Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование лингвистической сказки на уроках русского языка"
презентация на тему

На выступлении была представлена работа учителя с обучающимися с ОВЗ по использованию лингвистической сказки на уроках русского языка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_k_pedsovetu.ppt74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование лингвистической сказки на уроках русского языка Из опыта работы учителя русского языка и литературы Т.Б. Поповой.

Слайд 2

Отличие лингвистической сказки от обычной, фольклорной. Лингвистическая сказка поучительна. Сюжет построен на лингвистических понятиях. Она является разновидностью предметной сказки. Герои – буквы или слова. Герои находятся в особом царстве. Все они разные, сильные, добрые, капризные. В лингвистических сказках нельзя допускать фактических ошибок. (знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку).

Слайд 3

Лингвистическая сказка вбирает в себя элементы сказок о животных, волшебных и новеллистических сказок. Эта сказка является более широким понятием, чем, к примеру, морфологическая или словообразовательная сказки, что можно изобразить в следующей схеме:

Слайд 4

Классификация сказок

Слайд 5

Существуют три основные коммуникативные задачи лингвистических сказок: Научить, объяснить новый материал. Проверить знания по теме. Развлечь, увлечь, заинтересовать, повысить интерес к предмету (русскому языку).

Слайд 6

Существуют различные пути использования сказок на уроках русского языка: использование сказок в качестве дидактического материала; использование учителем лингвистической сказки как средства, помогающего организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее; сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы.

Слайд 7

К выделенным словам найдите в предложениях правого столбца одинаковые или близкие по смыслу слова. 1. Иван Быкович тем временем вылез из земли, приловчился и отсек чуду-юду огненный палец .2. Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду-юду три головы.

Слайд 8

Большинство слов в русском языке многозначно. И в этом его богатство, гибкость и неограниченные возможности выразительности. На примере слова “красный” учащиеся знакомятся с явлением многозначности в сказках. Слово “красный” в древнерусском языке имело значение “красный, нарядный, парадный, ласковый,добрый”. Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях? 1. Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.

Слайд 9

Нередко в сказках действия людей приписываются неживым предметам, и тогда глаголы, сочетаясь с неодушевленными существительными, приобретают переносное значение. Употребление глаголов в переносном значении в сказках является средством создания образности. Знакомство учащихся с синонимическим богатством русского языка можно также проводить на материале сказок.

Слайд 10

Найдите синонимы в следующих предложениях. С какой целью используются в сказках синонимы 1. Один раз поехал Иван-царевич на охоту: только выехал – неоткуда взялся мужичок руки железны,голова чугунна, сам медный: - А, здравствуй, Иван-царевич! Иван-царевич поклонился старику. (Синонимы служат средством связи предложений в тексте)

Слайд 11

Для создания контраста в сказках широко используются антонимы Найдите противоположные по смыслу слова(антонимы), выделите среди них антонимы разнокоренные (день-ночь, добро-зло) и образованные от одного корня при помощи отрицательной частицы не (добрый – недобрый,счастье – несчастье). 1. Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей? 2. Однажды спорила Правда и Кривда: чем лучше жить – кривдой или правдой?

Слайд 12

В сказках часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными, увеличительными и пренебрежительными суффиксами, а также чередование звуков в словах, поэтому при изучении раздела “Словообразование” учитель дает учащимся следующие задания.

Слайд 13

Найдите в сказках слова с уменьшительно-ласкательными, увеличительными и пренебрежительными суффиксами. Для чего используются такие слова?

Слайд 14

Уменьшительно-ласкательные “ Старичок –пестун встает поутру ранехонько, умывается белехонько, взял младенца на руки и пошел в чистое поле к кусточку”; “Терешечка был мужичок не дурачок” и т.д.)

Слайд 15

Пренебрежительные: “ Нет же! Будь ты Ванька,а я буду Иван-царевич”; “Отец осерчал,прикрикнул на дочь: “Эка дурища безрукая. Хоть бы черт тебя взял” и т.д.)

Слайд 16

Увеличительные: “ Иван-царевич захватил горсть песку и бросил своему супротивнику прямо в глазищи”; “Вдруг прилетело чудище великанов,село на старый дуб – дуб зашумел и погнулся и т.д.”)

Слайд 17

При изучении темы “Имена существительные собственные и нарицательные” учащиеся выполняют следующие задания: Назовите сказочные имена собственные,представляющие собой словосочетания, которыми обозначаются фантастические персонажи? (Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и др.)

Слайд 18

Напишите 8 сказочных имен, присвоенных персонажам соотносительно с их своеобразием . (Имя Несмеяна принадлежит царевне, которая никогда не улыбалась, никогда не смеялась;сводных сестер Крошечки -Хаврошечки звали Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, потому что старшая сестра имела один глаз, средняя – два, а младшая – три; падчерицу, выполнявшею черную работу в доме, звали Чернушкой и .т.д)

Слайд 19

Имя прилагательное При изучении темы “Имя прилагательное как часть речи” можно напомнить учащимся, что в русских народных сказках прилагательные как бы навсегда прикрепляются к существительным,становятся постоянными определениями(эпитетами): ночь всегда темная, реки - глубокие,горы - высокие и т.д. Можно предложить следующие задание.

Слайд 20

Найдите постоянные определения к существительным в следующих предложениях 1. Только вымолвила царевна это слово, тотчас прилетели три сокола, ударились о сырую землю и обратились добрыми молодцами.

Слайд 21

Спор подлежащего и сказуемого Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит сказуемому: - Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чем говорится в предложении. Недаром мое второе имя -Субъект. -Нет, - сказало Сказуемое, - ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня нет. - Как это “нет”? Например, предложение “Зима”.Ведь тебя в нем нет!

Слайд 22

- Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме.А возьми другие формы этого предложения: “Была зима”, “Будет зима”. Видишь, я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например,“На улице холодно”. В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно. Тогда Подлежащее огорчилось: А я-то думало, что я главное. Не расстраивайся, - успокоило его Сказуемое. -Ведь когда ты есть в предложении, именно ты указываешь, в какой форме стоять мне. Мы оба главные. Ведь недаром нас называют основой предложения, или предикативным ядром.

Слайд 23

Как написать лингвистическую сказку Определи, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана. Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии. Подумай, какие герои будут действовать. Подумай композицию, продумай сюжет. Составь план. Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию. Проверь, нет ли логических или фактических ошибок. Отредактируй текст. Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты (телодвижения) будут уместны, как будет звучать голос. Прорепетируй выступление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме «Применение инновационных технологий на уроках русского языка»

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого у...

Выступление на педагогическом совете на тему «Система оценивания учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»

У педагогов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида и учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, нередко возникают вопросы, связа...

Выступления на педагогическом совете на тему: "Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка"

Материал содержит информацию о том, что такое критическое мышление и о том, как применять технологию КМ на уроках иностранного языка....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности»

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование информационных технологий на уроке математики как средство повышения его эффективности"...

Выступление на педагогическом совете "О подготовке обучающихся к ЕГЭ на уроках русского языка и литературы"

Выступление на педагогическом совете  "О подготовке обучающихся к ЕГЭ на уроках русского языка и литературы"...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Использование различных материалов в создании мультфильма"

Благодаря использованию  различных материалов  для создания  мультфильмов,  дети  учатся  воспринимать  и  воспроизводить  мир  не  как  кар...

Из выступления на педагогическом совете по теме: "Использование дистанционных образовательных технологий при реализации ДООП в учреждении

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ использования дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных программ в МБУ ДО ЦТ...