Будь хранителем русского слова!
статья по русскому языку

Воропаева Надежда Валерьевна

Статья о восприятии процессов в русском языке старшеклассниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bud_hranitelem_russkogo_slova.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Будь хранителем русского слова

Н. В. Воропаева,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А. В. Гордеева

 Перед нами сейчас стоит очень важная задача: сохранить чистоту, оригинальность, самобытность русского языка  в очень непростых условиях, когда речь подростков перенасыщена жаргонизмами, иноязычными словами, словами-паразитами, словами-сорняками, а порой и ненормативной лексикой. Проникновение таких явлений в повседневную речь приводит к снижению грамотности, языковой культуры. Подростки перестают следить не то что за правильностью сообщений в чатах, но и за собственной живой речью. Возможность свободно, раскрепощённо выражать собственные мысли и чувства характерна для нашего времени.

В этих условиях школа – единственное место, где можно привлечь внимание к этой проблеме, а также научить детей грамотно изъясняться как в устной, так и в письменной форме. Учителя-филологи, безусловно, несут за это львиную долю ответственности, но и каждый учитель-предметник в силах ежедневно прививать уважение к языку, тем самым повышая культурный уровень  обучающихся. Делать это целесообразно не только на уроках, но на занятиях внеурочной деятельности, используя для этого своё умение говорить с детьми на литературном языке.

Чтобы выяснить восприятие современной языковой ситуации старшеклассниками МБОУ Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А. В. Гордеева, был проведён опрос среди учеников 10-11 классов. На некоторые из вопросов анкеты дети должны были дать положительный или отрицательный ответ (да-нет), а на другие они могли выражать своё мнение в произвольной форме (с обязательной аргументацией своей точки зрения)

Вопросы

  1. Считаете ли вы, что русский язык загрязнён иноязычными «вкраплениями» и жаргонизмами?
  2. Используете ли вы в своей речи иноязычные слова и жаргонизмы?
  3. Считаете ли вы допустимым использование жаргонизмов в СМИ? Аргументируйте ответ.
  4. Обращаете ли вы внимание на ошибки в объявлениях, на афишах, рекламных вывесках? Как относитесь к этому? Аргументируйте ответ.
  5. Можно ли изменить современную языковую ситуацию? Как это сделать? Аргументируйте ответ.

Результаты опроса помогут понять, как оценивается современная языковая ситуация в молодёжной среде:

  1. Да – 72%         Нет - 28%
  2. Да – 69%         Нет – 31%
  3. Да -21%           Нет – 60%     Затрудняюсь ответить – 19%

Аргументация:

Да, так как:  «лучше говорить с молодёжью на их языке»; «это повышает рейтинг»; «это более выразительно»

Нет, так как: «СМИ должны подавать пример»; «это понижает культурный уровень»; «за СМИ не должно быть стыдно»

Интересен тот факт, что старшеклассники, активно использующие в речи жаргонизмы и иноязычные слова, в большинстве (60%) считают, что для СМИ недопустимо их использование.

          4.   Да – 48%            Нет – 52%

Отношение: положительное  5% ; отрицательное  31%; безразличное  64%

Аргументация положительного ответа: «это интересно», «это смешно».

Аргументация отрицательного ответа: «это стыдно», «это бескультурно», «это не воспитывает детей».

Аргументация безразличного ответа: « Я невнимателен на улице», «я сам безграмотный», «это бизнес», « я плохо вижу», «это дело каждого».

5.Да – 56%        Нет – 44%

Ситуацию изменить можно: «читать классику, обогащать словарный запас», «не засорять свой язык», «использовать русские слова вместо иностранных», «ввести  штрафы  за искажение языка», «обсуждать этот вопрос», «следить за своей речью», «искоренять слова-паразиты», «это нужно решать на государственном уровне»

Ситуацию не изменить: «люди заняты другими проблемами», «мало кого это интересует», «тех, кто бережёт язык, очень мало», «с языком ничего страшного не происходит»

Итоги опроса позволили «увидеть» внутренний мир детей и выявить их отношение к проблеме сохранения чистоты языка. Очевидно, дети понимают, что говорят на языке, где засилье иностранных слов и жаргонных выражений приобретает угрожающий характер. Порадовал тот факт, что школьники называли пути спасения русского языка и отмечали необходимость следить за собственной речью.

Чтобы привлечь внимание к проблемам русского литературного языка, воспитывать бережное отношение к слову, мы усилили практические аспекты его преподавания в нашем образовательном учреждении.  Такие учебные курсы, как «Искусство образной речи», «Развивайте дар слова», «Мир литературы», «Анализ художественного текста», «Русский язык – родной язык» способствуют умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих чувств и мыслей, умению строить правильную, образную речь в различных стилях и жанрах. Формами проведения занятий являются творческие проекты, практикумы,  лингвистические игры, устные журналы общества любителей русского языка. Уроки-диспуты в рамках учебных курсов дают обучающимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке, развивают умение доказывать собственную точку зрения, прививают культуру ведения диалога.

Расширяется тематика научно-исследовательской деятельности в образовательном центре: внимание школьников привлекается к языковым процессам, к тенденциям в современной языковой ситуации. К ежегодной мартовской научно-практической конференции школьники готовят исследовательские работы, способствующие повышению познавательного интереса к русскому языку. 

Территорией сохранения и развития родного языка и литературы в  ОЦ «Лидер» является информационно-библиотечный центр, который создаёт основу для интеллектуального и духовного развития детей, способствует поддержке чтения и культуры речи. ИБЦ реализует проект «Читариум», направленный на повышение грамотности и речевой культуры школьников, на продвижение детского чтения.

А проблема лингвоэкологии – охраны чистоты русского языка - волнует сегодня не только учителей-филологов, но и всех педагогов, неравнодушных  к судьбе нашего национального достояния, «великого русского слова». Необходимо привить детям вкус к чистому, правильному, меткому, красивому русскому языку: ведь только он способен передавать сложнейшие понятия, тонкие движения человеческой души.  И именно такой язык они – хранители русского слова - должны передать своим потомкам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Хранитель русского слова"

            Словарная работа на уроках русского языка  - неотъемлемая часть урока, так как это один из наиболее действенных путей повышения языковой кул...

"И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!"

Сохранение русского литературного языка, бережное отношение к нему очень важны в наше время, когда матерные слова, слова-паразиты звучат из уст большинства молодых людей. Внеклассное мероприятие прово...

“К истокам русского слова: роль церковнославянизмов в литературном русском языке” (урок-диалог в 5,6 классах)

Урок-диалог проходит в игровой форме, к которому учащиеся заранее готовят костюмы-буквы церковнославянской азбуки, рассказывая о том, что каждая из них обозначает, а также  оформляется выст...

Кл. час на тему:"Будь осторожен со словами"

Кл. час по нравственному воспитанию учащихся. О добром, вежливом отношении к своим близким, одноклассникам, друзьям и окружающим нас людям....

Тайна русского слова: слово – и экология души.

Тема лингвистическая и коммуникативная – Общие сведения о языке....