Рабочая программа по русскому языку 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Черныш Наталья Валентиновна

Рабочая  программа для 8 -ого класса,  реализующего   ФГОС ООО по русскому языку,  разработана  на основе:

- Примерной основной образовательной программы основного  общего образования, ОДОБРЕННОЙ решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Устьпаденьгская ОШ», принятой на заседании педагогического  совета МБОУ «Устьпаденьгская ОШ», протокол № от 26 августа 2015 года;

- Рабочая программа по русскому языку для 8  классов разработана на основе примерной рабочей программы по русскому языку, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ООО, программы по русскому языку к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. (М.:Просвещение, 2016 г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_8_klass.docx71 КБ

Предварительный просмотр:

  •  

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «Устьпаденьгская ОШ»

_____________/Черныш Н.В./

«__»____________20 ______ г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Устьпаденьгская ОШ»

_____________/С.П.Минина/

«__»__________20_______ г.

Приложение к Основной образовательной  программе

основного  общего  образования

МБОУ «Устьпаденьгская ОШ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По  учебному  курсу   «Русский язык»

Класс  8

Разработчик программы   (ФИО,  должность, кв. категория ):

Черныш Наталья Валентиновна, учитель русского языка и литературы, высшая  кв. категория

Д.Усть-Паденьга

2019- 2020  учебный год

  1. Пояснительная записка

Рабочая  программа для 8 -ого класса,  реализующего   ФГОС ООО по русскому языку,  разработана  на основе:

- Примерной основной образовательной программы основного  общего образования, ОДОБРЕННОЙ решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Устьпаденьгская ОШ», принятой на заседании педагогического  совета МБОУ «Устьпаденьгская ОШ», протокол № от 26 августа 2015 года;

- Рабочая программа по русскому языку для 8  классов разработана на основе примерной рабочей программы по русскому языку, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ООО, программы по русскому языку к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. (М.:Просвещение, 2016 г.).

.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Русский язык. 8  класс. Учеб.дляобщеобразоват. учреждений. [, Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.; науч.ред. Н.М.Шанский].-М.:П, 2017.

Рабочая  программа   разработана  в  соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности, МБОУ «Устьпаденьгская ОШ».

Протокол Педагогического совета №1 от 25  августа  2016 года.

По учебному плану МБОУ «Устьпаденьгская ОШ» на 2020 - 2021 учебный год на изучение русского языка  отводится 102 часа в год,  3 часа в неделю.

1 четверть - 24  часа

2 четверть - 24  часа

3 четверть - 32  часа

4 четверть - 22  часа

Аттестация обучающихся по русскому языку проводится в соответствии с Положением о системе оценок, формах,  порядке,  периодичности текущей и промежуточной (итоговой) аттестации и переводе обучающихся, принятом на Педагогическом совете школы (протокол №10 от 26 мая 2014 года).

 В 2020 - 2021 уч. году  промежуточная  аттестация по русскому языку  будет проводится в  форме тестирования в формате ВПР..

Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык»

Личностные универсальные учебные действия

Ученик 8 класса научится:

В рамках когнитивного компонента:

• определять историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

• знать государственную символику (герб, флаг, гимн), знать государственные праздники;

• знать положения Конституции РФ, основные права и обязанности  гражданина, ориентироваться  в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

• знать  о своей этнической принадлежности, осваивать  национальные ценности, традиции, культуру, знание о народах и этнических группах России;

• осваивать общекультурное наследие России и общемировое  культурное наследие;

• ориентироваться  в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации, понимать  конвенциональный характер морали;

• понимать основы социально-критического мышления, ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий, устанавливать  взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

• знать основные принципы и правила отношения к природе; знать основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов:

• любить Родину, гордиться своей страной;

• уважать историю, культурные и исторические памятники;

• эмоционально положительно принимать свою этническую идентичность;

• уважать другиенароды  России и мира и принятие их, проявлять  межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважать личность и её достоинство, доброжелательно относиться к окружающим, проявлять нетерпимость к любым видам насилия и быть готовым противостоять им;

• уважать ценности семьи, проявлять любовь к природе, признавать  ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• проявлять потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• следовать  моральным нормам, испытывать переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента:

• испытывать  готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• испытывать готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• уметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• испытывать готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• испытывать потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• уметь  строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• проявлять устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• быть готовым к выбору профильного образования.

Ученик 8 класса получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик 8 класса научится: 

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Ученик 8 класса получит возможность научиться: 

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временной перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик 8 класса научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргумент-ть и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей,  в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик 8 класса научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Предметные результаты

Речь и речевое общение

Ученик 8 класса научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Ученик 8 класса научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль учебно-научного, публицистического, официально-делового, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового в форме плана, тезисов, ученического изложения.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать е. в устной форме.

Чтение

Ученик 8 класса научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать е. в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников, высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Ученик 8 класса научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

 • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Ученик 8 класса научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; • писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Ученик 8 класса научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (деловое письмо, объявление)

Функциональные разновидности языка

Ученик 8 класса научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения е. композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед сверстниками с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной и др речью.

Общие сведения о языке

Ученик 8 класса научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Ученик 8 класса научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать е. в различных видах деятельности.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать е. в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Ученик 8 класса научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматич. и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразоват. пары и словообразоват. цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художеств. речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологич. справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Ученик 8 класса научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• опознавать осн. виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет и др.);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Ученик 8 класса научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Ученик 8 класса научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Ученик 8 класса научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Ученик 8 класса научится:

• выявлять единицы языка в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

• определять цели изучения русского языка в школе;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

Содержание учебной дисциплины

РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (1ч)

Раскрытие ценности русского языка и его места среди языков народов мира

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (5ч+2ч)

Язык как средство коммуникации; нормы русского речевого этикета, его особенности.

Знаки препинания в сложном предложении. Типы сложных предложений и средства связи в них.

Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

Обучающее сжатое изложение.

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (7ч + 1 ч.)

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса

Предложение как единица синтаксиса. Основное свойство предложения. Отличие слова и словосочетания от предложения.

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Грамматические средства связи в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Синтаксические связи слов в словосочетании. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Синтаксический разбор словосочетания.

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (2ч+1ч)

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Строение предложения, виды по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды простого предложения (двусоставные и односоставные).

Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение.

Сочинение-описание по картине.

ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Главные члены предложения.(6ч + 2ч.)

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое, его основные типы и способы выражения, связь сказуемого с подлежащим. Понятие простое глагольное сказуемое. Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим. Понятие составное сказуемое. Отличительные особенности составного глагольного сказуемого от составного именного.

Тире между подлежащим и сказуемым.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (6ч+2ч)

Понятие второстепенные члены предложения. Дополнение, прямое и косвенное. Смыслоразличительная роль порядка слов.

Согласованные и несогласованные определения, способ их выражения.

Приложение как разновидность определения, знаки препинания при нём.

Обстоятельство. Обстоятельство места, времени, причины, цели, условия, уступки, образа действия.

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

Характеристика человека как вид текста.

Сочинение. Групповой портрет.

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (9ч+2ч)

Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными. Типы односоставных предложений. Назывные предложения. Определённо-личные предложения. Неопределённо-личные предложения. Безличные предложения. Общие и отличительные признаки двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению. Способы выражения сказуемых в безличных предложениях.

Особенности строения полных и неполных предложений, сфера их употребления. Роль неполных предложений в текстах художественных произведений.

Синтаксический разбор односоставного предложения.

Инструкция. Особенности составления инструкции.

Рассуждение. Обобщение и расширение представления о типе речи рассуждение. Прямой и обратный способ доказательств. Тезис и антитезис. Риторический вопрос.

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (1ч)

Понятие об осложнённом предложении.

 ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  (12ч+2ч).

 Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения, пунктуация при них.

Сочинительные союзы и знаки препинания при них.

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

Изложение. Сравнительная характеристика с элементами сочинения.

ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (17ч+2ч)

Обособленные члены предложения, их роль в речи.

Общие условия обособления определений. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений.

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

Условия обособления деепричастий и деепричастных оборотов.

Обособленные уточняющие предложения, знаки препинания при них.

Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами.

Рассуждение. Обобщение и расширение представления о типе речи рассуждение. Прямой и обратный способ доказательств. Тезис и антитезис. Риторический вопрос.

СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Обращение. (4ч)

Обращение. Назначение обращений. Обращения распространённые и нераспространённые, выделительные знаки препинания при обращении, употребление обращений.

ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ (5ч+2ч)

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по назначению. Вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания.

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

Междометия в предложении, выделительные знаки препинания при них.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

ЧУЖАЯ РЕЧЬ (6ч+1ч)

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Интонация предупреждения и интонация пояснения в комментирующей части.

Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Диалог.

Цитата. Способы передачи чужой речи. Цитата – дословная выдержка из чужой речи.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.

Рассказ с диалогом. Повествовательный текст в жанре рассказа, его особенности.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ  (3ч.+1ч.)

Простое  осложнённое предложение. Комплексное повторение. Итоговая контрольная работа. Анализ работ.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов/

развитие речи

Теоретическая часть

Практическая часть

Контрольные работы

1.

Вводный урок.  Русский язык в современном мире.

1 ч.

1

2.

Повторение изученного в 5 -7 классах.  

5 ч. +2 ч.

4

3

1 д

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

7 ч. + 1 ч.

7

1

4.

Простое  предложение.

2 ч.  + 1 ч.

2

1

5.

Двусоставные  предложения.Главные  члены  предложения.

6 ч. +2 ч.

5

3

1 д

6.

Второстепенные  члены  предложения

6 ч. +2 ч.

6

2

7.

Односоставные  предложения.

9 ч. +2 ч.

8

3

1 д

8.

Простое осложнённое предложение.

1 ч.

1

9.

Однородные члены предложения.

12 ч. +2 ч.

11

3

1 д

10.

Обособленные члены предложения.

17 ч. +2 ч.

16

3

1 д

11.

Обращение.

4 ч.

4

12.

Вводные и вставные конструкции.

5 ч. +2 ч.

5

2

13.

Чужая речь.

6 ч. +1 ч.

6

1

14.

Повторение и систематизация изученного  в  8  классе

3 ч. + 1ч.

3

1

Всего часов

102 ч./18

79

23

5

Календарно - тематическое планирование программного материала

по русскому языку в 8 классе

Всего уроков:  102

Теоретическая часть:  79

Практическая часть:   23

Уроков развития речи: 18     (сочинений - 4 , изложений - 8 )

Контрольных диктантов: 5

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Дата проведения

планируемая

фактическая

1

1.1

Русский язык в современном мире

1

Урок усвоения новых знаний

Повторение изученного в 5-7 классах.

5+2

2

2.1

 Пунктуация. Орфография.

1

Повторительно-обобщающий урок

3

2.2

Знаки препинания в сложном предложении

1

Повторительно-обобщающий урок

4

2.3

Буквы н и нн в суффиксах

1

Повторительно-обобщающий урок

5

2.4

Входной контрольный диктант  с грамматическим заданием

1

Урок контроля

6

2.5

Слитное и раздельно написание не с различными частями речи

1

Повторительно-обобщающий урок

7

2.6

Р.р.  Изложение «Проза жизни»

1

Урок развития речи

8

2.7

Р.р. Сочинение в форме письма

1

Урок развития речи

Синтаксис и пунктуация. Культура речи

7+1

9

3.1

 Основные единицы синтаксиса

1

Урок усвоения новых знаний

10

3.2

Текст как единица синтаксиса

1

Урок усвоения новых знаний

11

3.3

Предложение  как единица синтаксиса

1

Урок усвоения новых знаний

12

3.4

Р.р.  Сжатое изложение «Страна за Онегой»

1

Урок развития речи

13

3.5

Словосочетание как единица синтаксиса

1

Урок усвоения новых знаний

14

3.6

Виды словосочетаний

1

Урок усвоения новых знаний

15

3.7

Связь слов в словосочетании

1

Урок усвоения новых знаний

16

3.8

Синтаксический разбор словосочетаний

1

Урок комплексного применения знаний и умений

Предложение. Простое предложение.

2+1

17

4.1

Грамматическая основа предложения

1

Урок усвоения новых знаний

18

4.2

Порядок слов в предложении. Логическое ударение

1

Урок усвоения новых знаний

19

4.3

Р.р.  Описание памятника культуры

1

Урок развития речи

Двусоставные предложения.

 Главные члены предложения

6+2

20

5.1

Подлежащее. Способы выражения подлежащего

1

Урок усвоения новых знаний

21

5.2

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

1

Урок усвоения новых знаний

22

5.3

Р.р Сочинение «Чудный собор»

1

Урок развития речи

23

5.4

Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое

1

Урок усвоения новых знаний

24

5.5

Составное именное сказуемое

1

Урок усвоения новых знаний

25

5.6

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Урок усвоения новых знаний

26

5.7

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

Урок контроля

27

5.8

Р.р Пишем правильно

1

Урок развития речи

Второстепенные члены предложения.

6+2

28

6.1

 Дополнение. Прямое и косвенное дополнение

1

Урок усвоения новых знаний

29

6.2

Определение. Согласованное и несогласованное определение

1

Урок усвоения новых знаний

30

6.3

 Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении

1

Урок усвоения новых знаний

31

6.4

Р.р. Изложение «Петр Первый»

1

Урок развития речи

32

6.5

 Обстоятельство

1

Урок усвоения новых знаний

33

6.6

Основные виды обстоятельств

1

Урок усвоения новых знаний

34

6.7

Синтаксический разбор двусоставного предложения

1

Урок комплексного применения знаний и умений

35

6.8

 Р.р.  Характеристика человека

1

Урок развития речи

Односоставные предложения.

9+2

36

7.1

Главный член односоставного предложения

1

Урок усвоения новых знаний

37

7.2

Назывные предложения

1

Урок усвоения новых знаний

38

7.3

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым Определенно-личные предложения

1

Урок усвоения новых знаний

39

7.4

 Неопределенно-личные предложения

1

Урок усвоения новых знаний

40

7.5

Безличные предложения

1

Урок усвоения новых знаний

41

7.6

Р.р Сочинение –рассуждение «Слово делом крепи»

1

Урок развития речи

42

7.7

Систематизация и обобщение знаний по теме «Односоставные предложения»

1

Урок систематизации и обобщения знаний

43

7.8

Р.р Изложение с творческим заданием «Мещерский край»

1

Урок развития речи

44

7.9

Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях

1

Урок усвоения новых знаний

45

7.10

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

1

Урок контроля

46

7.11

Анализ диктанта и работа над ошибками

1

Урок актуализации знаний и умений

Простое осложненное предложение

1

47

8.1

Понятие об осложненном предложении

1

Урок усвоения новых знаний

Однородные члены предложения.

12+2

48

9.1

Понятие об однородных членах предложения

1

Урок усвоения новых знаний

49

9.2

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, пунктуация при них

1

Урок усвоения новых знаний

50

9.3

Р.р  Изложение, основанное на сравнительной характеристике

1

Урок развития речи

51

9.4

Однородные и неоднородные определения

1

Урок усвоения новых знаний

52

9.5

Сочинительные союзы при однородных членах

1

Урок усвоения новых знаний

53

9.6

Пунктуация при однородных членах, связанных сочинительными союзами. Соединительные союзы при однородных членах

1

Урок комплексного применения знаний и умений

54

9.7

Пунктуация при однородных членах, связанных противительными союзами

1

Урок комплексного применения знаний и умений

55

9.8

Пунктуация при однородных членах, связанных разделительными, повторяющимися и двойными союзами

1

Урок комплексного применения знаний и умений

56

9.9

Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

Урок усвоения новых знаний

57

9.10

Синтаксический и пунктуационный разбор

1

Урок комплексного применения знаний и умений

58

9.11

Р.р. Сочинение, основанное на сравнительной характеристике – описании

1

Урок развития речи

59

9.12

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»

1

Урок систематизации и обобщения знаний

60

9.13

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

1

Урок контроля

61

9.14

Анализ диктанта и работа над ошибками

1

Урок актуализации знаний и умений

Предложения с обособленными членами.

17+2

62

10.1

Понятие об обособленности

1

Урок усвоения новых знаний

63

10.2

Обособление согласованных определений и приложений, стоящих после определяемого слова

1

Урок усвоения новых знаний

64

10.3

Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению

1

Урок усвоения новых знаний

65

10.4

Обособление согласованных определений и приложений, имеющих добавочное обстоятельственное значение

1

Урок усвоения новых знаний

66

10.5

Обособление одиночных приложений, стоящих после определяемого слова- имени собственного

1

Урок усвоения новых знаний

67

10.6

Р.р. Рассуждение на дискуссионную тему

1

Урок развития речи

68

10.7

Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения»

1

Урок систематизации и обобщения знаний

69

10.8

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами

1

Урок усвоения новых знаний

70

10.9

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

1

Урок усвоения новых знаний

71

10.10

Обобщение по теме «Обособленные обстоятельства»

1

Урок систематизации и обобщения знаний

72

10.11

Р.р.  Изложение с элементами сочинения

1

Урок развития речи

73

10.12

Обособление уточняющих обстоятельств места и времени

1

Урок усвоения новых знаний

74

10.13

Обособление уточняющих членов, присоединяемых при помощи союзов и других слов

1

Урок усвоения новых знаний

75

10.14

Обособление уточняющих дополнений с производными предлогами

2

Урок усвоения новых знаний

76

10.15

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

1

Урок комплексного применения знаний и умений

77

10.16

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

1

Урок комплексного применения знаний и умений

78

10.17

Обобщение по теме «Обособленные члены предложения»

1

Урок систематизации и обобщения знаний

79

10.18

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

1

Урок контроля

80

10.19

Анализ диктанта и работа над ошибками

1

Урок актуализации знаний и умений

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Обращение.

4

81

11.1

Назначение обращения

1

Урок усвоения новых знаний

82

11.2

Распространенные обращения

1

Урок усвоения новых знаний

83

11.3

Знаки препинания при обращении

1

Урок усвоения новых знаний

84

11.4

Употребление обращений

1

Урок усвоения новых знаний

Вводные слова и вставные конструкции.

5+2

85

12.1

Понятие о вводных словах,  их группы по значению

1

Урок усвоения новых знаний

86

12.2

Вводные слова в предложении. Знаки препинания при них

1

Урок усвоения новых знаний

87

12.3

Роль вводных слов в построении текста. Вводные предложения

1

Урок комплексного применения знаний и умений

88

12.4

Р.р Составление текста с вводными словами и вводными предложениями

1

Урок развития речи

89

12.5

Вставные слова, сочетания м предложения

1

Урок усвоения новых знаний

90

12.6

Междометия и слова – предложения «да» и «нет»

1

Урок усвоения новых знаний

91

12.7

Р.р Моделирование публичного выступления с использованием вставных конструкций

1

Урок развития речи

Чужая речь

6+1

92

13.1

Прямая и косвенная речь

1

Урок усвоения новых знаний

93

13.2

Знаки препинания в предложениях с прямой речью до и после слов автора

1

Урок усвоения новых знаний

94

13.3

Диалог

1

Урок усвоения новых знаний

95

13.4

Предложения с косвенной речью

1

Урок усвоения новых знаний

96

13.5

Р.р. Сжатое изложение по упр.418

1

Урок развития речи

97

13.6

Цитаты и знаки препинания при них

1

Урок усвоения новых знаний

98

13.7

Обобщающий урок по теме «Чужая речь»

1

Урок систематизации и обобщения знаний

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

3+1

99

14.1

Синтаксис и морфология

1

Повторительно-обобщающий урок

100

14.2

Синтаксис и пунктуация

1

Повторительно-обобщающий урок

101

14.3

Р.р. Сжатое изложение (по упр.441)

1

Урок развития речи

102

14.4

Синтаксис и орфография

1

Повторительно-обобщающий урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные работы по русскому языку за 1полугодие (5-8классы)

Дидактический материал по русскому языку. В декабре проводятся проверочные работы во всех классах, можно использоваь уже готовый материал- тексты и задания к ним....

Проблемное обучение на уроке русского языка (8класс)

Одна из работающих технологий-проблемное обучение. Вариант создания проблемной ситуации на уроке по теме "Односоставные предложения.Определенно-личные предложения"....

тест по русскому языку (8класс)

данный тренировочный тест можно использовать и в 8, и в 9 классах в качестве подготовки к итоговогой государственной аттестации....

Уроки русского языка,8класс

Конспекты уроков...

Рабочая программа по русскому языку. 8класс

Рабочая программа по учебнику Л.А.Тростенцовой.Расчитана на 105ч....

Итоговая разноуровневая контрольная работа по русскому языку (8класс)

Итоговая контрольная работа по русскому языку включает в себя задания по основным разделам русского языка....

Подготовка к ВПР. Русский язык. 8класс.

Презентация содержит материалы для подготовки к ВПР по русскому языку....