Лингвистическая сказка
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
«Глагол и его дети»
В некотором королевстве русского языкажил-был король по имени Глагол. Это был очень деятельный, энергичный мужчина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskaya_skazka.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистическая сказка
«Глагол и его дети»
Часть 1
Ведущий: В некотором королевстве русского языка жил-был король по имени Глагол. Это был очень деятельный, энергичный мужчина.
(Выходит король)
Глагол: Я весь в делах, постоянно что- то делаю. Никакой личной жизни. Хорошо, что у меня есть помощницы-сестры: существительное и местоимение. Я с ними согласовываю всю свою деятельность. Я управляю и командую с их помощью. Но где же они? Ах, вот где!
(Появляются Существительное и Местоимение)
Существительное: Доброе утро, брат Глагол!
Глагол: Доброе утро, Существительное!
Местоимение: Здравствуй, брат!
Глагол: Здравствуй, сестрица Местоимение!
Существительное: Брат, я должна вам сказать, что к нам в гости сегодня придет моя лучшая подруга, и зовут ее Прилагательное. Я хочу, чтобы ты обратил на нее внимание. Хватит тебе скитаться одному. Неплохо бы и о женитьбе подумать. Она такая чудесная девушка, что глаз не отвести, ни в сказке сказать, ни пером описать.
Глагол: Я давно хотел познакомиться с твоей подругой. Если она так хороша, как ты говоришь, то можно и жениться.
Существительное: Вот и хорошо!
(Все уходят со сцены)
Ведущий: Глагол познакомился с Прилагательной и вскоре женился на ней. Это был прекрасный союз! Красивый! Что с качественной, что с действенной стороны. И от этого союза родилась новая форма Глагола - дочь Причастие! (Выходит Причастие)
Такая это была красавица! Настоящая принцесса! Прошли годы, и Причастию хотелось узнать, как к ней относятся родители, кто из них больше ее любит.
(Выходит Глагол)
Причастие: Пап, ты меня любишь?
Глагол: Конечно, доченька! А почему ты об этом спрашиваешь?
Причастие: Хочу знать, как ты относишься ко мне. Скажи, пап, я на тебя похожа или на маму?
Глагол: Доченька, Причастие, прелесть моя! Ты и на меня похожа и на маму.
Причастие: Чем же я похожа на тебя?
Глагол: Так же, как у меня, у тебя есть придворные слуги - Совершенный и Несовершенный вид.
(Выходят совершенный и несовершенный вид)
Совершенный вид: Мы к вашим услугам. Что прикажете сделать? Несовершенный вид: А может, ваше высочество ничего не будет делать?
Глагол: Вы пока можете быть свободны. Когда понадобитесь, позовем.
(Совершенный и несовершенный вид уходят)
Причастие: Еще чем я похожа на тебя, отец Глагол?
Глагол: Так же, как я, ты можешь изменяться по временам: настоящему и прошедшему. (Глагол дает карточки) Можешь быть возвратной и невозвратной.
Причастие: Пап, почему у тебя три времени: настоящее, прошедшее и будущее. А у меня только две: настоящее и прошедшее?
Глагол: Ведь я же, король. Мне нужно думать о будущем своего королевства. А еще я твой отец, старше тебя, потому и три времени.
Причастие: Чем же я на маму похожа?
Глагол: Это ты у нее спроси. Вот она, кстати, и сама идет.
Причастие: Мам, можно у тебя спросить?
Прилагательное: Спрашивай, доченька.
Причастие: Я красивая?
Прилагательное: Конечно, прелесть моя!
Причастие: Отец говорит, что я на вас обоих похожа. Это правда?
Прилагательное: Да, доченька.
Причастие: Тогда скажи, чем на тебя я похожа?
Прилагательное: А вот чем, доченька Причастие. Так же, как я, ты можешь изменяться по родам, числам и падежам. (Дает карточки)
Причастие: Еще чем?
Прилагательное: Также, как я. любишь тетю Существительное и тетю Местоимение, с которыми ты часто согласуешься. В полной форме ты бываешь определением, а в краткой – сказуемым.
Причастие: Какая же я счастливая форма, похожа и на отца Глагола, и на маму Прилагательное. Уважаемые родители! Вы не забыли, что у меня сегодня день рождения?
Глагол: Не забыли. Помним.
Причастие: Что же вы подарите мне на день рождения?
Глагол: А это сюрприз.
Причастие: Но все же!
Глагол: Придворные! (хлопает в ладоши)
(Придворные несут торт с суффиксами -ОМ-, - ЕМ-, -ИМ-)
( Звучит песня «Хепи без де тую». На торте горят свечки.)
Глагол: Вот тебе, дочка, торт с суффиксами –ом-, -ем-, -им-
Причастие: Спасибо, тебе отец!
Глагол: Но это еще не все. Я дарю тебе светящиеся, искрящиеся звездочки с суффиксами -АЩ-,-ЯЩ-,-УЩ-,-ЮЩ-. (Придворные выносят бенгальские огни)
Причастие: Ой, как красиво!
Глагол: Дочка, ты помнишь фильм «Приключение электроника»?
Причастие: Конечно, отец.
Глагол: Дарю тебе электронную собачку с суффиксами –ВШ-, -Ш-. Она будет твоим лучшим другом и будет всегда тебя выручать.
Причастие: Как здорово!
(Придворные вносят собачку)
Прилагательное: Дочка, Причастие, у меня тоже есть для тебя подарок.
Причастие: Какой подарок?
Прилагательное: Я заказала для тебя красивое платье с суффиксами:
–ЕНН-, ЕНН-,-НН-,-Т-, сшитое лучшими модельерами королевства.
(Придворные вносят красное платье с суффиксами)
Причастие: Спасибо, спасибо, дорогие мои папа и мама! Вы самые лучшие родители.
Часть 2
Ведущий: Прошли годы. Однажды один падишах королю Глаголу сделал подарок – привез пленницу-красавицу. Звали ее Наречие. ( Танцует под музыку «Восточные сказки») Так полюбил ее Глагол, что не мог больше ни о чем думать. Вот и позвал он ее к себе.
(Выходят Глагол и Наречие)
Глагол: Ты видишь, что мне очень плохо без тебя.
Наречие: Я вам служу верой и правдой. Обозначаю ваш признак.
Глагол: Я это ценю.
Наречие: Я неизменяема и постоянна. Могу только примыкать к вам.
Глагол: Это хорошие качества, поэтому я хочу, чтобы ты родила мне сына. Дочь у меня уже есть.
Ведущий: Через некоторое время Наречие действительно родило ему сына. Ну и сынок! Ну и принц! Всем на зависть. Имя ему придумали необычное - Деепричастие.
(Выходит Деепричастие)
Деепричастие: Какой же я красавец! Пока отец Глагол правит королевством, я, как он, обозначаю действие. Правда, добавочное, но все же действие. Может, когда-нибудь и я стану королем. Я отвечаю на вопросы что делая? что сделав?, Мне так же, как отцу Глаголу, служат Свершенный и Несовершенный вид.
(Выходят Совершенный и Несовершенный вид)
Совершенный вид: Мы к вашим услугам. Что прикажете сделать? Сделав что- то хорошее для принца, мы будем довольны.
Несовершенный вид: Можно провести день и, ничего не делая.
Деепричастие: Вы пока свободны. Понадобитесь, я вас позову.
(Совершенный и Несовершенный вид уходят)
Деепричастие: Так же, как у Глагола, у меня есть возвратная форма. Интересно, с мамой меня что-то связывает?
(Выходит Наречие)
Деепричастие: Мама Наречие, я на вас хоть чем-нибудь похож?
Наречие: Конечно, сынок!
Деепричастие: Чем же?
Наречие: Так же, как я, ты не изменяешься, любишь отца Глагола и примыкаешь к нему.
Деепричастие: Еще чем?
Наречие: В предложениях ты, как и я, можешь быть обстоятельством.
Деепричастие: Вот какая я форма, я похож и на отца Глагола и на мать Наречие.
Наречие: Еще у тебя есть лучшие друзья: Настоящее и Прошедшее время. Они хотели тебя видеть. (Входят Настоящее и Прошедшее время)
Настоящее время: Здравствуй друг, Деепричастие!
Прошедшее время: Здравствуй, Деепричастие!
Деепричастие: Здравствуйте, друзья мои! (Пожимают друг другу руку)
Настоящее время: Я хочу быть лучшим твоим другом и подарить тебе в знак нашей дружбы суффиксы: -А-, -Я-
Деепричастие: Спасибо, Настоящее время.
Прошедшее время: А я дарю тебе суффиксы прошедшего времени
-В-, ШИ-, и –ВШИ-
Деепричастие: И тебе спасибо, Прошедшее время. Вы всегда будете моими лучшими друзьями. А теперь пора в дорогу.
Ведущий: Так и появились в королевстве Русского языка производные формы Глагола: Причастие и Деепричастие. Некоторые лингвисты их называют самостоятельными частями речи. Но это уже другая сказка. А наша лингвистическая сказка «Глагол и его дети» закончилась. Мы прощаемся с вами и говорим: «Вот и сказке конец, а кто слушал: «МОЛОДЕЦ!». С вами была ведущая - Замкова Ирина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование лингвистической сказки на уроках русского языка"
На выступлении была представлена работа учителя с обучающимися с ОВЗ по использованию лингвистической сказки на уроках русского языка...
Лингвистическая сказка "Алиса в стране Фразеологии"
Лингвистическая сказка поможет в занимательной и доступной форме изучить тему "Фразеологизмы"...
"Карусель" (лингвистическая сказка)
Разработка лингвистической сказки собственного сочинения для урока русского языка о несклоняемых существительных, опубликованная в журнале "Русский язык в школе"...
Лингвистические сказки
Лингвистические сказки мспользуются на уроке при изучении нового материала...
Лингвистическая сказка
Для чего нужны лингвистические сказки? Ответ дан в статье....
Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка
Лингвистическая сказка каксредство формированияязыковой и коммуникативнойкомпетенцииучащихся на урокахрусского языка...
Лингвистическая сказка о корнях с чередованием "а" и "о" "Сказка про пятиклассника Петю, который попал в страну Орфографию".
Небольшое стихотворение о правописании корней с чередованием "а" и "о"....