Программа внеурочной деятельности "Юный филолог"
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Погодина Надежда Александровна

Программа по русскому языку, курс 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_filolog_5_klass_2020.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

 имени Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги»

 муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области

                                                     

                                                                        УТВЕРЖДАЮ

      Директор

                                        _____________ И.Ю.Титова

                                                                        Приказ № …… от «……» ……………. 2020 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по русскому языку

 в 5 классе

«Юный филолог»

срок реализации 1 год

     

Разработчик программы: Погодина Надежда Александровна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории  

РАССМОТРЕНА:                                           СОГЛАСОВАНА:

Педагогическим советом

 МБОУ СОШ №1 МО «Барышский район»          Зам.директора по УВР

протокол № 18 от «27» августа 2020 г          ___________ Е.В.Филина

                                                                         «……» ………….. 2020 года

Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по русскому языку. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

       Аннотация

  к рабочей  программе внеурочной деятельности  по русскому языку «Юный филолог» на уровне  среднего общего образования (ФГОС) 5 класс базовый уровень

 Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением.

Работая над комплексным анализом текста, ученики смогут:

  • отрабатывать не только  новый , но и повторять пройденный материал,
  • отрабатывать умения и навыки грамотного письма и грамотной речи,

оперативно проверять свои знания, поэтапно готовиться к экзамену

Рабочая программа составлена на основе УМК Влодавской Е.А.

« Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс.-М.: Издательство «Экзамен»,2014.

Обоснование актуальности курса

В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной устной и письменной речи, умения эффективно общаться. Именно сегодня интерес к русскому языку, стремление овладеть им становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением.

Кроме того,  без хорошего знания русского языка как учебного предмета не получить высокого балла при сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Именно поэтому данный курс предназначен в первую очередь как вспомогательный и планомерно подготавливающий учеников к итоговой аттестации по русскому языку, неотъемлемой частью которой является комплексная работа с текстом.

Работая над комплексным анализом текста, ученики смогут:

  • отрабатывать не только  новый , но и повторять пройденный материал,
  • отрабатывать умения и навыки грамотного письма и грамотной речи,
  • оперативно проверять свои знания, поэтапно готовиться к экзамену.

Содержание программы полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту ( второго поколения). Предлагаемая образовательная программа «Юный филолог» для работы с  учащимися 5-6 классов по русскому языку - одна из попыток использовать богатейшие возможности изучения русского языка в формировании речевой культуры учащихся, развитии лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций; систематизировать наработанный материал.                       Программа отражает деятельностно-компетентностный подход к дополнительному образованию, опирается на данные филологических дисциплин, служит для их углубления и расширения.

Программа   «Юный филолог» имеет большое познавательное и воспитательное значение. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по стилистике, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык, уважение к труду учёных-языковедов.

Настоящая программа предназначена для дополнительного образования школьников 5-6 классов,  составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста, содержит возможности для развития через игровую деятельность, для удовлетворения потребностей каждого в общей положительной оценке себя в коллективе.

Занятия проводятся с постоянным составом детей в количестве 15 человек 1 раз в неделю по 1 часу .

Программа рассчитана на 34 часа на 1 год обучения.  В дальнейшем предполагается продолжение работы  с учащимися 6-8, 9, 10-11 классов.

Цель программы:

  • углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания, повышение общей языковой культуры школьников;
  • планомерная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ;
  • формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Задачи программы

        Образовательные:

- обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

- привитие интереса к научному анализу слова, знакомство с методами исследования его;

- приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;

- предупреждение речевых и грамматических ошибок;

Развивающие:

- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;

- развитие потребности в речевом самосовершенствовании;

- развитие способности критически относиться к услышанному.

Воспитательные:

-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, уважения к народу – творцу его, приобщение к культуре и литературе русского народа;

- овладение культурой межнационального общения;

- формирование профессионального интереса к лингвистике;

-формирование социально активной личности;

- воспитание толерантности.

Формы занятий

- групповые;

- индивидуальные.

Виды деятельности педагога и детей

-теоретические (рассказ, сообщение, беседа, лекция);

- практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, выпуск газет; подготовка сообщений);

-индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию сообщения).

Методы

- словесный;

- игровой;

- частично-поисковый;

- исследовательский;

- наглядно-демонстрационный;

- проблемный.

Межпредметные связи

- русский язык;

- литература;

- история;

- музыка;

- живопись;

- - биология;

- география;

- краеведение.

Внутрипредметные связи

- фонетика, орфоэпия, орфография;

-  лексика, орфография, этимология;

- морфология, орфография, этимология;

- морфология и стилистика.

2. Ожидаемые результаты.

Обучающие должны знать:

- языковые нормы грамотного письма и грамотной речи,

 нормы речевого поведения в различных сферах общения;

- назначение лингвистических словарей;

- приёмы работы с текстом;

- художественно – выразительные средства языка.

Обучающие должны уметь:

- самостоятельно выполнять различные творческие работы;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их  с точки зрения нормативности;

- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами.

-Оборудование и материалы:

- научно-популярные книги о русском языке;

-  лингвистические словари;

-  тексты художественных произведений;

-   олимпиадные задания;

-  тесты;

-  образцы рефератов, деловых бумаг;

-  памятки «Работа над планом», «Работа над тезисами», «Стили речи», «Как совершенствовать написанное», «Произноси правильно»;

-  материалы стенда «Учись учиться»;

-  портреты учёных – языковедов;

-  рисунки и творческие работы учащихся;

-  магнитофон и аудиокассеты;

-  компьютер, диски, дискеты с материалами по русскому языку.

  1. Учебно – тематический план

Тема

Часы

Повторение изученного

2

Синтаксис. Пунктуация.

5

Фонетика и орфоэпия

4

Лексика

4

Морфемика, орфография

4

Морфология

12

Повторение и систематизация изученного

3

Итого

34

 

Планируемые результаты реализации программы

Результаты 1-го уровня

Приобретение знаний об общечеловеческих ценностях, заложенных в текстах для комплексного анализа, усвоение общественных норм и знаний об  устройстве общества, о мировой и отечественной культуре, ярких личностях различных поколений, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения.

Результаты 2-го уровня

Формирование положительного отношения к базовому учебному предмету, уважительного отношения к национальным традициям, культуре других народов, формирование положительного отношения к познанию самого себя, окружающего мира, повышение уровня самооценки, расширение круга общения, круга интересов.

Результаты 3-го уровня

Приобретение опыта коллективного и индивидуального творческого действия, опыта публичного выступления по проблемному вопросу, опыта организации совместной деятельности с другими детьми.

Методическая литература

  1. Влодавская Е.А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: ко всем действующим учебникам/ Е.А.Влодавская.-М.: Издательство «Экзамен», 2014.-94 с.
  2. Акимова М.К. Способности и одарённость. /М.К. Акимова, В.Т. Козлова//Рабочая книга школьного психолога.–М.: Просвещение, 1991.–330с.
  3. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание. / В.Г. Ветвицкий.–М., Л.: Просвещение, 1966.–160с.
  4. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. / В.Г. Ветвицкий, В.Ф. Иванова, А.И. Моисеев.–М.: Просвещение, 1974.–142с.
  5. Введенская Л.А. Наш родной язык. / Л.А. Введенская, Р.Я Саакьян.–М.: Просвещение, 1971.–143с.
  6. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян.–М.: Просвещение, 1988.–205с.
  7. Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.–Л.: Просвещение, 1990.–253с.
  8. Иванов В.В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. / В.В. Иванов, З.А. Потиха.–М.: Просвещение, 1985.–160с.
  9. Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание: учебное пособие для студентов пед. институтов. / Б.А. Ларин, Б.Л. Богородский, Н.А. Мещерский.–М.: Просвещение, 1977.–224с.
  10. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классы. / В.В. Львов.–М.: Просвещение, 1989.–141с.
  11. Люстрова З.Н. Беседы о русском слове. / З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин.–М.: Знание, 1976.–142с.
  12. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.–М.: Высшая школа, 1990.–158с.
  13. Морозова М.М. Виды внеклассной работы по русскому языку./ М.М. Морозова. – М.: Просвещение, 1968.–267с.
  14. Никитина Е.И. Русская речь: учебное пособие по развитию речи для 5-7 классов. / Е.И. Никитина.–М.: Просвещение, 1994.–188с.
  15. Успенский М.Б. Когда закончились уроки. / М.Б. Успенский, М.В. Голованова, З.Г. Кеворкова.–СПб.: Просвещение, 1992.–125с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 5 классов "Юный филолог"

Внеурочная деятельность. Интегрированный курс  ( русский язык и информационные технологии)...

Программа внеурочной деятельности по английскому языку "Юный филолог"

Программа «Юный филолог» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности для учащихся 9-х классов, которые ...

Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)

     Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы)  обучения общеобразовательных школ. Программа разработана  для работы со школьниками...

Программа внеурочной деятельности "Юный филолог"

Данная программа внеурочной деятельности предпололагает развитие кругозора и мышления о обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чу...

Программа внеурочной деятельности "Занимательная филология" 7 класс

Программа внеурочной деятельности "Занимательная филология" 7 класс...