Кл. час на тему:"Будь осторожен со словами"
классный час (9 класс) на тему
Кл. час по нравственному воспитанию учащихся. О добром, вежливом отношении к своим близким, одноклассникам, друзьям и окружающим нас людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_na_sayt.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час в 9-б классе. Классный руководитель Горшенина Т.В.
Тема: «Будь осторожен со словами»
Цель: нравственное воспитание обучающихся.
Участники: обучающиеся класса, классный руководитель.
Оборудование: символическое дерево добра и вежливости ( дерево нарисовано на ватмане)
Эпиграф классного часа: (написан на доске)
Словом можно убить, словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить.
Словом можно в разящий свинец перелить…
В. Шефнер
Ход классного часа
Учитель начинает классный час со стихотворения В.Солоухина «Слово о словах».
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит, иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя
Будь слову своему хозяин.
Далее ребятам предлагается прослушать притчу о древнегреческом баснописце. Мудром Эзопе, который попал в рабство.
Однажды на пир к богатому и знатному купцу пришли гости, кто-то из них сказал хозяину: «Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб, пошли его на базар, пусть принесет нам самое прекрасное , что есть на свете». Хозяин позвал Эзопа: « Ты слышишь, Эзоп? Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете». Эзоп ушел и вернулся с подносом, покрытым салфеткой. Когда подняли салфетку, увидели, что на подносе лежит язык!
-Эзоп, ты же принес язык!
-А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода». Через некоторое время кто-то подсказал хозяину:
- пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете.
И вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Возмущению хозяина и гостей не было предела: Эзоп, ты же опять принес язык!».
«А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово раб».
Учитель задает ребятам вопросы:
1.В чем смысл притчи?
2.Почему Эзоп называет язык самым прекрасным и самым ужасным на свете?
Обобщив ответы ребят, учитель спрашивает их: часто ли мы задумываемся о том, что и как произносим, как используем силу слова. Ведь слово оказывает огромное воздействие на человека.
Очень хорошо это выразил М. Матусовский в своих стихах:
Есть слова пострашнее, чем порох
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьезно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпенье,
Не берите в расчет кривотолков
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
Учитель: Слово- это нить от человека к человеку, орудие мышления и воздействия на психику.
Выдающийся русский писатель В.Г.Короленко писал: «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, - другим людям…»
Многие из вас даже не задумываются над тем, как их речь «пестрит» всякого рода жаргонными словами. У писательницы Виктории Токаревой есть рассказ, который называется «Самый счастливы день».Главная героиня размышляет: « Машка Гвоздева безусловно попадет в интеллигенцию, потому, что от ее мозгов гораздо больше пользы, чем от ее рук. А у меня ни рук. Ни мозгов – один словарный запас. Это даже не литературные способности, просто я знаю много слов, потому, что много читаю. Это у меня от папы. Но знать много слов совершенно не обязательно. Мальчишки в нашем классе вполне обходятся шестью словами: точняк, нормалек, спакуха, зацепи, отвали .А Ленка Коновалова любую беседу поддерживает двумя предложениями: « Ну да, в общем – то» и « Ну, в общем- то, конечно».
Ребята, а у нас в классе нет таких девочек, как Маша Гвоздева и Лена Коновалова? А лексический запас наших мальчиков такой же, как у героев этой книги или больше? Мы не будем называть сейчас имена, но я предлагаю каждому из вас подумать о том, какие слова вы используете в своей речи, общаясь друг с другом.
Но самое ужасное, ребята, это когда дети и взрослые сквернословят, ругаются матом. Сегодня «матом» разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. Мат льется отовсюду: с экранов телевизоров, сквернословят герои популярных фильмов. Словесная распущенность стала нормой жизни.
Но так ли уж безобидна эта вредная привычка? Неужели так беден наш «великий и могучий» русский язык, что без бранных слов не обойтись?
Далее происходит обмен мнениями по следующим вопросам:
Как вы относитесь к тому, что сквернословить стало не стыдно?
Знаете ли вы, что существует юридическая ответственность за употребление нецензурных слов в общественных местах?
Учитель: Группа ученых под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Подумайте о том, что же произойдет с человеком через какое – то время?
И в заключении нашего классного часа я предлагаю ответить еще на один вопрос: почему классный час называется: «Будь осторожен со словами?»
Выслушав ответы детей, классный руководитель предлагает «посадить» символическое дерево добра и вежливости. На заранее приготовленных листочках дети пишут доброе, вежливое слово и прикрепляют его на ветки дерева.
Учитель предлагает детям вспомнить мудрые пословицы о словах. Ребята называют, учитель добавляет.
Слово не воробей: вылетит не поймаешь.
Лишнее говорить – себе вредить.
За худые слова слетит и голова.
От приветливых слов язык не отсохнет.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Пустая мельница и без ветра мелет.
От одного слова – да на век ссора.
Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
Завершая наш классный час я хочу пожелать вам быть внимательными, добрыми и вежливыми со своими одноклассниками, друзьями ,родителями и со всеми окружающими вас людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Будь осторожен с огнем!
Презентация на английском языке для внеклассной работы, для проведения недели английского языка в школе....
конспект занятия "Будь осторожен с огнем"
Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями 3 уровня разития. Может быть использован при проведении занятий по ознакомлению с правилами пожарной ...
Воспитательское занятие на тему: "Будь с огнем осторожен всегда"
Познакомить детей с причинами возникновения пожаров...
Классный час по ПДД "Будь осторожен на дорогах!" (4 класс)
С помощью разоичных ситуаций учащиеся учатся правильно переходить дорогу, решать дорожные ситуации....
Социальный проект "Будь осторожен с огнем"
социальный проект...
Памятка "Будь осторожен и внимателен"
Правила поведения при угрозе терроризма....
Сценарий викторины «Зима! Будь осторожен!»
Любой ребёнок быстрее поймет и запомнит правила дорожного движения, играя, участвуя в викторине.Разработанный материал поможет учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, вожатым и...