Конспект урока изучения нового материала в 5 классе. Паустовский "Теплый хлеб"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Для учителей русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_izucheniya_novogo_materiala_v_5_klasse.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Конспект урока изучения нового материала  в 5 классе.

Тип урока: урок изучения нового материала (06.03 среда)

Тема урока: <<К. Г. Паустовский. <<Тёплый хлеб>>

Цель урока: дать представление пятиклассникам о личности и творчестве Паустовского, начать анализ сказки <<Тёплый хлеб>>

Задачи урока:

  1. Обучающие:
  1. Познакомить учащихся с биографическими сведениями и интересными фактами из жизни К. Г. Паустовского;
  2. Учить умению  анализировать художественное произведение;
  3. Учить умению вычленять главное в произведении;
  1. Воспитательные:
  1. Совершенствовать культуру устного ответа по предмету;
  2. Воспитывать доброту и чуткость через восприятие произведения;
  1. Развивающие:
  1. Развивать навыки выразительного чтения;
  2. Повышать речевую культуру школьников;
  3. Совершенствовать слуховое внимание;
  4. Развивать умение вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения.

   

Хронометраж урока:

Из 45 минут урочного времени планируется провести:

  • 2 мин на настрой ребят на урок. На данном этапе будет использовано слово учителя – приветственное и ведущее.
  • 5 мин на рассказ биографии К. Г. Паустовского. Для реализации этого этапа воспользуемся сообщающим словом и педагогическим требованием.
  • 8 мин на просмотр <<Тёплый хлеб>>, 15 мин на выразительное чтение, 7 мин на обсуждение получившихся характеристик героя (беседа)
  • 2 мин на объяснение домашнего задания.  На данном этапе будет использовано педагогическое требование.
  • 5 мин на итог урока – обобщающее, ведущее слова учителя, беседа, педагогическое требование.

Методическое обоснование

Изучение сказок Паустовского занимает 3 урока.  На первом уроке мы ознакомим ребят с личностью автора, с тем фактом из его жизни, который стал толчком для создания сказок. Чтобы пятиклассники смогли увидеть разницу  между экранизацией и собственно произведением, будет показан мультфильм, после чего сказка <<Тёплый хлеб>> будет прочитана по ролям. Т.к. ролей всего 4, то остальным ребятам будет дано задание: вычленить из текста сказки характеристики героев: мельника Панкрата, коня мальчика, Фильки.        

Итогом этой работы может послужить прослеживание преображения главного героя Фильки из отрицательного героя в положительного героя. Т.к. урок назван <<Дорога добра>>, то итогом работы будет психологическая минутка-пауза ,где ребятам предлагается следующее задание: представить добро в виде солнца и поднести это солнце к своему сердцу, где и должно быть добро.

Эта сказка наглядно покажет ребятам о том, что нужно быть добрым к людям и живым существам вообще, особенно когда они (существа) в этом нуждаются

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

Орг. момент,

Вступление к уроку, эмоциональный настрой ребят на работу.

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя, ведущее слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу и подарите улыбку. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению.

Запишите дату и тему сегодняшнего урока <<К.Г. Паустовский. Дорога добра>>

<<Как сделать так чтобы меня понимали?>> Такой вопрос вы часто задаёте и себе, и родителям, и учителям. Одни хотят, чтобы им помогали психологи, взрослые. Другие хотят послушать мнение ровесников.

Мне кажется , что с этим вопросом вам лучше обратится к самим себе, поискать ответ в своём отношении к людям, к окружающему  миру.

Сегодня на уроке мы попытаемся найти ключик, который откроет нам секреты отношений  между  человеком и природой, между людьми, между добром и злом, и узнаем, какой дорогой должен идти человек, чтобы сердце его не замерло.

Слушание рефлексивное,

детальное,

некритическое,

Информативное

письмо

Запись даты и темы урока

Слово о писателе.

Метод: слово учителя.

Прием: сообщающее слово учителя, педагогическое требование.

На протяжении трёх уроков мы будем соприкасаться с творчеством Константина Георгиевича Паустовского (9(31) мая 1892 – 14 июля 1968). Запишите его имя – отчество полностью, а также годы жизни. Посмотрите, он прожил довольно долгую жизнь и оставил немалое литературное наследие, но нас интересуют только небольшой кусочек – сказочное творчество Паустовского.

Паустовский родился в Москве, но в детстве его семья переехала в Киев, где будущий писатель учился в Киевской классической гимназии. А затем там же поступил в университет. В канун нового 1900 года, мама Паустовского положила под ёлку книгу сказок Х. К. Андерсена. Эта книга для будущего писателя по-настоящему драгоценным подарком. Он перечитывал её много раз и именно тогда полюбил сказки.

Паустовский мечтал о путешествиях и приключениях. Когда началась первая мировая война (1914 год). Паустовский стал служить санитаром на поездах, перевозивших раненых. Освободившись от службы, он начал странствовать по России: работал на заводе в Днепропетровске, рыбачил на Чёрном море. В 1917 году он работает репортёром в московских газетах, потом снова путешествует по стране и останавливается в Одессе. Паустовский – романтик очень любит море, и поэтому одним из главных героев стало Чёрное море в одноименной повести.

В своих путешествиях Паустовский не был просто сторонним  

наблюдателем  - он своим словом вмешивался в ту жизнь, которую видел. Задумав написать книгу об уничтожении пустынь, Паустовский объехал все берега каспийского моря и написал правдивую повесть

<<Кара – Бугаз>>. Затем он полюбил Ленинград и написал несколько произведений о севере, о его белях ночах.

Есть история о том, как бедный юноша отправился в путешествие, узнав, что в далёкой стране закопан клад. Пройдя трудный путь, он так и не нашёл клада, вернулся к себе на родину – и нашёл клад в родной деревне. Смотрите, как интересен этот факт – зачастую мы ищем счастья там, где его нет, а оно у нас под носом.

Паустовский вернулся в Москву и тут, недалеко от Москвы и Рязани, открыл для себя Мещёру, удивительный край, богатый озёрами, болотами и лесными речками, ограниченный с юга течением Оки. До конца жизни он ездил туда, подолгу жил там, Край он написал в книге <<Мещерская сторона>>

У любимого сказочника Паустовского – Андерсена – обычные вещи оживали, превращались в волшебных героев. Паустовский так полюбил природу, что у него обычные явления становились удивительными. Своё стремление к чуду он воплотил в создании сказок. С одной из них мы сегодня познакомимся.

Слушание рефлексивное,

детальное,

некритическое,

Информативное

Письмо

Константин Георгиевич Паустовский (9(31)мая 1892 – 14 июля 1968)

Родился в Москве, вырос в Киеве. Много путешествовал, писал о природе. В военное время был санитаром, во время революции – журналистом.

Стремление к чуду вылилось в сказки. Одна из них «Тёплый хлеб»

Работа с текстом сказки.

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя, репродуктивно – эвристическая беседа

На протяжении двух уроков мы будем изучать сказку  Паустовского <<Тёплый хлеб.>> Чтобы ввести вас в содержание этой удивительной сказки, мы посмотрим одноименный мультфильм. Смотрите внимательно, от этого зависит успех нашей работы на уроке.

Таково видение режиссёра этого мультфильма. Но есть и текст самой сказки. Сейчас прочитаем сказку по ролям. Роли распределим так:

Я читаю за автора, Саша Гришко – Панкрат, Глеб Чаузов – Филька, бабушка Фильки – Полина Пожарова.

Остальные внимательно слушают, следят по тексту и записывают имена главных героев сказки и их характеристики.

Обращаем внимание на сказовые интонации, ощущения чуда при описании явления природы, различные оттенки фразы Фильки: «да ну тебя!». Певучие интонации бабкиного рассказа и строгие интонации Панкрата.

Понравилась ли вам сказка? Какие чувства она у вас вызвала?

Назовём главных героев сказки. Как о них говорит автор (чтение записей ребят)? Какие поступки совершали герои?

Чему учит эта сказка?

Отличается ли содержание сказки и мультфильма? Какой из вариантов произведения, письменный или видеоматериал, более полный?

Какого из главнейших моментов нет в мультфильме?

Слушание рефлексивное,

детальное,

некритическое,

Информативное

Беседа

Сказка более полная, чем мультфильм. В мультфильме показан финальный момент примирение Фильки и коня. В видеофрагменте нет притчи о мужике, который умер от охлаждения сердца. Это и есть главнейший момент в сказке – кульминация, напряжения.

Жителям села грозила голодная смерть от злобы Фильки

Герои сказки «Тёплый хлеб»

Конь Мальчик – вороной конь,

«пострадал от врага»

Мельник Панкрат – «скорый на работу, сердитый старик, ребята считали его колдуном», быстрые глаза, вылечил коня, починил мельницу, «мучная пыль навеки въелась в Панкрата»

Мальчик Филька – прозвище «да ну тебя!» молчаливый, недоверчивый, «говорил сердитым басом», «бабка выговаривала его за неласковость», вставал нехотя, ударил коня по губам, заплакал от страха.

Просмотр сказки «Тёплый хлеб». 1973 год. Союзмультфильм

Домашнее задание.

Метод: слово учителя

Прием: педагогическое требование

Подготовить выразительное чтение эпизода «разговор бабки с Филькой» (притча о мужике, который умер от охлаждения сердца).

Подсчитать, сколько раз в тексте встречается фраз «да ну тебя!».

Выписать в тетрадь предложение с этой изумлённой фразой Фильки.

Слушание рефлексивное,

детальное,

некритическое,

Информативное

Запись в дневнике

Итог урока.

Метод: слово учителя, беседа

Прием: обобщающее слово учителя, репродуктивно – эвристическая беседа, педагогическое требование

Подведём итог. Это сказка о преображении Фильки из злобного мальчугана, равнодушного ко всему, в доброго и отзывчивого мальчика.

Филька прошёл трудный путь. Дорога была не простой. Он смог осознать свой плохой поступок, смог преодолеть себя  и стал хорошим мальчиком. Какой вывод сделаем?

Правильно. А теперь немного чуда в наш урок.

Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, тёплое, как руки мамы. Всё дотянулись? Возьмите его в руки, приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, и прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце  и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.

Слушание избирательное, рефлексивное,

критическое,

Информативное

Беседа

Каждому свойственно ошибаться, и если ты осознал свой поступок, смог его исправить, это хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературы в 5 классе "Тёплый хлеб"

план урока русского языка 5 класс "Тёплый хлеб" с применением структур...

Конспект урока изучения нового материала по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме "Иррациональные уравнения".

Применение системно-деятельностного подхода при изучении нового материала на уроках алгебры....

Тема: Перемещение при прямолинейном равномерном движении Тип урока: Изучение нового материала Класс: 9

КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИКИ Тема: Перемещение при прямолинейном равномерном движенииТип урока: Изучение нового материалаКласс: 9Цели урока:Образовательные. Познакомить учащихся с характерными особеннос...

План-конспект урока изучения нового. Частица 6 класс.

Тема: «Частица» Цели: Обучающая : Знакомство с определением частицы, формирование первоначальных знаний роли частиц в речи, их значении и правописании. Развивающая : Развитие коммуникативн...