Урок русского языка "Водные слова и знаки препинания при них"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Урок русского языка в 8 классе с использованием интерактивной доски
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vvodnye_slova_i_znaki_prepinaniya_pri_nih.docx | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Вводные слова и знаки препинания при них».
Цели:
образовательные:
- познакомить учащихся с понятием “вводные слова” и их опознавательными признаками;
- выработать умение видеть вводные слова в предложении;
- формировать умение конструировать предложения с вводными словами;
- формировать умение выделять вводные слова на письме запятыми;
развивающие:
- развитие познавательного интереса к языку и познавательной активности учащихся во время урока;
- развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления;
- развитие речи учащихся;
- развивать умение и навыки работы с интерактивной доской и компьютером.
воспитывающие:
- воспитание интереса к предмету и внимания к слову;
- воспитание любознательности, творческой активности;
- формирование осознанного интереса к чтению.
Тип урока: урок приобретения новых знаний, умений и навыков.
Форма урока: с применением интерактивной доски, компьютера .
Оборудование к уроку: компьютерная презентация, тест.
Ход урока
- Оргмомент. Приветствие. Диагностика эмоционального состояния детей.
-Здравствуйте уважаемые гости и дорогие ребята. Я приветствую вас на уроке русского языка. Садитесь. В начале урока мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок, покажите. (Палец вверх- отлично, вниз- плохое, ладонь- не определился). Надеюсь, что к концу урока отличное настроение будет у всех.
Запишите число, классная работа. Тема сегодняшнего урока «Вводные слова и знаки препинания при них». Но сначала мы повторим изученный ранее материал.
- Синтаксический разбор предложения (предложение без знаков препинания записано на доске). Слайд. По словам младшего брата Пушкин в детстве проводил бессонные ночи в кабинете отца «пожирая» все книги попадающие ему под руку. (определяя синтаксическую роль по словам младшего брата, ребята сталкиваются с проблемой). Совместное определение цели.
- Новый материал.
1) Знакомство с вводными словами.
- Прослушайте грамматическую сказку «Из жизни вводных конструкций», переведите ее на язык науки.
Из жизни Вводных конструкций
Жили-были в синтаксическом пространстве, в области Осложненных предложений, по соседству с Обособленными и Уточняющими, Вводные конструкции. Несмотря на то что они активно участвовали наряду со всеми в строительстве новых предложений, жили они сами по себе. Ни от кого не зависели, никому не подчинялись, но и сами никого не подчиняли. Да и чувствовали они себя вполне самостоятельными, говоря: «Почему это мы должны кому-то подчиняться? Да это предложения нам подчиняются! Захотим- и смысл предложения сразу изменится только от одного нашего шага. Вот пожалуйста:
Я, конечно, приду.
Я, вероятно, приду.
Или еще лучше:
К счастью, мы пришли вовремя.
К сожалению, мы пришли вовремя.
И это только вводные слова. Что уж о Вводных предложениях говорить! Царствуем, разрываем любые связи, занимаем самые почетные, самые значительные места в предложениях. Мы сами по себе! У нас и охрана собственная есть, Запятые с двух сторон, а в конце предложения мы и точку к себе притянем».
Предложения не обижались на Вводные конструкции, прекрасно понимая, что вне их, Предложений, вводные конструкции просто никому не нужны, так как весь смысл их вводной жизни- выразить отношение к сказанному в предложении.
- Что вы узнали о вводных словах?
- Давайте сверимся с материалом учебника. (Учащиеся читают в учебнике стр.183, 185 правило)
- Что такое вводные слова? Каким членом предложения являются? Как выделяются на письме?
2) Значения вводных слов.
Слово учителя: исходя из значений, выделяют несколько групп вводных слов и словосочетаний. Познакомьтесь самостоятельно с таблицей на стр. 184.
Сейчас я проверю, насколько внимательно вы читали материал учебника. Заставьте говорить молчащую таблицу.
Слайд.
значения | ………………………………. | примеры |
1. …………… ………………… | Конечно, разумеется Бесспорно, несомненно Без сомнения, безусловно действительно | ………………….. …………………. |
2……………………… ……………………… | Кажется, вероятно Возможно, очевидно Может быть, пожалуй | ……………………………………………………….. |
3………….. ………….. …………. | К счастью, к общей радости К несчастью, к сожалению На радость, к удивлению | ……………………………………… |
4…………….. ……………….. ……………….. | По сообщению, по-моему По словам, как говорят По мнению | ………………………………………. |
5……………………………… ……………….. | Во-первых, во-вторых В-третьих, наконец Следовательно. Значит, итак Напротив, наоборот Например, впрочем | …………………………………………………………………………………………………………. |
6……………………………………………….. | Одним словом, иначе говоря, лучше сказать, мягко говоря, как говорится. Прямо скажем, другими словами | ………………………………………………………………………………………………………. |
7. …………………………….. | Видишь(ли), понимаешь, пойми, вообразите, скажем, предположим, допустим, пожалуйста, простите | Он, видите ли, мог этого не знать. |
8…………………………………………….. | Самое большее, самое меньшее, по крайней мере | По крайней мере, я сделал все, что мог. |
За страницами учебника:
7 группа. Вводные слова, представляющие собой призыв к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определенное отношение к излагаемым фактам.
- группа. Вводные слова, указывающие оценку меры того, о чем сообщается.
4. Закрепление изученного.
1) Слайд Включите данные вводные слова ( к счастью, по-моему, к сожалению, наверное) в начало предложения Дождь пойдет. Изменится ли смысл предложения в зависимости от использования вводных слов разного значения? Как?
! Вводные слова выполняют в речи важную роль: с их помощью можно ярко, точно, образно выразить свое отношение к тому, что сообщается.
2) А сейчас давайте выясним, влияет ли место вводного слова в предложении на смысл фразы? Слайд
- Поставьте вводное слово конечно в начало, конец, середину предложения Дождь пойдет.
Изменился ли смысл высказывания?
3) Потренируемся использовать вводные слова в речи. Ситуативные упражнения. Слайд
- Представьте себе, что вы хотите сообщить своему товарищу, что ваш класс закончит четверть без отстающих. Однако вы не вполне в этом уверены. Передайте при помощи вводного слова свою неуверенность (Наш класс, вероятно, закончит эту четверть без отстающих).
- Сообщите то же самое, указав, откуда взята передаваемая вами информация, сошлитесь на источник.(Наш класс, как говорят учителя, закончит эту четверть без отстающих).
- Вы хотите сказать своему товарищу то же самое, но на этот раз вы вполне уверены в том, что сообщаете: вам сказал об этом классный руководитель. Передайте свою полную уверенность при помощи вводного слова. (Наш класс, бесспорно, закончит эту четверть без отстающих).
- Сообщите, что вам не удалось записаться в библиотеку и передайте при помощи вводного слова или словосочетания свое огорчение, сожаление по этому поводу. (Мне, к сожалению, не удалось записаться в библиотеку).
- Сообщите данную информацию как бы между прочим, попутно, кстати: до этого шла речь о трудностях подготовки к сочинению, о недостатке свободного времени и др. С помощью вводного слова укажите на то, что ваша мысль была высказана в нужный, удобный, подходящий момент. (Я с большим трудом собрал материал для сочинения. Пришлось выполнять много домашних заданий по другим предметам. Не сразу нашел нужные цитаты. Кстати, мне так и не удалось записаться в библиотеку).
Физминутка для глаз. Слайд.
4) Решите задачу: Слайд
Один ученик, работая над домашним сочинением по комедии А.Грибоедова «Горе от ума» выписал в свою тетрадь в качестве цитаты слова старухи Хлестовой о Чацком:
На свете дивные бывают приключенья!
В его лета с ума спрыгнул!
Чай пил не по летам.
-Чем исказил ученик последний стих в цитате? Исправьте ошибку.
- Как выделяются вводные слова на письме?
5) Найдите вводные слова, определите значение, расставьте знаки препинания. Слайд
- Книги как извес..но издавн.. почитались на Руси. Как утв..рждают летописцы Ярослав Мудрый владел большой библиотекой. К сож..лению сейчас ее следы потеряны. Может быть когда(нибудь) она будет найдена.
- По мнению Николая Рериха отсутствие книг в доме- красноречивое св..детельство пустоты сер..ца и духа. На Востоке писал он самым благовидным подарком считается книга.
- Что значит слово благовидный?
-Почему такую большую роль люди отводят книге?
6) Прочитайте стихотворение А.Кушнера «Вводные слова» (упр.363)
-О какой роли вводных слов говорит поэт? Во всем ли вы согласны с ним?
7) – Иногда в речи вместо вводных слов малограмотные люди используют совершенно неоправданные, ненужные, лишние слова, засоряющие речь. Найдите слова-паразиты, вычеркните их. (В это время 7 человек выполняют тест на компьютерах) Слайд
Иду я, значит, по улице, думаю, как бы мне, это, не опоздать в школу, ну, на физику, то есть. И вдруг, представляешь, вижу, вот, прямо перед собой такой, понимаешь, блестящий, как бы это сказать, яркий такой, круглый предмет, как это, во, вспомнил: НЛО ,ну, я, ясное дело, испугался, бежать, думаю, надо бы, а куда убежишь, сам подумай, оно, это, на дороге стоит. Вздохнул я поглубже, значит, и как рванул вправо, так сказать, ноги спасли. Вот такие-то дела, понимаешь, это, на свете происходят.
5.Подведение итогов.
Слайд
- Расскажите все, что вы узнали о вводных словах, используя слова во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых, таким образом, итак.
Тест.
1.Вводные слова- это
А) слова или сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с речью;
Б) слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания;
В) слова, словосочетания и предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом.
2. Вводные конструкции в предложении
А) могут являться любым членом предложения;
Б) могут являться только второстепенными членами,
В) не являются членами предложения.
3. Вводные конструкции
А) не выделяются запятыми;
Б) всегда выделяются запятыми- или запятой, в зависимости от места в предложении;
В) на письме выделяются запятыми, если стоят в начале предложения.
4. Вводные слова
А) не имеют дополнительного значения;
Б) имеют разные лексические значения;
В) имеют грамматическое значение.
5. Вводные слова
А) могут стоять только в начале предложения;
Б) только в конце предложения;
В) в любом месте.
6. Домашнее задание
№ 33, на «4»- упр. 365(1-2, 3-4)
На «5»- составить по два предложения со словами кажется, видно, возможно, чтобы в одном случае они были членами предложения, а в другом- вводными словами.
7.Выставление и комментирование отметок.
- Покажите, какое настроение у вас сейчас. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Знаки препинания при причастном обороте"
Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме "Знаки препинания при причастном обороте"...
Методическая разработка урока русского языка: "Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённых предложениях".
Методическая разработка модульного урока - цикла....
Урок русского языка 6 класс "Знака препинания при причастном обороте"
Урок сопровождается презентацией, помогает осмыслитьспецифику причастного оборота и употребления его в речи, усвоить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленны...
Конспект урока русского языка по теме "Знаки препинания в БСП"
Цель: Систематизировать изученное по теме. Развивать практические умения и навыки работы с тестами...
Конспект урока русского языка. 11 класс. "«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»"
Данный урок позволит углубить знания учащихся 11 класса о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; отработать умение правильно ставить знаки препинания в СП...
Урок русского языка 5 класс "Знаки препинания в простом предложении"
Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал. Урок составлен согласно требований ФГОС....
Урок русского языка по теме "Знаки препинания при сравнительном обороте"
Урок русского языка по теме "Знаки препинания при сравнительном обороте"...