Конспект и презентация урока русского языка в 5 классе "Обобщение материала по теме "Фонетика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Людмила Васильевна Литвинова

Данный урок с презентацией разработан для учащихся 5 класса, обучающихся по учебнику Т.А. Ладыженской. Нацелен на обобщение и закрепление  знаний учащихся по теме «Фонетика». Игровая форма урока позволяет разнообразить урок и сделать его интересным и запоминающимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_materiala_po_teme_fonetika.rar2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Данный урок с презентацией разработан для учащихся 5 класса, обучающихся по учебнику Т.А. Ладыженской. Нацелен на обобщение и закрепление  знаний учащихся по теме «Фонетика». Игровая форма урока позволяет разнообразить урок и сделать его интересным и запоминающимся.

Автор: Литвинова Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №10 станицы Придорожной, Каневского района, Краснодарского края

Тема урока: Обобщение материала по теме « Фонетика».

Тип урока: обобщение

Форма урока: урок - путешествие.

Целевая аудитория: учащиеся 5 класса

Цели урока:

Образовательные:

систематизировать знания учащихся о звуках,  совершенствовать умение отличать гласные звуки от согласных, буквы от звуков.

Развивающие:

использовать приемы педагогических технологий  для развития у пятиклассников навыков активного усвоения учебного материала посредством игры.

Воспитательные:

создать условия для формирования коммуникативной личности;  прививать любовь к русскому языку.

Оборудование:

 - компьютер и проектор;

-  презентация к уроку;

 - раздаточный материал (тест, карточки);

-  разноцветные билеты «для поездки»;

-  вырезанные солнышки (для рефлексии).

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Повторение.
  4. Мотивация знаний.
  5. Обобщение  материала в форме игры - путешествия.
  6. Физминутка.
  7. Закрепление материала.
  8. Подведение итогов урока.
  9. Рефлексия.

                                         Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель: Если внимательно прислушаться, то можно услышать, что мир наполнен звуками. Шумит ветер, гудят машины, звучат приемники, телевизоры, а где-то слышится звон колокольчика, тиканье часов, птичьи голоса. Все это звуки. Но для того, чтобы люди могли обращаться, что-то сообщать друг другу, нужны звуки речи. Именно из них и состоят слова. А наука, занимающаяся изучением звуков, называется фонетикой. Сегодня, ребята,  мы совершим небольшое путешествие в эту занимательную и интересную страну русского языка. Но для начала запишем число и тему урока в тетрадь.

(Сообщение учителем темы и целей урока (Приложение 1-2)

  1. Вступительное слово учителя:

Цель:  эмоциональный настрой учащихся

Учитель: Во время путешествия мы обязательно будем останавливаться на станциях, знакомиться с достопримечательностями страны «Фонетика» и ее жителей, узнавать новое и, конечно, повторим пройденное. Хочу вас сразу предупредить, что поезд не сможет двигаться дальше, пока все задания не будут выполнены, но мы ведь со всем справимся, правда? (ответы детей)

Итак, готовы к путешествию? (ответы детей)

Тогда  усаживаемся поудобнее, берём в дорогу самое необходимое… и в путь!

(Приложение 3)

  1. Повторение  

Цель: закрепление знаний по фонетике,  орфоэпии.

Учитель: Ну вот, ребята, поезд и домчал нас до первой остановки, которая называется «Повторялкино». Попрошу выйти из вагона того, кому достался билет розового цвета (этот ученик будет расставлять ударение в словах на интерактивной доске (Приложение 4-5). У кого  синий билет? Приготовься, тебе предстоит проверить работу, выполненную одноклассником.  Ребята, те, кто приобрёл билеты зелёного цвета, работают в тетради по карточкам, остальные, с билетами белого цвета, выполняют тест, но торопитесь, ведь поезд на станции не может стоять больше семи минут.

Учитель: Молодцы, хорошо справились с этой задачей, теперь поезд может двигаться вперед к следующей станции.

  1. Мотивация знаний.

Цель: подготовка к основному этапу урока, систематизация знаний о буквах и звуках.

Учитель: Ребята, пока мы в пути, давайте вспомним, сколько букв в алфавите. (Ответы детей)

А сколько звуков? Затрудняетесь ответить? Ну что ж, надеюсь, в конце урока вы сможете это сделать безошибочно. Тогда скажите, на какие группы делятся все звуки речи?

Учащиеся: Гласные и согласные.

Учитель: Правильно! А какими бывают гласные звуки?

Учащиеся: Ударными и безударными.

Учитель: Молодцы, ребята! А кто может ответить, на какие подгруппы делятся согласные звуки?

Учащиеся: Звонкие и глухие.

Учитель: Как называются согласные, состоящие только из шума?

Ученик: Шипящие.

Учитель: Замечательно! Теперь нам можно сделать остановку на следующей станции, которая называется «Узнавалкино».

  1. Обобщение  материала в форме игры - путешествия.

Цель: совершенствование знаний и умений отличать буквы от звуков, гласные звуки от согласных.

Учитель: А на этой станции, ребята,  живет добрый волшебник Буквоешка, он расскажет вам замечательную «Сказку о буквах из города Алфавита», написанную Николаем Диком. (Сказку читает подготовленный учащийся в костюме волшебника)

Учащийся:  В стольном граде Алфавите сказочного царства Букваляндия жили-были необычные жители - 33 буквы. Через весь этот город пролегала всего одна улица, но вот всевозможных переулков и закоулков на ней было превеликое множество. На самых окраинах Алфавита проживали незаметные Знаки препинания. Они жили своей особой жизнью и редко вмешивались в дела букв. А у каждой буквы-горожанки был свой домик, который располагался в строгом порядке за своей соседкой. Уж так было заведено в этом городе, что никто никогда не смел выстроить себе новый домик на городских окраинах.

    На правой стороне единственной улицы жили Гласные буквы – они всегда любили разговаривать громко и нараспев. А по левой стороне расположились домики молчаливых Согласных букв. Они всегда говорили тихо и обрывисто. И все бы было хорошо, если бы не одно обстоятельство: никак буквы не могли договориться, кто же из них главнее – Гласные или Согласные.

   В одно прекрасное утро спор букв-горожан дошел до предела и многие из них перессорились.

– Нас много! – кричали Согласные буквы. – И мы самые главные в Алфавите!

– Подумаешь! – кричали в ответ Гласные, – это ничего не значит! Мы главные!

   Буквы так шумели, что даже всегда сдержанная Точка не выдержала и вмешалась в ссору.

– Хватит, – строго сказала она. – Прекратите. Пора поставить точку в этом конфликте.

– Как свистну сейчас, сразу свалишься! – задиристо выкрикнула буква «С».

– Выйди вон, выскочка! – сквозь зубы добавила буква «В».

– Шибко шустрая! – язвительно прошипела «Ш».

– Хорошо, – обиделась Точка. – Тогда спросите у других. Они скажут вам то же самое.

– Что здесь происходит? – спросил проходящий мимо Вопросительный знак. – Из-за чего шум?

   В ответ буквы принялись кричать так громко, что понять что-либо было решительно невозможно.

– Тихо! Замолчите! Или вы будете строго наказаны! Пусть говорит кто-нибудь один! – приказал Восклицательный знак.

– Боюсь, братцы, бить будут, – испуганно пробормотала буква «Б».

– Извините, мне кажется, если я не ошибаюсь, я в курсе того, что здесь происходит, – неуверенно произнесла Запятая, – по-моему, они спорят, кто главнее в нашем городе: Гласные или Согласные.

– Но это же глупо! – воскликнул Восклицательный знак.

– Конечно, – сказала Точка.

– И это – причина ссоры? – удивился Вопросительный знак.

– Безобразие! Нужно стереть смутьянов со страниц нашего Буквенного государства! – возмутился Восклицательный знак.

– Нельзя ли все же как-нибудь помягче? – заступился за буквы добрейший Мягкий знак.

– Нельзя. Государству нужна твердая рука! – ответил ему Твердый.

– Что будем делать? Кто знает? – обратился ко всем Вопросительный знак.

Никто не знал, что ответить. Минуту-другую было тихо.

– Я! – раздался вдруг голос из толпы букв. – Я знаю, как устранить яблоко раздора и бросить якорь дружбы! Мне все ясно! – вперед из задних рядов пробилась буква «Я».

– Пусть Согласные произнесут название нашего города без нас, без Гласных!

Согласные замешкались и неуверенно произнесли:

– ЛФВТ!

- Ну и что у вас получилось? – улыбаясь, спросила «Я» у Согласных.

- А вот мы, Гласные, запросто произнесем название нашего города без Согласных, - гордо произнесли Гласные.

– А-А-И! – протяженно пропели Гласные.

- Ну и что это за слово? – удивился Вопросительный знак.

– А теперь все вместе! – скомандовала «Я».

– Алфавит! – дружно закричали буквы.

- Молодец, «Я», как ты ловко помирила буквы! - воскликнул Восклицательный знак.

– Теперь вам ясно, милые буквы, что вы просто не можете жить друг без друга? Вы согласны со мной? – обратился к обрадованным буквам Вопросительный знак.

– Согласны! – весело закричали Согласные.

– И мы тоже! – присоединили свой голос Гласные.

Радости не было предела, Гласные и Согласные буквы стали обниматься и жать друг другу рук.

– Давно бы так, – с облегчением пробормотала Точка. – Наконец-то они расставили все точки над i.

Учитель: Ребята, какой вывод можно сделать после прослушивания этой сказки?

Учащиеся: Нам одинаково нужны как гласные, так и согласные буквы.

Учитель: Скажите, чем различаются буквы и звуки?

Учащиеся: Звуки мы слышим, а буквы – пишем.

Учитель: А какие две буквы не имеют  звуков?

Учащиеся: Твердый и мягкий знаки.

Учитель: Как влияют эти знаки на количество звуков в слове?

Учащиеся: В том слове, где есть ъ или ь, количество звуков меньше.

Учитель: Как отличить гласный звук от согласного?

Учащиеся: Гласные звуки можно пропеть, а при образовании согласных выдыхаемый воздух встречает препятствие во рту.

Учитель: Давайте прочитаем об этом в учебнике (стр. 110)

Учитель: Молодцы, ну что, отправляемся дальше, ведь нас уже заждались гласные на станции «Ау». Едем дальше? (Приложение 6)

Учащиеся: Да!

Учитель:

Гласный звук

летит, как птица,

и преграды не боится!

чистым голосом рожден,

речь певучей сделал он!

- Ребята, давайте вспомним, сколько гласных звуков?

Учащиеся: шесть.

Учитель: правильно, назовем их .

(Выходят шестеро учеников, на шапочках которых прикреплены звуки. Дети поочередно читают строчки)

[А] на Астре расцветает,

[И] на Иволге летает,

[О] на Ослике сидит,

[У] на Улицу глядит,

[Э] на Эхо отозвался,

[Ы] вовнутрь слов забрался,

Сыром тыкву закусил и добавки попросил!

Учитель: Ребята, скажите, а почему гласных звуков только шесть?

Учащиеся: Буквы я, е, ё, ю собственных звуков не имеют.

Учитель: Бедные. Вам их жаль? Не стоит их жалеть, ведь иногда они могут иметь два звука! Давайте вспомним случаи «йотирования».

(учащиеся отвечают)

Учитель: А знаете ли вы, какая буква алфавита  самая древняя? Это О, она не изменяла свой вид с 1300 г до н.э.!

-  А сейчас послушайте занимательное стихотворение о гласных, которые иногда очень любят пошалить:

Маляр повесил кисть на гвоздь,

Глядит: пред ним

Не кисть, а кость.

В ведре не сурик,

А сурок. В углу

Не веник, а венок.

- Давайте и мы попробуем поиграть в похожую игру «Получи словечко»: попробуем придумать новые слова, изменив гласные. Начали:  Ток (тюк), полоскать (поласкать), тюк(так), люк(лак), бак(бок), мяч(меч), дым (дом), сыр (сор), рак (рок), стук (сток), сан (сын, сон).

(один учащийся выполняет задание на интерактивной доске (Приложение 7)

Учитель: Какие вы молодцы, но мы с вами задержались на станции «Ау», пора двигаться дальше. Едем в гости к согласным (Приложение 8). Ребята, а как вы думаете, каких звуков в нашей речи больше, гласных или согласных?

Учащиеся: Согласных.

Учитель: Правильно. Давайте прочитаем об этом в упражнении 263, ответим на вопросы устно и письменно (работа с учебником (Приложение 9).

- Справились? Хорошо. Теперь давайте вспомним еще раз, на какие подгруппы делятся согласные звуки.

Учащиеся: Твёрдые и мягкие, глухие и звонкие.

Учитель: Назовите парные звонкие и глухие согласные звуки. (Учащиеся отвечают)

Учитель: А теперь вспомните, пожалуйста, изученные нами непарные глухие согласные звуки. (ответы детей).

Учитель: А какие согласные звуки называются сонорными? Назовите их.

Учитель: Какие гласные звуки служат для смягчения согласных? (Ответы детей)

Учитель: Ну что ж, теперь можно и поиграть.

Превратите  слово тонна в музыкальный звук (нота), слово ток – в домашнее  животное (кот); слово лён – в цифру (ноль); слово лей – в дерево (ель); слово люк – в большой мешок (куль); слово шёл – в неправду (ложь). (Приложение 10)

- Молодцы! Устали, путешественники? Пришла пора отдохнуть на станции «Отдыхалкино»

  1. Физминутка (Приложение 11-19).

  1. Закрепление  темы.

Цель: создание условий для активного усвоения учебного материала, совершенствование навыков самостоятельной работы с текстом.

 Учитель: Хорошо отдохнули? Можно отправляться дальше? Держим путь на станцию «Закреплялкино». (Приложение 20). Ребята, я буду вам показывать картинки, ваша задача – считать количество букв и звуков в каждом слове и записывать в тетрадь. (Приложение 21).

- А сейчас поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями с соседом по парте и проверьте это задание друг у друга.

- Справились? Молодцы, обратите внимание на лист, лежащий на парте. Это текст, внимательно прочитайте его, определите основную мысль, озаглавьте, пожалуйста. Скажите, какие звуки в нем повторяются чаще всего и для чего? (ответы детей)

  1. Подведение итогов урока

Учитель:  Итак, друзья, вот и вернулись мы с вами обратно, наш урок подходит к концу. Этот этап испытаний пройден вами хорошо. Мы побывали с вами в стране «Фонетика», обобщили полученные знания и закрепили их.

 Теперь, я надеюсь, вы сможете мне ответить, чем различаются звуки и буквы.

- Сколько букв и звуков  существует в русском языке?

- Почему иногда количество звуков и букв в одном слове не совпадает?

- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Ответы детей)

 Завершить урок мне хотелось бы словами замечательного писателя М.Горького: «Мы должны любить родной язык  как мать, как музыку».

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание: Ребята, те, у кого билеты белого цвета могут  просто списать упражнение 268, а те, кому сегодня достались цветные билетики (сильные учащиеся),  дополнительно сделайте, пожалуйста,  синтаксический разбор второго предложения, продолжите текст  двумя– тремя предложениями (Приложение 22).

 

  1. Рефлексия.

 Учитель: Ребята, что интересного для вас было на уроке? (ответы детей)

- Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему?

 - У вас на партах лежит «солнышко». Выберите то, которое соответствует вашему настроению от работы на уроке.

-Урок закончен, до свидания!

           Источники:

  1. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская. Русский язык: Учебник для 5 кл. - М.: 2009;
  2. В.М. Бурмако Русский язык в рисунках. –М.: «Просвещение» 2011;
  3. festival.1september.ru
  4. www.proshkolu.ru
  5. www.nayrok.ru
  6. www.metodisty.ru
  7. pedsovet.su

Приложение

                                                                Приложение 1

Орфоэпический диктант

   Маша баловалась  и пролила  воду из вазы, в которой стояли ирисы. О море мне напоминают  ракушки, лежащие в аквариуме. Я выучил сегодня алфавит. Мама была сердита. Когда позвонит помощник Анны Ивановны, позови меня, пожалуйста. Бабушка, ты свеклу для борща почистила? Не люблю щавель – он кислый! Жалюзи плохо пропускают свет. Трое учащихся работают у доски. Ребята, всё внимание на доску! Я живу в новом квартале. Это был чудесный фарфор. Нужно облегчить эту работу.

                                                Приложение 2

Тест.

Фонетика. Графика. Орфоэпия

1. Укажите неверное утверждение:

1) фонетика изучает соответствие между буквами и звуками;
2) фонетика изучает звуки речи;
3) фонетика изучает правила написания слов.

2. В каких словах все согласные мягкие?

1) чаща        2) жизнь        3) случай        4) обезьяна        5) лелеять

3. Какие буквы названы верно?

1) в (вэ)        2) с (сэ)        3) ш (ше)        4) ф (фэ)        5) щ (ща)

4. Укажите слова, в которых количество букв и звуков совпадает:

1) браться
2) южный
3) льют
4) пестрый
5) стаи

5. В каких словах согласный перед е произносится твердо?

1) фанера
2) партер
3) свитер
4) термин
5) фонетика

6. Укажите правильно транскрипцию слова друзья:

1) [д р у з’ а]        2) [д р у з й а]        3) [д р у з’ й’ а]

7. Укажите слова, которые пишутся без ь:

1) луч_ше                2) воз_ми                3) ран_ше                

4) ноч_ной                5) грус_ть.

 

Текст для работы на уроке.

   Вдруг поднялся сильный ветер. Он срывал листья охапками, бросал их на землю, выл в печных трубах. От его гулкого дыхания замирало сердце. Вой, казалось, не прекращался ни на минуту. Облака, разорванные в клочья, носились по небу. Деревья охали, плакали, жаловались и скрипели, раскачиваясь во все стороны. На речке вздыбливались волны, шуршали прибрежные камыши. Маленькая мышка-полевка, не успевшая спрятаться в свою норку, беспомощно металась, ища укрытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока русского языка

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО...

Презентация к уроку русского языка "Повторение изученного материала за курс 5 класса"

Данный  материал  предназначен  для  повторения  пройденного  материала  в  5 классе...

Конспект и презентация урока русского языка для 10-11 классов. Подготовка к ЕГЭ. Сочинение.

Тема урока: Жизнь – бесценный дар.Цель урока: помочь учащимся понять, что такое жизнь и в чем заключается ее сущность, осуществить выбор ценностей Задачи: - подготовить учащихся к написанию сочин...

Конспект-презентация урока русского языка "Закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном".

Конспект - презентация урока русского языка разработан для учащихся коррекционных школ VIII вида 9 класс по учебнику Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. "Русский язык 9 класс", Москва, "Просвещение", 20...

презентация и конспект к уроку русского языка "Звонкие и глухие согласные"

Презентация и конспект включают в себя закрепление материала....

Презентация "Опорные схемы-конспекты на уроках русского языка и литературы

Мои размышления по использованию опорных схем-конспектов...