Программа внеурочной деятельности "Занимательная филология" 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Программа внеурочной деятельности "Занимательная филология" 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_filologiya_7_klass.docx | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28
с углубленным изучением отдельных предметов»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол № ___ от «___»______ 2019 года Руководитель ШМО ____________________ (Балабанова Н.А.) | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________________ (Петрова А.В.) от «____» _____ 2019 года | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «СОШ№28» ________________ Екимова И.Б. «____» ___________ 2019 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЛОЛОГИЯ»
Уровень образования основное общее образование
Класс 7
Количество часов 34 в год/1 час в неделю
Учитель Андреева А.О. (7 а, б, в, г)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная филология» разработана для занятий с обучающимися 7-ых классов во второй половине дня в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Рабочая программа разработана в соответствии с Положением о рабочих программах курсов внеурочной деятельности педагога муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 28 с углубленным изучением отдельных предметов». Данная рабочая программа является продолжением рабочей программы по курсу «Занимательная филология» для обучающихся 6 класса.
Школьный курс русского языка ставит своей целью – дать основные сведения по разделам лингвистики: лексикологии, фонетике, орфоэпии, графике и орфографии, морфемике и словообразовании, морфологии и синтаксисе, имеющие познавательное и практическое значение. Однако общей характеристики структуры языка (его грамматического строя, основного словарного фонда), истории развития литературного языка, сведения об интегрированных науках, например таких, как психолингвистика, социолингвистика, этнолингвистика, о лингвистических науках нового тысячелетия – ассоциативная грамматика, орфография, школьная программа не даёт. Все эти вопросы можно подробно рассмотреть на занятиях внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательная филология». Раскрытие закономерностей развития языка, тесной связи его истории с историей развития народа – его создателя, практическое знакомство с богатейшими возможностями языка для выражения самых тонких оттенков чувств и мыслей – всё это пробуждает интерес к родному языку, желание познать его богатства, способствует повышению успеваемости и воспитанию чувства патриотизма у обучающихся. На занятиях по данному курсу рассматриваются задания повышенной сложности, задания олимпиадного характера, нестандартные задания и упражнения.
Организация занятий по курсу «Занимательная филология» основывается на следующих принципах: добровольности участия, научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода.
Широкое привлечение игровых элементов не должны снижать обучающей и развивающей роли внеурочной работы по русскому языку, т.к. они будут сочетаться с лекционным словом учителя и созданием проектов по лингвистике с теми учащимися, которые выберут темы по русскому языку для своего исследования.
Данная программа по русскому языку позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир русского языка. Эта программа обращает внимание учащихся на все стороны языка, расширяет их кругозор о возможностях нашего языка на современном этапе его развития, помогает узнать о существовании интегрированных наук в лингвистике, изучение которых не входят в школьную программу. На данном занятии ребята учатся составлять проекты, работать в команде и индивидуально, аргументированно высказывать свою точку зрения.
Знание русского языка создает условие для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность, поэтому на занятиях данного курса следует обращать внимание на задания, направленные на развитие речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Занятия по занимательной филологии должны убедить школьников в том, что родной язык надо изучать с большой долей ответственности для того, чтобы понимать окружающую нас действительность, свой менталитет и принимать активное участие в жизни страны.
Программой предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:
- Коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения)
- интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация)
- информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом)
- организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее; умение распределять работу на каждого при групповом занятии).
Цели данного курса:
- Привить любовь к родному языку;
- Повысить общую языковую культуру учащихся 7-ых классов;
- Развить интерес к языку как учебному предмету;
- Тренировать внимание обучающихся и умение логически мыслить;
- Развить речь обучающихся;
- Развить навыки общения в различных ситуациях;
- Формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- Расширить кругозор учащихся о лингвистике родного языка;
- Познакомить учащихся с новыми науками о языке;
- Создать проекты по русскому языку с учащимися, которых заинтересует данный курс.
Курс «занимательная филология» ставит следующие задачи:
- Воспитание любви к русскому языку;
- Развитие интереса к языку как учебному предмету;
- Расширение и углубление программного материала;
- Пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе изучения родного слова и родной речи;
- Развитие навыков публичного выступления и защиты своих взглядов перед аудиторией;
- Создание проектов и мини-проектов по русскому языку;
- Совершенствование общего языкового развития школьников.
Курс «Занимательная филология» имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.
Формы занятий:
- Лекционное слово учителя;
- Фронтальный опрос;
- Эвристическая беседа;
- Индивидуальная работа;
- Работа в парах;
- Работа в группах;
- Коллективная работа;
- Работа с различными источниками информации;
- Создание проблемной ситуации;
- Анализ текстов различных стилей и типов;
- Работа с тестами;
- Написание и редактирование текстов;
- Публичное выступление;
- Создание игр по русскому языку для своих одноклассников.
Методы обучения:
1. Объяснительно-иллюстративный;
2. Частично-поисковый, исследовательский;
3. Словесно-наглядный, практический;
4. Самостоятельная работа учащихся с информацией.
Ожидаемые результаты
1. Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
2. Метапредметные результаты:
- Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- умение создавать самостоятельные творческие и исследовательские проекты.
- Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
3. Предметные результаты:
- Учащийся сможет соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, из Интернета, использовать её в разных видах деятельности;
- проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический;
- группировать слова по видам орфограмм;
- соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях;
- создавать проекты по русскому языку (для заинтересовавшихся предметом учащихся).
Средства обучения
1. Печатные пособия (таблицы, схемы, репродукции картин, плакаты, демонстрационные карточки, альбомы демонстрационного и раздаточного материала);
2. Информационно-коммуникативные средства (электронные библиотеки, игровые программы);
3. Экранно-звуковые пособия (слайды, видеофильмы, аудиозаписи).
Актуальность данного курса заключается в следующем: учащимся предоставят возможность расширить круг школьных знаний по русскому языку, выйти за пределы учебной программы, узнать о современных изменениях русского языка, о наличии новых современных лингвистических наук. Обучающиеся научатся работать с различными источниками информации, добывать информацию, анализировать ее, обрабатывать. Учащимся будет предоставлена возможность создания проектов и мини-проектов по русскому языку на интересующие их темы.
Программа по курсу «Занимательная филология» составлена на 34 часа (из расчета 1 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение в курс (2 ч)
Какова роль языка в межличностном общении? Великие люди о языке.
Речевой этикет (5 ч)
Что такое «речевой этикет»? Речевые этикетные формулы. Невербальная коммуникация как средство сопровождения речевого высказывания. Составление проектов по речевому этикету.
Фразеология (3 ч)
«Современные» фразеологизмы и их значение. Темы проектов по фразеологии.
Морфология (9 ч)
Классификации частей речи. Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Спорные моменты в определении этих частей речи. Наречие и его функции в языке. Междометия и звукоподражания и их особенности. В.В. Виноградов о частях речи. Темы проектов по морфологии.
Орфография и акцентология (6 ч)
Составление «словаря» трудностей изучения орфографии в 7 классе (коллективная работа учащихся). Слова, которые нужно запомнить. Акцентология – что это? Составление игр учащихся по орфографии и акцентологии. Особенности русского ударения. Темы проектов по орфографии и акцентологии.
Синтаксис (4 ч)
Обособленные члены предложения и их классификации. Спорные вопросы по синтаксису. Темы проектов.
Интегрированные науки (5 ч)
Метод эксперимента как вид задания на уроках русского языка. Виды экспериментов. Виды психолингвистических экспериментов. Апробация экспериментов учащихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды практической деятельности учащихся на занятии |
1 | Какова роль языка в межличностном общении? | 1 | Устные высказывания, диалоговая форма работы, работа в парах. |
2 | Великие люди о языке. | 1 | Составления пиьсменного текста на основе анализа цитаты о языке. |
3 | Что такое «речевой этикет»? | 1 | Конспектирование лекции учителя, беседа. |
4 | Речевые этикетные формулы. | 1 | Игра |
5 | Речевые этикетные формулы. | 1 | Игра |
6 | Невербальная коммуникация как средство сопровождения речевого высказывания. | 1 | Конспектирование лекции |
7 | Невербальная коммуникация как средство сопровождения речевого высказывания. | 1 | Подготовка мини-проектов |
8 | Составление проектов по речевому этикету. | 1 | Обсуждение проектов |
9 | «Современные» фразеологизмы и их значение. | 1 | Практическая работа в парах |
10 | Виды фразеологизмов. | 1 | Лекция |
11 | Темы проектов по фразеологии. | 1 | Беседа, обсуждение проектов |
12 | Классификации частей речи. | 1 | Конспект лекции |
13 | Причастие и деепричастие как особые формы глагола. | 1 | Конспект лекции |
14 | Причастие и деепричастие как особые формы глагола. | 1 | Игра |
15 | Интересное о причастии. | 1 | Подготовка сообщений |
16 | Интересное о деепричастии. | 1 | Подготовка сообщений |
17 | Наречие и его функции в языке. | 1 | Конспект лекции, беседа |
18 | Междометия и звукоподражания и их особенности. | 1 | Игра |
19 | В.В. Виноградов о частях речи. | 1 | Просмотр видеоматериалов |
20 | Темы проектов по морфологии. | 1 | Обсуждение тем проектов |
21 | Составление «словаря» трудностей изучения орфографии в 7 классе. | 1 | Практическая работа в группах |
22 | Слова, которые нужно запомнить. | 1 | Игра |
23 | Н или НН? Лингвистические игры. | 1 | Игра |
24 | Особенности русского ударения. | 1 | Работа в группах, беседа |
25 | Составление игр учащихся по орфографии и акцентологии. | 1 | Составление собственных игр учащихся |
26 | Темы проектов по орфографии и акцентологии. | 1 | Обсуждение тем проектов |
27 | Обособленные члены предложения и их классификации. | 1 | Конспект лекции |
28 | Спорные вопросы по синтаксису. | 1 | Беседа |
29 | Темы проектов по синтаксису. | 1 | Обсуждение тем проектов |
30 | Метод эксперимента как вид задания на уроках русского языка. | 1 | Лекция, практическая работа в парах |
31 | Виды экспериментов. | 1 | Лекция, практическая работа |
32 | Виды психолингвистических экспериментов. | 1 | Лекция, практическая работа |
33 | Апробация экспериментов учащихся. | 1 | Практическая работа |
34 | Апробация экспериментов учащихся. | 1 | Практическая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность
Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС
Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС...
Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"
Программа «Дружный класс» представляет собой комплексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие установок толерантности у учащихся начальной школы. Включает в себя непоср...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...