План-конспект урока по литературе в 5 классе на тему: «Сочинение-отзыв «Герасим - главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“».
план-конспект урока по литературе ( класс) на тему

При создании отзыва пишущий ставит различные задачи: поделиться впечатлением о прочитанном,  оценить произведение с точки зрения актуальности поднятых в нем проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_po_literature_v_5_klasse.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Номто Очирова

План-конспект

 урока по литературе  в 5 классе на тему:

«Сочинение-отзыв  «Герасим - главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“».

Учитель русского языка и литературы:

Басанова И.Ц.

Тема: Сочинение-отзыв  «Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“.

Тип урока: урок развития речи

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:  развитие коммуникативных компетенций за счет написания сочинения-отзыва.

Метапредметные:  умение сопоставлять явления и факты, выделять главную информацию, анализировать и систематизировать ее, умение делать выводы.

Личностные: способность выражать собственную точку зрения, доказывать ее, повышение уровня мотивации к изучению предмета.

Методы и формы обучения:  наблюдения за языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки.

Основные понятия: портрет, сочинение-отзыв.

Ход урока

  1. Оргмомент. Психологический настрой на урок.

- Здравствуйте,  ребята!

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Вступительное слово учителя.

             II.  Вступительное слово учителя.

- Итак, ребята,  на протяжении нескольких уроков мы работали с рассказом И.С.Тургенева «Муму». С какими главными героями мы встретились на страницах рассказа?

- Каждому из них мы давали характеристику, отыскивали портретные описания  в тексте, давали оценку их поступкам. Эта работа была устной, как вы думаете, каким образом еще мы можем высказать свое мнение?

  III. Определение темы урока.

-Мы сегодня учимся писать сочинение-отзыв по произведению И. С. Тургенева «Муму».

-Что мы должны для этого сделать? (Составить план, дать характеристику героям)

-Какие цели мы перед собой поставим?

-Знаете ли вы, что такое отзыв?

1). Знакомство с понятием «отзыв».

Отзыв основан на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Главным в отзыве является выражение личностного отношения к произведению.

При создании отзыва пишущий ставит различные задачи: поделиться впечатлением о прочитанном,  оценить произведение с точки зрения актуальности поднятых в нем проблем.

Отзывы могут быть как устными (например, при обмене мнениями о прочитанном), так и письменными.

-Как вы поняли определение «отзыв»?

-Чтобы написать отзыв, неплохо было бы очутиться в той обстановке.

2). Создание проблемной ситуации.

- Представьте себе, что вы попали в усадьбу барыни. С кем вы будете дружить? Почему?

- С кем не будете дружить? Почему?

- Кого  вы могли бы бояться? Почему?

3). Работа  по карточкам в парах.  

Узнайте по описанию  одного из  героев. Решите, кто будет отвечать по карточке.

Карточка №1.                    

      …, «пьяница горький», был башмачником у старой барыни. Тургенев пишет: «…почитал себя существом обиженным и неоцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить, без дела, в каком-то захолустье, и если пил, как он сам выражался с расстановкой и стуча себя в грудь, то пил уж именно с горя». Когда Гаврила говорит ему, что он только хлеб даром ест, … обиженно отвечает: «В этом случае, Гаврила Андреич, один мне судья: сам Господь Бог — и больше никого. Тот один знает, каков я человек на сем свете суть и точно ли даром хлеб ем». Он заявляет, что он, «однако, человек, а не какой-нибудь, в самом деле, ничтожный горшок». Он называет себя горемыкой. В женитьбе …  видит одно для себя удовольствие и не чувствует своей ответственности за Татьяну. Через год после женитьбы …  совсем спился и был вместе с женой отправлен барыней в деревню.

(Капитон Климов, башмачник)

Карточка №2.                                

      …  — главный дворецкий барыни, человек, «которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом». Комната у него загромождена коваными сундуками с добром. В разговоре с барыней, он постоянно говорит на -с: женить-с, можно-с, хорошо-с, конечно-с, угодно-с. Когда …  разговаривает с Капитоном и другими слугами, то он не употребляет -с. Он готов выполнять все желания барыни, унижается перед ней и в угоду ей унижает других людей, а сам вместе со старшей компаньонкой Любовью Любимовной ворует у барыни чай, сахар и прочую бакалею.

(Гаврила, дворецкий)

Карточка №3.                                

      … , молодая женщина двадцати восьми лет, состояла у барыни прачкой. Ей поручали стирать только тонкое белье. У нее не было никакой родни, кроме дядей, которые жили в деревне, и ее все унижали и заваливали работой. Тургенев пишет:
      «Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни».
    …  с детства заставляли работать за двоих, у нее не было гордости, не было уверенности в себе, и поэтому красота скоро с нее «соскочила».
      Герасим был немой от рождения, но он не был безответным, у него было чувство собственного достоинства. …  была безответная, она никогда ни с кем не говорила, была нема как личность. Герасим хотел кому-то помогать, кого-то защищать и увидел, что …  нуждается в защите. Он дарил ей подарки и защищал от насмешек дворни.
      Замуж она вышла по приказу барыни, которая не интересовалась, любит ли … Капитона. Дворецкий заставил … изобразить пьяную. Герасим пьяных не любил и толкнул …  прямо к Капитону. Через год после свадьбы Капитон спился, и его вместе с женой отправили в деревню. …  на прощание поцеловалась по-христиански с Герасимом. Это был единственный человек в ее жизни, который жалел ее и заботился о ней.

 (Татьяна, прачка)


Карточка №4.                                                

      Тургенев называет  …  «самым замечательным лицом» из числа всей челяди.    … был высокий мужик богатырского сложения, глухонемой от рождения.
«Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и, не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж...»

(Герасим)

Карточка №5.                                      

         Она одиноко доживала свою жизнь в старом доме в Москве. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж.
       «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи».       Поступки …  говорят о ее неуважении к своим слугам. Она не считает их за людей, ее поведение можно назвать самодурством.

-  Мы находимся в усадьбе барыни. Каким вы видите главного героя  при первой встрече? Каким он перед нами предстает в конце рассказа?

(Барыня)

4). Составление плана устного отзыва.

_-Какого героя мы знаем лучше других? Кого легче описать?

Запишем тему сочинения: «Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева „Муму“».

-Прежде чем писать сочинение, нужно описать устно

- С чего можно начать устный  отзыв? (внешность, поведение

- Только ли с внешности?

Примерный план устного отзыва. На слайде

  1. Внешность.
  2. Кто такой?  Какое положение занимает среди челяди?
  3. Занятия, поступки, поведение героя.
  4. Ваше отношение к поступкам героя.
  5.  (Подготовка в группах)

По нашему плану давайте охарактеризуем главного героя. (Герасима)

5). Коллективная работа.

-Главным героем рассказа является Герасим. Все ли его поступки вы принимаете?

-Почему Герасим не ушел в деревню вместе с Муму?

-Почему он топит любимую собаку и только потом возвращается в деревню? (Несколько столетий крестьяне принадлежали господам и большинство людей считало этот порядок естественным. Герасим топит любимую собаку, желая показать, что он верный слуга и не выходит из барской воли. Из текста рассказа ясно, что желание вернуться в деревню созревает у Герасима внезапно под влиянием картин природы, которые он увидел, когда выгреб против течения далеко за пределы Москвы.)

- Когда созревает желание уйти от барыни?

- Как вы относитесь к поступку Герасима? Можно ли назвать поступок Герасима необычным?

- Есть ли в рассказе счастливые?

- Счастлива ли барыня? Ведь в ее подчинении крепостные и выполняется ее любой каприз.

- Счастлив ли Герасим? Ведь он ушел в деревню из-под власти барыни.

- Счастлив кто-нибудь из дворовых?

- В чем вы видите причину несчастья героев?

- А кого можно назвать достойным уважения?

             6). Работа с иллюстрациями. (Слайд №2-6)

-А какие иллюстрации нарисовали бы вы к произведению?

7).  Подготовка к письменной работе.

- Так как это будет наш первый опыт написания сочинения - отзыва на художественное произведение, подумайте, что нам нужно еще для того, чтобы написать сочинение? (План)

-Из каких основных частей состоит наше сочинение? (Вступление, основная часть, заключение).

-На основе наших выводов составили план (Раздать в печатном виде)

Вместе постараемся продумать логику изложения, составим и запишем сложный план.
  ( Раздаю пример сложного плана, рабочие материалы) 

  Пример сложного плана сочинения
      I. Введение. Какое впечатление на меня произвел Герасим?
      II. Главная часть. Герасим — главный герой рассказа «Муму».
      1. Кто такой Герасим?
      2. Как он выглядит?
      3. Какие поступки совершает?
      4. Какие качества характера Герасима проявляются в этих поступках?
      5. Чем Герасим отличается от остальных дворовых?
      III. Заключение. Против чего протестует Герасим своим уходом в деревню?

 -Кому я посоветую прочитать этот рассказ?

-Давайте посмотрим фрагменты сочинений-отзывов, написанных вашими ровесниками.

8).Подведение итогов.

- С какими новыми понятиями мы сегодня познакомились?

-Чему научились на уроке?

-Кому можем посоветовать  прочитать этот рассказ?

9). Домашнее задание.  Подобрать рабочие материалы к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №1).

Урок литературы по теме "Изучение рассказа И.С.Тургенева "Муму". Образовательные цели:- повторить знания о детстве и начале литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил ...

Разработка урока по литературе для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". (Урок №2)

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму". Тема: "Герасим и Татьяна". Обучающие цели: обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима; выявле...

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму".(Урок №3).

Разработка урока по рассказу И.С.Тургенева «Муму». (Урок №3). Тема:" Герасим и Муму." Обучающие цели: раскрыть другую сторону души Герасима, его умение заботиться о слабом существе, способн...

Презентация к уроку литературы по рассказу И.С.Тургенева "Муму"(5 класс).

Данная презентация дает представление учащимся об основных персонажах произведения и проблемах,поднятых в нем И.С.Тургеневым....

Методическая разработка итогового урок литературы в 5 классе по рассказу И.С.Тургенева «Муму»

Заключительный урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму" представляет собой урок-исследование. Целью его является выявление главной мысли произведения - о протесте против угнетения человека человеком....

Технологическая карта урока литературы на тему «Рассказ И.С. Тургенева «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима»

Технологическая карта урока литературы на тему «Рассказ И.С. Тургенева «Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима»...