Программа внеурочной деятельности для 5 классов "Юный филолог"
рабочая программа (5 класс) на тему
Внеурочная деятельность. Интегрированный курс ( русский язык и информационные технологии)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_filolog.odt | 41.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
для учащихся 5 классов ГБОУ школа№106
Санкт-Петербург
Юный филолог ( Современный ученик)
Пояснительная записка.
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования школы.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с пятиклассниками. В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку и литературы, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
I. Актуальность.
Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса, как с образовательной, так и с воспитательной точки зрения. Для ее организации также используются компьютерные технологии:
- Газеты, буклеты, брошюры, памятки, открытки – информационный материал, который можно подготовить с помощью программ Word, Publisher;
- Анкеты, документы для сбора статистических данных, обработка анкет и мониторингов более просто выполняются при помощи программы Excel.
- Музыкальное сопровождение праздников – с помощью программы PowerPoint. На слайдах презентации можно поместить музыкальные композиции, которые будут меняться автоматически или по мере необходимости, в то же время на слайдах могут быть иллюстрации, видеофрагменты, сопровождающие музыку.
- Компьютер - самое мощное и самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал учитель и ученик.
В современной концепции полного среднего образования в России ставится задача формирования у выпускников умений, использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной деятельности, позволяющих им успешно решать практические задачи прикладного характера в широком спектре разнообразных профессиональных ситуаций.
ИКТ на уроках используются как средства, моделирующие различные процессы и явления, как средство повышения наглядности (сочетании ее абстрактно-логической стороны с предметно-образной), как средство математической обработки результатов демонстрационного эксперимента и фронтальных лабораторных работ, как средство контроля и самоконтроля знаний учащихся и т.д. В результате информационные технологии повышают эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
При использовании ИКТ на уроках необходимо учесть, что использование иллюстративных материалов, представленных на дисках и сайтах, в сочетании с Microsoft PowerPoint повышает наглядность.
Учебно-воспитательный процесс в эпоху всеобщей информатизации общества должен подготовить учащихся к жизни в условиях ускорения научно-технического прогресса
Использование ИКТ при проведении уроков – это и тестирование с помощью компьютера, демонстрация презентаций, привлечение учащихся к созданию тематических презентаций, и другие виды учебных работ. Компьютер - самое мощное и самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал учитель.
ИКТ на уроках используются как средства, моделирующие различные процессы и явления, как средство повышения наглядности (сочетании ее абстрактно-логической стороны с предметно-образной), как средство математической обработки результатов демонстрационного эксперимента и фронтальных лабораторных работ, как средство контроля и самоконтроля знаний учащихся и т.д. В результате информационные технологии повышают эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
При использовании ИКТ на уроках необходимо учесть, что использование иллюстративных материалов, представленных на дисках и сайтах, в сочетании с Microsoft PowerPoint повышает наглядность.
Учебно-воспитательный процесс в эпоху всеобщей информатизации общества должен подготовить учащихся к жизни в условиях ускорения научно-технического прогресса.
Создание презентаций –
использование компьютера на уроках позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, эмоциональным и эффективным, пробудить интерес к учению. Уроки, проведенные с использованием компьютерных технологий, надолго запоминаются учащимся, облегчают проведение урока, они интересны и современны.
Презентации удобны тем, что при подготовке отбирается именно тот материал, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности.
Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация – вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.
Применение программы PowerPoint для выполнения компьютерных презентаций дает огромные развивающие возможности для школьников. При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки.
Работа над презентацией, ее публичное представление, защита,- все это положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-коммуникационных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению материала, способствует повышению уровня восприятия информации.
Презентации способствуют воспитанию у школьников собственной точки зрения, которая весьма удобно излагается с помощью программы PowerPoint. Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowеrPoint, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально видоизменять любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.
Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют сформировать образовательную среду, в которой возможно достижение важнейших целей образования.
II. Цели программы:
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
- Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
III. Образовательные результаты.
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- смысловое чтение;
Коммуникативные УУД:
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области ИКТ:
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
- владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты:
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать,
- анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
- овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств;
- совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
- овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
Срок реализации образовательной программы -1 год.
Программа рассчитана на учащихся 5 класса, возраст обучающихся 10-12 лет. Нагрузка – 1 ч. в неделю (34 часов в год)
Организация внеурочной деятельности школьников по данной программе основывается на следующих принципах: добровольности участия школьников, научности, сознательности и активности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и др.
В конце учебного 2015-2016 года – создание дидактического сборника работ учеников 5 класса для сетевого использования в школе №106 по программе «Русский язык. 5 класс».
Ш. Формы проведения занятий:
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов,
- комплексный анализ и просмотр работ;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая лингвостилистический анализ текста;
- редактирование текста
- интеллектуально-лингвистические упражнения;
- работа с текстами-миниатюрами разных типов и стилей;
- составление кластеров к тексту
- коммуникативные и игровые ситуации
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, и других творческих работ.
В каждом занятии прослеживаются две части:
- теоретическая;
- практическая.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Требования к презентации
- Стиль.
- Использование цвета.
- Анимационные эффекты.
- Содержание информации.
- Расположение информации на странице.
- Шрифты.
- Способы выделения информации.
- Объем информации.
- Виды слайдов.
- Гиперссылка.
- Презентация исследования учащегося должна включать: название исследования, цель самостоятельной работы, ход и результат исследования, выводы, аннотированный список использованных ресурсов.
- Основные недоработки презентаций исследования учащихся:
Совершенно не отражается ход исследовательской деятельности, нет постановки проблемы, вывода. Вместо этого – изложение теоретического материала, или просто информация по какой-то теме. При этом много неоправданных различных технических эффектов, которые отвлекают внимание от содержательной части.
IV. Список использованных методических ресурсов:
- У. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. Русский язык. 5 класс. / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов . – М.: Дрофа, 2013.
- Уроки русского языка. Пособие для учителя. 5 класс. /И.П.Васильевых; под ред. С.И.Львовой. – М.: Мнемозина, 2011.
- Учебное пособие по курсу «Компьютер –друг»» Академия информатики для школьников.СПбГПУ, 2015 г.
4. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
5. М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
6. Бабкина, Н. В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Н.В. Бабкина // Педагогика. - 2013. - № 4. - С. 11 –14.
7. Бакулина, Г. А. Творческий подход в обучении русскому языку / Г.А. Бакулина // Русский язык в средней школе. - 2012. - № 11. - С. 39, 54.
8. Баскаков, В.Ю. Некоторые проблемы использования компьютера в обучении русскому языку / В.Ю. Баскаков // Русский язык в школе. - 1988. - №2. - С.7-12.
9. Блонский, П.П. Избранные психологические произведения / П.П. Блонский. — М.: Знание, 2012. - 695 с.
10. Богоявлянская, Д.Б. Психология усвоения знаний / Д.Б. Богоявлянская. - М. 2013. - 275 с
Интернет-ресурсы:
- Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru
- Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru
- Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://katalog.iot.ru
- Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ].
- Сайт http://nsportal.ru
- Сайт http://учительский.сайт
Оборудование
- Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
- Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
- Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
V.Тематический план
№ | Тема | Часы | Основное содержание | Виды деятельности | Дата | ||
1. | О языке и речи. «Пойми меня» | 1 | Основные проблемы понимания и передачи текста. Понятие смысловые опорные пункты. Смысловое ядро. | Анализ текстов различных стилей. Умение выделять смысловые опорные пункт . | |||
2 | Компьютер-помощник. Информационый дизайн | 1 | Устройство персонального компьютера. Внешнеее устройство. Основные компоненты операционная система. | Правила пользование ПК. Техника безопасности при работе с ПК. | |||
3. | Знакомство с основными элементами программы PowerPoint | 2 | Знакомство с основными компонентами программы. ( стиль, фон) Интерактивные возможности POWERPOINT | Создание первого слайда на тему: «Домашний питомец» | |||
4. | Сочинение сказки с рисункам с включением диалога. | 2 | Понятие слайд-шоу. | Создание сказки с рисунками ( 5-6 слайдов) | |||
5. | Звуки и буквы. | 2 | Понятие ключевые слова, смысловые ряды. Поиск информации на тему Алфавит. Звуки. Создание слайдов на тему | Выбор наиболее интересной и значимой информации. Найти ключевые слова и подобрать выразительную иллюстрацию. | |||
6. | Главное в тексте идея, основная мысль. Идея текста. Читаем знакомые правила. | 1 | Читаем учебник по-новому. Выбор наиболее интересной информации. Создание опорных картинок, знаков, таблиц. | Создание опорных картинок, знаков, таблиц. | |||
7. | Анимированные картинки. | 1 | Поиск и сохранение информации. Рисунки gif для web дизайна. | Создание слайда на тему «Осень» с использованием анимации. | |||
8. | Урок-игра Как много я понял. | 1 | Чтение и передача при помощи рисунков и графических знаков незнакомого научно-популярного текста. . | Умение выбирать главную информацию. Построение опорных смысловых схем. | |||
9. | Текстовый редактор Microsoft Word | 2 | Заголовок Строка Меню Панель инструментов Полоса прокрутки Панель задач | Создать текст на тему : «Мое увлечение» | |||
10. | Рецензирование Игра. | 1 | Редакторская правка. Классификация ошибок. | Игровая форма «Издательство пятиклассник» | |||
11. | Алгоритм и сценарий. | 2 | Понятие алгоритма. Понятие сценария. Построение своего алгоритма. | Строим алгоритм. Для динамических иллюстраций-моделей разрабатывается сценарий "движения" или алгоритм перемещения. Создаем открытку к Новому году. | |||
12. | Поисковые системы Интернет Конкурс Самое интересное и оригинальное сообщение | 1 | Схема поиска информации в сети Internet | Создаем интересное сообщение по темам: «Синтаксис, Морфология, Лексика» | |||
13. | Основные принципы построения презентации. | 2 | Ход деятельности. Постановка проблемы Вывод Обратная связь Предоставить в удобном виде содержание презентации ( заголовки слайдов, их количество, последовательность | Создание презентации тем из раздела «Русский язык. Лексика» | |||
14. | Стиль. Типы речи. | 2 | Содержание дифференциального алгоритма чтения. Смысловой фильтр. Создание презентации на тему. | Находим значение в тексе. Определять смысловые сигменты в лингвистическом тексте. | |||
15. | Задание анимационных эффектов для объектов | 1 | Привлечение внимание к наиболее важным моментам текста презентации. Применение нескольких эффектов анимации к одному объекту. | Презентация тем по выбору. | |||
16. | Презентация – орфографический диктант | 1 | Словарный диктант для самопроверки. | Развитие грамматико-орфографической грамотности. Презентация с анимацией. | |||
17. | Викторина по русскому языку | 2 | Вопрос-ответ. Образцы и приемы. | Конкурс викторин учащихся по теме: «Морфология» | |||
18. | Презентация – проверка домашнего задания . | 1 | Создания презентации дидактического содержания ( практикум) | Создание презентации проверки домашнего задания по русскому языку ( свободный выбор учащихся) | |||
19. | Презентация- исследования учащихся: | 1 | Выбор и обсуждение тем представленных для исследовательской деятельности в области языкознания. | Исследование - процесс науч- ного постижения мира в области языкознания | |||
20. | Запись речевого сопровождения презентации | 2 | Запись речевого текста к слайдам. Работа с микрофоном. | Создание презентации с речевым сопровождением . «Поэтические минуты» | |||
21. | Схематические диаграммы SMARTART | 1 | Работа со Smartart | Исследование « Слова –паразиты», « Драгоценные минуты» | |||
22. | Создание кроссворда | 2 | Умение работать в программе Hot Potatoes | Кроссворд по темам :«Русский язык» | |||
23 | Презентация : « Мое исследование » | 2 | Презентация работ. Итоговое занятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе"Юный филолог"
Литературный кружок для учащихся 5 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный филолог"6 класс
Внеурочная деятельность....
Программа внеурочной деятельности по английскому языку "Юный филолог"
Программа «Юный филолог» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности для учащихся 9-х классов, которые ...
Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)
Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы) обучения общеобразовательных школ. Программа разработана для работы со школьниками...
Программа внеурочной деятельности "Юный филолог"
Данная программа внеурочной деятельности предпололагает развитие кругозора и мышления о обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чу...
Программа внеурочной деятельности "Занимательная филология" 7 класс
Программа внеурочной деятельности "Занимательная филология" 7 класс...
Реализация региональных, национальных и этнокультурных особенностей в содержании внеурочной деятельности в области филологии. (Публикация в сборнике "Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Стратегии развития воспитания в РФ" ЧИППКРО
1)Цель использования материала на основе регионального, национального и этнокультурного компонента.2)Традиционные формы внеурочной деятельности в области филологии...