Будь хранителем русского слова!
статья по русскому языку
Статья о восприятии процессов в русском языке старшеклассниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bud_hranitelem_russkogo_slova.docx | 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Будь хранителем русского слова
Н. В. Воропаева,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А. В. Гордеева
Перед нами сейчас стоит очень важная задача: сохранить чистоту, оригинальность, самобытность русского языка в очень непростых условиях, когда речь подростков перенасыщена жаргонизмами, иноязычными словами, словами-паразитами, словами-сорняками, а порой и ненормативной лексикой. Проникновение таких явлений в повседневную речь приводит к снижению грамотности, языковой культуры. Подростки перестают следить не то что за правильностью сообщений в чатах, но и за собственной живой речью. Возможность свободно, раскрепощённо выражать собственные мысли и чувства характерна для нашего времени.
В этих условиях школа – единственное место, где можно привлечь внимание к этой проблеме, а также научить детей грамотно изъясняться как в устной, так и в письменной форме. Учителя-филологи, безусловно, несут за это львиную долю ответственности, но и каждый учитель-предметник в силах ежедневно прививать уважение к языку, тем самым повышая культурный уровень обучающихся. Делать это целесообразно не только на уроках, но на занятиях внеурочной деятельности, используя для этого своё умение говорить с детьми на литературном языке.
Чтобы выяснить восприятие современной языковой ситуации старшеклассниками МБОУ Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А. В. Гордеева, был проведён опрос среди учеников 10-11 классов. На некоторые из вопросов анкеты дети должны были дать положительный или отрицательный ответ (да-нет), а на другие они могли выражать своё мнение в произвольной форме (с обязательной аргументацией своей точки зрения)
Вопросы
- Считаете ли вы, что русский язык загрязнён иноязычными «вкраплениями» и жаргонизмами?
- Используете ли вы в своей речи иноязычные слова и жаргонизмы?
- Считаете ли вы допустимым использование жаргонизмов в СМИ? Аргументируйте ответ.
- Обращаете ли вы внимание на ошибки в объявлениях, на афишах, рекламных вывесках? Как относитесь к этому? Аргументируйте ответ.
- Можно ли изменить современную языковую ситуацию? Как это сделать? Аргументируйте ответ.
Результаты опроса помогут понять, как оценивается современная языковая ситуация в молодёжной среде:
- Да – 72% Нет - 28%
- Да – 69% Нет – 31%
- Да -21% Нет – 60% Затрудняюсь ответить – 19%
Аргументация:
Да, так как: «лучше говорить с молодёжью на их языке»; «это повышает рейтинг»; «это более выразительно»
Нет, так как: «СМИ должны подавать пример»; «это понижает культурный уровень»; «за СМИ не должно быть стыдно»
Интересен тот факт, что старшеклассники, активно использующие в речи жаргонизмы и иноязычные слова, в большинстве (60%) считают, что для СМИ недопустимо их использование.
4. Да – 48% Нет – 52%
Отношение: положительное 5% ; отрицательное 31%; безразличное 64%
Аргументация положительного ответа: «это интересно», «это смешно».
Аргументация отрицательного ответа: «это стыдно», «это бескультурно», «это не воспитывает детей».
Аргументация безразличного ответа: « Я невнимателен на улице», «я сам безграмотный», «это бизнес», « я плохо вижу», «это дело каждого».
5.Да – 56% Нет – 44%
Ситуацию изменить можно: «читать классику, обогащать словарный запас», «не засорять свой язык», «использовать русские слова вместо иностранных», «ввести штрафы за искажение языка», «обсуждать этот вопрос», «следить за своей речью», «искоренять слова-паразиты», «это нужно решать на государственном уровне»
Ситуацию не изменить: «люди заняты другими проблемами», «мало кого это интересует», «тех, кто бережёт язык, очень мало», «с языком ничего страшного не происходит»
Итоги опроса позволили «увидеть» внутренний мир детей и выявить их отношение к проблеме сохранения чистоты языка. Очевидно, дети понимают, что говорят на языке, где засилье иностранных слов и жаргонных выражений приобретает угрожающий характер. Порадовал тот факт, что школьники называли пути спасения русского языка и отмечали необходимость следить за собственной речью.
Чтобы привлечь внимание к проблемам русского литературного языка, воспитывать бережное отношение к слову, мы усилили практические аспекты его преподавания в нашем образовательном учреждении. Такие учебные курсы, как «Искусство образной речи», «Развивайте дар слова», «Мир литературы», «Анализ художественного текста», «Русский язык – родной язык» способствуют умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих чувств и мыслей, умению строить правильную, образную речь в различных стилях и жанрах. Формами проведения занятий являются творческие проекты, практикумы, лингвистические игры, устные журналы общества любителей русского языка. Уроки-диспуты в рамках учебных курсов дают обучающимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке, развивают умение доказывать собственную точку зрения, прививают культуру ведения диалога.
Расширяется тематика научно-исследовательской деятельности в образовательном центре: внимание школьников привлекается к языковым процессам, к тенденциям в современной языковой ситуации. К ежегодной мартовской научно-практической конференции школьники готовят исследовательские работы, способствующие повышению познавательного интереса к русскому языку.
Территорией сохранения и развития родного языка и литературы в ОЦ «Лидер» является информационно-библиотечный центр, который создаёт основу для интеллектуального и духовного развития детей, способствует поддержке чтения и культуры речи. ИБЦ реализует проект «Читариум», направленный на повышение грамотности и речевой культуры школьников, на продвижение детского чтения.
А проблема лингвоэкологии – охраны чистоты русского языка - волнует сегодня не только учителей-филологов, но и всех педагогов, неравнодушных к судьбе нашего национального достояния, «великого русского слова». Необходимо привить детям вкус к чистому, правильному, меткому, красивому русскому языку: ведь только он способен передавать сложнейшие понятия, тонкие движения человеческой души. И именно такой язык они – хранители русского слова - должны передать своим потомкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Хранитель русского слова"
Словарная работа на уроках русского языка - неотъемлемая часть урока, так как это один из наиболее действенных путей повышения языковой кул...
"И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!"
Сохранение русского литературного языка, бережное отношение к нему очень важны в наше время, когда матерные слова, слова-паразиты звучат из уст большинства молодых людей. Внеклассное мероприятие прово...
“К истокам русского слова: роль церковнославянизмов в литературном русском языке” (урок-диалог в 5,6 классах)
Урок-диалог проходит в игровой форме, к которому учащиеся заранее готовят костюмы-буквы церковнославянской азбуки, рассказывая о том, что каждая из них обозначает, а также оформляется выст...
Кл. час на тему:"Будь осторожен со словами"
Кл. час по нравственному воспитанию учащихся. О добром, вежливом отношении к своим близким, одноклассникам, друзьям и окружающим нас людям....
Тайна русского слова: слово – и экология души.
Тема лингвистическая и коммуникативная – Общие сведения о языке....
Урок по русскому языку. « Язык словами силен, или тайны русского слова» (Урок- путешествие с применением игровых форм для систематизации и обобщения знаний по теме «Причастие »)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средн...
Сочинение "Давайте будем осторожны со словами!"
Сочинение ученицы 6 класса....