конспект урока "Деепричастие" 10 класс. повторение изученного материала
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Аралдии Сайзана  Александровна

конспект урока предназначен для повторения и обобщения изученного материала по теме "Деепричастие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока31.2 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель  русского  языка и литературы МАОУ «Лицей №15 им. Н.Н.  Макаренко» г. Кызыла

Аралдии  Сайзана Александровна

Тема. Деепричастие как особая форма глагола. 
Цель: ознакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением деепричастий, синтаксической ролью; 
формировать умение выделять деепричастие в тексте; 
развивать мышление, внимание, умение сравнивать; 
воспитывать толерантное отношение друг к другу. 
Тип урока: повторение и обобщение изученного  материала. 
Оборудование: текст «Настоящий друг», текст стихотворения «Лодорский водопад», мультимедийная доска, музыкальная композиция о дружбе, толковый словарь. 

ХОД УРОКА.

Друзей приобретай не спеша, 
а приобретенных не отвергай. 

(Соломон). 


1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. 
Учитель. Здравствуйте, дети! У нас сегодня необычный урок. Сегодня день  улыбки  и дружбы! Поэтому сегодня на уроке мы будем говорить о настоящей дружбе. 
(Звучит музыка.) 
Я передаю вам свою дружбу (учитель пожимает руку первому ученику), и она идет от меня к  Дарыйме, Белекме   и т. д. (дети передают рукопожатия друг другу). Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый добавил чуточку своей. Пусть дружба не покидает нас на протяжении всего урока. 
- Словарная работа. 
Что означает это слово? Ученик-литературовед сообщает: 
«Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Доверие и терпение – обязательные признаки.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. 
Беседа. 
- Прочитайте эпиграф урока. Как вы понимаете данное высказывание? 
- Определите части речи  слова  «не спеша». 
- Что называется деепричастием? 
3. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 
Мы  определили  в эпиграфе  одну часть речи (спеша). Наша задача: на любом этапе урока повторять ее. В этом нам поможет дружба и улыбка. 
4. ОБЪЯВЛЯЕТСЯ ТЕМА И ЦЕЛИ УРОКА. 
5. Повторение  и обобщение материала.
Учитель. Настоящих друзей немного. Дружат двое. А что нужно для того, чтобы найти хорошего друга? (Уметь выбирать, сравнивать, анализировать.) 
Сейчас эти навыки нам понадобятся. 
1. Анализ предложений. (Поисковый метод.) 
Задание. 
Определить грамматическую основу предложений, проанализировать слова, обозначающие действие. 
- На доске: 
Мальчик рассказывает о друге и улыбается. 
Мальчик, улыбаясь, рассказывает о друге. 
Вывод. 
В первом предложении глагол – сказуемое выполняет основное действие, «рассказывает и улыбается» являются однородными членами предложения. А во втором предложении глагол – сказуемое обозначает действие, а слово «улыбаясь» - добавочное.(Запись в тетрадях.) 
На мультимедийной доске: 
Слова, обозначающие добавочное действие при основном, называются деепричастием. 
2. Ознакомление с лексическим и грамматическим значением. 
- А как же зовут друзей нашего деепричастия? 
                                        Д Е Е П Р И Ч А С Т И Е 

                  Г Л А Г О Л                                                 Н А Р Е Ч И Е 
(друзья) 
- вид; - неизменяемая форма Г. 
- возвратность; 
- переходность; 
- в предложении является  обстоятельством. 
- Продолжаем исследовать деепричастие. 
Итак, мы нашли друзей деепричастия, тщательно их изучили. 
- Кто же эти друзья? (глагол, наречие). 
- Каковы их признаки?

Деепричастия употребляются в художественном  или публицистическом стиле, а разговорной речи употребительны  фразеологические обороты с деепричастиями. Фразеологизмы – одно из  самых  ярких  средств выразительности.

- Какие фразеологические  обороты с деепричастиями вы знаете?

Работать спустя рукава. Сидеть сложа руки. Работать не покладая  рук.
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА. 
Физкультминутка. 
- Мы, друзья, хорошо поработали, давайте минутку отдохнем! 
Встали! 
Вот мы руки развели, 
Словно удивились. 
И друг другу до земли 
В пояс поклонились! 
Наклонились, выпрямились, 
Наклонились, выпрямились. 
Ниже, ниже, не ленись, 
Наклонись и улыбнись! 

РАБОТА КЛАССА С ТЕКСТОМ. 

Теперь внимательно  смотрим на экран. Здесь запечатлен отрывок из стихотворения А.С. Пушкина.  

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ

Улыбкой ясною  природа

Сквозь сон  встречает  утро года;

Синея,  блещут  небеса…

Или не радуясь  возврату

Погибших осенью  листов,

Мы  помним  горькую  утрату,

Внимая  новый  шум  лесов.

О чем идет речь в данных  строчках?

Какие средства художественной выразительности употребляет автор? (эпитеты, олицетворения)

- У вас на партах текст. О чем он, как вы думаете? (о дружбе). 
Задание. 
- Прочитать текст. 
1. Определите тему, идею текста. 
2. Определите тип и стиль речи. 
3. Выпишите деепричастия, которые уточняют основное действие. 
4. Назовите имена прилагательные, характеризующие настоящего друга. 
5. Подберите синоним к словам: добрый, терпимый, внимательный. Объясните его лексическое значение. (толерантный – толерантность- лат. терпение, выносливость. Это социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности.)

Настоящий друг. 

Высунув голову из гнезда, орленок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал. - Мама, что это за птицы? – спросил он. 
- Наши друзья, - ответила орлица сыну. – Орел живет в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, - наши верные друзья. 
Удовлетворенный маминым разъяснением орленок продолжал с интересом наблюдать за полетом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал: 
- Ай-ай, они украли у нас еду! 
- Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орел ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать. 
Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском. 
-
Словарная работа
Притча – это короткий рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. 
Учитель. Представим прогулку в лес за грибами вместе с настоящими друзьями, и вы там  нашли  настоящий  водопад. 
ГРУППОВАЯ РАБОТА. 
Правила работы в группе (памятка). 
1. Выбрать лидера, секунданта. 
2. Работать так, чтобы не мешать другим. 
3. Внимательно читать задания. 
4. Выслушать мнение каждого члена группы. 
5. Придерживаться отведенного времени. 
6. Презентацию работы имеет право делать каждый член группы. 
7. Соблюдать правило поднятой руки. 
Задание. 
- Выразительно прочитайте стихотворение

Найдите в  тексте деепричастия,  которые  обозначают  добавочные  действия:

1 группа – по слуховым впечатлениям (журча, шипя, кипя, шурша, шелестя, звеня, клокоча, шумя, воркуя, гремя);

2 группа -  зрительным  впечатлениям (пенясь, блистая, мелькая, меняясь);

3 группа – движению (струясь, крупясь, сливаясь, вздымаясь, вздуваясь, скользя, делясь, встречаясь, летя, дробя, сплетаясь);

4 группа – по  аналогии с человеческими  качествами (ворча, резвясь, обнимаясь, ласкаясь, бунтуя, играя, шатаясь, морщинясь, волнуясь, дрожа, ликуя).

Стихотворение «Лодорский  водопад» было  написано английским  поэтом  Робертом  Саути (перевод  Андрея Шмульяна)

Лодорский  водопад

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободном задоре –  

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

- Давайте, ребята! Поиграем в одну  игру. Игра  называется  «Реставрация»  (восстановление чего-либо в  прежний  образ, форму.)

Мне  случайно в  руки  попала  объяснительная  записка.

Начальнику  отдела  «Грамотность»

бригадира  грузчиков

Недосмотрова  И.И.

Объяснительная  записка

При транспортировке  ящика  «Предложения с деепричастными  оборотами» грузчиками  Расхлябовым П.П. и Лентяйкиным Г.И.  было допущено  его опрокидывание. Чтобы  скрыть эту  оплошность,  они  быстро  собрали  рассыпавшие  части  предложений. По причине  неграмотности это было  сделано  ими  неверно.

Решение на  этом документе было таково: «Принять меры по приведению  содержимого ящика в исходное  состояние»

Задание: исправьте  ошибки  грузчиков, восстановите  предложения, соединив   правильно  их части.

Не помня  себя от восторга, в гавани  спят  корабли.

Медленно, ровно  качаясь,  гуси  шумно  опускаются на воду.

Тяжелый  парус  поднимая,  я  побежал домой.

Прилетев  на  место,  рыбак  идет  на  дальний лов.

Правильный  вариант: Не  помня  себя  от восторга, я  побежал  домой.  Прилетев на место, гуси шумно  опускаются  на  воду. Медленно,  ровно качаясь, в  гавани  спят  корабли. Тяжелый  парус  поднимая, рыбак  идет на дальний  лов.


7. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. 
Учитель. 
- А теперь вспомним песенку о дружбе группы «Барбарики», которая звучала вначале урока. Но теперь вы должны, еще раз ее прослушав, назвать деепричастие, прозвучавшее в ней. 
8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. 
Задание. 
- Продолжи предложение. 
- Я узнал … . 
- Я буду применять… . 
- Деепричастия делают нашу речь… . 
Учитель . 
- Сегодня весь наш урок согревала дружба и улыбки. Мы учились быть толерантными. Я благодарю вас за сотрудничество и дарю каждому «улыбку» (учитель подготовил каждому ребенку вырезанную из красной бумаги улыбку с добрыми пожеланиями) как воспоминание о нашей дружной работе. 
9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. 
На мультимедийной доске. 
- Высокий уровень: написать диалог на тему «Каким должен быть настоящий друг» (9-10 реплик). 
- Достаточный уровень: упражнение    

- Средний уровень: упражнение  .

Приложение к плану-конспекту урока

Деепричастие

Таблица 1.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма

 предъявления

 информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий  доступ к ЭОР

1

Интерактивный текст «Глагол и деепричастие»

Локальный автономный ОЭР

Текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4707ee98-7cb8-4a7a-8196-d5774bdb2a5e/%5BRUS7_141%5D_%5BIM_349%5D.swf

2

Гипертекстовое определение "Деепричастие" снабжено ссылками.

Локальный автономный ОЭР

Определение

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/01799dbc-2a92-4452-b87d-54af3af379c0/%5BRUS7_141%5D_%5BTD_351%5D.htm

3

Интерактивная таблица "Морфологические, морфемные, синтаксические признаки деепричастий".

Локальный автономный ОЭР

Таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f63e344d-2a69-438f-b171-174b57de9753/%5BRUS7_141%5D_%5BIA_353%5D.swf

4

Электронное задание «Понятие о деепричастии» Вариант 2

Локальный автономный ОЭР

Правило

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/01d1ad6b-b7dd-44b5-9baa-92998af5b116/%5BRUS7_141%5D_%5BQS_359%5D.html

5

Электронное задание «Понятие о деепричастии» Вариант 3

Локальный автономный ОЭР

Текст

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ac8a5789-5662-4d0f-82f0-1600858f72c6/%5BRUS7_141%5D_%5BQS_360%5D.html

6

Модуль(сцены №1,2)

Локальный автономный ОЭР

Модуль

http://85.142.23.53/packages/internet-school/3CA38017-CEFC-D6F9-EAFE-360E5F6D4D0F/0.0.0.0/teleschool.russian.07.040-046.k1.oms

Настоящий друг. 

Высунув голову из гнезда, орленок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал. - Мама, что это за птицы? – спросил он. 
- Наши друзья, - ответила орлица сыну. – Орел живет в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, - наши верные друзья. 
Удовлетворенный маминым разъяснением орленок продолжал с интересом наблюдать за полетом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал: 
- Ай-ай, они украли у нас еду! 
- Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орел ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать. 
Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском. 


Стихотворение «Лодорский  водопад» было  написано английским  поэтом  Робертом  Саути (перевод  Андрея Шмульяна)

Лодорский  водопад

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободном задоре –  

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодȯре!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Разложение на множители", конспект урока алгебры 7 класс, раздаточный материал

Урок алгебры в 7 классе. Тема: "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"...

Конспект и презентация урока русского языка в 5 классе "Обобщение материала по теме "Фонетика"

Данный урок с презентацией разработан для учащихся 5 класса, обучающихся по учебнику Т.А. Ладыженской. Нацелен на обобщение и закрепление  знаний учащихся по теме «Фонетика». Игровая форма урока ...

Конспект - занятия для 1-2 классов "Образ матери в исскустве"

В данном конспекте рассматривается образ матери  через приобщение к произведениям искусства (музыка, живопись), в которых главным является образ женщины-матери....

Конспект урока в 5 классе "Обобщение материала по теме «Синтаксис и пунктуация»"

Конспект  может быть использован при проведении заключительного урока по теме "Синтаксис и пунктуация"...