Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasputin.docx | 24.73 КБ |
uroki_dobroty.pptx | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Петропавловская средняя общеобразовательная школа №1»
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему:
«Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Выполнила: Мункуева Соелма Бадмаевна,
учитель русского языка и литературы
Тема: «Уроки доброты» (по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»).
Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления о В. Г. Распутине как современном русском писателе – прозаике, мастере изображения цельных характеров героев, способных на душевную щедрость и бескорыстие; помочь раскрыть красоту характера молодой учительницы и ее место в жизни мальчика; показать роль произведений В. Г. Распутина в приобретении духовного и нравственного опыта его читателями.
Тип урока: постановка и решение учебных задач.
Форма: урок-размышление.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
∙ познавательная сфера: иметь представления о жизни и творчестве В. Г. Распутина как русского писателя-прозаика; видеть своеобразие изображения цельных характеров героев, способных на душевную щедрость и бескорыстие; анализировать произведения в единстве содержания и формы;
∙ ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к рассказу В. Г. Распутина и его героям; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; уметь оценивать выразительное чтение одноклассников;
∙ коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование; уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
∙ познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
∙ регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
∙ коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачейкоммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа, работа с текстом), индивидуальная (выразительное чтение, пересказ), групповая (чтение по ролям, практическая работа).
Оборудование: портрет В. Г. Распутина; презентации; фильм Евгения Ташкова «Уроки французского».
Основные понятия и термины: нравственность, антитеза, добро, урок.
«Валентин Распутин всем, что написал,
убеждает нас, что в человеке есть свет и
погасить его трудно, какие б ни случились
обстоятельства, хотя и можно».
И. А. Дедков.
Ход урока.
- Организационный момент.
II. Введение в тему.
- Наш сегодняшний урок мы начнем со стихотворения А.Чепурова (читает ученица, текст на слайде №1):
Давайте поклоняться доброте,
Давайте с думой жить о доброте
Вся в голубой и звездной красоте Земля Добра,
Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету
Под этим вечно неспокойным небом.
Давайте воевать за доброту!
- Чему будет посвящён наше занятие? (Доброте.)
- Нужна ли в наше время доброта? Встречалась ли в вашей жизни?
- Что же привлекает нас, читателей, в произведениях Валентина Григорьевича Распутина? Конечно же, доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев. Вот и сегодня мы попытаемся понять, как входит доброта в нашу жизнь. Тема нашего занятия «Уроки доброты» (по произведению Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского») (слайд 2 -3).
III. Проблемные вопросы.
- Дома вам нужно было, воспользовавшись Толковым словарём русского языка С.И.Ожегова, найти и выписать лексическое значение слова «доброта». Давайте уточним.
- Знаете ли вы, что такое доброта? (ответы детей)
IV. Формулирование учащимися целей урока.
- Связано ли понятие «доброта» с нашим произведением?
- Что попытаемся понять? Сформулируем цель урока.
(Помогает ли доброта жить человеку? Когда человек добрый, какие поступки он может совершить? Потребует ли он что-нибудь взамен?).
V. Проверка знания текста.
Учитель зачитывает вопросы, обучающиеся пишут ответы в тетрадях.
1. Как называлась игра, в которую играли ученик и учительница?
2.Какое чувство постоянно испытывал мальчик?
3.Что покупал герой на выигранные деньги?
4.Что прислала мальчику учительница?
5.Что прислала учительница в обеих посылках?
6.Кому принадлежат слова: «Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком»? (Учительнице Лидии Михайловне.)
7.Чей это портрет: «Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку. Знает, не знает – все равно тянет»? (Портрет Тишкина.)
8.О какой большой реке часто вспоминал главный герой? (Об Ангаре.)
9.Сколько стоила на базаре банка молока? (Один рубль.)
10. Как звали директора школы? (Василий Андреевич.)
(Взаимопроверка- обмениваются тетрадями)
Учитель зачитывает вопросы и ответы. Учащиеся ставят плюсы напротив верных ответов и выставляют отметки:
«5» -9-10 прав. ответов;
«4» - 7-8 прав. ответов;
«3» - 5-6 прав. ответов
VI. Изучение нового материала.
1. Осмысление.
Игра на деньги. Об этом проступке героя очень много говорится в рассказе. Мальчик, оказавшись один в райцентре, начинает общаться с ребятами, живущими по законам улицы. Конечно же, в этой компании он получает уроки.
- Но какие уроки? Нужны ли они ему? (Уроки подлости, злобы, зависти, жестокости и т.д.)
Если бы в нашей жизни встречались бы только такие «уроки», то какой бы безрадостной, жестокой она была. Но есть люди, которые проявляют душевную теплоту, доброту.
В рассказе добро противопоставляется злу. Такой приём называется антитезой. Найдём определение в учебнике (Краткий словарь литературоведческих терминов, с.273)
В. Г. Распутин часто в своих произведениях использует антитезу. Приведите примеры добрых и плохих поступков. (Игры в «Чику» и «Замеряшки»).
- Кто же поможет герою победить в борьбе добра и зла? На какой, светлой или тёмной, стороне останется мальчик, сможет ли он противостоять жестокому миру? Кто же поможет ему, проявит милосердие и любовь?
- Кто это? (Лидия Михайловна).
2. Образ учительницы
- Что привлекло Лидию Михайловну в герое? Как она относится к нему? Почему именно его выбрала учительница для отдельных занятий?
3. Пересказ эпизода «История с посылкой» (слайд 4).
- Мальчик возвращает посылку. Почему? Как он узнал, что посылка не от матери? Что он чувствует в этот момент? Как себя ведёт учительница?
4. Фрагмент фильма Евгения Ташкова «Игра в замеряшки» и обсуждение (слайд 5).:
- Как вы думаете, почему учитель играет в “замеряшки” со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Что выдавало ее во время игры?
Вывод: Лидия Михайловна играет с учеником на деньги, зная, что очень рискует, но не могла смотреть равнодушно на истощённого мальчика. Все её попытки помочь ему потерпели поражение. Кроме того, она рассмотрела в нём способности и готова помочь ему развиваться.
3. Прототип.
Ученица (читает): Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова. В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Класс ей достался отчаянный. И прогуливали, и хулиганили – всё было. Лидия Михайловна организовала драмкружок, и «разбойники» вскоре преобразились.
Валя Распутин не был лидером в классе, но его уважали за справедливость и смелость.
Плохо тогда жилось, как и повсюду в послевоенные годы, впроголодь. Одеты были дети кто во что горазд: старые шапки, заношенные другими фуфайки, ичиги на ногах.
В интервью газете «Труд» Молокова Л.М. рассказала: « Все было не так! И макароны я ему не передавала, и в "чику" и "замеряшки " не играла. Он был лишь одним из многих моих учеников. Так случилось, что Валя стал знаменитым писателем, но я не хочу отблесков его славы. Что же касается моего имени, трудно сказать, почему Валя выбрал именно его. С педагогикой я не дружила, но свой предмет знала отменно. Да и, чего греха таить, по молодости я заводной была, явно нестандартной, "неправильной" учительницей. А вот классный руководитель у Вали - Вера Андреевна Кириленко, женщина красивая и строгая, действительно умела работать, все делала правильно, строго по методикам. Мне удалось подружиться с детьми, хотя в то время это считалось непедагогичным...» Интересно, что после Забайкалья эта женщина жила в Саранске, преподавала в Мордовском университете французский язык. Потом работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции. Учила русскому языку тех, кто владел французским. В Париже в одном из книжных магазинов Лидия Михайловна и купила книгу своего бывшего ученика.
4. Постановка проблемы (слайд 6).
- Зачем Распутину нужно было включить в свой рассказ вымышленные события?
- Подумаем над названием произведения: «Уроки французского». Какие значения этого слова «урок» вы знаете?
5. Словарная работа
Откроем «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова (на слайде):
УРО́К, -а, муж.
1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету.Учитель даёт урок Урок математики. Урок литературы.
2. обычно мн. Учебная работа, заданная школьнику на дом. Задать уроки. Сделать, приготовить уроки. Сидеть за уроками. Выучить у.
3. Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего. Уроки истории. Получить хороший урок. Это ему урок на будущее. Извлечь урок.
- Какое значение вкладывает в это слово автор? Пример какого еще значения мы можем встретить на страницах рассказа? Кто преподает уроки мальчику?
Прямое значение: школьная дисциплина и задания на дом. Уроки, которые получает мальчик от героев рассказа (слайд 7).
Мать:
- Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это.
Тетя Надя:
- Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих.
Ученики: Вадик и Птаха, Тишкин:
- Не горячись, уступи тем, кому всё равно ничего не докажешь.
Урок четвёртый:
- Будь принципиальным. Не льсти.
Лидия Михайловна:
- Будь добрым и отзывчивым, люби людей.
А вот как воспоминает сам Распутин: "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".
6. Главный урок (слайд 8).
-В чем состоит главный урок, преподанный учительницей?
Урок доброты: благодаря ее помощи мальчик чувствовал, что он не один, она смогла не только помочь ему в трудном материальном положении, но и пожалела, не унизив его гордость.
-А самой Лидии Михайловне кто-то преподает урок?
Зачитаем отрывок:
«…Директор задыхался, ему не хватало воздуха. – Я теряюсь сразу назвать ваш поступок… Это преступление. Растление. Совращение».
- Согласны ли вы? Уволив учительницу, мог ли он поступить иначе?
(Это принципиальный человек, проступок Лидии Михайловны в его глазах – это педагогическое преступление. Он поступает согласно букве закона. Стоять над кем-то: значит, ощущать свою ответственность: перед подчиненными, учениками. Правда закона и человека расходятся.)
Ее увольняют. Но это далеко не все. Распутин посвящает ей и другим учителям рассказ, вспоминает с теплотой и признательностью: «Добро, сделанное тобой, возвращается».
VII. Итог урока (слайд 9).
– Мы очень часто говорили о взаимоотношениях ученика с учителем. В школьной жизни эти взаимоотношения играют очень важную роль. Слово учителя, его мнение, оценка поведения имеют вес и сегодня. Поэтому вы правы, когда называете среди главных качеств настоящего учителя не только его высокий профессионализм, но и человеческие качества: доброту, внимательное отношение, сердечность, милосердие, бескорыстие. Если такой учитель встретился на вашем пути, то повезло обоим. Учитель всегда рад не только успехам ученика, но его нравственным поступкам: помощь товарищу, внимательное отношение к родным, к самому учителю в момент его нездоровья, способность постоять за справедливое решение, умение не только на словах, но и на деле оставаться порядочным человеком. Ученик навсегда запомнит нравственные уроки своего учителя, будет подражать ему, будет благодарно вспоминать поучительные моменты из неповторимой школьной поры.
Молодая и неопытная учительница французского Лидия Михайловна за «антипедагогический поступок» была изгнана из школы. А мальчик получил посылку с яблоками. Это ли не урок доброты Учителя?!
Очень справедливо и метко заметил известный критик Игорь Александрович Дедков: «Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человеке есть свет и погасить его трудно, какие б ни случились обстоятельства, хотя и можно».
А мы сердечно благодарны автору за искренность повествования, за приобретенный духовный и нравственный опыт.
Итог нашему занятию подведут законы доброты, о которых нам говорит Распутин (слайд 10).
Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.
Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.
Добро возвращается добром.
В.Г.Распутин
IX. Домашнее задание (слайд 11)
Письменно ответить на вопрос:
1.Какую роль в жизни мальчика сыграла учительница?
2. Подготовить пересказ близко к тексту самой важной, на ваш взгляд, сцены в рассказе «Уроки французского».
X. Рефлексия деятельности (слайд 12).
Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:
Сегодня я узнал …
Меня удивило …
Было интересно …
Я порадовался за …
Я понял, что …
Я научился …
У меня получилось…
Я смог… Я попробую…
Интернет-ресурсы.
1. Образовательный портал «Учеба». – Режим доступа : http://uroki.ru
2. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе и др. – Режим доступа: www.uroki.ru
3. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа: www.gramota.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Уроки доброты » ( по произведению Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»)
« Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человеке есть свет и погасить его трудно, какие б ни случились обстоятельства, хотя и можно,» -заметил И.А. Дедков
История с посылкой Мальчик возвращает посылку. Почему? Как он узнал, что посылка не от матери? Что он чувствует в этот момент ? Как себя ведёт учительница?
. Фрагмент фильма Евгения Ташкова «Игра в замеряшки » Как вы думаете, почему учитель играет в “ замеряшки ” со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Что выдавало ее во время игры? Вывод: Лидия Михайловна играет с учеником на деньги, зная, что очень рискует, но не могла смотреть равнодушно на истощённого мальчика. Все её попытки помочь ему потерпели поражение. Кроме того, она рассмотрела в нём способности и готова помочь ему развиваться
Постановка проблемы Зачем Распутину нужно было включить в свой рассказ вымышленные события? Подумаем над названием произведения: «Уроки французского». Какие значения этого слова «урок» вы знаете? УРО́К , -а, муж. 1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету . Учитель даёт урок Урок математики. Урок литературы. 2. обычно мн. Учебная работа, заданная школьнику на дом. Задать уроки. Сделать, приготовить уроки. Сидеть за уроками. Выучить у. 3. Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего. Уроки истории. Получить хороший урок. Это ему урок на будущее. Извлечь урок. Какое значение вкладывает в это слово автор? Пример какого еще значения мы можем встретить на страницах рассказа? Кто преподает уроки мальчику ?
Уроки, которые получает мальчик от героев рассказа Мать: - Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это. Тетя Надя: - Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих. Ученики: Вадик и Птаха, Тишкин: - Не горячись, уступи тем, кому всё равно ничего не докажешь. Урок четвёртый: - Будь принципиальным. Не льсти. Лидия Михайловна: - Будь добрым и отзывчивым, люби людей.
В чем состоит главный урок, данный учительницей? Урок доброты : благодаря ее помощи мальчик чувствовал, что он не один, она смогла не только помочь ему в трудном материальном положении, но и пожалела, не унизив его гордость. А самой Лидии Михайловне кто-то преподает урок? Зачитаем отрывок: «…Директор задыхался, ему не хватало воздуха. – Я теряюсь сразу назвать ваш поступок… Это преступление. Растление. Совращение». - Согласны ли вы? Уволив учительницу, мог ли он поступить иначе? (Это принципиальный человек, проступок Лидии Михайловны в его глазах – это педагогическое преступление. Он поступает согласно букве закона. Стоять над кем-то: значит, ощущать свою ответственность: перед подчиненными, учениками. Правда закона и человека расходятся .) Ее увольняют. Но это далеко не все . В.Г. Распутин посвящает ей и другим учителям рассказ, вспоминает с теплотой и признательностью: «Добро, сделанное тобой, возвращается».
Лидия Михайловна показала мальчику новый мир, показала «другую жизнь»( в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «легкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверить друг другу, поддерживать и помогать, избавлять от горя, избавлять от одиночества. Мальчик узнал о «красных яблоках», о которых не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость , любовь. Это и есть истинные душевные ценности.
З аконы доброты, о которых нам говорит В.Г.Распутин Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила. Добро возвращается добром
Домашнее задание Письменно ответить на вопрос: 1.Какую роль в жизни мальчика сыграла учительница? 2. Подготовить пересказ близко к тексту самой важной, на ваш взгляд, сцены в рассказе «Уроки французского».
Рефлексия деятельности Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения: Сегодня я узнал … Меня удивило … Было интересно … Я порадовался за … Я понял, что … Я научился … У меня получилось… Я смог… Я попробую…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Конспект урока литературы в 6 классе. Тема урока «Нравственная проблематика в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Урок для 6-го класса по литературе...
Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
Урок обобщающий. С применением технологий проблемного обучения. развития критического мышления, ИКТ технологий. Прослеживается формирование УУД....
Урок литературы в 6 классе «УРОКИ ДОБРОТЫ» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»)
Форма урока: урок-практикум.Тема: УРОКИ ДОБРОТЫ.Цель: 1. Раскрыть сложный внутренний мир героя. 2. Показать душевную щедрость уч...
Урок литературы в 6 классе "Уроки доброты в рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского"
Материал содержит конспеккт заключительного урока литература в 6 классе по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского" с приложениями и презентацией.Приложение 1 - кроссворд по тексту рассказа "Уроки...
Урок литературы: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» (обучение анализу художественного произведения)
Урок литературы: Урок доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» (обучение анализу художественного произведения)...
Технологическая карта урока литературы в 6 классе Тема: «Уроки доброты» (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Пояснительная запискаКласс из 28 человек, в котором проводился урок, характеризуется как активный, работоспособный и дисциплинированный коллектив. Ребята очень трудолюбивые, добрые, активно идут на ко...