Технологическая карта урока по русскому языку: "Лексика. Повторение и закрепление изученного материала"
методическая разработка по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Технологическая карта урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_leksika.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку: «Лексика. Повторение и закрепление изученного материала»

Автор: Тихонова Елена Геннадьевна, преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

Цели:

Цели урока:

- образовательная: повторить, закрепить и систематизировать знания по теме «Лексика»

Развивающая:

Развить культуру речи и обогатить словарный запас студентов;

Развить логическое и образное мышление.

Воспитательная:

Воспитать бережное отношение к языку, эстетическое отношение к слову.

Методическая цель: показать эффективность личностно-ориентированной педагогической технологии.

Тип урока: систематизации и обобщения знаний

Вид урока: традиционный

Оборудование:

Компьютер и мультимедийный проектор, экран.

Методы обучения:

-теоретико-практические

-методы контроля

Формируемые УУД и ОК:

- личностные: способность к самооценке, в том числе самоанализ, умение связывать цель деятельности с мотивом

- регулятивные:  принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения поставленных задач, оценивать их эффективность и качество;

- коммуникативные: брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий, работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

- предметные: умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, оформлять мысли в устной форме, слушать речь других, использовать полученные на уроке знания в жизни.

Технологическая карта урока

Этап учебного занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Формируемые УУД и ОК

I. Орг. момент

- Приветствие.

- Проверка готовности к уроку

-Демонстрируют готовность к уроку;

- Доклад старосты

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками.

Регулятивные УУД: 

организация своей учебной деятельности

Личностные УУД:

мотивация учения, соблюдение норм и правил поведения на уроке

II. Целеполагание и мотивация

Преподаватель предлагает ,

работая  с эпиграфом, сформулировать тему урока «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной...Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. …Какое же это необъятное и неисчерпаемое море – человеческая речь!»

- Предлагают варианты темы и цели урока;

Регулятивные УУД:

Определять степень успешности выполнения работы Коммуникативные УУД:

 слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; формулирование и аргументация своего мнения и позиции; публично защищать свою позицию

Познавательные УУД:

Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

III. Актуализация знаний

-Преподаватель проводит устный терминологический диктант

1.Слова, ушедшие из употребления с той эпохой, в которой они существовали (Историзмы).

2. Слова, разные по написанию, но одинаково звучащие (Омофоны).

3. Слова одной и той же части речи, близкие по лексическому значению (Синонимы).

4. Слова, вышедшие из употребления и замененные новыми (Архаизмы).

5.Слова одной и той же части речи, противоположные по лексическому значению (Антонимы).

6. Слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное  лексическое значение (Омографы).

7. Слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но разные по лексическому значению (Паронимы)

8. Слова, совпадающие в написании и звучании в некоторых их формах (Омоформы)

9. Слово, имееющее два и более значений (Многозначное)

10. Слова одинаковые по написанию и произношению, но разные по своему лексическому значению (омонимы)

  • Отвечают на заданные вопросы, ответы проецируются на экран;
  • Находят соответствие    

названным понятиям

Регулятивные УУД:

 определять степень успешности выполнения работы, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные УУД:

 слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; формулирование и аргументация своего мнения и позиции; публично защищать свою позицию

Личностные УУД 

Формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу, формирование учебно-познавательных и внешних мотивов.

Познавательные УУД Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках

IV. Основная часть. Обобщение и систематизация знаний

Работа с омонимами и паронимами как наиболее трудными явлениями лексики

Преподаватель организует работу с паронимами

Паронимы

Одеть – надеть

Невежа- невежда (объясните разницу в значении слов)

В каком предложении вместо слова эффектный нужно употребить эффективный?

Конечно, валка леса более эффектное зрелище, чем его посадка.

Белая пена моря создавала чрезвычайно эффектную картину.

Против этой болезни еще не нашли эффектного лекарства.

Преподаватель предлагает разноуровневые задания

1 уровень – составьте словосочетания с паронимами, 2 уровень – составьте предложения с паронимами

осудить – обсудить, экономия – экономика, злой – злостный.

Работа с омонимами

Преподаватель предлагает объяснить лексическое значение выделенных слов , доказать что это в тексте есть омонимы. 1. Зимой в квартирах рано зажигают свет. Хотел объехать целый свет, но не объехал сотой доли (А.Грибоедов). Печорина мало занимало мнение света. 2. Народу сбежалась бездна. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал (М.Лермонтов). 3. Да вот еще, для всякой осторожности, надобно тебе сказать: шайка разбойников объявилась (А.Островский). Он стоял внизу у кранов и наливал себе в шайку воды (А.Чехов). 4. Кроме повара, гневались и на лакеев, прислуживающих за столом. Мотивы были самые разнообразные: не так ступил, не так взглянул (М.Салтыков-Щедрин). Музыканты подхватили все тот же мотив мазурки (Л.Толстой).

Выполняют задания

- Выполняют задание, один студент работает у доски.

Выполняют задания, опираясь на свой уровень подготовки

Выполняют задание, ответы записывают в тетрадь.

Личностные УУД:

осознание важности различия лексических понятий

Регулятивные УУД. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Волевая саморегуляция.

Познавательные УУД:

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (выполнение продуктивных заданий). Коммуникативные УУД:

 слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; формулирование и аргументация своего мнения и позиции; публично защищать свою позицию.

V. Физминутка

Предлагает провести физминутку

Выполняют упражнения

VI. Подведение итогов и рефлексия

- Преподаватель предлагает вернуться к эпиграфу и ответить на вопросы.

- Рефлексия.

Отвечают на вопросы

- Слушают отметки и оценивают урок.

Регулятивные УУД:

 определять степень успешности выполнения работы

Коммуникативные УУД: Сформировать умение, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Личностные УУД

Способность к самооценке, в том числе самоанализ.

VII. Домашнее задание

- Повторить весь изученный материал

- Записывают домашнее задание в тетрадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра для повторения и закрепления изученного материала "Кот в мешке"

Повторение материала происходит в игровой форме. Учащиеся могут, в зависимости от выбора, в разных формах проявить свои знания....

Интерактивная игра для повторения и закрепления изученного материала по генетике

Интерактивная игра для закрепления изученного материала по генетике в 9 и 11 классах. ...

Урок-деловая игра по теме «Повторение и закрепление изученных орфограмм и пунктограмм»

Повторение и закрепление орфограмм и пунктограмм через игру...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Открытый урок по теме "Повторение и закрепление изученного материала по теме «Местоимение»"

1.Повторение изученного о правописании местоимений, об их образовании и морфологических признаках.2. Расширение кругозора и пополнение словарного запаса учащихся, привитие любви к родному языку, воспи...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе на тему"Правописание ъ и ь. Повторение изученного"

Данный материал был разработан на курсах   повышения квалификации "Использование библиотеки цифрового образовательного контента в учебной деятельности" вместе с практической работо...