Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка ( Источники фразеологизмов).
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Крючкова Людмила

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка". Урок посвящен знакомству с источниками фразеологизмов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6А классе.

Крючкова Людмила Александровна,

 учитель МАОУ СОШ №22 г.Тамбова

Тема: Изучение  фразеологизмов как   приобщение учащихся  к  культуре родного  языка  ( Источники фразеологизмов).

Цель деятельности учителя 

  • знание источников возникновения фразеологизмов; умение определять происхождение фразеологизма ; формировать у учащихся навык использования фразеологических оборотов в предложении и тексте.

Тип урока

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать источники происхождения фразеологизмов в русском языке; уметь применять знания в новой ситуации, находить конструкции с фразеологизмами, выявлять их роль в тексте, составлять собственные тексты с использованием фразеологических оборотов, работать со словарем.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): ставить цель, планировать работу, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач, действовать по плану, корректировать свои действия, получать результат, производить оценку, подводить итоги.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему; потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенствованию.

Методы и формы обучения  

Технология развития критического мышления через чтение и письмо, методы проблемного диалога, эвристического обучения; наблюдение над языком, деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование

 мультимедийный проектор, колонки

Наглядно-демонстративный материал

Презентация по теме урока, опорные слова для написания творческой  (исследовательской работы) работы, словари.

Основные понятия

фразеологизмы, источники фразеологизмов

Преподаватель

Крючкова Людмила Александровна

Тема урока

Изучение  фразеологизмов как  приобщение учащихся  к  культуре родного  языка  ( Источники фразеологизмов).

Программное содержание

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

Основные понятия

Фразеология, фразеологизм.

Тип урока

Открытие нового знания.

Форма урока

Работа в парах, по группам.

Технология

Информационно-коммуникативная

Оборудование урока

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6кл. – М.: Просвещение, 2017, фразеологический словарь, раздаточный материал

СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Содержание

урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

УУД

I.

Организационный этап

Слово учителя: Я приглашаю вас в   просторы волшебного мира родного слова. Тот багаж знаний, который вы приобрели на уроках русского языка, поможет вам преодолеть все трудности на дороге открытий. (дата, классная работа)

Приветствие, проверка готовности к уроку

Проверяют готовность к уроку.

Подготовка класса к работе.

Личностные результаты

Самоопределение

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II

Этап мотиваци к учебной деятельности

Слово учителя:Чтобы сформулировать тему урока, я предлагаю вам рассмотреть рисунки,  определить их принадлежность к какой-либо сфере.

 1

 https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/12/8886_458c0650e89e8b8c944701a76d1e600d.jpg.

2https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/10c1/00198c30-24b74b3f/img11.jpg

3https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/091a/0008bba9-ea21fc7c/img25.jpg

4https://znanio.ru/static/files/cache/d2/82/d2827e6e9acb5e25754c32c65af86e34.jpg

  1. Формулирование темы, постановка цели, з

дач урока. (Дети формулируют)

Слово учителя: Мы сегодня будем знакомиться с источниками фразеологизмов.

 Контролирует выполнение задания.

1 За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь (пословица)

2 Козёл отпущения (библейский)

3 Море по колено( профессиональный)

4 Ахиллесова пята (мифология )

Работа в паре.

Разгадывают картинки, совместное обсуждение ответов.

Формулируют тему и цель урока.

 

Метапредметные результаты

Целеполагание

Постановка вопросов

Предметные результаты

Самостоятельное формулирование цели

Формулирование проблемы

Метапредметные результаты

Планирование Прогнозирование

Сотрудничество в поиске и выборе

III

Знакомство с новым материалом.

  1. Работа с эпиграфом.

... составляют народную физиономию языка,
его оригинальные средства и его богатство
В.Г.Белинский

.

Слово учителя: Эпиграфом к нашему уроку служат слова В.Г.Белинского. Прочтите его и подумайте, какое слово необходимо дописать в эпиграфе? (Фразеологизмы) Как вы понимаете высказывание критика? Согласны ли вы с В.Г.Белинским? (обсуждение).

Слово учителя: Сегодня наша общая задача – обобщить знания о фразеологизмах и убедиться, что они действительно являются оригинальными средствами языка и обогащают нашу речь. Употребление фразеологизмов в речи делает её сильной, яркой, меткой,  выразительной.

Слово учителя: Мы сегодня должны ответить на вопрос: «Каковы источники происхождения фразеологизмов?», научиться правильно и уместно употреблять  фразеологизмы в своей речи, пользоваться фразеологическим словарем.

  1. Анализ предложения

В  осенн..м с..ду дети не покл..дая рук соб..рали л..ству.

  • Объясните правописание слов с пропущенными буквами.
  • Найдите фразеологизм. Можем ли мы буквально понимать значение слов «не покладая рук»? (Нет.)  

Вывод 1. Это образное выражение.

  • Можем ли мы это выражение разбить на от

дельные слова, чтобы его смысл не изменился? (Нет). Какой вывод мы можем сделать?

Вывод 2. Это сочетание слов является неделимым.

  • Что представляет собой с синтаксической  и лексической точки зрения это сочетание слов?

(Не покладая рук (как?) – обстоятельство

Не покладая рук –усердно, старательно )

 

Вывод 3. Является одним членом предложения. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить  одним словом.

  • Как вы думаете, как появился этот фразеологизм, откуда? (старательный рабочий процесс, дополняется отношением говорящего, его позитивной оценкой этого процесса – бытовая сфера)
  • А сейчас вспомните, что такоефразеологизм? (это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде)
  • Что такое Фразеология ? (это наука, которая изучает фразеологизмы)

Создает проблемную ситуацию, задает вопросы, направляет рассуждения обучающихся, подводит к выводу.

 

Метод  творческий

Метод поиска и объяснения.

Эмоциональность фразеологизмов

Проводят исследование: отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры.

Узнают об особенностях этих выражений, которые состоят в том, что в нашей речи они употребляются как бы в застывших формах.

Дают оценку деятельности одноклассников.

Читают определение, делают вывод.

Предметные результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

IV

Этап актуализации и фиксации   действий

  1. Слово учителя: Мы употребляем фразеологизмы, не задумываясь над их происхождением. Почему так стали говорить? Ведь это очень интересно. Представьте себе Россию, какой она была 300 лет назад. Тогда и люди выглядели иначе, их одежда, обычаи и быт были иными. Послушаем сообщения о происхождении   фразеологизмов. Вам предстоит дать ответ, откуда приходят эти устойчивые сочетания.

1 ученик. Черная кошка дорогу перебежала - произошла ссора, размолвка между кем-либо.

Образ фразеологизма восходит к древнейшим  представлениям об оборотничестве – о способности ведьм, колдунов превращаться («оборачиваться») в черную кошку. По древнему поверью, если черная кошка перебежит вам дорогу, с вами может случиться беда, неприятности.

Слово учителя: сделаем вывод, откуда же пришла эта группа фразеологизмов, о которой рассказали ребята? (ответы детей). Получается, что автор этой 1 группы фразеологизмов – это обычаи, традиции русского народа, его бытовой опыт. Изучая фразеологизмы мы не только изучаем русский язык, но и историю русского народа, его традиции, обычаи.

Слово учителя:  Послушаем сообщение 2-й группы учащихся о происхождении второй группы фразеологизмов.
1 ученик.  Моя хата с краю 1. Фразеологизм моя хата с краю появился из пословицы: Моя хата с краю, хотелось бы в центре. Моя хата с краю, и мне хорошо. Моя хата с краю – я ничего не знаю.  

 Голод не тётка, а дядька. Голод не тётка – не накормит. Голод не тётка, пирожка не поднесёт.  2. Фразеологизм голод не тётка появился из пословицы  

Слово учителя: откуда же в наш язык пришла эта группа фразеологизмов? (очень часто фразеологизмы рождаются из пословиц, народных сказок, а это  народная мудрость. Пословица усекается, часть её забывается, а фразеологизм улетает в большую жизнь) 

Слово учителя: Заслушаем 3-ю группу ребят.
1 ученик.   Вольный казак- не зависящий ни от кого, свободный человек

В Московском государстве XV- XVII веков так называли вольных людей из центральных регионов страны, бежавших на периферию, чтобы спастись от закрепощения (т.е. превращения в крепостных крестьян).
 
Слово учителя: что можно сказать об этом источнике пополнения этой группы фразеологизмов? (они связаны с историческими событиями нашей Родины).

Заслушаем 4-ю группу ребят.

1 ученик.  «Разделать под орех»

Значение: разругать, раскритиковать – возникло у этого оборота на базе более старого – сделать (что-либо) очень основательно и хорошо.

В своем первоначальном значении фразеологизм родился в профессиональной речи столяров и краснодеревщиков. Изготовление мебели под ореховое дерево из других сортов древесины требовало большого труда и хорошего знания дела.

Из речи   краснодеревщиков выражение «разделать под орех» и проникло в русский литературный язык. Оттуда же пришли обороты «топорная работа» (первоначально о работе плотников) и «без сучка и задоринки» (буквально: без каких – либо изъянов)

Слово учителя: Итак, из какой среды пришли к нам эти два выражения? (Из профессиональной среды)  
 

Заслушаем 5-ю группу ребят. 

1 ученик. «Остаться у разбитого корыта»: из-за чрезмерной жадности остаться ни с чем. Этот фразеологизм пришел в речь из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
Слово учителя: Такие выражения называют «крылатыми». Они как бы вылетели за пределы произведений, в которых первоначально были созданы, вошли в литературный язык. Каково же происхождение у этих крылатых выражений? (из авторских произведений). 


Выступление 6-й группы. 
1 ученик. «Золотая лихорадка» – азарт, возбуждение, ажиотаж, связанные с добычей золота. Пришло к нам из США, когда в 19 веке на Аляске открыли месторождения золота. 

2 ученик. «Божьей милостью» – так говорят о человеке с прирождённым талантом или владеющим чем-то в совершенстве. Это выражение пришло к нам из латинской формулы титулования монархов

Слово учителя: Что можно сказать об источнике пополнения фразеологизмов? (фразеологизмы приходят к нам из других языков.) Причём к этим фразеологизмам мы привыкли и считаем их своими.

Выступление 7-й группы. 
  1 ученик. Каинова печать (клеймо) - книжн. Клеймо преступления; отпечаток, след, внешние признаки преступности.

По библейскому сказанию о старшем сыне Адама и Евы, который убил своего брата и которого Бог проклял и поставил знак, чтобы никто из людей не убил его.

2ученик: Дамоклов меч- обратимся к древнегреческим мифам и легендам. Есть предание о сиракузском тиране Дионисии Старшем и его фаворите Дамокле. Со стороны всем казалось, что жизнь царя была легка и беззаботна, многие хотели жить такой жизнью. Правитель, долгое время наблюдавший за завистью своих приближенных, решил на день позволить одному из них (Дамоклу) стать владыкой.Слуги выполняли все пожелания Дамокла, нарядили в роскошные одеяния и посадили на трон, устроили пир в его честь. Довольный происходящем, во время торжества, Дамокл поднял голову вверх и увидел висящий на конском волосе меч, острие которого направлено прямо на его голову.В этот момент он замер и осознал, что именно чувство постоянной опасности испытывает каждый правитель, жизнь которого находится всегда на волоске от гибели. Слово учителя: Откуда ещё приходят в наш язык фразеологизмы? (из мифологии,  библейских сказаний)

 (Записываем  все источники фразеологизмов)

Слово учителя: Происхождение фразеологизмов

1) исконно- русские (топорная работа, зелёная улица);

2) заимствованные (старославянские (ищите и обрящете);латинские и греческие (авгиевы конюшни, внести лепту); западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку).

Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой  

2.Обратимся к учебнику – п. 30, стр. 85-87 (чтение теоретического материала).  


3. Задание «Собери лото» .К сегодняшнему уроку я нашла интересные фразеологизмы , но они перепутались , помогите их правильно собрать. (Дети работают письменно): 

как у Христа (за пазухой) – обычаи, исконно  русский

стреляный (воробей)-пословицы, исконно русский

как белка (в колесе) – произведения литературы, исконно русский

Авгиевы (конюшни) –миф, заимствование

Фома (неверующий)- из древнеславянского языка, заимствование

(Взаимопроверка )

 

4. Работа с фразеологическими словарями.

Слово учителя: Ребята, а что вы делаете, если не знаете значение какого-нибудь фразеологизма? (Обращаемся к фразеологическому словарю). Правильно, в этом нам помогают словари .   Давайте найдем и прочитаем значение фразеологизмов из собранного нами лото.

Работа по вариантам:

Стреляный воробей- опытного человека, которого непросто или даже невозможно обмануть

1 в. как у Христа за пазухой –  высшая степень защиты

1 в. как белка в колесе –  быть очень занятым, в постоянных хлопотах, заботах  

2в.авгиевы  конюшни  – грязное, запущенное и беспорядочное место  

2в.фома  неверующий  - человек, испытывающий постоянные сомнения, ничего не принимающий на веру

(проверяют себя по слайду)

Слово учителя: Давайте попробуем с вами определить источник этих фразеологизмов ( работа по группам, записать)

Что нам дает работа со словарями? (развивает нашу речь).

5.Распределите фразеологизмы по происхождению ( запишите фразеологизмы и цифрами укажите происхождение) по группам

  1. Исконно русские (у чёрта на куличках, расправлять крылья)
  2. Из старославянского языка (как зеницу ока, не от мира сего)
  3. Из Библии (око за око,   краеугольный камень)
  4. Из мифологии ( нить Ариадны, ящик Пандоры)
  5. Из разных профессий (сгущать краски, ход конём)
  6. Созданные писателями (остаться у разбитого корыта - Пушкин , а воз и ныне там– Крылов)

(Самопроверка по слайду)

Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.

Метод проблемного моделирования

Работа в парах. Находят источники фразеологизмов.

Взаимопроверка.

Оценивают свой результат.

Делают вывод об источниках фразеологизмов, зачитывают записи в тетради.

Составляют таблицу.

Самоконтроль

Метапредметные результаты

Планирование Прогнозирование

Сотрудничество в поиске и выборе

Физминутка

Давайте мы немного разомнемся.  

-Встанем. Рот на замке.

- Поставим руки на осиную талию

- Вдохнем полной грудью

- Голова идет кругом

- Подставим плечо другу.

- Посмотрим друг другу в глаза.

- Душа ушла в пятки

-  Снова посмотрим друг другу в глаза.

-  Море по колено

- А теперь -- руки в брюки.

-  Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем.

Предлагает учащимся выполнить задания физминутки.

Выполняют задания физминутки

VI

Этап самостоятельной работы с самопроверкой

резерв

 

 Слово учителя 1: Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной и образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. Прочитайте рассказ,  понаблюдайте за употреблением фразеологизмов в тексте, вы должны  выписать   фразеологизмы, указать их значение и сфера у употребления

В воскресенье я с родителями и братом пошёл в лес за тридевять земель. Мы были на седьмом небе от счастья. Увидели большую поляну ягоды и начали её собирать засучив рукава. А младший брат бил баклуши и клевал носом.  Потом мы шли и всю дорогу  ягоду берегли,как зеницу ока. Довольные, мы смеялись и точили лясы. Я и мои родители с братом завязали узелок на память об этом дне.

У доски

За тридевять земель – далеко (русск, фольклор),

на седьмом небе от счастья – испытывать радость, счастье (древнегреч.)

  засучив рукава – усердно(русск.)

 бил баклуши- ничего не делать, бездельничать (русск.)

 клевал носом- дремать (русск.)

как зеницу ока- тщательно беречь (заимств. Библия)

 точили лясы- разговаривали (русск., профес.)

 завязали узелок на память- запомнить (русск.)

(Самопроверка по слайду)

Слово учителя 2: Использование в речи фразеологизмов способствует развитию чувства языка, расширяет знание о языке, обогащает речь, делает её образной и экспрессивной. Для создания образности обычно используются хорошо известные народу предметы и явления. Например, многие фразеологизмы включают названия животных, причем оценка этих животных, их признаки те же, что и в фольклоре: заяц — трусливый, медведь — неповоротливый (медведь на ухо наступил), волк — голодный и жадный, лиса — хитрая, слон - нечто большое, значительное ( слона-то я и не приметил, делать из мухи слона). Выполните тест. Взаимопроверка.

 

 Слово учителя 3:  Важно не только знать эти фразеологизмы, но и правильно и уместно употреблять их. Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и запишите правильные варианты. Работа по карточкам

 ( Проверка)

1.ходить как в воду окунутый (опущенный)

2. мчаться сломав голову (сломя)

  1. кануть в лето (лету)
  2.  перебирать из пустого в порожнее (переливать)
  3. по гроб доски (  жизни)
  4. бабушка на двоих сказала (  надвое)
  5. Не за горой тот день (не за горами)

Дифференциация: найдите в словаре понятие фразеологизма, запишите его и откуда оно появилось – медвежья услуга (русск.,басня Крылова), держать камень за пазухой (русск.,история), с панталыку сбиться (заимств.,Греция)

Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.

Метод поиска, исследования.

Метод проблемного обучения

Метод контроля

Метод самостоятельной познавательной деятельности

Работа в группах.

Знакомятся с заданием, задают вопросы по выполнению заданий, выполняют задания.

Метапредметные результаты

Выделение и осознание усвоенного

Волевая регуляция в ситуации затруднения

Управление поведением партнера

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Предметные результаты

Действие по аналогии

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач

Личностные результаты

Самоопределение

VII

Этап включения в систему знаний и повторений

Слово учителя:  Ребята, мы с вами убедились, что наука Фразеология сказочно богата. В ее кладовых хранятся слова от самых-самых древних до только что родившихся. Там по крупицам собирались фразеологические обороты – мудрость русского народа. А вот послушайте, как об этом же, но только в стихах сказала поэтесса Мария Комисарова:

Народ – властитель тайны слова
И всех сокровищ языка,
Им выткана его основа
Для поколений на века.
Он создал чудо тени, света,
И звука взлёт, и слова лад,
Им жизнь поэзии согрета,
В нём звёзды вечности горят.
Народ – певец, ваятель, воин,
И в безмятежности своей
Бессмертия он удостоен.
Одной с ним жизнью жить умей!

Давайте вспомним задачи, которые мы ставили в начале урока   и ответим на вопросы:

- Откуда в наш язык приходят фразеологизмы? (мифология, народный опыт, история, профессиональная деятельность человека, из книг, библейских сказаний, пословиц).
- Для чего они нужны в нашей речи? (они помогают сделать нашу речь живой, красивой, эмоциональной).
- Для чего нужно знать их значение? (чтобы употреблять к месту)
Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, учитесь употреблять фразеологизмы в своей речи.

Рефлексия. Оценивает деятельности обучающихся

 

Фиксируют выводы. Дают советы по теме.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли

Предметные результаты

Рефлексия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

VIII

Рефлексия

Слово учителя: Давайте вспомним эпиграф к нашему уроку.   Теперь вы понимаете, почему В.Г.Белинский назвал фразеологизмы оригинальными средствами? (они обогащают нашу речь, делают ее образной и выразительной) 

Слово учителя:

Что вы знали?

Что нового узнали? Какие новые фразеологизмы вы узнали сегодня на уроке?

Чему научились?

Слово учителя: Ребята! Сегодня  мы узнали, что источники фразеологизмов очень разнообразны. Одни фразеологизмы возникли в результате наблюдений человека за общественными и природными явлениями, другие связаны с мифологией и реальными историческими и бытовыми событиями, третьи пришли из устного народного творчества и литературных произведений. Много фразеологизмов возникло в условиях работы людей различных профессий, большое количество фразеологических оборотов пришло из других языков.

Надеюсь, что урок был для вас интересен, и вы узнали много нового. Надеюсь, что вы будете внимательными по отношению к русскому языку и продолжите разгадывать его тайны. 

Рефлексия. Оценивает деятельности обучающихся.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

IX

Задание на самоподготовку

 

§ 29-30,  упр. 149 либо упр. 155 или исследование по предложенному плану.

Комментирует задание

 

Фиксируют задание, задают вопросы по выполнению задания.

 

 

 Исследовательская работа учащихся (подготовлены шаблоны)

 . Выберите фразеологизм для своей исследовательской работы.

Составление плана исследования фразеологизма:

Назвать выбранный для исследования фразеологизм.

Определить его источник.

Объяснить значение фразеологизма.

Рассказать историю происхождения фразеологизма.

 Составить из 3-4 предложений текст, используя уместно выбранный вами фразеологизм.

Использованные источники:

  1. Фразеологический словарь русского языка. Под редакцией А. И. Молоткова. М.: Советская Энциклопедия, 1968.
  2. Фразеологический словарь: http://www.otrezal.ru/phraseological_dictionary 
  3. Фразеология.ру: http://www.frazeologiya.ru/ 
  4. https://znayka.pro
  5. http://www.myshared.ru
  6. https://poisk-ru.ru
  7. infourok.ru
  8. http://class.tomsk.ru/katalog/show.php?id=8850
  9. http://www.zavuch,info/
  10. festival.1september.ru/articles/313512
  11. www.frazeologiya.ru

 

Тест

  1. Определите средство художественной выразительности во фразеологизме «вырос до небес»:
  1. литота;
  2. эпитет;
  3. гипербола;
  4. сравнение.
  1. Найдите строчку, где во всех фразеологизмах используется эпитет:
  1. долгий ящик, пушкой не прошибёшь;
  2. лететь, как стрела; как за каменной стеной;
  3. Казанская сирота, с красной строки.
  1. Какое  средство художественной выразительности во фразеологизме «как рыба в воде »:
  1. сравнение;
  2. эпитет;
  3. литота;
  4. гипербола.

  1. Укажите фразеологизм, относящийся к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской:
  1. без царя в голове ;
  2. хранить как зеницу ока ;
  3. золотые руки .
  1.  Укажите фразеологизм, относящийся к разряду языковых средств с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской:
  1. кануть в Лету;
  2. грош цена ;
  3. как белка в колесе.
  1. Как называется средство выразительности , содержащееся в данных фразеологизмах «иметь голову на плечах,  умом не блещет; звёзд с неба не хватает, нашло просветление»:
  1. сравнение;
  2. эпитет;
  3. гипербола;
  4. метафора.

Тест

  1. Определите средство художественной выразительности во фразеологизме «вырос до небес»:
  1. литота;
  2. эпитет;
  3. гипербола;
  4. сравнение.
  1. Найдите строчку, где во всех фразеологизмах используется эпитет:
  1. долгий ящик, пушкой не прошибёшь;
  2. лететь, как стрела; как за каменной стеной;
  3. Казанская сирота, с красной строки.
  1. Какое  средство художественной выразительности во фразеологизме «как рыба в воде »:
  1. сравнение;
  2. эпитет;
  3. литота;
  4. гипербола.

  1. Укажите фразеологизм, относящийся к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской:
  1. без царя в голове ;
  2. хранить как зеницу ока ;
  3. золотые руки .
  1.  Укажите фразеологизм, относящийся к разряду языковых средств с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской:
  1. кануть в Лету;
  2. грош цена ;
  3. как белка в колесе.
  1. Как называется средство выразительности , содержащееся в данных фразеологизмах «иметь голову на плечах,  умом не блещет; звёзд с неба не хватает, нашло просветление»:
  1. сравнение;
  2. эпитет;
  3. гипербола;
  4. метафора.

Ответ:

  1. 3
  2. 3
  3. 1
  4. 3
  5. 2
  6. 4

В воскресенье я с родителями и братом пошёл в лес за тридевять земель. Мы были на седьмом небе от счастья. Увидели большую поляну ягоды и начали её собирать засучив рукава. А младший брат бил баклуши и клевал носом.  Потом мы шли и всю дорогу  ягоду берегли,как зеницу ока. Довольные, мы смеялись и точили лясы. Я и мои родители с братом завязали узелок на память об этом дне.

В воскресенье я с родителями и братом пошёл в лес за тридевять земель. Мы были на седьмом небе от счастья. Увидели большую поляну ягоды и начали её собирать засучив рукава. А младший брат бил баклуши и клевал носом.  Потом мы шли и всю дорогу  ягоду берегли,как зеницу ока. Довольные, мы смеялись и точили лясы. Я и мои родители с братом завязали узелок на память об этом дне.

В воскресенье я с родителями и братом пошёл в лес за тридевять земель. Мы были на седьмом небе от счастья. Увидели большую поляну ягоды и начали её собирать засучив рукава. А младший брат бил баклуши и клевал носом.  Потом мы шли и всю дорогу  ягоду берегли,как зеницу ока. Довольные, мы смеялись и точили лясы. Я и мои родители с братом завязали узелок на память об этом дне.

В воскресенье я с родителями и братом пошёл в лес за тридевять земель. Мы были на седьмом небе от счастья. Увидели большую поляну ягоды и начали её собирать засучив рукава. А младший брат бил баклуши и клевал носом.  Потом мы шли и всю дорогу  ягоду берегли,как зеницу ока. Довольные, мы смеялись и точили лясы. Я и мои родители с братом завязали узелок на память об этом дне.

В воскресенье я с родителями и братом пошёл в лес за тридевять земель. Мы были на седьмом небе от счастья. Увидели большую поляну ягоды и начали её собирать засучив рукава. А младший брат бил баклуши и клевал носом.  Потом мы шли и всю дорогу  ягоду берегли,как зеницу ока. Довольные, мы смеялись и точили лясы. Я и мои родители с братом завязали узелок на память об этом дне.

В воскресенье я с родителями и братом пошёл в лес за тридевять земель. Мы были на седьмом небе от счастья. Увидели большую поляну ягоды и начали её собирать засучив рукава. А младший брат бил баклуши и клевал носом.  Потом мы шли и всю дорогу  ягоду берегли,как зеницу ока. Довольные, мы смеялись и точили лясы. Я и мои родители с братом завязали узелок на память об этом дне.

В воскресенье я с родителями и братом пошёл в лес за тридевять земель. Мы были на седьмом небе от счастья. Увидели большую поляну ягоды и начали её собирать засучив рукава. А младший брат бил баклуши и клевал носом.  Потом мы шли и всю дорогу  ягоду берегли,как зеницу ока. Довольные, мы смеялись и точили лясы. Я и мои родители с братом завязали узелок на память об этом дне.

В воскресенье я с родителями и братом пошёл в лес за тридевять земель. Мы были на седьмом небе от счастья. Увидели большую поляну ягоды и начали её собирать засучив рукава. А младший брат бил баклуши и клевал носом.  Потом мы шли и всю дорогу  ягоду берегли,как зеницу ока. Довольные, мы смеялись и точили лясы. Я и мои родители с братом завязали узелок на память об этом дне.

В воскресенье я с родителями и братом пошёл в лес за тридевять земель. Мы были на седьмом небе от счастья. Увидели большую поляну ягоды и начали её собирать засучив рукава. А младший брат бил баклуши и клевал носом.  Потом мы шли и всю дорогу  ягоду берегли,как зеницу ока. Довольные, мы смеялись и точили лясы. Я и мои родители с братом завязали узелок на память об этом дне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.

Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...

Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"

  Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы.   Источники фразеологизмов.Фразеологичес...

Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари

Презентация для 6 класса    по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....

Конспект урока "Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари"

Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, к...

Презентация "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Презентация направлена на знакомство с понятием фразеологизмы, их лексическим значением и грамматическим строением; научить опознавать фразеологизмы, определять их значение, синтаксическую роль, подби...