открытый урок русский язык 6 класс ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_r-6a.docx | 35.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Дата | 30.10.2014 |
Предмет | Русский язык |
Класс | 6 |
Учитель | Верткая Светлана Александровна |
Номер урока в курсе | 53 |
Номер урока в теме | 1 |
Тема урока | Буквы о и а в корне –кос---кас- |
Тип урока | Изучение нового материала |
Образовательные ресурсы | |
Цели урока | формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Буквы о и а в корне –кос,- кас», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов: Личностные:
Метапредметные:
Предметные
Обучающие: развить умение формулировать определение понятий; развить умение находить слова с чередующимися гласными в корне в тексте; сформировать навык правильной постановки чередующихся гласных О-А. в корнях КОС-КАС; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения. Развивающие: развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся ; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения формулировать проблему; развитие умения групповой и парной работы. Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку; воспитание ценностного отношения к слову; развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу. |
Формы и методы обучения | Коллективная, парная, индивидуальная |
Основные термины и понятия | Корень, чередование, орфограмма |
Планируемые образовательные результаты | Научатся: находить слова с чередующимися гласными в корне в тексте; правильно писать слова с чередующимися гласными О-А. в корнях КОС-КАС; Получать возможность научиться: совершенствовать орфографические умения |
Этапы урока | Время | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Методы | Формы проведения | УУД | Виды контроля | ||
Л | М/П | П | |||||||||
Организационный этап. | 2 мин | создание положительного эмоционального настроя | Приветствуются обучающиеся, проверяется их готовность к уроку, создаётся эмоциональный настрой. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, говорят добрые слова и пожелания своим соседям по парте. |
И гостями полон класс. Что гостям сказать нам надо? Видеть Вас мы очень рады Давайте создадим, друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами! Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число. | побуждающ | коллективная | Стремление к речевому самосовершенствованию | К Соблюдение правила русского речевого этикета | Ситуация речевого общения | |
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») | 3 мин | создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | Учитель предлагает поразмышлять над высказыванием интерпретировать его, подумать, как называются такие слова в язы Запишите данные слова в тетрадь. Выделите в них корни. Как вы думаете, какая связь между всеми этими словами? А какое лексическое значение у данного корня? Каким однокоренным словом называется один из процессов в русском языке, при котором происходит последовательная мена гласных и согласных в определенных позициях или определенных морфемах? | Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками. Учащиеся называют тему урока. У них общий корень. Слова однокоренные меняться местами; следовать друг за другом чередование | череда, чередовать очередь, очередность | Побужд. диалог | Инд.работа коллективная | Самоопределение | К Правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме П Извлекать необходимую информацию, определять основную и второстепенную информацию Р Планировать последова тельность действий | Словообразовательный анализ, лексический анализ слова | |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | 5 мин | создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | Организует повторение правописания корней с чередующейся гласной; создает проблемную ситуацию, Вспомните, какие орфограммы с чередованием гласных в корнях слов мы изучали в 5 классе? Давайте проверим, помним ли мы эти орфограммы Перед вами слова с пропущенными буквами. Вам нужно определить орфограмму и вставить пропущенные буквы. | Записывают слова, объясняют; Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками. Учащиеся называют тему урока. | Соб_раться, пол_гать, отр_сти, расст_лать, предпол_жение, зам_рать, сл_жение, р_стовщик, отп_реть, разр_стался, бл_стательный. Прик_снуться, прик_асаться | Подводящий диалог | Кол-ная Индивид (У доски) | Уважительное отношение к родному языку | П Извлекать необходимую информацию, определять основную и второстепенную информацию Р Планировать последова тельность действий | Морфемный анализ слова | Проверить знания изученного |
Выявление места и причины затруднения | 3 мин. | Умение выделять части слова | Контроль за деятельностью учащихся Ребята, а кто вставил пропущенные буквы в слова второго абзаца? Вы уверены в правильности выбора? Почему не уверены? А мы должны уметь правильно писать эти слова? Значит, должны знать правило? Как вы думаете, почему эти слова оказались в ряду слов, правописание которых у нас не вызывает сомнений? | Отвечают на вопросы не знаем правила тоже есть чередование гласных, Будем изучать данное правило, условия выбора похожи на одну из орфограмм, которую сейчас повторили | Исследоват. | Индивид коллектив | Стремление к речевому самосовершенствованию | К Правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме П Моделирование, построение логической цепи рассуждений Р Планировать последова тельность действий | морфемы | ||
Целеполагание | 2 мин | Умение формулировать цель | Какие цели вы ставите для себя на сегодняшнем уроке? | Ставят цели | Приложение 1 Заполнение таблицы Знаю-Хочу знать | индивидуальная | Уважительное отношение к родному языку | К Правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме | Умение планировать действия | ||
Построение проекта выхода из затруднения | 3 мин. | умение работать с учебником | Учитель предлагает самостоятельно сформулировать правило, затем сопоставить с определением из учебника. | Сравнивают, определяют сходство, делают вывод самостоятельно дают определение, затем сравнивают его с материалами учебника | Учебник С.104 | Кол-ная индивид | самоопределение | К Правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме Р планирование | Орфограмма и ее графическое выделение | ||
Реализация построенного проекта | 3 мин | Направляет деятельность уч-ся | Составление алгоритма | Схема | репродукт | Кол-ная | самоопределение | П Извлекать необходимую информацию, определять основную и второстепенную информацию Р Планировать последова тельность действий | |||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | 5 мин | Умение работать по алгоритму | направляет, консультирует | по цепочке по алгоритму | Упр.184 | поисковый | Индивид. Кол-ная | Осознание эстетической ценности русского слова | П Моделирование, построение логической цепи рассуждений | ||
Физминутка | 1мин | Показывает движения | Выполняют движения | Раз пришел к нам в гости –кас (шагают) Пригласить забыли –кос (шагают) Чтобы –кос не обижался (руки в стороны) Кас ему во всем признался (помахали руками) - Если после корня А, Значит –кас пиши всегда.(повернулись из стороны в сторону) -Кос напишем мы тогда, Когда нет за корнем А. | репродукт | коллективная | Р Планировать последова тельность действий | ||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 5 мин | Направление деятельности учащихся | учащиеся самостоятельно выполняют задания осуществляют их взаимопроверку и самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном | Выборочно-распределительный диктант | Сам. работа | Индивид. Кол-ная | Способность к самооценке | К Правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме П Моделирование, построение логической цепи рассуждений Р Планировать последова тельность действий | |||
Включение в систему знаний и повторение | 5мин | Использование нового содержания совместно с ранее изученным | контроль | Самостоятельно выполняют задания | Работа по карточкам | Репродукт | Индивид Групповая парная | Способность работать в группе | Р Планировать последова тельность действий | Применение новых знаний | |
Домашнее задание | 2 мин | инструктаж | Записывают в дневник | п.36, упр. 185 выборочно | |||||||
Подведение итогов. Оценивание | 2мин | Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает наиболее активных учащихся. | Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам, самооценка | Приложение 1 Заполнение таблицы Знаю-Хочу Узнать-Узнал | |||||||
Рефлексия учебной деятельности | 2мин | Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков. | Учащиеся показывают смайлики | А теперь, покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете этот урок? | Индивидуал коллективн | Способность к самооценке | К Правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме |
Приложение 1
Знаю Правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Правописание корней -лаг-/-лож-, | Хочу узнать Когда в корне -кас-/-кос– пишется буква а, когда буква о? | Узнал В корне -кас-/-кос– пишем букву а, если за корнем есть суффикс а. |
Карточка 1
Внимательно прочитайте данную запись – По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для этих рядов? – Как можно быстро выполнить это задание в группе?
1) Любит растения, ____________________________________________________________________
2) Уютно расположиться,_______________________________________________________________
3) Молодой месяц,______________________________________________________________________
4) Касаюсь стены,______________________________________________________________________
Для справок: золотые руки, рубит заросли, коснуться мячом, полосатые брюки, смело предложить, видит росток, тихо излагать, прикасаться к лицу.
Карточка 2
Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните изучаемую орфограмму.
1. Солнце к…снулось края степи.
2. Прик…снувшись спиной к стволу дерева, я мечтал.
3. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья.
4. Солнечные лучм к…саются деревьев.
5. Он почувствовал прик…сновение дружеской руки.
6. Аппарат мчался по к…сательной.
7. Мы к…снулись трудного вопроса.
8. Девочка к…сается руками коврика.
Карточка 3
Вставьте пропущенные буквы. | |
к___саться рукой | прик___саться к волосам |
пройти по к___сательной | не к___саясь проводов |
прик___снуться к тайне | нежное прик___сновение |
слегка к___снуться |
Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с корнем –кос-//-кас-, чтобы получился текст. Озаглавьте текст.
Весна _________ своим дыханием промёрзлой земли, но робкое ___________ весны ещё не пробудило всей природы.
Доброе солнышко _____________ к травам и цветам, и от этого _____________ закипела жизнь в маленьких стебельках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ФГОС (5 КЛАСС)
Тема: Предложения с обращениямиТип урока: изучение нового материалаЦели урока: дать понятие об обращении; показать значение обращений в речи; научить отличать обращение от подлежащего; развивать пункт...
Урок русского языка по ФГОС 5 класс «Правописание приставок»
Цели: Создать условия для освоения способа действия при выборе согласных з-с на конце приставок, формировать навыки написания приставок, развивать личностные, регулятивные, общеучебные, коммуникативны...
Урок русского языка по ФГОС СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ 5 класс
Фамилия, имя, отчество: Спирочкина О.В.Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Енотаевка» Астраханской области...
итоговый тест по русскому языку по ФГОС 6 класс
тест создан в полном соответствии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».
В материале представлена технологическая карта урока с учетом требований ФГОС по теме: "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"....
Рабочая программа по русскому языку (по ФГОС )для 5 класса.
Пояснительнаязаписка и тематическое планированик с УУД....
Конспект урока русского языка по ФГОС в 5 «Б» классе по теме:«Простые и сложные предложения».
Урок - исследование нового материала...