Технологическая карта урока по теме "Приложение. Знаки препинания при нем (закрепление)". 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Технологическая карта урока по теме "Приложение. Знаки препинания при нем (закрепление)". 8 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс | 8 |
Предмет | Русский язык |
УМК | Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч.1/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.– М.: Просвещение, 2014. – 191с. |
Тема урока | Приложение. Знаки препинания при нем (закрепление) |
Тип урока | Комбинированный |
Цели урока |
|
Планируемые образовательные результаты |
|
Методы и формы обучения | Словесный метод, наглядный метод, метод выполнения практических упражнений, метод самостоятельной работы; индивидуальная, фронтальная формы работы, вопросно-ответная форма; работа в парах, самоконтроль. |
Оборудование | - Мультимедиа; - карточки с тестом для каждого ученика. |
Основные понятия | Приложение |
План урока:
- Организационный этап.
- Мотивация учебной деятельности обучающихся.
- Открытие нового знания.
- Закрепление материала.
- Рефлексия учебной деятельности.
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Характеристика этапов урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I. Организационный этап. Цель этапа: настроить обучающихся на работу. | Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку. | Обучающиеся готовятся к уроку, приветствуют учителя. | Регулятивные: самоконтроль; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; |
II. Мотивация учебной деятельности обучающихся. 1. Актуализация имеющихся знаний. 2. Постановка целей урока. Цель этапа: выявить первоначальные знания обучающихся по теме «Приложение»; закрепить полученные знания; сформулировать тему урока, определить цели. | - Какая тема была изучена нами на прошлом уроке? Что такое приложение?
- Домашнее задание было по выбору, сдайте тетради на проверку. Были вопросы при выполнении упражнения? (разбор предложений, вызвавших затруднение) - (Слайд 1) Обратите внимание на репродукцию картины И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”. Работа по картине. - Как вы понимаете слово “лазурь”? - Прочитайте предложения, записанные на доске. (Слайд 2) Картина “Февральская лазурь” - одно из лучших полотен известного художника-пейзажиста, тонкого знатока русской природы И.Э. Грабаря. Яркое солнце освещает рощу. Стройные девочки-березки белеют, как свечи, на фоне лазурного неба. Кажется, что подростки-деревца тоненькими ветками-ручками тянутся навстречу далекому солнцу. - Давайте проведем лингвистический эксперимент. Прочитайте текст без приложений. - Как изменилось содержание текста? - Так какую же роль играют приложения в тексте? - Сегодня мы вновь поговорим о приложении. Как вы считаете, какова цель нашего урока? - (Слайд 3)Действительно, сегодня мы закрепим полученные знания по теме «Приложение», отработаем навыки опознавания приложений в тексте, выработаем умения пунктуационного оформления приложений. - Открываем тетради и записываем число (Слайд 4). - В каких случаях необходимо ставить дефис? - А в каких случаях дефис не нужен? Для закрепления знаний снова обратимся к таблице и выполним задание (синтаксический разбор предложений с приложениями-определениями):
| - Приложение. - Приложение – определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. - Светло-синий цвет, синева. - Текст стал не совсем понятен. - Уточняют, показывают особенности имен существительных, украшают речь - Закрепить тему «Приложение», выработать умение пунктуационного оформления приложений. Отвечают на вопросы, используя таблицу-памятку. У доски выполняют предложенное задание. | Познавательные: –выделение, формулирование познавательной цели; – постановка и решение проблем; – построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Регулятивные: – контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено; – осознание качества и уровня усвоения. |
III. Открытие нового знания. Цель этапа: познакомить обучающихся с правилом. | - Приложения могут присоединяться к определяемому слову с помощью дефиса, но также и обособляются с помощью кавычек. - Кавычки – обособляют приложение, если само приложение - имя собственное, употребленное в переносном значении.
При сочетании нарицательного и собственного имени (фамилии) человека приложением является имя нарицательное: брат Иван. (Слайд 5) - Самостоятельная работа. Распределить по группам слова (в кавычках/без кавычек): город Москва, журнал «Мурзилка», поэт С.А. Есенин, автомобиль «Жигули», мюзикл «Золушка», пруд Комсомольский Самопроверка по эталону. (Слайд 6) | Слушают учителя. Самостоятельно выполняют задание. Проверяют по эталону. | Познавательные: – извлечение необходимой информации из текста; Коммуникативные: – учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; – оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание. Регулятивные: - контролируют учебные действия; - осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. |
V. Закрепление материала. Цель этапа: проверить понимание изученного материала. | - Самостоятельно выполняем тест. (См. Приложение 1) | Выполняют тест.
| Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
VII. Рефлексия учебной деятельности. Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка своих результатов деятельности. | - Достигли ли мы поставленной с вами цели? Что вспомнили? Что нового узнали? А теперь проанализируйте свою работу, пользуясь алгоритмом (Слайд 7). 1.Сегодня на уроке я:
2.Лучше всего у меня получалось… 3.Основные трудности у меня были… 4.Сам(а) себе я желаю… Выставление оценок. | Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: – приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность; – построение речевого высказывания в устной форме; Личностные: – формулировать и аргументировать собственное мнение; – адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные: – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – сотрудничество с учителем и сверстниками. |
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | - Упр. 141 на стр. 74. (Слайд 8) | Записывают домашнее задание. | Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками. |
Приложения
Приложение 1
1. Определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, называется
1) сказуемым.
2) подлежащим.
3) дополнением.
4) приложением.
2. Приложение есть в предложении
1) Пишу это как читатель, имеющий вкус. (А. Чехов)
2) Двор как плац, мощенный булыжником. (В. Панова)
3) От полка спасибо наше вам за сына-храбреца. (А. Твардовский)
4) Все, что я хотел сказать, я написал на вечном камне... (Йоллык-тегин)
3. Над Волгой-рекой расплескала гармонь саратовские страдания. (А. Сурков) Приложением в этом предложении является слово
1) рекой.
2) Волгой.
3) гармонь.
4) страдания.
4. Журнал «Новый мир» – один из лучших литературно-художественных журналов России. «Новый мир» в этом предложении – это
1) дополнение.
2) приложение.
3) определение.
4) часть подлежащего.
5. Поэт Бездомный – персонаж одного из романов Булгакова. Приложением в этом предложении является слово
1) Бездомный.
2) персонаж.
3) Булгакова.
4) поэт.
6. Дефис между определяемым словом и приложением не надо ставить в предложении
1) Вьется улица змея. (В. Маяковский)
2) Бабушка старушка из окна глядит. (А. Блок)
3) Возница киргиз сидит неподвижно на облучке. (Д. Фурманов)
4) Профессор Молчанова выступила с докладом о лечении гриппа.
7. Приложение отсутствует в предложении
1) Не тронутая даже шелестом единственного сухого листа тишина простиралась в лугах. (К. Паустовский)
2) Старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист. (М. Исаковский)
3) И ласточка-песня летит над землей. (В. Лебедев-Кумач)
4) Высоко стоит солнце на небе, горячо печет землю-матушку. (А. Кольцов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» 6 класс коррекционной школы VIII вида.
Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» с презентацией 6 класс коррекционной школы VIII вида....
Технологическая карта урока по теме: "Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
Предложенная методическая разработка - технологическая карта урока в 5 класс в соответветствии с новым образовательным стандартом ОО....
Технологическая карта урока "О пользе знаков препинания в предложении"
Технологическая карта урока по теме синтаксис и пунктуация для 5 класса....
Технологическая карта урока по русскому языку: "Лексика. Повторение и закрепление изученного материала"
Технологическая карта урока по русскому языку...
Технологическая карта урока "Правописание мягкого знака после шипящих"
Мягкий знак после шипящих. Технолгическая карта урока....
Технологическая карта урока немецкого языка "Рождество в Германии" в 3 классе и самоанализ урока
Технологическая карта урока немецкого языка "Рождество в Германии" в 3 классе с самоанализом...
Технологическая карта урока на тему "Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами"
Материал представляет собой технологическую карту, разработанную к уроку русского языка в 5 классе по данной теме...