Лингвистическая сказка
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

 

«Глагол и его дети»

В некотором  королевстве русского языкажил-был король по имени Глагол. Это был очень    деятельный, энергичный мужчина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskaya_skazka.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистическая сказка

«Глагол и его дети»

Часть 1

Ведущий: В некотором  королевстве русского языка жил-был король по имени Глагол. Это был очень    деятельный, энергичный мужчина.

(Выходит король)

Глагол: Я весь в делах, постоянно что- то делаю. Никакой личной   жизни. Хорошо, что у меня есть помощницы-сестры: существительное и местоимение. Я с ними согласовываю всю свою деятельность. Я управляю и командую с их помощью. Но где же они? Ах, вот где!

(Появляются Существительное и Местоимение)

Существительное: Доброе утро, брат Глагол!

Глагол: Доброе утро, Существительное!

Местоимение: Здравствуй, брат!

Глагол: Здравствуй, сестрица Местоимение!

Существительное: Брат, я должна вам сказать, что к нам в гости сегодня придет моя лучшая подруга,  и зовут ее Прилагательное. Я хочу, чтобы ты обратил на нее внимание. Хватит тебе скитаться одному. Неплохо бы и о женитьбе подумать. Она такая чудесная девушка, что глаз не отвести, ни в сказке сказать, ни пером описать.

Глагол: Я давно хотел познакомиться с твоей подругой. Если она так хороша, как ты говоришь, то можно и жениться.

Существительное: Вот и хорошо!

(Все уходят со сцены)

Ведущий: Глагол познакомился с Прилагательной и вскоре женился на ней. Это был прекрасный союз! Красивый!  Что с качественной, что с действенной стороны.  И от этого союза родилась новая форма Глагола - дочь Причастие! (Выходит Причастие)

 Такая это была красавица! Настоящая принцесса! Прошли годы, и Причастию хотелось узнать, как к ней относятся родители, кто из них больше ее любит.

(Выходит  Глагол)

Причастие: Пап, ты меня любишь?

Глагол: Конечно, доченька! А почему ты об этом спрашиваешь?

Причастие: Хочу знать, как ты относишься ко мне. Скажи, пап, я на тебя похожа или на маму?

Глагол: Доченька, Причастие, прелесть моя! Ты и на меня похожа и на маму.

Причастие: Чем же я похожа на тебя?

Глагол: Так же, как у меня, у тебя есть придворные слуги - Совершенный и Несовершенный вид.

(Выходят совершенный и несовершенный вид)

Совершенный вид: Мы к вашим услугам. Что прикажете сделать? Несовершенный вид: А может, ваше высочество ничего не будет делать?

Глагол: Вы пока можете быть свободны. Когда понадобитесь, позовем.

(Совершенный и несовершенный вид уходят)

Причастие: Еще чем я похожа на тебя, отец Глагол?

Глагол: Так же, как я,  ты можешь изменяться по временам: настоящему и прошедшему. (Глагол дает карточки)  Можешь быть возвратной и невозвратной.  

Причастие: Пап,  почему у тебя три времени: настоящее, прошедшее и будущее. А у меня только две: настоящее и прошедшее?

Глагол: Ведь я же, король. Мне нужно думать  о будущем своего королевства.  А еще я твой отец,  старше тебя, потому и три времени.

Причастие: Чем же я на маму похожа?

Глагол: Это ты у нее спроси. Вот она,  кстати, и сама идет.

Причастие: Мам, можно у тебя спросить?

Прилагательное: Спрашивай, доченька.

Причастие:   Я  красивая?

Прилагательное: Конечно, прелесть моя!

Причастие: Отец говорит, что я на вас обоих похожа. Это правда?

Прилагательное: Да, доченька.

Причастие: Тогда скажи, чем на тебя я похожа?

Прилагательное: А вот чем, доченька Причастие. Так же, как я, ты можешь изменяться по родам, числам и падежам. (Дает карточки)

Причастие: Еще чем?

Прилагательное: Также, как я.  любишь тетю Существительное и тетю Местоимение, с которыми ты  часто согласуешься. В полной форме ты бываешь определением, а в краткой – сказуемым.

Причастие: Какая же я счастливая форма, похожа и на отца Глагола, и на маму Прилагательное. Уважаемые родители! Вы не забыли, что у меня сегодня день рождения?

Глагол: Не забыли. Помним.

Причастие: Что же вы подарите мне на день рождения?

Глагол: А это сюрприз.

Причастие: Но все же!

Глагол: Придворные! (хлопает в ладоши)

(Придворные несут торт с суффиксами -ОМ-, - ЕМ-, -ИМ-)

 ( Звучит песня «Хепи без де тую». На торте горят свечки.)

Глагол: Вот тебе, дочка, торт с суффиксами –ом-, -ем-, -им-

Причастие: Спасибо, тебе отец!

Глагол: Но это еще не все. Я дарю тебе светящиеся, искрящиеся звездочки с суффиксами  -АЩ-,-ЯЩ-,-УЩ-,-ЮЩ-. (Придворные выносят бенгальские огни)

Причастие: Ой, как красиво!

Глагол: Дочка, ты помнишь фильм «Приключение электроника»?

Причастие: Конечно, отец.

Глагол: Дарю тебе электронную собачку с суффиксами –ВШ-, -Ш-. Она будет  твоим лучшим другом и будет всегда тебя выручать.

Причастие: Как здорово!

(Придворные вносят собачку)

Прилагательное: Дочка, Причастие, у меня тоже есть для тебя подарок.

Причастие: Какой подарок?

Прилагательное: Я заказала для тебя красивое платье с суффиксами:

 –ЕНН-, ЕНН-,-НН-,-Т-, сшитое лучшими модельерами королевства.

(Придворные вносят красное платье с суффиксами)

Причастие: Спасибо, спасибо, дорогие мои папа и мама!  Вы самые лучшие родители.

Часть 2

Ведущий: Прошли годы. Однажды один  падишах королю  Глаголу  сделал подарок – привез пленницу-красавицу. Звали ее Наречие.  ( Танцует  под музыку «Восточные сказки») Так полюбил ее Глагол, что не мог больше ни о чем думать. Вот и позвал он ее к себе.

(Выходят Глагол и Наречие)

Глагол: Ты видишь, что мне очень плохо без тебя.

Наречие: Я вам служу верой и правдой. Обозначаю ваш признак.

Глагол: Я это ценю.

Наречие: Я неизменяема и постоянна. Могу только примыкать к вам.

Глагол: Это хорошие качества, поэтому я хочу, чтобы ты родила мне сына. Дочь у меня уже есть.

Ведущий: Через некоторое время Наречие действительно родило ему сына. Ну и сынок! Ну и принц! Всем на зависть. Имя ему придумали необычное - Деепричастие.

(Выходит Деепричастие)

Деепричастие: Какой же я красавец! Пока отец Глагол  правит королевством, я,  как он, обозначаю действие. Правда,  добавочное, но все же действие.  Может, когда-нибудь и я стану королем.  Я отвечаю на вопросы что делая? что сделав?, Мне так же, как отцу Глаголу,  служат Свершенный и Несовершенный вид.

(Выходят Совершенный и Несовершенный вид)

Совершенный вид: Мы к вашим услугам. Что прикажете сделать? Сделав что- то хорошее для принца, мы будем довольны.

Несовершенный вид: Можно провести день и, ничего не делая.

Деепричастие: Вы пока свободны. Понадобитесь, я вас позову.

(Совершенный и Несовершенный вид уходят)

Деепричастие: Так же, как у Глагола, у меня есть возвратная форма. Интересно, с мамой меня что-то связывает?

(Выходит Наречие)

Деепричастие: Мама Наречие, я на вас хоть чем-нибудь похож?

Наречие: Конечно, сынок!

Деепричастие: Чем же?

Наречие: Так же, как я, ты не изменяешься, любишь отца Глагола и примыкаешь к нему.

Деепричастие: Еще чем?

Наречие: В предложениях ты, как и я, можешь быть обстоятельством.

Деепричастие: Вот какая я форма, я похож и на  отца Глагола и на мать Наречие.

Наречие: Еще у тебя есть лучшие друзья: Настоящее и Прошедшее время. Они хотели тебя видеть. (Входят Настоящее и Прошедшее время)

Настоящее время: Здравствуй друг, Деепричастие!

Прошедшее время: Здравствуй, Деепричастие!

Деепричастие: Здравствуйте, друзья мои! (Пожимают друг другу руку)

Настоящее время: Я хочу быть лучшим твоим другом и подарить тебе в знак нашей дружбы суффиксы: -А-, -Я-

Деепричастие: Спасибо, Настоящее время.

Прошедшее время: А я дарю тебе суффиксы прошедшего времени

-В-, ШИ-, и –ВШИ-

Деепричастие: И тебе спасибо, Прошедшее время. Вы всегда будете моими лучшими друзьями. А теперь пора в дорогу.

Ведущий: Так и появились в королевстве Русского языка  производные формы Глагола: Причастие и Деепричастие. Некоторые лингвисты их называют самостоятельными частями речи. Но это уже другая сказка. А наша лингвистическая сказка «Глагол и его дети» закончилась. Мы прощаемся с вами и говорим: «Вот и сказке конец, а кто слушал: «МОЛОДЕЦ!».  С вами была ведущая -  Замкова Ирина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование лингвистической сказки на уроках русского языка"

На выступлении была представлена работа учителя с обучающимися с ОВЗ по использованию лингвистической сказки на уроках русского языка...

Лингвистическая сказка "Алиса в стране Фразеологии"

Лингвистическая сказка поможет в занимательной и доступной форме изучить тему "Фразеологизмы"...

"Карусель" (лингвистическая сказка)

Разработка лингвистической сказки собственного сочинения для урока русского языка о несклоняемых существительных, опубликованная в журнале "Русский язык в школе"...

Лингвистические сказки

Лингвистические сказки мспользуются на уроке при изучении нового материала...

Лингвистическая сказка

Для чего нужны лингвистические сказки? Ответ дан в статье....

Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Лингвистическая сказка каксредство формированияязыковой и коммуникативнойкомпетенцииучащихся на урокахрусского языка...