Технологическая карта урока по теме "Приложение. Знаки препинания при нем (закрепление)". 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Курасова Анна Александровна

Технологическая карта урока по теме "Приложение. Знаки препинания при нем (закрепление)". 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс

8

Предмет

Русский язык  

УМК

Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч.1/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.– М.: Просвещение, 2014. – 191с.

Тема урока

Приложение. Знаки препинания при нем (закрепление)

Тип урока

Комбинированный

Цели урока

  1. Воспитывающие:
  • Воспитание и обогащение художественного вкуса.
  • Воспитание любви к родному языку, интереса к его познанию.
  • Воспитание познавательной активности, интереса и инициативы.
  1. Обучающие:
  • Закрепить полученные знания по теме «Приложение».
  • Отработать навыки опознавания приложений в тексте и употребления их в устной и письменной речи.
  • Вырабатывать умения пунктуационного оформления приложений.
  1. Развивающие:
  • Овладение универсальными приёмами учебной деятельности.
  • Формирование  самостоятельной познавательной деятельности.
  • Развитие и совершенствование умения использовать в речи приложения.

Планируемые образовательные результаты

  1. Личностные:
  • умение формулировать и аргументировать собственное мнение;
  • умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
  • адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
  • осознание потребности в развитии и саморазвитии.
  1. Предметные:
  • обучающиеся умеют находить приложения в тексте;
  • обучающиеся умеют определять роль приложения в предложении;
  • обучающиеся умеют пунктуационно верно оформлять приложения.
  1. Метапредметные:
  • умение слушать и уважать мнение друг друга;
  • формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
  • умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи;
  • рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ.

Методы и формы обучения

Словесный метод, наглядный метод, метод выполнения практических упражнений, метод самостоятельной работы; индивидуальная, фронтальная  формы работы, вопросно-ответная форма; работа в парах, самоконтроль.

Оборудование

- Мультимедиа;

- карточки с тестом для каждого ученика.

Основные понятия

Приложение

План урока:

  1. Организационный этап.
  2. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
  3. Открытие нового знания.
  4. Закрепление материала.
  5. Рефлексия учебной деятельности.
  6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Характеристика этапов урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный этап.

Цель этапа: настроить обучающихся на работу.

Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.

Обучающиеся готовятся к уроку, приветствуют учителя.

Регулятивные:                         самоконтроль;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;

II. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

1. Актуализация

имеющихся знаний.

2. Постановка целей урока.

Цель этапа: выявить первоначальные знания обучающихся по теме «Приложение»; закрепить полученные знания; сформулировать тему урока, определить цели.

- Какая тема была изучена нами на прошлом уроке? Что такое приложение?

         

- Домашнее задание было по выбору, сдайте тетради на проверку. Были вопросы при выполнении упражнения? (разбор предложений, вызвавших затруднение)

- (Слайд 1) Обратите внимание на репродукцию картины И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”. Работа по картине.

- Как вы понимаете слово “лазурь”?

- Прочитайте предложения, записанные на доске. (Слайд 2)

Картина “Февральская лазурь” - одно из лучших полотен известного художника-пейзажиста, тонкого знатока русской природы И.Э. Грабаря. Яркое солнце освещает рощу. Стройные девочки-березки белеют, как свечи, на фоне лазурного неба. Кажется, что подростки-деревца тоненькими ветками-ручками тянутся навстречу далекому солнцу.

- Давайте проведем лингвистический эксперимент. Прочитайте текст без приложений.

- Как изменилось содержание текста?

- Так какую же роль играют приложения в тексте?

- Сегодня мы вновь поговорим о приложении.  Как вы считаете, какова цель нашего урока?

- (Слайд 3)Действительно, сегодня мы закрепим полученные знания по теме «Приложение», отработаем навыки опознавания приложений в тексте, выработаем умения пунктуационного оформления приложений.

- Открываем тетради и записываем число (Слайд 4).

- В каких случаях необходимо ставить дефис?

- А в каких случаях дефис не нужен?

Для закрепления знаний снова обратимся к таблице и выполним задание (синтаксический разбор предложений с приложениями-определениями):

  • Девушка-почтальон разносила газеты.
  • Над озером часто кружили чайки-рыболовы.
  • В танцевальной школе занимались девочки-подростки.
  • К нам в гости недавно приехал друг-англичанин.
  • Река Терек протекает по территориям России и Грузии.
  • Матушка-Земля нас кормит, мы — дети Земли. 
  • Царевна-лебедь - персонаж волшебной сказки А.С. Пушкина.
  • Жил в хижине бедняк старик.
  • Вчера папа подарил нам собаку таксу.
  • Заяц-беляк живет в лесу.
  • Мы обратились за помощью к товарищу адвокату.

- Приложение.

- Приложение – определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

- Светло-синий цвет, синева.

- Текст стал не совсем понятен.

- Уточняют, показывают особенности имен существительных, украшают речь

- Закрепить тему «Приложение», выработать  умение пунктуационного оформления приложений.

Отвечают на вопросы, используя таблицу-памятку.

У доски выполняют предложенное задание.

Познавательные:

–выделение, формулирование познавательной цели;

– постановка и решение проблем;

– построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

– планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные:

– контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено;

– осознание качества и уровня усвоения.

III. Открытие нового знания.

Цель этапа: познакомить обучающихся с правилом.

- Приложения могут присоединяться к определяемому слову с помощью дефиса, но также и обособляются с помощью кавычек.

- Кавычки – обособляют приложение, если само приложение - имя собственное, употребленное в переносном значении.


Это названия 
гостиница «Россия»
фирменный поезд «Сибиряк»
роман Л.Н. Толстого «Война и мир»
газета «Приазовские степи».

При сочетании нарицательного и собственного имени (фамилии) человека приложением является имя нарицательное: брат Иван.

(Слайд 5)

http://subject.com.ua/lesson/rus/8klas_1/8klas_1.files/image028.jpg

- Самостоятельная работа. Распределить по группам слова (в кавычках/без кавычек):

город  Москва, журнал «Мурзилка», поэт С.А. Есенин, автомобиль «Жигули», мюзикл «Золушка»,  пруд Комсомольский Самопроверка по эталону. (Слайд 6)

Слушают учителя.

Самостоятельно выполняют задание. Проверяют по эталону.

Познавательные:

– извлечение необходимой информации из текста;

Коммуникативные:

– учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание.

Регулятивные:

- контролируют учебные действия;

- осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

V. Закрепление материала.

Цель этапа: проверить понимание изученного материала.

- Самостоятельно выполняем тест. (См. Приложение 1)

Выполняют тест.

  1. –  4
  2. –  3
  3. –  2
  4. –  2
  5. –  4
  6. –  4
  7. –  1

Познавательные:  выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

VII. Рефлексия учебной деятельности.

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка своих результатов деятельности.

- Достигли ли мы поставленной с вами цели? Что вспомнили? Что нового узнали?

А теперь проанализируйте свою работу, пользуясь алгоритмом (Слайд 7).

1.Сегодня на уроке я:

  • Узнал(а)…
  • Понял(а)…
  • Научился(ась)….

2.Лучше всего у меня получалось…

3.Основные трудности у меня были…

4.Сам(а) себе я желаю…

 Выставление оценок.

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные:

– приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность;

– построение речевого высказывания в устной форме;

Личностные:

– формулировать и аргументировать собственное мнение;

– адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные:

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– сотрудничество с учителем и сверстниками.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Упр. 141 на стр. 74. (Слайд 8)

Записывают домашнее задание.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками.

Приложения

Приложение 1

1. Определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, называется

1) сказуемым.
2) подлежащим.
3) дополнением.
4) приложением.

2. Приложение есть в предложении

1) Пишу это как читатель, имеющий вкус. (А. Чехов)
2) Двор как плац, мощенный булыжником. (В. Панова)
3) От полка спасибо наше вам за сына-храбреца. (А. Твардовский)
4) Все, что я хотел сказать, я написал на вечном камне... (Йоллык-тегин)

3. Над Волгой-рекой расплескала гармонь саратовские страдания. (А. Сурков) Приложением в этом предложении является слово

1) рекой.
2) Волгой.
3) гармонь.
4) страдания.

4. Журнал «Новый мир» – один из лучших литературно-художественных журналов России. «Новый мир» в этом предложении – это

1) дополнение.
2) приложение.
3) определение.
4) часть подлежащего.

5. Поэт Бездомный – персонаж одного из романов Булгакова. Приложением в этом предложении является слово

1) Бездомный.
2) персонаж.
3) Булгакова.
4) поэт.

6. Дефис между определяемым словом и приложением не надо ставить  в предложении

1) Вьется улица змея. (В. Маяковский)
2) Бабушка старушка из окна глядит. (А. Блок)
3) Возница киргиз сидит неподвижно на облучке. (Д. Фурманов)
4) Профессор Молчанова выступила с докладом о лечении гриппа.

7. Приложение отсутствует в предложении

1) Не тронутая даже шелестом единственного сухого листа тишина простиралась в лугах. (К. Паустовский)
2) Старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист. (М. Исаковский)
3)
И  ласточка-песня летит над землей. (В. Лебедев-Кумач)
4) Высоко стоит солнце на небе, горячо печет землю-матушку. (А. Кольцов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» 6 класс коррекционной школы VIII вида.

Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» с презентацией 6 класс коррекционной школы VIII вида....

Технологическая карта урока по теме: "Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

Предложенная методическая разработка - технологическая карта урока в 5 класс в соответветствии с новым образовательным стандартом ОО....

Технологическая карта урока "О пользе знаков препинания в предложении"

Технологическая карта урока по теме синтаксис и пунктуация для 5 класса....

Технологическая карта урока "Правописание мягкого знака после шипящих"

Мягкий знак после шипящих. Технолгическая карта урока....

Технологическая карта урока немецкого языка "Рождество в Германии" в 3 классе и самоанализ урока

Технологическая карта урока немецкого языка "Рождество в Германии" в 3 классе с самоанализом...

Технологическая карта урока на тему "Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами"

Материал представляет собой технологическую карту, разработанную к уроку русского языка в 5 классе по данной теме...