Лингвистическая сказка про ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ и ЧА-ЩА
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Материал к уроку на тему "Гласные после шипящих" в форме лингвистической сказки для занимательного представления правила о правописании сочетаний жи, ши, чу, щу, ча, ща.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskaya_skazka.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы Александра Евгеньевна Гаврилова
Лингвистическая сказка про ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ и ЧА-ЩА
Жили-были в стране Орфографии буквы Ч, Щ, Ш и Ж. Они всегда легко смущались, были очень стеснительными, застенчивыми, мягкохарактерными, проще говоря, очень мягкими.
Например, придет буква Ч в магазин, а первой заговорить с продавцом не может - стесняется. Стоит, переминается с ноги на ногу, да потом так и уйдет ни с чем. Или вот, буква Щ. Ехала однажды в трамвае, и рядом стоящая буква встала ей на хвостик. Нахалка встала на любименький, маленький, аккуратненький хвостик буквы Щ, а та и молчит, стесняется даже попросить быть повнимательнее и не ходить по чужим хвостам!
Решили буквы, что нужно что-то делать, надо как-то менять ситуацию. Собрались вместе, обсудили и постановили - чтобы буквам Ч, Щ, Ш и Ж перестать такими мягкими быть, нужно им заняться спортом. Стали они бегать - тяЖ-Ж-Жёлая Ж и Ш-Ш-Широкая Ш бегут тяжело и широко, небыстро, но всё-таки бегут. А вот у Ч и Щ ничего не получается - падают бедняги. Одноногая от рождения Ч от того, что упора нет, а Щ потому что об хвост всё время спотыкается.
Стали менять тактику тренировок. Нашли заграницей, в Пунктуации снаряды - дефисы и запятые. Заставили Ч, Щ, Ш и Ж делать жим дефисов и подъем запятых от груди. У тяЖелой Ж и Широкой Ш получаться стало совсем хорошо - стоят устойчиво на земле, высоко поднимают дефисы и запятые. Ну а у Ч и Щ опять дело не пошло - Ч заваливается вбок, а Щ никак не может свой хвост сложить, чтоб он не мешался, уже весь оттоптала.
В конце концов для Ш и Ж тренировки пошли впрок - они стали настолько твёрдыми, что к ним даже приставили И для смягчения. А у Ч и Щ не получилось стать твёрдыми, поэтому над ними взяли шефство У и А, которые следят, чтобы они не стали слишком мягкими. Так до сих пор и живут ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ и ЧА-ЩА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование лингвистической сказки на уроках русского языка"
На выступлении была представлена работа учителя с обучающимися с ОВЗ по использованию лингвистической сказки на уроках русского языка...
Лингвистическая сказка
«Глагол и его дети»В некотором королевстве русского языкажил-был король по имени Глагол. Это был очень деятельный, энергичный мужчина....
Лингвистическая сказка "Алиса в стране Фразеологии"
Лингвистическая сказка поможет в занимательной и доступной форме изучить тему "Фразеологизмы"...
"Карусель" (лингвистическая сказка)
Разработка лингвистической сказки собственного сочинения для урока русского языка о несклоняемых существительных, опубликованная в журнале "Русский язык в школе"...
Лингвистические сказки
Лингвистические сказки мспользуются на уроке при изучении нового материала...
Лингвистическая сказка
Для чего нужны лингвистические сказки? Ответ дан в статье....
Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка
Лингвистическая сказка каксредство формированияязыковой и коммуникативнойкомпетенцииучащихся на урокахрусского языка...