Знаки препинания в СПП
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Урок посвящен постановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znaki_prepinaniya_v_spp_11_klass.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе

«Сложное предложение. Знаки препинания

в сложноподчиненном предложении»

Цели:

Обучающие(образовательные):

- знать условия постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

- уметь применять правила постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

- составлять сложноподчиненные предложения по предложенным схемам или на предложенную тему;

- использовать в речи сложноподчиненные предложения;

- анализировать, сопоставлять, формулировать мысли, выполнять проблемные задания.

Развивающие:

- на основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать развитию пунктуационного чутья;

- формирование умения анализировать и сопоставлять;

- формулировать мысли, развивать культуру речи;

- уметь работать в группе.

Воспитательные:

-создать условия для высказывания суждений;

- создать условия для устных выступлений.

Оборудование: компьютер, практические материалы, слайдовые презентации

Тип урока: урок-практикум

Эпиграф:

Сколько времени потребно на то,

чтобы совершенно овладеть духом

языка своего? Вольтер сказал

справедливо, что в шесть лет

можно выучиться всем языкам,

но что всю жизнь надобно учиться

своему природному.

Н.М.Карамзин

Ход урока

I этап. Организационный (до 2 мин)

II этап. Учебная деятельность по принятию проблемы урока

(до 12 мин)

1. Вступительное слово учителя:

- С какой темой мы с вами работали на предыдущих уроках?

- Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься сегодня?

Сегодня мы продолжим закрепление по теме «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении».

Русский язык – это огромная глыба, которую вам предстоит постигать еще очень долго: всю жизнь. Я думаю, что следует согласиться со словами русского писателя, историка Николая Михайловича Карамзина, которые стали эпиграфом к нашему уроку: «Сколько времени потребно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному»

2. Организация групповой работы.

- Сейчас я предлагаю вам, используя собственные знания и умения,

расставить в данных предложениях знаки препинания (работа в группах)

1 группа (СПП с одним придаточным)

И стебелек травы достоин того великого мира, в котором он растет.

Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает.

Хотя снегу не было сверху, над головой не виднелось ни одной звездочки.

2 группа (запятая на стыке двух союзов в СПП)

Какая это великая истина, что, когда человек весь отдается лжи, его оставляет ум и талант!

Всем стало ясно, что если не принять решения немедленно, то будет поздно.

Рядом с тобой всегда люди, и, даже если тебе очень одиноко, ты не сомневайся в том, что кто-то сможет выслушать и понять тебя.

3 группа (СПП с несколькими придаточными)

Если не браться за дело, все равно не узнаешь, каким будет его конец.

Я хочу, чтоб жили лебеди, чтоб от белых стай мир добрее стал.

Он знал, что, когда в тихую погоду туман поднимается кверху, непременно надо ждать затяжного дождя.

3. Презентация выполненных заданий.

III этап. Обобщение и систематизация знаний (до 20 мин)

1. Фронтальная работа

На практике проверить можно точно, кто теорию усвоил прочно.

Легко расставим знаки препинания в любом по сложности задании.

1. Я зачитался до того, что, когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто это звонит и зачем. (М.Горький)

2. Родной землей мы называем тот край, где родились и выросли, если даже он покрыт болотами и песками. (В.Чивилихин)

3. Духовная жизнь человека будет неполной, если он не обладает знаниями, которые являются основой моральной культуры. (Сухомлинский)

4. Хорошо шагать полевой дорогой в дни жатвы, когда по ту и другую сторону ее стоят хлеба и в воздухе пахнет молодым житом. (С.Шкуратов)

5. Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого

старика, то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (А.Пушкин)

6. Когда люди спасаются от беды, они вывозят в первую очередь детей, чтобы не кончалась на свете жизнь, и стариков, чтобы сохранилась на свете память. (Р.Погодин)

7. Если литература служит выражением народной жизни, то первое требование, которое может быть к ней предъявлено критикой, состоит в правдивости. (Г.Плеханов)

8. Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он видел, что он неразумно живет. (В.Белинский)

9. Надо любить истину так, чтобы всякую минуту быть готовым, узнав высшую истину, отречься от всего того, что прежде считал истиной. (Л.Толстой)

2. Работа с предложенными схемами (работа в парах)

3. Страничка знатока

- Какой раздел языкознания изучает постановку знаков препинания?

(Пунктуация)

- К.Г.Паустовский писал: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться»

- А знаете ли вы когда появились знаки препинания и как они изначально назывались?

С.И.Львов в книге «Язык и речь» приводит интересные сведения о знаках препинания.

В середине 15 века типографы братья Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности; она была принята большинством народов Европы и существует до настоящего времени. Учеными установлено, что в древних рукописях точка появилась раньше, чем все остальные знаки препинания. Затем в 15 веке стало употребляться двоеточие, немного позже – запятая и, наконец, точка с запятой. До 16 века слова на Руси не разделялись вообще.

Наша жизнь, как и язык, подчиняется системе правил, норм поведения. Но последнее время наше общество поразила болезнь под названием «кризис». Это не только кризис экономический, это, что гораздо страшнее, кризис человечности. И самый главный симптом этого кризиса – равнодушие. Я хочу познакомить вас с высказываниемпедагога В.Сухомлинского: «Равнодушие – еще ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма. У равнодушного человека нет близкого, родного, дорогого существа, которому бы он отдавал свое сердце. Человек для эгоиста – это не безграничный мир мыслей, переживаний, стремлений, а источник наслаждений или же совершенно нейтральное существо, которое не может принести ему никакой пользы»

4. Работа с текстом.

- Прочитайте фрагменты из стихотворения С.Есенина, написанного в 1924 году после смерти его друга – поэта Александра Ширяевца

Найдите СПП. Определите тип придаточного, найдите языковые средства.

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и мне в дорогу скоро

Бренные пожитки собирать

Знаю, что не цветут там чаши,

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Сонм (стар.) – скопление, множество кого-нибудь. С. ангелов, духов, поклонников. (по Ожегову)

IV этап. Обобщение и систематизация по теме урока (до 5 мин)

Чтобы знания были впрок, следует повторить урок.

Поставить знаки препинания в предложениях

1. Получили известие, что Волга стала и что через нее потянулись обозы. (Аксаков)

2. Мне было так весело на сеновале, что не хотелось даже ехать домой, хотя отец уже звал меня. (Аксаков)

3. Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны к судьбам ближнего. (Салтыков-Щедрин)

4. Было так темно, что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы. (Л.Толстой)

5. Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он видел, что он неразумно живет. (В.Белинский)

- О чем мы вели речь сегодня на уроке?

- Все ли поставленные цели мы охватили?

- Вспомним правила постановки знаков препинания в СПП.

- Какие сведения, полученные ранее, пригодились вам на сегодняшнем уроке?

V этап. Домашнее задание (1 мин)

Чтобы упрочить ваши знания, даю вам домашнее задание.

(по выбору)

1. Решение проблемной задачи с опорой на текст и собственный опыт.

(творческое индивидуальное задание)

- Выразите письменно согласие или не согласие с утверждением Сухомлинского, предложение начните так:

- Я согласен с тем, что если…

- Полагаю, что, для того чтобы…

- Нельзя не согласиться с мнением о том, что…

2.Составить предложения по схемам

3.Выполнить упражнение.

VI этап. Рефлексия (1 мин)

- довольны ли вы результатом свой работы?

- Какие трудности возникли?

- Как вы решили эту проблему (обратились к учителю, учебнику, однокласснику)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаки препинания. Второе знакомство.(Функции знаков препинания).5 класс.

При изучении темы "Пунктуация" пятиклассники знакомятся с функциями знаков препинания. Это первый шаг в подготовке к написанию сочинения ГИА. Надеюсь, что материал поможет в изучении данной темы....

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"

Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...

Развитие речи. Роль пунктуации в произведении Гоголя «Тарас Бульба» (употребление восклицательного, вопросительного знаков и многоточия; смысловые функции знаков препинания). (7 класс)

З.С.РубановаТемаРазвитие речи. Роль пунктуации в произведении Гоголя «Тарас Бульба» (употребление восклицательного, вопросительного знаков и многоточия; смысловые функции знаков препинания). (7 класс)...

Постановка знаков препинания.Знаки препинания при обособленных членах предложения

В презентации представлен материал по подготовке учащихся 11-х классов к успешному выполнению ряда заданий ЕГЭ по русскому языку.Деятельность учащихся под руководством педагога направлена на повторени...