Конспект урока по теме "Знаки препинания в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Бодагова Дарья Геннадьевна

Конспект урока 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r_ya_3_urok.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе

Тема урока: Знаки препинания в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами.

Цель: повторить и систематизировать ранее изученный материал о сложносочинённых предложениях и  предложениях с однородными членами, соединённых союзом и, продолжать  подготовку к итоговой аттестации.

Задачи:1.Организовать деятельность учащихся для усвоения понятий о ССП, определять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; находить границу между простыми предложениями в составе сложносочинённого предложения,расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложений, рассмотреть основные случаи, когда запятая в сложносочиненном предложении не ставится, совершенствовать пунктуационную грамотность.

2.Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе решения образовательных задач, совершенствовать навыки работы учащихся с текстом.

3. Формировать средствами урока адекватное  отношение к моральным ценностям, любовь к русскому языку.

4. Формировать УУД:

личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме,  смысловое чтение;

регулятивные УУД:  целеполагание, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;  

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Планируемые результаты в ходе урока:

Предметные: учащиеся научатсяопределять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; находить границу между простыми предложениями в составе сложносочинённого предложения; расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложений, определять случаи отсутствия знака препинания в ССП.

Личностные:учащиеся оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относятся к учению, к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные:учащиеся учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые действия, операции.

Познавательные: учащиеся осознают познавательную задачу; самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника.

Коммуникативные: учащиесязадают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывают и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивают свою точку зрения, аргументируя её; учатся подтверждать аргументы фактами.

Тип урока: урок рефлексии

Оборудование:ноутбук, проектор, экран, учебники «Русский язык. 9 класс» (под. ред. А. Д. Шмелёва).

Наглядно-демонстрационные материалы: презентация.

п/п

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1.

Организационный момент. Психологический настрой.

 (слайд 1) Приветствует учащихся.

Настраивает учащихся  на урок.

- Запишите число, классная работа.

Приветствуют учителя и друг друга.

Настраиваются на урок

Записывают в тетрадь число, кл. работа.

2.

Актуализация опорных знаний

Ребята, перед вами стихотворение А.С. Пушкина, в котором пропущены 2 эпитета. Попробуйте их восстановить. Почему эпитеты поставлены после главного слова?

О сколько нам открытий…

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

Какая строчка стихотворения касается напрямую нас с вами?

Выбирается эпиграф – урока-практикума: «И опыт, сын ошибок трудных».

Вспомнить изученное нам помогут карточки. Нужно выписать номера правильных ответов.

Прием  «Верные - неверные утверждения»  (Карточка №1)

Учащиеся подставляют эпитеты. Объясняют их роль.

На столе у учащихся лежат карточки – подсказки  «Знаки препинания в простом осложнённом предложении».Учащиеся объясняют постановки запятых, вспоминают, что такое приложение.

Словарная работа: гений, парадокс, просвещенье.

Ответ учащихся с объяснением

Формирование цели урока: закрепить знания теории, применить знания на практике.

3.

Обобщение затруднений

Организует  работу по выявлению места и причины затруднения.

Проверка тестового опроса.

Учитель проверяет правильное выполнение. Выясняет, где были трудности при ответе.

Проверка домашнего задания.

Учащиеся меняются ответами с соседними партами. Выявляют свои ошибки, объясняют друг другу правильные ответы.

Учащийся у доски читает выписанные им предложения, объясняет знаки препинания в них. Учащиеся, не выполнившие дома творческое задание, переписывают себе в тетрадь по одному примеру простого предложения с однородными членами и сложносочинённого с союзом и

4.

Для закрепления изученного материала мы выполним творческую работу. Она будет связана с творчеством А.С. Пушкина. А вернее с его двумя самыми известными портретами О.Кипренского и В.Тропинина. (репродукция картин находятся в учебнике). Перед вами предложения, рассказывающие об этих портретах. Они построены в соответствии с темой нашего урока. Вам нужно найти соответствия  между утверждениями первого столбика  и предложениями, которые являются примерами для данных утверждений: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите ответы, соединяя цифру и букву пары.

 Если вы сделаете всё правильно, то у вас из данных предложений получится текст. Прочитайте его вслух.

 После прочтения, текст появляется на экране.

Творческое моделирование
приём 
«Круги по воде».

Карточки№3,4

Творческая работа:3 вида заданий

Рассматривают портреты поэта в учебнике.

 Работают в группах, выполняют текстовую работу. Обсуждают, доказывают свою точку зрения.

Выполняют работу. У   учащихся получается текст. Они зачитывают текст. Выписывают значение слова иллюзия.

5.

1 группа –«Закрепляющая знания»: спишите полученный текст, объясните  знаки препинания, постройте схемы простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений.

2. группа - «Обобщающие полученный опыт» :дополните предложения нужными синтаксическими конструкциями.

3 группа - «движущиеся к гениям»: продолжите данный текст по предложенным моделям на тему «Два  портрета великого поэта» .(добавить к тексту 6-7 предложений).

Ребята выбирают для себя творческую работу.

Выполняют её самостоятельно, либо в паре.

 6

Первичное закрепление

Следит за выполнением работы, помогает учащимся, отвечает на их вопросы.

Представляет эталон задания для 1 группы.

Проверяет написанное второй и третьей группой, выводит на экран работы учащихся. Разбирает недочёты.

Подводит итоги работы. Собирает тетради у ребят на проверку ( по желанию).

Учащиеся выполняют задание, в зависимости от выбранной работы. После выполнения 1 группа получает образец выполнения. Сравнивает со своим, исправляет ошибки. 2 и 3 группа могут обмениваться тетрадями, пользоваться

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует работу над упр. 56

Проанализируйте предложения. Выпишите в таблицу номера предложений, соответствующих условиям (слайд)

Условие

Номера предложений

Общий второстепенный член предложения

Общая придаточная часть

Остальные предложения

Оцените свою работу: с какими трудностями вы столкнулись при выполнении упражнения?

Какие иные предложения вам встретились?

Выполняют задание

Условие

Номера предложений

Общий второстепенный член предложения

1, 4, 9

Общая придаточная часть

3, 6, 11

Остальные предложения

2, 5, 7, 8, 10, 12.

Самопроверка по эталону (слайд)

Оценивают свою работу

Отвечают на вопрос:

СПП, ССП с противительными союзами, простое предложение с однородными членами.

8.

Включение в систему знаний и повторение

Организует работу над синтаксическим разбором предложения

Изредка  пробежит пугливый заяц и пролетит птица.

Организует взаимопроверку

Работают над синтаксическим разбором предложения

Осуществляют взаимопроверку

Делают обобщения

9.

Рефлексия

Организует самоанализ учащимися учебной деятельности на уроке.

- Какова была цель нашего урока?

- Удалось ли нам достичь её?

- Перед вами лежат листочки самоанализа вашей работы на уроке. Заполните их.(слайд )

Запомнил

Научился

Повторил

Активно

участвовал

Оценка

Выполняют самоанализ работы на уроке.

Проверка -  чтение несколькими учащимися вслух.

10.

Задавание д. з.

-Подготовиться к контрольной работе. На выбор: 1.Выполнить упр, связанное с построением предложений по заданным моделям  или

2. Составить тестовые задания

по изученной теме.

Учащиеся читают выполненные задания, исправляют найденные ошибки. Оценивают свою работу. Приём “Райтинг” Записывают в дневник проблему, над которой нужно поработать дома.

11.

Подведение итогов

Подводит итог урока. Благодарит за урок.(слайд 1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕГЭ: задание 16. Пунктуация в сложносочинённом предложении и в предложении с однородными членами

Презентация для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Задание 16: Пунктуация в сложносочинённом предложении и в предложении с однородными членами...

Дидактический материал. Карточки по теме "Простые предложения с однородными членами и сложные предложения" для учащихся 5 класса (В.П.Астафьев "Васюткино озеро")

Карточки предназначены не только для обучающихся 5 класса. Такие карточки можно раздавать и в 6 - 7 классах. В 5 классе по программе В.Я. Коровиной изучается произведение В.П. Астафьева "Васюткино озе...

Тесты по теме "Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами"

Тесты предназначены для использования на уроках русского языка в 9 классе и при подготовке обучающихся 11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ....

Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 8 – 9 классов (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

Карточки по русскому языку составлены на основе произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Карточки предназначены для обучающихся 8 - 9 классов. Материал поможет учащимся закрепить знани...