Урок по теме " Знаки препинания в сложносочинённом предложении (отсутствие запятой; тире между простыми предложениями в составе сложносочинённого)».
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Шагижигамова Гульзифа Ахмадулловна

Урок руссского языка в 9 классе 

" Знаки препинания в сложносочинённом предложении (отсутствие запятой; тире между простыми предложениями в составе сложносочинённого)».

(составлен на материале пушкинских произведений)

Цели урока:

Образовательные:

- формировать общие учебные умения и навыки находить сложносочинённые предложения,                    - ставить знаки препинания в сложносочинённом предложении.

- закреплять знания терминов, обучать участию в беседе, построению высказывания.

Развивающие:

  • развивать умение систематизировать, анализировать;
  • развивать внимание и речь, логическое мышление, умение слушать;

Воспитательные:

  • воспитывать потребность в знаниях;
  • воспитывать любовь к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_9a_klasse.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 9а классе

" Знаки препинания в сложносочинённом предложении (отсутствие запятой; тире между простыми предложениями в составе сложносочинённого)».

(на материале пушкинских произведений)

Цели урока: расширить знания учащихся по теме «Знаки препинания в сложносочинённых предложениях; создание условий для развития, познавательной активности обучаемых

Задачи урока:

Образовательные:

- формировать общие учебные умения и навыки находить сложносочинённые предложения;

 - совершенствовать  навыки постановки знаков препинания в ССП;              

- закреплять знания терминов, обучать участию в беседе, построению высказывания.

Развивающие:

  • развивать умение систематизировать, анализировать;
  • развивать внимание и речь, логическое мышление, умение слушать;

Воспитательные:

  • воспитывать потребность в знаниях;
  • воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование урока

  • Компьютер
  • Проектор
  • Экран
  • Таблица «Сложносочинённое предложение».
  • Выставка книг из произведений А.С.Пушкина
  • Стенд «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»
  • Репродукции картин русских художников на тему «Осенний пейзаж»

                                                                   Ход урока.

  1. Организационный момент

Учитель. Добрый день, ребята и уважаемые коллеги! Садитесь, пожалуйста

Учитель: Взгляните в окно 

Октябрь уж наступил, пришла пора

Пришла любимая пора А.С.Пушкина. Осень. (обращение к репродукциям картин)

Унылая пора.  Очей очарованье,

Приятна мне твоя печальная краса…

Действительно наступило время, когда мы обращаемся к Пушкину. Вторая половина октября традиционно проходит у нас под знаком пушкинского Лицея. 19 октября – как будто бы немножко и день рождения отечественной литературы, и день рождения отечественной педагогики. Конечно, ребята, вы можете со мной поспорить, что задолго до появления Лицея блистали Ломоносов и Фонвизин, Державин и Карамзин. Уже больше полувека выпускал студентов флагман отечественного образования – Московский университет. Но всё же, всё же, всё же … (слайды 2,3,4)

Этот разговор мы с вами ещё продолжим

А теперь  к уроку

  1. Объявление темы и целей урока (1 слайд)
  2. Проверка домашнего задания по цепочке (упражнение 61)
  3. Лингвистическая разминка

А) Замените данные словосочетания  синонимичными (слайд 5), определите способы связи слов в словосочетаниях.

- Что у вас получилось? (названия пушкинских произведений)(6 слайд)

- Определите способы связи слов в словосочетаниях.

(Проверка выполнения работы по цепочке

Б) Словарная работа(7 слайд). Прошу обратить ваше внимание на слово цензура.

  • ЦЕНЗУРА- система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации.  
  • Цензор – лицо, осуществляющее цензуру
  •  цензуровать – подвергнуть цензуре
  • Цензурный – 1. см. цензура. 2. пристойный, допустимый

Это слово тоже связано с пушкинской эпохой, с судьбой поэта, помните, наверно, что все произведения поэта подвергались цензуре. Цензоры были беспощадны к Пушкину особенно после событий 1825 года.  Составьте ССП, включив в его состав слово цензура

  1. Повторение изученного материала

На предыдущем уроке мы рассмотрели тему «Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам»

- Какие союзы употребляются в ССП?

- Какие значения могут иметь ССП?

- В каком случае запятая в ССП не ставится?

Вывод (8слайд)

6.  Закрепление изученного: прочитайте отрывок из произведения А.С.Пушкина, составьте схематический диктант. (9 слайд)

         Я оставил Пугачёва и вышел на улицу. Ночь была тихая и морозная. Месяц и звёзды ярко сияли, освещая площадь и виселицу. В крепости всё было спокойно и темно. Только в кабаке светился огонь и раздавались крики запоздалых гуляк.

(1-ом и 2, 4-ом  предложении связывает однородные сказуемые в простом предложении;

3-ем однородные подлежащие; в 5-ом – есть общий второстепенный член предложения, запятая не ставится)

- Молодцы. Справились.

- Из какого произведения представлен отрывок?

7. Объяснение нового материала

Сегодня на уроке мы продолжим изучение постановки  знаков препинания в сложносочинённом предложении. Обращаю ваше внимание на то, что данный материал не представлен в нашем учебнике, но в мы должны рассмотреть эти случаи, потому что такие задания встречаются в тестовых работах. Некоторые даже включены в материалы ЕГЭ.

Итак, рассмотрим первый случай(10 слайд):

нет запятой перед союзами  И, ИЛИ, ЛИБО, если есть

  • Общий второстепенный член
  • Общее вводное слово и частица 

К счастью, прошло время и всё забылось.

Да здравствует солнце и скроется тьма.

  • Общее придаточное

Когда началась гроза, игра прекратилась и дети разбежались по домам.

Следующий случай (11 слайд). Рассмотрите примеры и сформулируйте определение

А) Когда состоится концерт и кто выступает?

 Б) Как она прекрасна и какой чудесный у неё голос!

В) Подпустить врага и дать огонь по команде

Г) Мороз и солнце…

    Моцарт и Сальери

(если соединяются два вопросительных предложения, два восклицательных предложения, два побудительных предложения, два назывных предложения)

И последний случай (12 слайд)рассмотрим постановку тире в ССП

ТИРЕ ставится,  если одна из частей сложного предложения имеет значение

  • неожиданного присоединения
  • резкого противопоставления
  •  результативности
  • быстрой смены действий

 А) Еще напор  - и враг бежит.

Б) Идите же вы с богом по домам,

 Молитеся – да взыдет к небесам

Усердная молитва православных.

8. Закрепление изученного. (13 слайд)

А) Запишите предложения, расставляя знаки препинания

Она знак подаст  и все хохочут.

Она глядит и сердце в ней забилось чаще и сильней.

Уже совсем рассвело и народ стал подниматься когда я вернулся домой.

Это кто такие и что им надобно?

Подпустить врага и дать огонь по команде!

Пошёл мелкий снег и вдруг повалил хлопьями.

Б)              Проверка выполнения работы с комментариями

В) Конструирование предложений по заданной теме.

Попробуйте составить сложносочинённые предложения :

I вариант-  первый случай (отсутствие запятой), а IIвариант- второй случай(с постановкой тире)

Г) Проверка выполнения работы с комментариями

9. Подведение итогов урока , выставление оценок

- Мы изучили материал по теме «" Знаки препинания в сложносочинённом предложении (отсутствие запятой; тире между простыми предложениями в составе сложносочинённого)».   Работали над составлением схем , предложений, отрабатывали навыки постановки знаков препинания.  Мне также было приятно, что вы помните и знаете произведения А.С. Пушкина.

10. Домашнее задание - подобрать примеры предложений по теме «Сложносочинённое предложение» из произведений А.С.Пушкина.

Подготовить сообщение по теме «Знаки препинания в сложносочинённых предложениях»

11. Рефлексия (14 слайд)

- Понравилось ли вам сегодня на уроке? Поделитесь  своими впечатлениями.

Напоследок хочу продемонстрировать вам табель успеваемости лицеиста А.С.Пушкина. Вы видите, что поэт был обычным учеником. Возможно, не будь Лицея, не было бы такого поэта. По признанию самого Пушкина, Лицей – это то место, где он сформировался  как творческая личность, где он встретил своих наставников и верных друзей.

Надеюсь, что для вас таким местом является наша школа.  Закончить урок мне бы хотелось поэтическими строками А.С.Пушкина (15 слайд)

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен,

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

- Спасибо за работу. До свидания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме:«Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

Урок призван повторить и углубить знания учащихся о пунктуации в бессоюзном сложном предложении. Выработать навыки по составлению алгоритма постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложени...

Методическая разработка уроков по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Методическая разработка уроков по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» представлена с использованием методики «Взаимопередача темы»...

Технологическая карта урока по теме: "Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

Предложенная методическая разработка - технологическая карта урока в 5 класс в соответветствии с новым образовательным стандартом ОО....

Русский язык 9 класс конспект урока по теме: "Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с разными видами придаточных".

Данный материал помогает детям анализировать сложноподчинённые предложения с разными видами придаточных, тренирует навык конструирования СП разынх типов, отрабатывает навык ставить знаки препинания, о...

Технологическая карта урока на тему "Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед однородными членами"

Материал представляет собой технологическую карту, разработанную к уроку русского языка в 5 классе по данной теме...

Конспект урока на тему "Знаки препинания в сложных предложениях"

В конспект урока включен материал для подготовки учащихся к ГИА....