Конспект урока на тему "Знаки препинания в сложных предложениях"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Бочанова Ирина Викторовна

В конспект урока включен материал для подготовки учащихся к ГИА. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_11_klasse.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 11 классе.

Тема. Виды сложных предложений (СП). Знаки препинания в сложных предложениях

Цель: совершенствовать умение учащихся различать виды сложных предложений, правильно расставлять  знаки препинания, составлять схемы сложных предложений; воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Оборудование: учебник, тексты, раздаточный материал

Тип урока: обобщение и  систематизация знаний

Предполагаемые результаты: учащиеся различают сложные предложения разных видов; знают правила постановки знаков препинания в изученных синтаксических конструкциях; применяют полученные теоретические знания на практике.

Ход  урока

I. Организация

II. Актуализация опорных знаний

Разминка «закончи высказывание»

Слайд 1

СП , в которых одно из простых предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, называют…………. СПС (сложноподчиненными)

Слайд 2

СП, в составе которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами, называют…….. ССП (сложносочиненными)

Слайд 3

СП без союзов и союзных слов называют….. БСП (бессоюзными сложными предложениями)

Слайд 4

Этот знак препинания присутствует там, где повествуется о перечислении предметов, каких-либо фактов, явлений, событий, и помогает читающему легко ориентироваться в тексте, подсказывая, где границы между однородными членами, частями предложений ………..(запятая)

Слайд 5

Этот знак препинания ставят в сложном предложении тогда, когда внутри частей предложения ( или в одной из них) уже имеются запятые……… ( точка  с запятой)

Слайд 6

Этот знак препинания предупреждает читающего, что после наступившей в высказывании паузы последует необходимое разъяснение того, о чем было сказано прежде………… ( тире)

Проверка ДЗ(слушать 2-3 работы)

(ДЗ к данному уроку -  связное высказывание в научном стиле об  употреблении знаков препинания в простом осложненном предложении)

III. Мотивация учебной деятельности

В «Российской грамматике» М.В.Ломоносова сказано, что у русской пунктуации «двуединое основание». Чтобы поставить тот или иной знак препинания, нужно сначала определить смысловую сторону предложение и затем его структуру, то есть действовать по формуле смысл+структура=знак препинания. Почти все пунктуационные правила формулируются в зависимости от строя предложения. Сегодня мы сделаем  еще один шаг к успешной сдаче ЕГЭ, и  в центре нашего внимания будут сложные предложения, которые встречаются практически в любом связном тексте.

IV. Работа над темой

( работа в группах с теоретическим материалом)

-Опираясь на ранее полученные знания и на материал учебника, составьте развернутое  лингвистическое высказывание на темы:

1 группа – Знаки препинания в сложносочиненном предложении

2 группа -  Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

3 группа – Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Свои ответы подтвердите примерами ( по 1 предложению от каждой группы)

Практическая работа( раздаточный материал)

1. Составьте из нескольких простых предложений СП, используя различные средства связи между частями. СП запишите.

 Как изменился общий смысл? Как проявились отношения между частями? Какова стилистическая окраска простых и сложных предложений?

1.Море уходит на сотни миль в черно-свинцовые дали. На нем не видно ни одного огонька. И  не слышно ни одного всплеска.2 В комнату залетали сухие дубовые листья. Они ползали от ветра по полу и шуршали. 3. Снег лежит до  самой кромки воды. На нём видны следы зайцев. 4. Дверь открылась. Вошел засыпанный снегом Киселёв.. 5. Перед отъездом я пошел побродить по Петрозаводску. До тех пор я его как следует и не видел. 6. Светает. Я беру вёсла и иду к реке. 7. В ветер леса шумят. Гул проходит по вершинам сосен,  как волны. ( По К.Паустовскому)

2. Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схему предложения. Докажите, что это предложение аналогично типу речи РАССУЖДЕНИЕ. Выделите тезис, доказательство и вывод.

Имя ерша очевидно происходит от его наружности все его спина почти от головы и до хвоста вооружена крепкими острыми иглами соединенными между собой пестрою перепонкой щеки покрывающие его жабры имеют также по одной острой игле и когда вытащишь его из воды то он имеет способность так растопырить свои жабры так взъерошить свой спинной гребень и загнуть хвост что название ерша вероятно было ему дано в ту же минуту как только в первый раз увидел его человек. (С.Аксаков)

Ответ: Имя ерша, очевидно, происходит от его наружности: вся его спина, почти от головы и до хвоста, вооружена острыми, крепкими иглами, соединенными между собой тонкою пестрою перепонкою; щеки, покрывающие его жабры, имеют также по одной острой игле, и когда вытащишь его из воды, то он имеет способность так растопырить свои жабры, так взъерошить свой спинной гребень и загнуть хвост, что название ерша, вероятно, было ему дано в ту же минуту, как только в первый раз его увидел человек. ( С.Аксаков из «Записок об ужении»; рассказ «Ерш»)

3.Объяснительный диктант

Определите смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложных предложений. Укажите виды связи простых предложений. Объясните употребление знаков препинания.( Напомнить что такое смысловые отношения .

Это когда одно предложение дополняет или более подробно раскрывает смысл другого. В целом тексте на определенную тему все предложения связаны между собой по смыслу

В союзных предложениях смысл отношений между частями сложного предложения выражается отчётливо, так как выявляется с помощью союзов. Например, союз если указывает на условие, потому что — на причину, но — на противопоставление: Потом дождь прекратился, но всё вокруг стало тёмным, отяжелело, приникло к земле.

При бессоюзной связи смысловые отношения между частями сложного предложения выявляются из содержания, передаются с помощью интонации, а на письме — с помощью пунктуационных знаков: запятой, точки с запятой, двоеточия и тире.)

Я понял, что человек может знать великое множество слов, может свершено правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее  определить, какие именно слова должен выбрать человек, и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решать сам, и только сам. Следовательно, основная моя цель сводилась к тому, чтобы научиться пользоваться языком как можно лучше , полней, разнообразней; чтобы уметь из огромного количества слов и выражений выбирать именно то, что нужно при тех или иных обстоятельствах; чтобы понимать и, я бы даже сказал. Чувствовать языковой материл во всех его оттенках, во всем  разнообразии его форм и сочетаний. И день за днём, год за годом я, по мере своих сил, стремился и стремлюсь к достижению намеченной цели. ( М.Исаковский)

V. Подведение итогов урока. (Рефлексия)

VI. Домашнее задание.

Повторить теоретический материал.

Выполнить задание , данное на раздаточном материале

Приложение

Практическая работа ( раздаточный материал)

1. Составьте из нескольких простых предложений СП, используя различные средства связи между частями. СП запишите.

 Как изменился общий смысл? Как проявились отношения между частями? Какова стилистическая окраска простых и сложных предложений?

1.Море уходит на сотни миль в черно-свинцовые дали. На нем не видно ни одного огонька. И  не слышно ни одного всплеска.2. В комнату залетали сухие дубовые листья. Они ползали от ветра по полу и шуршали. 3. Снег лежит до  самой кромки воды. На нём видны следы зайцев. 4. Дверь открылась. Вошел засыпанный снегом Киселёв.. 5. Перед отъездом я пошел побродить по Петрозаводску. До тех пор я его как следует и не видел. 6. Светает. Я беру вёсла и иду к реке. 7. В ветер леса шумят. Гул проходит по вершинам сосен,  как волны. ( По К.Паустовскому)

2. Спишите, расставляя знаки препинания. Составьте схему предложения. Докажите, что это предложение аналогично типу речи РАССУЖДЕНИЕ. Выделите тезис, доказательство и вывод.

Имя ерша очевидно происходит от его наружности все его спина почти от головы и до хвоста вооружена крепкими острыми иглами соединенными между собой пестрою перепонкой щеки покрывающие его жабры имеют также по одной острой игле и когда вытащишь его из воды то он имеет способность так растопырить свои жабры так взъерошить свой спинной гребень и загнуть хвост что название ерша вероятно было ему дано в ту же минуту как только в первый раз увидел его человек. (С.Аксаков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-проекта по русскому языку «Сложное предложение» (для учащихся 5-го класса)

Метод проекта  использовался на уроке, когда теоретический материал нужно свести воедино, уяснить и проверить сте...

Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период»

Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период». Урок включается в программу часов по развитию речи. Материал урока позволяет повторить о...

Конспект урока по русскому языку «Знаки препинания в сложном предложении»

Тип урока: изучение нового материала.Тема урока. Знаки препинания в сложном предложенииЦель: сформировать умения ставить знаки препинания в сложном предложенииЗадачи:Познакомить с правилом постановки ...

Конспект урока русского языка "Особенности бессоюзных сложных предложений"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Особенности бессоюзных сложных предложений" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой....

Конспект урока в 5 классе "Виды сложных предложений"

Тема: Виды сложных предложений (урок-обобщение)Цели: обобщить знания по теме «Виды СП»; развивать пунктуационные навыки, умение выполнять синтаксический разбор; развивать у учащихся умение высказывать...