Русский язык 9 класс конспект урока по теме: "Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с разными видами придаточных".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Данный материал помогает детям анализировать сложноподчинённые предложения с разными видами придаточных, тренирует навык конструирования СП разынх типов, отрабатывает навык ставить знаки препинания, объясняя их. Урок посвящён Санкт-Петербургу, его памятным датам, связанных с Великой Отечественной войной. Воспитывает уважение к ветеранам и людям, пережившим блокаду Ленинграда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_v_9_klasse.docx | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 9 классе
Тема урока: Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с разными видами придаточных.
Цели: закрепить умение анализировать сложноподчинённые предложения с разными видами придаточных, тренировать навык конструирования сложного предложения разных типов, умение находить СПП в художественном тексте, ставить знаки препинания, объяснять их, повторение способов связи в словосочетании, воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, к людям, пережившим блокаду Ленинграда.
Оборудование: тексты для графического диктанта, художественный текст для анализа, тест, запись песен А.Розенбаума «Возвращение в город», «На Дороге жизни», презентация памятных мест Ленинграда(Санкт-Петербурга).
Ход урока
1. Орг.момент.
2. Тема и задачи урока.
- Запишем число, классная работа, тему урока.
- Каковы задачи нашего урока? (уметь анализировать СПП, определять вид придаточных и его место в предложении, на письме выделять запятыми).
3. Тест «Сложное предложение».
Задание: укажите правильный вариант синтаксической характеристики предложения.
1. Всякое дело велико, если исполнено по зову Родины. (К.Федин)
а) повествовательное, невосклицательное, СПП, состоит из двух простых предложений: главное – двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное; придаточное местоименно-относительное, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое, полное.
б) повествовательное, невосклицательное, СПП, состоит из двух простых предложений: главное – двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное; придаточное условия – двусоставное, распространённое, неосложнённое, неполное.
2. Можно научиться воевать, но привыкнуть к войне невозможно. (К.Симонов)
а) повествовательное, невосклицательное, СПП, состоит из двух простых предложений: главное – односоставное, безличное, распространённое, неосложнённое, полное; придаточное сравнения – двусоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
б) поествовательное, невосклицательное, СПП, состоит из двух простых предложений: первое – односоставное, безличное, распространённое, неосложнённое, полное; второе - односоставное, распространённое, неосложнённое, полное.
- Какой темой объединены эти предложения?
4. Повторение способов связи в словосочетании.
Задание: составьте словосочетание с заданным видом связи.
Будущее (согласование) …..
Удостоен (управление) ……
Достоин (управление) ……
Просчитаться (примыкание) …..
Играть (управление) ……. .
- Какой принцип положен в основу записи этих словосочетаний? (объединены одной темой – темой войны).
- В каком тексте мы можем встретить эти с/с? (публицистическом).
- Почему? (определённая лексика, связь с политикой, Родиной, ставятся риторические вопросы).
- Объясните трудные случаи написания этих слов.
5. Введение в тему урока.
За окном – январь. Светлый месяц года, праздничный, морозный. Любят его петербуржцы. 18 января 1943 года была прорвана блокада, а 27 января 1944 года – снята блокада города. Она унесла жизни тысяч ленинградцев. В этот день живые посещают Пискарёвское кладбище, поминают тех, кто умер от холода и голода, от взрывов и пожаров. Вспомним их и мы, чтобы не очерстветь, не забыть.
А.Розенбаум, петербуржец, страстно влюблённый в свой город, приглашает нас пройти по его улицам.
(Звучит песня «Возвращение в город», презентация).
6. Графический диктант.
- Продолжаем вести разговор о героических страницах города, его обороне. стойкости, мужестве ленинградцев.
1. Героическая оборона города, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады, в летописи Великой Отечественной войны занимает особое место.
- Начертите схему предложения и объясните постановку знаков препинания.
- Слушаем второй раз это предложение.
- Расскажите о строении этого предложения.
(Слабые учащиеся могут заглядывать в карточку, где напечатаны эти предложения).
2. И хотя тяжёлые испытания выпали на долю защитников Ленинграда, жители сумели отстоять его и разгромили фашистские полчища у стен города.
3. Более 70-ти лет отделяет нас от дня прорыва блокады, но время не сглаживает раны, которые нанесла война.
4. Враги надеялись, что тяжёлые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты.
5. Нескончаемой вереницей идут люди на Пискарёвское кладбище, к Вечному огню, чтобы выразить свою благодарность людям, отдавшим жизнь за Родину.
7. Презентация «Дорога жизни».
- Что ленинградцы называли «Дорогой жизни»?
Презентация, звучит песня А.Розенбаума «На Дороге жизни».
8. Подготовка к экзамену. Работа с художественным текстом.
- Герои войны. Их имена живут в сердце каждого русского человека. Но есть в России и безымянные герои. В их честь был установлен монумент Неизвестному солдату. Слова, которые выбиты на металле, известны каждому: «Никто не забыт, и ничто не забыто». (Показ фотоснимков «Могила Неизвестного солдата»).
Вечный огонь огонь полыхающий днём и ночью. Пламя что (не) гаснет (н…) когда трепетно отражается всполохами в тёмном граните. Пляшущие языки огня ведут (не) скончаемый разговор с живыми цветами что лежат на камне. Пламень цветы и гранит несут вечный караул у могилы (Н,н)еизвес…ного солдата. Можно многое увидеть если вгл…дет…ся в огне….ую стихию. Вот лучи прожекторов схватили вражеский самолёт осл…пили его и помогли зенитчикам …бить стервятника который пытался прорват..ся к Москве. Вот ударили «Катюши» проч…ртив глубокие огне….ые борозды в небе и ра…кололся неб…свод над вражеской обороной.
Могила (Н,н)еизвес…ного солдата могила тех кто погиб на Волге и на Дону под Тулой и Курском под Москвой и Ленинградом кто сложил голову под Берлином или пал при взятии рейхстага.
Многое можно увидеть в пламени которое никогда (не) гаснет у Кремлёвской стены
- Определите тему и основную мысль текста.
- Озаглавьте текст. Объясните членение текста на абзацы.
- Найдите в тексте антонимы, синонимы.
- В каком значении используются в тексте слова ударили, раскололся?
- Проанализируем орфограммы и пунктуацию текста.
- Выпишите СПП, составьте схему предложения, указав вид придаточной части.
9. Обобщение.
- Что повторяли на уроке?
- Нужно ли помнить о войне?
- Сейчас прочитаем стихотворение Ю.Воронова
Опять война, опять блокада….
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне…»
- Что вы думаете об этом?
10. Задание на дом: напишите домашнее сочинение – эссе
«Опять война, опять блокада…
А может, нам о них забыть?».
Повторить теоретический материал п.29.
11. Рефлексия.
Подумайте, с чем вы уходите с урока? (Звучит музыка «Офицеры»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных.
Материалом для изучения темы "Сложноподчиненные предложения с разными видами придаточных" служат предложения из романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Все предложения посвящены главной героине Татьяне ...
Конспект урока по русскому языку "Сложноподчиненное предложение с разными видами придаточных"
В данном конспекте представлены несколько видов заданий. Конспект тесно связан с произведением Н.В.Гоголя "Мертвые души". 1) Словарно-орфографическая работа со словом рессора; 2) синтаксический разбор...
Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" 9 класс
Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" 9 классЦели урока:Познавательные:·...
Тесты по теме "Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи"
Тесты предназначены для использования на уроках русского языка в 9 классе при изучении темы "Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи" и при подготовке обучающихся к государственн...
Урок русского языка "Сложноподчинённые предложения с разными видами связи" в 11 классе
Урок для 11 класса...
Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...
Повторение изученного по теме «Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи»
Маршрутный лист дистанционного урока...