Открытый урок русского языка в 7 классе (2018/2019 уч.год)
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Шехмаметьева Румия Анвяровна

В своей работе я очень охотно применяю ИКТ, интерактивную доску. Данный урок -обобщение проведен с использованием интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_7_klass.ppt688 КБ
Файл moy_urok_otkrytyy.docx84.87 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Открытый  урок  русского  языка  в  7 классе.

Тема: повторение  и  обобщение  изученного  о  причастии.

Цели урока:

Образовательные:

- повторить основные теоретические сведения о причастии;

- повторить орфографические и пунктуационные правила, связанные                        с причастием;

- способствовать формированию умения правильно употреблять причастия            в речи.

Развивающие:

- развивать монологическую речь учащихся;

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость через применение ИКТ;

- развивать логическое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к родной стране;

- воспитывать чувство патриотизма.   (слайд 2)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Ребята, отгадайте загадку:

Вот свойство мое обязательное-

склоняюсь я как прилагательное,

на все вопросы его отвечаю,

глагол по значению напоминаю.

-Сегодня, ребята у нас будет необычный урок. Урок, на котором мы не только вспомним всё о причастиях, но и  вспомним наше давно минувшее.

Подвиг, герой, сражающий, отстоять, побеждающий, Родина, Великая Отечественная война. (слайд 3)

-Какой темой объединены эти слова?   (Война.)

-Сколько лет прошло уже,  как кончилась Великая Отечественная война.

Да, ребята, этот год уходящий-73 по счету со дня окончания войны.  Наша страна 9 мая отметила 73-летие великой победы. Мы с вами тоже внесли свою лепту в подготовку и празднование этого события.  

А в памяти народа и поныне живы безмерные предания военных лет и безмерное мужество народа.

КЛЯТВА   ( читает учитель)

И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!        
Анна Ахматова

Итак, ребята, сегодня мы с вами будем обобщать большую тему, которую изучали довольно долго- ПРИЧАСТИЕ. Мы будем выполнять различные задания, материал упражнений и заданий связан с темой войны.

- Война - это особое состояние духа!

- Война – это особая форма жизни …

? А какая особая форма глагола называется причастием?

Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Образовано от глагола и прилагательного.

- На войне (во время войны) люди страдали, но действовали. Вы знаете, что на войне наша страна потеряла 27 млн человек. Были сожжены дотла города и деревни, страна практически была  разрушена .

 - На войне (во время войны) люди страдали, но действовали

? А каких двух категорий бывают причастия?

1) Действительные

2) Страдательные

? Какие причастия называются действительными?

Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам производит действие.

? Какие причастия называются страдательными?

Страдательные причастия обозначают признак предмета, над которым произведено или производится действие.

? Как отличить действительное причастие от страдательного причастия? (По смыслу и по суффиксу). Оформляем таблицу на доске (один ученик). Все хором помогают.  СУФФИКСАЛЬНАЯ КАРУСЕЛЬ  (слайд  4)

http://festival.1september.ru/articles/567361/img1.jpg

? Что мы с вами несем к памятникам, обелискам, могилам погибших воинов в знак уважения, благодарности за то, что можем любить, радоваться, жить?.. (Цветы)

Да, ребята, цветы мы возлагаем у обелисков павшим воинам. У нас в селе тоже есть обелиск. Ежегодно 9 мая мы ходим к памятнику на торжественный митинг. (1 сентября, 25 мая мы несем цветы к обелиску, чтим память погибших за нашу свободу, за мир на земле).

Сейчас мы с вами выполним упражнение:

Игра “ Цветы памяти”  (слайд 7,8)

Учитель диктует словосочетания ,учащиеся на слух (по суффиксу) определяют Д или С причастие. Лепесток с порядковым номером к нужной середине цветка.

http://festival.1september.ru/articles/567361/img2.jpg

блеснуть на потемневшем горизонте, под раскрывшимся парашютом, под затухающее пламя костра, сбитый танк, усыпанная пулями, голодающие дети, сгоревший самолет, написанное солдату письмо, награжденные медалями, ожидающий отряд, подбитый эшелон, окруженный врагами город, брошенная лодка, терпящий бедствие, победивший народ, взятая высота, затонувшая лодка,

На войне работают разведчики, добывая важные сведения для общей победы.

Давайте и мы сейчас побудем разведчиками, чтобы добыть знания. Посмотрим внимательно на схемы, что в них зашифровано?  (на слайде 9  Причастн.оборот)

http://festival.1september.ru/articles/567361/img3.jpg

Х,               _______________   ,   Х.

Вспоминаем определение причастного оборота и знаки препинания при нем.

! Прочитайте  предложения .  Найдите причастные  обороты. . 

Орден Славы.   (на слайде  10 ОРДЕН СЛАВЫ)

Орден Славы – особый знак солдатской доблести, представляющий собой пятиконечную звезду.

В середине орденского знака изображена Спасская Башня, являющаяся символом страны.

В октябре 1953 года эскизы ордена, представленные художниками, были утверждены.

 8 ноября 1943 года вышел Указ Верховного Совета, утвердивший этот орден.

Орденом Славы награждали бойцов и сержантов,  проявивших отвагу и смелость в бою.

7.    Нелегко приходилось нашим бойцам на фронте. Но иногда бывали и минуты затишья после боя. Кто-то писал письма домой, кто-то играл на гармони. А кто-то просто мечтал о скором возвращении домой.

Сейчас мы тоже с вами отдохнем, и выполним устное упражнение

«У костра».  Отдохнем, поговорим о причастных оборотах и о знаках препинания при нем.

Ребята, а какие города-герои вам известны?  (ответы ребят).

Внимание!!! Идет перекличка городов – героев.  (слайд 11)

- Говорит Москва.

  1. В рассказе военного летчика, участвовавшего во многих боях, было много интересного.

- Город Тула.

  1. В ходе боев оборона города не ослабла. Разведчиков отделяла от врагов неширокая речка, поросшая камышами.-Говорит Киев.
  2. В начале августа, когда фашисты прорвались к Днепру, в бой за Киев вступили отряды народного ополчения, задержавшие врага до подхода резервных соединений Красной Армии.

-Говорит Ленинград.

  1. В течение  900 дней ленинградцы и советские войска в боях и упорном труде самоотверженно отстаивали свой город

Армия, поддерживаемая всем народом, была колоссальной силой.

***************

Отрывок их поэмы Твардовского  (читаю )

Лес, ни пулей, ни осколком

Не пораненный ничуть;

Не порубленный без толку

Без порядка, как-нибудь

Не корчеванный фугасом,

Не  поваленный огнем,

Хламом гильз, жестянок, касок

Не заваленный  кругом,

Блиндажами  не изрытый,

Не застроенный зимой,

Ни своими не обжитый,

Ни чужими под землей.

-О каком правиле  пойдет речь? (Слитное и раздельное написание  НЕ с причастиями.

- Что мы можем сказать о правописании НЕ в причастиях?   (на слайде 12)

Графический диктант (ставим 1-раздельно, 2 – слитно)

1.Еще (не) остывшие от работы.

2.Форма (не) вычищена .

3.(Не) летящую, а лишь свистящую.

4.(Не)видимый на темном фоне леса.

5.Задание (не)выполнено.

6.(Не)навидевший врагов.

7.(Не) замеченный противником.

8.(Не)закончившаяся битва .

10.(Не )дописанное письмо, а только начатое.)

 (на слайде 13).предложения.

Мордовия помогала территориям, пострадавшим от немецко-фашистской оккупации.

В 1943 году жителями Мордовии  оказана помощь Ленинграду.

За годы войны более 100 тысяч человек награждены медалью «За доблестный труд в годы ВОВ».

Из Мордовии ушло на фронт 240 тысяч человек. Больше половины из них погибли. Тысячи бойцов-уроженцев нашей Мордовии совершили героические подвиги на полях сражений.

Более семи тысяч уроженцев Темниковского района  награждены орденами и медалями Родины, а девять воинов удостоены звания Героя Советского Союза.

Ребята, прочитаем эти предложения, вдумаемся в смысл данных фактов.

Выполним также морфологический разбор одного причастия.

(слайд война и дети  14)          Юрий Бондарев

Моё поколение

За долгие четыре года войны, каждый час чувствуя близ своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках.

Мы повзрослели на 20 лет. Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбежка

Мы узнавали мир вместе с человеческим подвигом и страданиями.

Кто из нас мог сказать раньше, что зеленая трава может стать фиолетовой, потом черной и закручиваться спиралью, вянуть от разрывов танковых снарядов? Кто мог представить, что когда-нибудь увидит на белых женственных ромашках, этих символах любви, капли крови своего друга, убитого автоматной очередью?

Война - это жестокая и грубая школа, мы сидели не за партами, не в аудиториях, а в мерзлых окопах, и перед нами были не конспекты, а бронебойные снаряды

…Мы могли плакать не от горя, а от ненависти и могли по-детски радоваться весеннему косяку журавлей, как никогда не радовались — ни до войны, ни после войны. Помню, в предгорьях Карпат первые треугольники журавлей возникли в небе, протянулись в белых,… весенних разводах облаков над нашими окопами — и мы зачарованно смотрели на их медленное движение, угадывая их путь в Россию. Мы смотрели на них до тех пор, пока гитлеровцы из своих окопов не открыли автоматный огонь по этим косякам, трассирующие пули расстроили журавлиные цепочки, и мы в гневе открыли огонь по фашистским окопам.

Наше поколение - те, что остались в живых, - вернулось с войны, сумев сохранить, пронести в себе через огонь этот чистый, лучезарный мир, веру и надежду. Но мы стали непримиримее к несправедливости, добрее к добру, наша совесть стала вторым сердцем. Ведь эта совесть была оплачена большой кровью.

Итог.

- Каковы были цели урока?  Обобщить полученные знания, закрепить умения.

А еще мы с вами немного поговорили о страшном военном времени, когда вся страна и весь мир были окованы цепями фашизма. И сейчас, ребята, в мире неспокойно. В последнее время чувство патриотизма у людей усилилось, я думаю, вы тоже любите свою страну, свой народ. Гордитесь своей Родиной, будьте настоящими патриотами Великой России.  Мы надеемся, что никакие террористы ИГИЛ, никакой фашизм не сломит дух нашего народа, потому что мы с вами живем в Великой стране , и наш президент Путин В.В. не даст нас никому в обиду.

 

(слайд 15) Никогда не завянут цветы у подножия обелисков над могилами героев. Цветущая земля, мир и дружба народов – лучший памятник тем, кто не дожил до Победы.

Желаю не черстветь душой, быть достойным памяти павших,  ведь с таким трудом завоевано Счастье!

Домашнее задание:

Найти и записать стихотворение о Великой Отечественной войне с причастиями, причастными оборотами (все выделить). Кто выучит наизусть получит дополнительную оценку.

Выставление оценок.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС

технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...

Открытый урок русского языка 8 класс

Односоставные предложения...

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"

Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана  с учетом требований адаптированной основной...