Конспект урока в 5 классе "Обобщение материала по теме «Синтаксис и пунктуация»"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Запольская Юлия Анатольевна

Конспект  может быть использован при проведении заключительного урока по теме "Синтаксис и пунктуация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_obobshchenie_materiala_sintaksis.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:         Обобщение материала по теме «Синтаксис и пунктуация» 

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №4» ЕМР РТ  Запольская Юлия Анатольевна

Тип урока. Урок повторения и обобщения изученного

Цель урока: создание условий для обобщения материала по теме «Синтаксис и пунктуация» обучающимися.

Цели как деятельность учеников. 

-преобразовывать информацию (в план, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения

-договариваться о совместных действиях, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь  и осуществлять взаимный контроль и самоконтроль, выступать с ответом перед аудиторией сверстников.

     -владеть основными понятиями синтаксиса, различать простые и сложные предложения,  находить второстепенные члены в предложении на основе вопроса и значения, графически их обозначать , производить творческую переработку текста (подбирать подходящие по смыслу однородные члены), пунктуационно оформлять названные смысловые отрезки.

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствие. Настрой на совместную деятельность. «Багаж знаний»

II. Мотивирующее введение в тему урока.

Я предлагаю вам решить кроссоворд. Все вы читали «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. Если вы правильно ответите на вопросы, вам откроется ключевое слово.

1.Как звали жениха молодой царевны?
(Елисей)- 6 букв

2.Какая героиня в сказке завистлива и зла? (царица)-6 букв

3. Как звали служанку новой царицы?
(Чернавка)- 8 букв

4.Кто указал правильный путь Елисею? (ветер) – 5 букв

5.Какой удивительный предмет достался в приданое новой жене царя? (Зеркало)-7 букв

6.Какой фрукт преподнесла царевне нищая черница?
(Яблоко)-6 букв.

7.Сколько богатырей жило в тереме?
(Семеро)-6 букв.

8.Каким необычным свойством обладало зеркальце?
(Говорить)- 8 букв.

9.Чем закончилась сказка? (Свадьбой)-8 букв.

Ключевое слово- синтаксис.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

2. Создавать модели объектов, адекватно понимать информацию, представленную в форме кроссворда.

III. Формулирование темы и целей урока.

– Что изучает синтаксис?

–  Подчеркните понятия, которые изучаются в этом разделе языка:. Словосочетание, восклицательный знак, точка, второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, двоеточие, подлежащее, сказуемое, простое и сложное предложения

-Обсудите в парах

– Прочитайте оставшиеся термины.

– Что их всех объединяет? В каком разделе науки о языке они изучаются?(пунктуация)

– Сформулируйте тему урока обобщения и его цели.

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

Коммуникативные УУД:

1.Строить связное монологическое высказывание

IV. Повторение и систематизация изученного.

  1. Игра «Домино».

-Каждый из нас держал в руках костяшки домино. Они бывают деревянные или пластмассовые, чаще чёрные или белые с белыми/чёрными точками. Но сегодня у вас необычное домино, на карточках рассыпаны понятия основных синтаксичеких единиц, ваша задача- ребята отвечают сами, выстраивая алгоритм выполнения данного задания

Примерный алгоритм, который может получиться у ребят:

-разложить карточки,

-выяснить, кто сделает первый ход (тот, у кого есть незаполненная половина карточки),

-выкладывать в правильном порядке до тех пор, пока не закончатся карточки.

Учащиеся работают в парах. Учитель опрашивает. Данное упражнение проверяет усвоение теоретических понятий.

2.Игра «Составь предложение» (записывается постепенно)

1) из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставив  его в именительном падеже, женском роде, единственном числе (тихая)

2) из предложения Ночью земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребив его в составленном предложении как подлежащее (ночь)

3) добавить глагол-сказуемое из предложения Мама от усталости опустилась на диван (опустилась)

4) из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолёт взять обстоятельство (над городом)

Данное задание направлено на повторение материала по теме «Главные  и второстепенные предложения»

-Какое предложение у вас получилось? Обменяйтесь мнением с соседом по парте, расскажите, как вы выполняли это задание.

-Опрос. Какое объяснение вы услышали от одноклассника?

-Разберите получившееся предложение по членам, добавьте вторую часть (составьте сложное предложение), начертите схему. (Данное задание проверяется учителем)

3.Упражнение «Творческая переработка текста». Вставьте в предложения однородные члены, расставьте знаки препинания. Сделайте вывод.

        Зима        

Подула зима холодом _________ листья с деревьев и _________ их по дороге. _________ птицы_________ и _________ за высокие горы в теплые края. Остались только воробьи ________ _________ ________ и _________. Накинулась зима на зверей _________ снегом поля_________ сугробами леса и _________ мороз за морозом. Морозы бойко бегут сердито молотками _________ по озерам _________ _________ и_________ мосты строят. (К.Ушинский)

Зима

Подула зима холодом, сорвала листья с деревьев и разметала их по дороге. Собрались птицы, покричали и полетели за высокие горы в теплые края. Остались только воробьи, вороны, галки, чижи и синички. Накинулась зима на зверей, запорошила снегом поля, завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом. Морозы бойко бегут, сердито молотками постукивают  по озерам, прудам, рекам и морям мосты строят.

Самопроверка,  опрос

Проверяются умения строить предложения с однородными членами, расставлять знаки препинания. 

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в своей системе знаний, задавать вопросы.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения.

3. Восстанавливать текст с учетом поставленной задачи.

Регулятивные УУД:

3. Искать пути решения задачи.

Коммуникативные УУД:

2. Строить связное монологическое высказывание.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Уметь работать в парах, договариваться о совместной деятельности.

5. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

6.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль

VI. Итог урока.Рефлексия.

–Проведите самооценку: что удалось, что вызывает трудности, интерес?

- По каким критериям будете оценивать себя?

- Я предлагаю вам упражнение «На какой я ступеньке» (рефлексия)

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

Выписать из «Сказки о Мёртвой царевне предложения с обращениями»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение изученного материала по теме "Синтаксис и пунктуация с использованием комплексного анализа текста" 5 класс

Данный урок обобщение изученного материала по теме "Синтаксис и пунктуация с использованием комплексного анализа текста" 5 класс предназначен для проверки усвоения материала изученного в теме "Синтакс...

конспект урока русского языка в 5 классе обобщение изученного материала по теме: "синтаксис и пунктуация"

Данный урок является заключительным при изучении синтаксиса и пунктуации в 5 классе., проводится в форме путешествия по станциям. Урок-игра вызывает особый интерес учащихся и позволяет систематизирова...

Презентация по русскому языку к уроку в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"

Данная презентация поможет провести урок по теме "Синтаксис и пунктуация". Она включает в себя следующие задания: работу с предложениями и текстами, схемами и новыми терминами. На основе анализа стихо...

Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"...

Презентация по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского". Повторение изученного по темам: "Синтаксис" и "Пунктуация". (Подготовка к ОГЭ). 9 класс.

Учащиеся  по  рассказу  Распутина   "Уроки  французского"  повторяют  и  закрепляют  изученное  по  темам: "Синтаксис" и "Пунктуация".  Тест...

Дидактический материал по теме "Синтаксис и пунктуация. 7 класс".

Данный материал позволяет актуализировать знания обучающихся по теме "Синтаксис" в начале учебного года....

Конспект урока русского языка в 5 классе "Синтаксис и пунктуация".

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе....