Урок развития речи "Составление портрета хитрого человека в художественном стиле"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме
Урок поможет ребятам понять, что такое психологический портрет героя, научит видеть через внешность персонажа его характер и авторское отношение к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_po_razvitiyu_rechi.ppt | 299.5 КБ |
urok_razvitiya_rechi_v_7_klasse.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речевая разминка. «Читатель, по существу никогда не видевший героев книги, может судить об их наружности. В чём же дело? Как получается, что мы знаем литературных героев в лицо?» -Прочитайте текст про себя. К какому стилю речи вы его отнесёте? (К научному стилю. Во-первых, содержит сведения о портрете литературного героя; во-вторых, содержит научные термины; в-третьих,данный текст-отрывок из научно-популярной статьи о портрете.)
Работа по теме. «Как же так получается, что мы знаем литературных героев в лицо?» В произведении описывается портрет персонажа. Что же такое портрет? «Портрет в литературе-это изображение внешности героя(черт, мимики, фигуры, лица, одежды)как одно из средств его характеристики; разновидность описания». -Каково значение портрета? Его роль в описании? -Разновидностью какого типа речи является портрет литературного героя? -Как вы понимаете выражение психологический портрет? -Что ещё, кроме описания внешности литературного героя, он может включать в себя?
Запишем ответ на вопрос в виде схемы: Психологический портрет литературного героя Внешность (черты лица, взгляд, фигура, поза, мимика, жесты, Одежда) Манера поведения Голос(интонация, сила голоса)
Прочитайте портрет литературного героя. Что это за персонаж? Из какого произведения? Назовите автора. Докажите, что перед вами психологический портрет. «Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в моей памяти, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце… Вся она-тёмная, но светилась изнутри-через глаза-неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка,-она ми мягкая такая же, как этот ласковый зверь». Бабушка Акулина Ивановна, героиня повести М.Горького «Детство».
Ответьте на вопросы: -Какие черты характера бабушки раскрываются в портрете? Доброта, ласковое и внимательное отношение к людям, мягкость. -Можно ли по портрету определить отношение рассказчика к героине? Отношение мальчика к бабушке восторженное, он постоянно любуется ею, тянется к ней, чтобы отогреться теплом её души. Ярко, с с любовью описывает рассказчик портрет бабушки: её глаза, улыбку, движения. Он находит для этого удачные эпитеты и сравнения.
Выводы: Портрет литературного героя-это не только внешняя оболочка, выражающая его внутреннюю суть, но и способ выражения отношения автора к герою. Авторская симпатия или антипатия может выражаться открыто, в авторских комментариях, или скрыто, в подборе деталей портрета литературного героя. -Каковы же, по-вашему, задачи создания психологического портрета? 1.Раскрыть внутренний мир и характер персонажа; 2.Передать авторское отношение к нему.
Прочитайте портрет господина Тенардье,персонажа романа В.Гюго «Отверженные». Определите авторское отношение к персонажу и способ его выражения. Лафатер(учёный), увидев такое лицо, определил бы его как помесь грифа с сутягой; пернатый хищник и человек-крючкотвор, дополняя друг друга, усиливали своё уродство, ибо черты крючкотвора придавали хищнику нечто подлое, а черты хищника крючкотвору-нечто страшное». -ЛЗ каких слов вы не поняли в контексте? -Каково авторское отношение к персонажу? (негативное. Выражается в подборе деталей портрета, в сравнении господина с хищной птицей, неприятной на вид.
Таким образом: Портрет никогда не воспринимается отдельно, но всегда вместе с поведением персонажа, его поступками, мыслями, окружающей обстановкой. -Психологический портрет-это внутренняя суть литературного героя. Герои по своему внутреннему содержанию могут быть разными: добрыми и злыми, бескорыстными и скупыми, бескорыстными и негодяями. И об особенностях характера героев следует судить не только по их поступкам, но и по их психологическому портрету. Ваша задача-проследить, из чего складывается портрет,например,хитрого человека. -Какого человека мы называем хитрым? 1.Изворотливый, скрывающий свои истинные намерения, идущий обманными путями к достижению чего-либо. 2.Изобретательный, искусный в чём-нибудь. -Но одинакова ли хитрость?
Хитрость со знаком «плюс» и со знаком «минус»… Как вы это понимаете? Из предложенных эпитетов выберите сначала те, которые характеризуют хитрость «плюс», а потом «минус». Весёлая,дьявольская,звериная,коварная,лукавая,невинная,лицемерная,обдуманная, пошлая, тонкая, дипломатическая. -Какие эпитеты вызвали ваше сомнение? Тонкая, дипломатическая. Их можно употреблять как при описании хитрого добряка, так и при описании хитрого негодяя.
Прочитайте портрет Оливье, героя произведения В.Скотта «Квентин Дорвард». Докажите, что это портрет хитрого негодяя. «...Оливье был маленький,худой человек с бледным лицом, в самом простом шёлковом камзоле и таких же панталонах и чулках-костюме, который едва ли мог выставить в выгодном свете его заурядную фигуру. Серебряный таз, который он держал в руке, и перекинутое через плечо полотенце указывали на скромную должность.Лицо отличалось живостью и проницательностью, однако он старался скрыть это выраженье и ходил, скромно опустив глаза, или, вернее, скользил неслышно, как кошка, словно стараясь прокрасться незамеченным. Но если скромность может скрыть добродетель, под этой личиной не укроется тот, кто осыпан королевскими милостями.Да и мог ли пройти через приёмны зал человек, который,как всем было известно, имел такое влияние на короля,какого добился его знаменитый цирюльник и камердинер Оливье де Лэн, или иначе –ОливьеНегодяй, или ещё-Оливье Дьявол! Эти прозвища были даны ему за ту чисто дьявольскую хитрость, с которой он помогал королю проводить в исполнение его вероломные замыслы».
Ответьте на вопросы: Какие художественные средства выразительности языка помогают автору показать внутреннюю суть героя? Сравнения, эпитеты,прозвища; противопоставления манеры поведения, одежды, т.е. внешних признаков, внутренней сути героя. Авторская антипатия выражена открыто.
Послушайте «разбросанный» портрет госпожи Тенардье. Определите внутреннюю суть героини, охарактеризуйте её, основываясь только на психологическом портрете. Вам помогут вопросы: -Какой вы видите героиню? Каково её обычное выражение лица? -Когда и почему меняется выражение лица героини? -Как проявляется хитрость госпожи Тенардье? -Что скрывается за этой хитростью? Что главное в характере героини?
Составить психологический портрет деда Каширина(главы:1,2,3,5,6). Написать сочинение-миниатюру «Дед Каширин глазами внука». Подумать над вопросом «Как в портрете старика Каширина подчёркивается его хитрость? Можно ли однозначно определить, какова она?»
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 7 классе.
Составление портрета хитрого человека в художественном стиле.
Образовательные цели: дать понятие портрета литературного героя как разновидности описания; учить видеть через внешность персонажа его характер и авторское отношение к нему.
Речевая разминка. Слайд№1. Работаем с высказыванием Л.И.Кричевской, отвечаем на вопросы. Разминка помогает ребятам включиться в работу, вспомнить, что такое портрет, особенности научного стиля, к которому относится данный текст.
Работа по теме начинается с теории.
А) Отвечаем на вопросы. Слайд№2.
Что же вмещает в себя выражение «психологический портрет»? Пытаемся представить ответ на вопрос в виде схемы. Слайд №3.
Б) Слайд№4. Читаем отрывок из повести «Детство» М.Горького (портрет бабушки Акулины Ивановны). Угадываем, что за персонаж? Из какого произведения? Доказываем, что перед нами психологический портрет.
В) Слайд№5. Работа с портретом по вопросам.
Г) Слайд№6. Делаем выводы о том, что же такое портрет литературного героя, формулируем задачи создания психологического портрета. Всё это ребята без труда сделают, если ответят на все мои вопросы.
Д) Читаем ещё один отрывок (слайд№7) из романа В.Гюго «Отверженные». Это портрет господина Тенардье. Ребята пытаются определить авторское отношение к персонажу и способ его выражения.
Конечно, определяем, что отношение автора к персонажу негативное. Выражается оно в подборе деталей портрета, в сравнении господина Тенардье с хищной птицей, неприятной на вид.
Делаем вывод о том, что портрет никогда не воспринимается отдельно, но всегда вместе с поведением персонажа, его поступками, мыслями, окружающей обстановкой. Слайд№8.
Когда мы выяснили, что такое психологический портрет, определили, чем он отличается просто от портрета героя, я ставлю перед ребятами задачу: проследит, из чего складывается, например, портрет хитрого человека. Сначала, несомненно, нужно выяснить, что такое хитрость (определение записываем в тетрадь). Выясняем, а одинакова ли хитрость? Слайд№9.
Что же включает в себя это понятие? Что значит хитрость со знаком «+» и «-«
Перед глазами ребят эпитеты. Надо попробовать выбрать сначала те, которые характеризуют хитрость со знаком «+», а потом те, которые определяют хитрость со знаком «-« Делаем вывод о том, что эпитеты ТОНКАЯ, ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ можно использовать как при описании хитрого добряка, так и при описании хитрого негодяя.
Е) Слайд№10. Прочитайте портрет Оливье, героя пр-я В.Скотта «Квентин Дорвард». Докажите, что это портрет хитрого негодяя. Помогут ребятам в этом ответы на вопросы слайд№11. Находим художественные средства изобразительности, которые помогают автору показать внутреннюю суть Оливье Негодяя.
Ж) Т.о., ребята приходят к выводу, что психологический портрет-это и внешность, и манера поведения, и голос. Прочитав его, можно определить не только, какой это человек и сформировать своё мнение о нём, но и увидеть авторскую позицию, отношение рассказчика к герою.
Ну а теперь ещё один портрет. Он называется «разбросанный» (слайд№12). «Разбросанный», значит, «рассредоточенный» на разных страницах страницах произведения. Это описание госпожи Тенардье, героини романа В.Гюго «Отверженные». Она жена того самого господина Тенардье, портрет которого мы уже обсуждали сегодня. Может быть, вы читали отдельные главы этого романа, например, «Гаврош», «Козетта»? В главе «Козетта» дан «разбросанный» портрет госпожи Тенардье. Она безжалостно издевается над сиротой Козеттой, но, видя заинтересованность в девочке другого человека, пытается показать себя женщиной жалостливой, доброй, бескорыстной. Автор же в каждый момент показывает её истинное лицо. Каково же оно? Попытайтесь определить внутреннюю суть героини, охарактеризуйте её., основываясь только на психологическом портрете. В этом нам помогут вопросы (слайд№12).
Я читаю портрет, т.к. текст большой. Ребята внимательно слушают.
Слушаю ответы 2-3 учащихся.
Делаем выводы о том, что же такое психологический портрет, для чего он нужен, какова его роль в тексте. Вывод делают сами ребята
Дома составить психологический портрет деда Каширина по повести Горького «Детство» (гл. 1,2,3,5,6).
Написать сочинение-миниатюру «Дед Каширин глазами внука».
Подумать над вопросом «Как в портрете старика Каширина подчёркивается его хитрость? Можно ли однозначно определить, какова она?» (Слайд13)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 6 классе. Официально-деловой стиль
Методическая разработка включает здоровьесберегающие компоненты в виде памяток, инструкций, рекомендаций по сохранению здоровья школьника и его личной безопасности. Учащиеся знакомятся с понятием «дел...
«Экология души: можно ли назвать рассказы Л. Андреева уроками доброты?» (подготовка к сочинению-рассуждению в художественном стиле на нравственно-жизненную тему).
Как научить школьников понимать, что значит «экология души»? Наверно, нужно вместе с ними прочитать и обсудить лучшие литературные произведения, которые внимательными читателями с благодарностью назва...
«Экология души: можно ли назвать рассказы Л. Андреева уроками доброты?» (подготовка к сочинению-рассуждению в художественном стиле на нравственно-жизненную тему).
Как научить школьников понимать, что значит «экология души»? Наверно, нужно вместе с ними прочитать и обсудить лучшие литературные произведения, которые внимательными читателями с благодарностью назва...
Урок подготовки к сочинению - рассуждению по тексту художественного стиля.
Современный урок русского языка и литературы немыслим без компьютерных технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся.Иссл...
Урок развития речи. Описание внешности человека по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы»
middot; дать понятие о словесном портрете;· повторить типы текстов, виды описаний, средства худо...
Урок развития речи "Составление портрета человека в художественном стиле".
обучение составлению описания человека в художественном стиле...
Комментарии
Большое спасибо,Надежда
Большое спасибо,Надежда Владимировна!Очень качественная работа!