Программа элективного курса "Тайна текста"
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Рабочая программа элективного курса "Тайны текста" для учащихся 6 класса. Программа направлена на развитие речевой деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_teksta_6_klass.docx44.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЫРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

МО «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

Обсуждено и принято                                                                              Утверждаю________

на МО, протокол № 1                                                               Директор МБОУ «ДСОШ»

от «30» августа 2018 г.                                                             А.Б.Цыремпилов

Руководитель МО                                                                     Пр. № ___

 Бадармаева С.Б.________                                                        от «31»  августа 2018 г.                                                                                      

Согласовано__________

Зам.директора по УВР

Э.Ж.Бадмаева

 «30» августа 2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО  КУРСА «Тайна текста»

Класс: 6

Учитель: Будаева Светлана Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Срок действия рабочей программы: 2018- 2019 уч. год

с. Алла

2018 г.

Пояснительная записка.

У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная, но самая сложная - речевая деятельность. Речевая деятельность пронизывает всю жизнь человека. Общение – среда его обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.

Программа факультатива составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерных программ по учебным предметам «Русский язык 5-9 классы» - М.: Просвещение, 2011г. Программа предназначена для учащихся 6 класса. Количество часов – 34 (1 час в неделю).

Актуальность включения данного курса в образовательный процесс объясняется тем, что на каждом занятии факультатива целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-речевые умения в основных видах речевой деятельности: аудировании (слушании), письме, говорении на разнообразные темы, чтении-понимании текстов разных стилей. Каждое из перечисленных умений формируется с помощью ряда методик, приёмов, упражнений, носящих, в основном, деятельностный характер.

Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности учащихся.

Данный курс способствует формированию у учащихся информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.

Цель курса: создание условий для формирования речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений школьников, повышения уровня их речевой культуры.

Задачи:

1.Совершенствование у детей умений в основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме и чтении.

2.Формирование умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли в устной и письменной форме и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.

3.Сформировать у детей коммуникативную потребность - стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения.

4.Овладение умениями проводить элементарный комплексный анализ текста.

5.Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

6.Развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

7.Воспитание эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке.

8.Формирование умений работать в сотрудничестве, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.

Результаты изучения элективного курса.

Личностными результатами освоения учащимися 6 класса программы элективного курса являются следующие умения и качества:

  1. осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности;
  2. умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  3. интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  4. способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения учащимися 6 класса программы элективного курса являются:

  1. адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную и дополнительную информацию);
  2. пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  3. владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным);
  4. умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью свёрнутости (изложение, план);
  5. умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах;
  6. умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой;
  7. умение работать в парах, коллективно, в группах; распределять роли в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  8. умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
  9. уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  10. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Предметными результатами освоения учащимися 6 класса программы элективного курса являются:

1. Освоение базовых понятий курса: речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, речевая деятельность, речевые ошибки и недочёты, типы и функциональные стили речи, текст.

2. Сформированность следующих умений:

  1. различать устную и письменную, разговорную и книжную речь;
  2. вести диалог-расспрос, диалог на бытовые и учебные темы; отбирать и использовать языковые средства при устном общении; моделировать правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы);
  3. находить речевые ошибки, недочеты, исправлять их; редактировать собственные и чужие тексты;
  4. различать тексты разных функциональных стилей (разговорный, художественный, научно-деловой); определять стиль текста;
  5. читать учебно-научный текст изучающим чтением;
  6. владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста;
  7. выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;
  8. определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения:
  9. пересказывать текст подробно, сжато;
  10. понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;
  11. письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;
  12. последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы;
  13. озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.

Структура элективного курса:

Занятия курса начинаются с вводного урока, на котором учащимся предлагается комплексная проверочная работа по оценке уровня сформированности отдельных коммуникативно - речевых умений (входящий контроль). Курс состоит из 5 больших разделов: «Речь и речевое общение», «Функциональные разновидности языка. Стилистика», «Виды речевой деятельности», «Текст как продукт речевой деятельности», «Итоговый контроль». Изучение материала тем в каждом разделе предусматривает двусторонний подход:

  1. Теоретическая часть (повторение изученного на уроках русского языка, знакомство с новыми понятиями и их особенностями).
  2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать речевые навыки и коммуникативно-речевые умения).

В целях осуществления текущего контроля за речевыми умениями учащихся в каждом разделе запланированы занятия – практикумы.

Завершается курс итоговой контрольной работой.

Формы работы: лекции и практические занятия, коллективный способ обучения, работа в парах, сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование игровых форм организации деятельности.

Методы и приемы.

Для организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения:

  1. беседа;
  2. объяснение учителя;
  3. исследование;
  4. наблюдение;
  5. сопоставление и анализ;
  6. учебные дискуссии;
  7. творческие задания;
  8. постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
  9. создание и редактирование текстов;
  10. использование разных каналов поиска информации;

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ТЕОРИЯ-ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

КОНТРОЛЬ

1. Вводное занятие

1

1

2. Речь и речевое общение

9

3

4

2

3. Функциональные разновидности языка. Стилистика

3

1

1

1

4. Виды речевой деятельности

9

2

4

3

5. Текст как продукт речевой деятельности

10

2

7

1

6. Итоговый контроль

2

2

Итого:

34

8

16

7

3

Содержание курса

Вводное занятие. Диагностическая работа: определение уровня речевых навыков и коммуникативно – речевых умений учащихся.

МОДУЛЬ  I: Речь и речевое общение.

Речь. Речевое общение. Роль человеческого общения в жизни человека Речевая ситуация и её основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Условия речевого общения. Речь устная и письменная. Особенности устной и письменной речи. Речь монологическая и диалогическая. Формы учебного диалога. Виды монолога. Свойства хорошей речи: правильность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность. Речевые ошибки и недочёты.

Практическая работа №1. Учимся строить диалог и монолог.

Практическая работа №2. Учимся редактировать свои и чужие тексты

МОДУЛЬ II. Функциональные разновидности языка. Стилистика.

Разговорная и книжная речь. Виды книжной речи: художественная и научно-деловая. Различение текстов разных функциональных стилей (разговорного, художественного, научного, официально-делового).

Практическая работа № 3. Создание письменных высказываний разных стилей.

МОДУЛЬ III. Виды речевой деятельности.

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Аудирование как вид речевой деятельности. Для чего необходимо слушать? Каковы факторы эффективного слушания? Как слушать? Понимание текста, предъявляемого на слух в нормальном темпе. Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое. Овладение приёмами работы с учебной книгой и другими источниками информации, включая СМИ и ресурсы Интернет.

Практическая работа № 4. Добывание информации с использованием Интернет-ресурсов и СМИ.

Говорение как вид речевой деятельности. Все виды пересказа: сжатый, выборочный, развёрнутый. Создание устных диалогических и монологических высказываний на актуальные бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуациями общения.

Практическая работа № 5. Учимся пересказывать текст подробно.

Письмо как вид речевой деятельности. Овладение умениями передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свёрнутости (изложение подробное, выборочное, сжатое; план), составлять некоторые виды деловых бумаг (объявление, заявление).

Практическая работа № 6. Учимся писать сжатое изложение.

МОДУЛЬ IV. Текст как продукт речевой деятельности.

Понятие текста, признаки текста, композиционные элементы целого текста (зачин, средняя часть, концовка). Нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Тема текста. Широкие и узкие темы. Основная мысль текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста. План как вид информационной переработки текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Практическая работа № 7. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи.

МОДУЛЬ V. Итоговый контроль (2 ч.)

Итоговая контрольная работа: проверка уровня сформированности речевых навыков и коммуникативно – речевых умений.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся

Сроки проведения

План

Факт

 

Вводное занятие (1ч)

 

 

 

Тема 1. Вводное занятие

 

 

1

Вводное занятие.

1

формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию

1

 

Модуль I. Речь и речевое общение (9 ч.)

 

 

Тема 2. Речь и речевое общение

 

2

Роль человеческого общения в жизни человека.

1

Формировать умения общаться, вести дискуссию, выражать свою точку зрения наиболее выразительными и действенными средствами.

2

3

Речевая ситуация.

1

формировать языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

3

4

Речь устная и письменная. Особенности устной и письменной речи.

1

формировать языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

4

5

Речь монологическая и диалогическая. Формы учебного диалога. Виды монолога.

1

формировать языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

1

6

Практикум. Учимся строить диалог и монолог.

1

 Формировать навыки работы со справочной литературой, повысить интерес к гуманитарному образованию, реализовать интерес к данному предмету.

2

 

Тема 3. Свойства хорошей речи

 

7

Правильность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность использования слов.

1

Научиться выявлять компоненты речевой ситуации в зависимости от задачи высказывания, составлять рассуждение по алгоритму выполнения задачи

3

8

Речевые ошибки и недочёты.

1

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста

4

9

Речевые ошибки и недочёты.

1

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста

1

10

Практикум. Учимся редактировать свои и чужие тексты.

1

Научиться выявлять компоненты речевой ситуации в зависимости от задачи высказывания, составлять рассуждение по алгоритму выполнения задачи

2

 

Модуль II. Функциональные разновидности языка. Стилистика (3 ч.)

 

 

Тема 4. Стилистика

 

11

Основные признаки разговорной и книжной речи.

1

Научить различать речь книжную и разговорную, познакомить с отличительными признаками книжной и разговорной речи;

Развивать воображение, творческие способности, коммуникативные компетенции;

Воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

3

12

Виды книжной речи: художественная и научно-деловая.

1

развивать учебно-информационные умения: извлекать информацию для небольшого сообщения из доступных источников;

4

13

Практикум. Создание письменных высказываний разных стилей

1

1

 

Модуль III. Виды речевой деятельности (9 ч.)

 

 

Тема 5. Речь как деятельность

 

14

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо

1

2

15

Аудирование как вид речевой деятельности.

1

3

16

Чтение как вид речевой деятельности

1

4

17

Работа с информацией.

1

2

18

Практикум. Добывание информации с использованием Интернет-ресурсов и СМИ.

1

3

 

Тема 6. Говорение как вид речевой деятельности

 

19

Умение поддерживать разговор в конкретной ситуации.

1

4

20

Практикум. Учимся пересказывать текст подробно

1

1

 

Тема 7. Письмо как вид речевой деятельности

 

21

Признаки текста, композиционные элементы целого текста.

1

2

22

Практикум. Учимся воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (сжатое изложение)

1

3

 

Модуль IV. Текст как продукт речевой деятельности (10 ч.)

 

 

Тема 8. Признаки текста

 

23

Признаки текста, композиционные элементы целого текста

1

4

24

Что значит говорить и писать на тему?

1

1

25

Главное в тексте - идея, основная мысль.

1

2

26

Средства связи предложений и частей текста.

1

3

27

План как вид информационной переработки текста

1

4

 

Тема 9. Функционально-смысловые типы речи

 

28

Признаки функционально-смысловых типов текста (повествования, описания, рассуждения)

1

2

29

Описание как тип речи. Виды описаний

1

3

30

Повествование. Повествовать – значит рассказывать

1

4

31

Рассуждение. Рассуждать - значит доказывать

1

1

32

Практикум. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи

1

2

 

Модуль V. Итоговый контроль (2 ч.)

 

 

 

Тема 10. Итоговый контроль

 

33

Самостоятельная работа

1

3

34

Выводы по итогам самостоятельной работы.

1

4

Литература для учителя:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
  2. Львова С. И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992.
  3. Львова С.И. Уроки словесности в 5-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.
  4. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.
  5. Гойхман ОЛ., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М., 1997.
  6. Казарцева ОМ. Культура речевого общения: теория и практика обучения. — М., 1998.
  7. Ладыженская ТА. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.
  8. Гойхман ОЛ., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002.
  9. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.
  10. Иконников С.Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского

языка. - М.- 1977.

  1. Запятая О. Коммуникативные умения как компонент содержания образования.* Сельская школа.- 2006.-№ 6.
  2. Селевко Г.К. Групповые формы учебной деятельности. * Школьные

технологии.- 2005.-№ 1.

  1. Научно-методический журнал * Русский язык и литература в средних

учебных заведениях Украины.-1990.-№ 11, 1991.- № 1, 1992.- № 3-4.

  1. Елистратов В.С. Древние рецепты хорошей речи // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.- С. 23-27.
  2. Воителева Т.М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. – 2003 - №2.- С.47-50.

Литература для учащихся:

  1. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб.пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Науч. ред. В.В.Бабайцева. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1993
  2. Разумовская М.М. Русский язык 5 класс.- М.-2002.
  1. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 1995.
  1. Дьяченко Л.В. Тексты и задания для аудирования по русскому языку в 5-11 классах – Донецк: ПКФ «БАО», 2002.
  1. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.
  2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.
  3. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.,1990 (статьи «Разговорная речь», «Устная публичная речь»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)

Элективный курс составлен  для  учащихся 9 класса основной школы,  интересующихся творчеством Солоухина  и проявляющих интерес к  литературоведению. Он может помочь одарённым ...

Авторская программа элективного курса комплексный анализ текста

Материалы элективного курса необходимы при подготовке к ЕГЭ части В. (Задание В8.) - работа над выразительными средствами речи (эпитет, метафра, гипербола, литота. ) , а также  при написании сочи...

Программа элективного курса по русскому языку "Культура создания письменного текста"

Данный элективный курс был создан для реализации профильного обучения в 10-11 классах, расширяет содержние основго курса русского языка и помзвляет осуществлять подготовку к ЕГЭ по русскому языку....

Программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста"

Рабочая программа элективного курса "Содержание и языковой анализ текста" рассчитана на 17 часов и ориентирована на преподавание в 9 классе...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

рабочая программа элективного курса "Тексты разных жанров"

Рабочая программа элективного курса "Тексты разных жанров" 11 класс, 34 часа...