.

8-9

Удивительный мир фразеологизмов

2

Функции фразеологических оборотов в русском языке .

 Анализ рассказов Н. Носова, басен И. А. Крылова, русских народных сказок, включающих фразеологизмы. Составление анкеты для соцопроса родителей и одноклассников по использованию фразеологизмов.

10-11

Группы фразеологизмов с точки зрения стилистической окрашенности.

2

Использование фразеологических оборотов во всех речевых стилях. Нейтральные, разговорные, просторечные, книжные фразеологизмы.

Работа со словарём. Определение значений фразеологизмов. Составление диалогов. Работа с таблицами.

12

Стилистическое использование пословиц, поговорок, «крылатых» слов, загадок.

1

Защита мини-проекта. Конкурс знатоков

13-14

Состав фразеологических оборотов по своему происхождению

2

Исконно русские фразеологизмы. Старославянские фразеологизмы. Иноязычные фразеологизмы.

Работа со словарём. Поиск значений фразеологизмов, определение их стилистической окраски

15

Фразеологизмы, заимствованные из других языков.

1

Источники заимствований. Фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы.

Анализ русских и зарубежных сказок.

16

«Откуда пришли  эти выражения?»

1

Защита мини-проектов

17

Фразеологизмы и словари русского языка.

1

Фразеологизмы в словарях русского языка. Многозначность, синонимия и антонимия в кругу фразеологических оборотов.

Чтение и анализ словарных статей. Составление собственного словарика фразеологизмов.

Литература:

  1. Розенталь Д. Э. Русский язык. М: Дрофа, 2003.-368 с.
  2. Шанский Н. М. В мире слов. М: Просвещение, 1985.-256 с.
  3. Фразеологический словарь русского языка. Под ред. Молоткова А. И.- Русский язык, 1986.- 464 с.
  4. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. Панов М. В.- М.: Педагогика, 1984 – 352 с.
  5. Загоровская О. В., Григоренко О. В. Русский язык: пособие-практикум для подготовки к единому государственному экзамену. Часть 1.-Воронеж: издательство «Научная книга», 2005.-196 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.

Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...

Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"

  Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы.   Источники фразеологизмов.Фразеологичес...

Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари

Презентация для 6 класса    по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....

Конспект урока "Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари"

Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, к...

Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка ( Источники фразеологизмов).

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка". Урок посвящен знакомству с источниками фразеологизмо...