Морфология. Вопросы. Ответы
олимпиадные задания по русскому языку
Предварительный просмотр:
Морфология. Вопросы. Ответы
1. Признаками какого вида обладают глаголы жениться, выходить, казнить, ранить, заносить, воздействовать, быть? Можно ли разделить эти слова на группы с точки зрения видовой характеристики? Если можно, то по какому принципу?
Все эти глаголы обладают признаками как совершенного, так и несовершенного вида (в одних и тех же формах и значениях либо в разных). С учетом этого по видовой характеристике их можно разделить на группы следующим образом.
1.Глаголы жениться, казнить, ранить, воздействовать являются двувидовыми.
Они могут отвечать и на вопрос «что делать?», и на вопрос «что сделать?». Репортер сфотографировал, как (что делает?) женится киноактер. Он вчера (что сделал?) женился. В Средние века часто (что делали?) казнили людей, заподозренных в колдовстве. Емелъяна Пугачева (что сделали?) казнили в 1775 году в Москве на Болотной площади. Твои слова меня (что делают?) ранят в самое сердце. Твои слова меня (что сделали?) оскорбили и ранили. На стрелку компаса (что делает?) воздействует магнитное поле Земли. После безуспешных уговоров они отняли у ребенка ножницы, то есть (что сделали?) воздействовали на него силой.
Формы двувидовых глаголов обладают одновременно признаками обоих видов, но в некоторых контекстах (например, в приведенных выше примерах) выступают в одном из видовых употреблений - отвечают только на один из двух возможных видовых вопросов. Однако существуют неоднозначные контексты, в которых к двувидовым глаголам можно поставить оба вопроса. Эти контексты не позволяют определить конкретное видовое употребление глагола. Сегодня он (что делает? что сделает?) женится. Зеваки видели, как (что делали? что сделали?) казнили Пугачева. Твои слова (что делали? что сделали?) ранили меня тогда в самое сердце. На ребенка (что делали? что сделали?) воздействовали уговорами.
2.Глагол быть в разных формах характеризуется разными видовыми признаками. Некоторые его формы отвечают на вопрос несовершенного вида (Она (что делала?) была дома), другие - на вопрос совершенного вида (Он (что сделает?) будет там завтра). Этот глагол нельзя считать двувидовым, так как нет ни одной его формы, которая отвечала бы на оба вопроса одновременно.
3.Слово заносить со значением 'приносить куда-либо' обладает признаками несовершенного вида (Пианино в комнату надо (что делать?) заносить очень аккуратно). Омонимичное слово заносить 'загрязнить, истрепать долгой ноской' - совершенного вида (Он (что сделал?) заносил рубашку до дыр). Итак, в данном случае речь идет о неполных лексических омонимах, различающихся видовой характеристикой.
4.Глагол выходить, 'оставлять пределы чего-либо, покидать', относится к несовершенному виду (Я (что делаю?) выхожу из дома). Глагол выходить 'заботами, уходом вернуть в здоровое состояние' - к совершенному (Он тяжело болел, но мать его (что сделала?) выходила). Эти слова - омографы. Они одинаково пишутся, но произносятся по-разному, а также имеют разные видовые характеристики.
2. Известно, что слова разных частей речи могут иметь совпадающие формы, например: печь (существительное) и печь (глагол), три (числительное) и три (глагол). Какие из перечисленных ниже слов могут продолжить этот ряд примеров? Приведите контексты, позволяющие различить омонимичные формы, и укажите для каждой из них частеречную характеристику. К каким частям речи относятся оставшиеся словоформы? У каких из них есть признак сравнительной степени и является ли он постоянным или непостоянным? Вообще, глубже, громче, заранее, здоровее, охотнее, позднее, прежде, пуще, ранее, северо-западнее, талантливее.
Продолжить ряд приведенных в задании примеров совпадающих форм разных слов (они называются омоформами) могут глубже, громче, позднее, прежде, пуще, талантливее.
Глубже, громче и талантливее могут быть формой простой сравнительной степени либо прилагательного, либо наречия: Крики стали немного громче, чем минуту назад (прилагательное, ср.: Крики становились громкими <более громкимиУ) и Говорите громче: вас не слышно (наречие, выполняет роль обстоятельства, ср.: Говорите громко <более громко>); Мальчик оказался, талантливее своих родителей (прилагательное, ср.: Мальчик оказался талантливым) и Предыдущий конкурсант исполнил это произведение талантливее (наречие, ср.: Предыдущий конкурсант исполнил это произведение талантливо; примеры с глубже уже были приведены). Добавим, что у всех этих слов признак степени сравнения является непостоянным, что подтверждается приведенными примерами, однако указание этой характеристики для омоформ заданием не предусматривается.
Позднее - это, прежде всего, наречие в сравнительной степени (Мы приехали значительно позднее остальных гостей, ср.: Мы приехали поздно), признак степени сравнения непостоянный. Прилагательное поздний, являясь качественным, образует в основном составную сравнительную степень более поздний, однако можно найти и контексты, в которых используется простая форма, как, например, в предложении Сеанса позднее ты выбрать не мог? (возможность замены на сочетание более поздний сеанс свидетельствует о том, что здесь представлено прилагательное с непостоянным признаком сравнительной степени).
Пуще ('сильнее, больше') также сравнительная степень либо наречия (рассердился пуще прежнего), либо прилагательного (Охота пуще неволи); причем у прилагательного есть форма положительной степени (ср. выражение для пущей важности), а у наречия такая форма отсутствует. Кроме того, как уже говорилось, форма пуще - это одна из словоформ существительного пуща.
Прежде - либо наречие, либо предлог. Предлогом эта языковая единица является, если присоединяет существительное или местоимение, а наречием - если выступает как самостоятельный член предложения: Пришел прежде других (предлог) и Прежде все было иначе (наречие). Прежде-наречие не обладает сочетаемостью, свойственной формам сравнительной степени (нельзя сказать * гораздо <немного> прежде, а в сочетаниях с родительным падежом - прежде других - представлен предлог); способность присоединять к себе сравнительный оборот (Пришел прежде, чем другие) присуща не только формам сравнительной степени (ср.: Младший сын рос совсем другим, чем старшие дети); таким образом, прежде -наречие, скорее всего, имеет положительную степень сравнения.
Оставшиеся словоформы - вообще, заранее, здоровее, охотнее, ранее, северо-западнее - относятся только к одной части речи, то есть не являются омоформами.
Большая часть этих единиц - наречия.
Вообще - наречие, не имеющее степеней сравнения. О том, что это наречие, свидетельствует его способность быть обстоятельством (Он вообще необщителен, то есть необщителен всегда). Не будучи образованным от прилагательного с помощью суффикса, это наречие не может иметь степеней сравнения.
Заранее - наречие, также не имеющее степеней сравнения; это слово может выступать в роли обстоятельства (К поездке надо готовиться заранее), степеней сравнения у него нет, так как оно, как и вообще, не образовано от прилагательного суффиксальным способом. Значение 'за некоторое время до чего-либо, раньше, чем что-либо произойдет' выражается в основе слова, а не с помощью формы степени сравнения; об этом свидетельствует отсутствие у заранее сочетаемости, свойственной формам сравнительной степени (неправильно *заранее приезда, Гораздо <несколько > заранее).
Охотнее - наречие в сравнительной степени (Семилетний ребенок рассказывал о происшествии гораздо охотнее остальных), степень сравнения является непостоянным признаком (Семилетний ребенок охотно рассказывал о происшествии). Прилагательное охотный встречается только в сочетании Охотный ряд, является относительным и степеней сравнения не имеет.
Ранее - наречие в сравнительной степени (Он пришел значительно ранее назначенного времени, ср.: Он пришел рано), признак степени сравнения непостоянный. Качественное прилагательное ранний простой сравнительной степени не образует (составная форма - более ранний).
Северо-западнее - наречие в сравнительной степени (Сопка расположена северо-западнее населенного пункта); поскольку положительная и превосходная степени у этого наречия отсутствуют (нет форм *северо-западно и *'северо-западнее всего), сравнительная степень является постоянным признаком. Прилагательное северо-западный простых степеней сравнения не образует.
Среди приведенных слов только одно прилагательное - это слово здоровее, которое стоит в форме сравнительной степени (Предыдущее поколение здоровее нынешнего <чем нынешнее>, ср.: Нынешнее поколение не такое здоровое, как предыдущее), степень сравнения является непостоянным признаком. Что касается наречия здорово, которое фиксируется словарями, а также его сравнительной степени здоровее, то в современном языке оно практически не употребляется (ср. сомнительность фразы Он жил здорово <здоровее, чем другие>).
3. Определите, какой частью речи является каждое слово фразеологизма мал мала меньше.
Фразеологизм мал мала меньше имеет значение 'один меньше другого' и употребляется, когда речь идет о нескольких маленьких детях. В этом устойчивом выражении (как и в некоторых других: от мала до велика, на босу ногу, а также в народно-поэтической речи: красну девицу, добра молодца, ясна сокола, у синя моря) сохраняются архаичные (исконные) формы прилагательных. В современном языке они похожи на краткие формы, но таковыми не являются, поскольку изменяются по падежам и выполняют функцию определения, а не сказуемого. В таком виде могут употребляться и относительные прилагательные: золото кольцо, шелковы ленты, сапожки сафьяновы. Иногда их называют особыми (усеченными) полными формами.
Прилагательное мал в форме именительного и родительного падежей в исходном для фразеологизма сочетании было употреблено в значении и функции существительного, но в разряд существительных не перешло (речевая субстантивация) и обозначало предмет. Слово мал в первом случае называет субъект, а во втором - объект сравнения. Меньше - форма сравнительной степени прилагательного мал, малый - выражает признак сравнения.
4. Почему краткие качественные прилагательные и краткие страдательные причастия в современном языке, в отличие от древнерусского, не склоняются?
В современном русском языке краткие качественные прилагательные и краткие страдательные причастия являются сказуемыми, а сказуемое согласуется с подлежащим, которое всегда выступает в именительном падеже (например: Наша страна велика и могуча. Задание выполнено). Следовательно, краткие прилагательные и причастия не могут склоняться.
5. Какие глаголы могут иметь только форму прошедшего
времени ед. ч. ср. р. и форму 3-го л. ед. ч. настоящего времени
Это наблюдается в безличных глаголах; ср. вечерело, светало, знобило или вечереет, светает, знобит.
6. Есть ли в современном русском языке давнопрошедшее время (плюсквамперфект)? Объясните свою точку зрения.
Давнопрошедшее время (плюсквамперфект) обозначало действие в прошлом, которое предшествовало другому действию в прошлом. В современном русском языке употребительны такие выражения, как:
Петр собрался было за грибами, но дождь остановил его.
Я хотел было обо всем рассказать, но вовремя остановился.
Формы собрался было, хотел было рассказать обозначают действие в прошлом, которое предшествовало другому действию, обозначенному обычной формой прошедшего времени. Признать выражения типа собрался было именно грамматической формой давнопрошедшего времени позволяет то, что она регулярно образуется при помощи частицы было (ср. образование формы сослагательного наклонения при помощи частицы бы: собрался бы, хотел бы и т. д.).
М. Ломоносов в знаменитой «Российской грамматике» выделял три давнопрошедших времени:
первое - тряхивалъ, глатывалъ, брасывалъ, плескивалъ;
второе - бывало трясъ, бывало глоталь, бывало бросалъ, бывало плескалъ;
третье - бывало трясывалъ, бывало глатывалъ, бывало брасывалъ, бывало плескивалъ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вопросы-ответы _Вредные привычки"
Вопросы и ответы для викторины на тему курение, алкоголь, наркомания....
Билеты по русскому языку 7 класс (вопросы, ответы и практические задания)
Билеты предназначены для контроля знаний по предмету в конце года за курс 7 класса...
Вопросы-Ответы!
Наиболее часто задаваемые вопросы родителями по изучению английского языка и ответы. Рекомендации по изучению английского языка....
Закон об образовании - "вопросы-ответы"
Краткие комментарии нового закона об образовании....
ВИКТОРИНА ВОПРОС – ОТВЕТ 7 класс.
Краткая викторина для учеников 7-х классов....
Конспект открытого мероприятия по литературе. Литературная игра «Вопрос – ответ» для 11 класса
В игровой форме повторить пройденный в предыдущих классах материал; воспитывать умение быстро реагировать на поставленные вопросы, развивать интеллект, творческие способности, умение анали...
ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ
1. Какие изменения планируются при проведении государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах в 2016 году...