Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (9 класс) на уроках биологии
статья (9 класс) по теме
Требования к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе тесно перекликаются с методикой работы с устным текстом на уроках биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика работы с устным текстом на уроках русского языка и биологии. | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (9 класс) на уроках биологии
Что может объединить два таких разных предмета как русский язык и биология?
Но проанализировав требования к собеседованию по русскому языку, я поняла, как близки наши задачи в процессе обучения и методы работы. Работа с устным текстом на уроке биологии по методике тесно перекликается с устным собеседованием.
Введение нового экзамена должно подчеркнуть важность использования на уроках по всем предметам не только письменных, но и устных форм работы. Развитие устной речи, способность свободно коммуницировать с разными людьми, решая личные и профессиональные проблемы, — качество, абсолютно необходимое любому современному человеку.
Устная часть ОГЭ по русскому языку направлена на выявление коммуникативных навыков школьников. Она проверит способность читать тексты с интонацией и эмоциональной окраской, пересказывать прочитанное, с привлечением дополнительной информации, умение вести монолог и диалог. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).
Коммуникативные навыки важны для познавательной деятельности, культурного роста, будущей профессиональной деятельности и самовыражения, взаимодействия с окружающими людьми, миром.
Как известно, в устном собеседовании четыре задания: выразительное чтение прозаического текста, пересказ с включением цитаты, создание монолога по заданной теме, участие в диалоге.
Традиционно вся работа на уроках как русского языка и литературы, так и биологии строится вокруг четырех видов деятельности, связанных с коммуникацией и работой с информацией: это слушание и говорение, чтение и письмо. Слушание и говорение начинают развивать еще до школы – в детском саду, затем переход к чтению и письму. И думаю, что не ошибусь, эта деятельность – чтение и письмо – становится преобладающей вплоть до старшей школы. Много читаем, отвечаем письменно на вопросы, пишем самостоятельные работы, рассуждаем. В формате письменной речи проще выполнить опрос всего класса, проверить и оценить всех. Наверное, в этом и кроется иногда нежелание учителей и учащихся работать в формате устной коммуникации, потому что этот навык начинает уходить на второй план. Лишь немногие учащиеся готовы рассуждать, вступать в диалог, развивать навыки выразительного чтения. Не последнюю роль играет и чувство страха, которое может возникать у ученика при устной работе на уроке: построение монолога перед аудиторией в классе требует определенных усилий, в том числе и психологических. В результате увлечение в последнее время тестовыми работами приводит к тому, что дети на уроке вместо устного ответа просят разрешение дать письменный.
На своих уроках особенно в последнее время стараюсь вести опрос как можно чаще в устной форме, что способствует развитию устной коммуникации, а также помогает решать проблемы, которые возникают и в подготовке к устной части экзамена по русскому языку, и дают возможность получить более высокий балл за ответ. Обращаю внимание на грамотность речи, пополнение словарного запаса в результате использования терминов из дополнительной литературы, пытаемся, если возникает необходимость, с некоторыми учащимися решить проблему с волнением в процессе ответа.
Различные методы и формы работы при изучении нового материала также способствуют подготовке к экзамену . Приведу несколько примеров. При выполнении задания по составлению плана к изучаемому параграфу мы начинаем с прочтения и анализа текста – т.е. нахождение главных мыслей в абзацах параграфа (что перекликается с нахождением авторского замысла, основной идеи произведения на собеседовании). Вся подготовительная работа от первого прочтения «про себя» до чтения вслух сводится к тому, что чтец стремится понять главную мысль. При чтении текстов обращаю внимание на трудности в ударении, прочтении иноязычных, сложных слов, фамилий, склонении числительных.
В результате составляем вопросный или тезисный план параграфа, формулируя главную мысль как пункт плана, что перекликается с работой в русском языке по выделению микротем каждой части и озаглавливании их.
В дальнейшей работе советую стараться использовать при пересказе ключевые слова из плана.
На уроке стараюсь также работать над дикцией. Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого. «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб» (К. С. Станиславский).
Работаем с ребятами над темпом чтения (примерно 120 слов в минуту), читая текст параграфа или дополнительной информации по предложениям. Обращаю внимание, что ускоренный темп часто отрицательно влияет на качество интонации и произнесения слов. Если ученик говорит очень быстро и без остановок, то польза от такой речи сводится к нулю. Тренируясь, учащиеся понимают, что темп прочтения текста должен быть средним. Следующим этапом работы может быть дискуссия или работы учеников в паре или группе по отработке навыков диалоговой культуры. Можно устраивать и целые уроки-дискуссии под руководством учителя с обязательной рефлексией: что получилось и что необходимо скорректировать в дальнейшей работе.
Работа с текстом во время чтения может быть разнообразной: изучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т. д.). Учиться видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл), прогнозировать ответы на эти вопросы, проверять свои прогнозы по ходу чтения и интерпретация текста.
Составление опорных схем (кластеров) - один из приемов быстрой демонстрации усвоенного материала.
Ряд используемых мной приемов также способствует достижению основной цели обучения – повышение качества знаний и подготовка к сдаче экзаменов в 9 классе. Приведу несколько приемов, используемых в своей работе:
Прием «Самое главное» (Выразить содержание текста одной фразой) • Прием «Суть» (Бегло читать, карандашом подчеркивать суть) • Прием «Заметки на полях» (Комментарии: классно, почему? надо запомнить!) • Прием "Терминологическая дуэль". (Первая команда называет новый термин, вторая - его определение) • Прием "Сверхзапоминание" (из учебного текста выписать ключевые слова, термины, понятия в столбик, а в соседний столбик слова, которые вызывают ассоциации).
Все педагоги заинтересованы в успешной аттестации школьников не только по своему предмету, поэтому необходимо использовать все возможности урока для выполнения этой цели, опираясь на различные методы и приемы облегчить усвоение материала и на других уроках. В результате подготовки учащихся к ОГЭ можно порекомендовать следующие советы:
Советы учителю. Вызывайте детей к доске по традиции старой советской школы, старайтесь дать ему возможность развернуть свой ответ до небольшого монолога. Что в этом случае работает? Ребенок вырабатывает уверенность при работе с аудиторией, получает определенный опыт такой работы, речевая деятельность оценивается учителем и учениками (и не стоит этого бояться!). Именно через четкую и адекватную оценку он понимает, как развиваться дальше. В этом случае учитель должен делать корректные замечания по работе с голосом, темпом, умением держаться перед аудиторией. Все это работает на ученика. Учитель и ученики обязательно при оценке коммуникативной ситуации должны отмечать сильные стороны небольшого выступления – это обязательно, но указывать и на то, что можно улучшить. Чем конкретнее совет, тем адекватнее обратная реакция. Это будет точкой развития того или иного речевого навыка.
Советы ученикам. Хорошо изучайте структуру заданий. Активно участвуйте в работе класса на уроке и во внеурочке. Давайте открытые полновесные ответы на вопросы. Не бойтесь высказывать собственное мнение. Периодически читайте современные газеты и журналы, просматривайте теле - и радионовости, анализируйте поведение ведущих с точки зрения речи, интонации, темпа. Сформируйте привычку хотя бы раз в неделю брать на себя роль рассказчика. Например, расскажите дома членам своей семьи новый материал, который вы узнали на уроке. Обязательно советую при подготовке домашнего задания рассказывать вслух текст параграфа.
Советы родителям. Самое главное: общайтесь со своими детьми, обсуждайте прочитанное, просмотренное, объясняйте, аргументировано доказывайте свою точку зрения, что станет и для ребенка образцом речевого поведения. Чаще задавайте вопросы: как ты провел свое учебный день? что тебя впечатлило, порадовало, огорчило, расстроило? в чем ты чувствуешь себя более уверенным? какие задачи на завтра ты определил? как с ними готов справиться? что ты видел? В этом случае любой разговор поможет развивать эмоциональную и речевую сферу ребенка, поможет ему быть более уверенным, интересным, ярким собеседником.
Педагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат. Так вот результат нашей работы всегда должен стремиться вверх, как к успешному прохождению устного собеседования по русскому языку -первого этапа начала сдачи ОГЭ, так и в дальнейшем успешной сдачи обязательных экзаменов и экзаменов по выбору.
Из этой формулы ничего нельзя исключить и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмысливанием, осмысливание – запоминанием; восприятие, осмысливание и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на всех уроках.
Необходимо, чтобы все названные выше этапы усвоения знаний, умений выполнялись лично каждым школьником, его умственным трудом, хотя и под руководством учителя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе
Предлагаемые материалы позволяют учителю организовать подготовку обучающихся 9 классов к устному итоговому собеседованию по русскому языку в разделе "монолог и диалог". Для подготовки к моно...
Методические аспекты подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку ( 9 класс)
Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе: советы учителям, ученикам и родителям....
Статья на тему: "Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе" (устная часть)
Подготовка к итоговому собеседованию...
Тема: «Приёмы работы при подготовке к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе»
Помощь учителю-словеснику при подготовке к Итоговому собеседованию в 9 классе...
Буклет. Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (9 класс) на уроках биологии
Буклет с советами учителям, ученикам и родителям при подготовке к итоговой аттестации в 9 классе....
Памятка для учащихся 9-х классов по подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку в 2020 году
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ по подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку в 2020 году...
Рабочая программа по подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе
Прогрмма рассчитана на 17 часов, составлена в соответствии с требованиями и структурой экзаменационной работы...