"Развитие речевых компетенций учащихся через систему работы над сочинениями-описаниями внешности человека"
опыты и эксперименты по русскому языку
В статье представлен педагогический опыт по подготовке учащихся к сочинению-описанию внешности человека
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
«РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-ОПИСАНИЯ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»
Автор опыта:
Кривушина Юлия Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №5.
Содержание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Актуальность.
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Входит в обиход и уже получило права гражданства понятие «компетенция». Понятие компетенции было введено в научный обиход в 60-х годах XX в. американским лингвистом Н.М. Хомским, предпринявшим одну из первых попыток определения понятия «владение языком».
Специальными целями преподавания русского языка в школе является формирование языковой, речевой и лингвистической компетенции. Введение этих понятий в лингводидактику не случайно. Оно находится в русле компетентностного подхода, признанного сегодня одним из оснований модернизации российского образования. Предполагается, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетенции», которые рассматриваются как конкретизированные цели образования.
А.В. Хуторской, доктор педагогических наук, «ключевые компетенции» относит к общепредметному содержанию образования. В документах по модернизации российского образования предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетенций должны войти информационная, социально-правовая и речевая.
Для меня, как для филолога, наиболее значимой является речевая компетенция, развитие ее на уроках. Я считаю, что речевую компетенцию необходимо формировать именно на уроках развития речи, поскольку существующая методика недостаточно направлена на формирование коммуникативной потребности у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами. Речь детей бедна просто потому, что они не стремятся говорить более ярко и разнообразно. В настоящее время методика направлена на ознакомление учащимися с разнообразными средствами (типами, стилями речи и прочее), но не практическое овладение ими. Немотивированность детей, небольшое количество учебных часов, отводимых на развитие речи, недостаточный тренинг умений и навыков приводит к тому, что учащиеся обычно знают о возможностях речи, но не умеют ими пользоваться. К тому же работа по развитию речи отделена от других видов учебной работы на уроках русского языка. Уроки развития речи не формируют умение мыслить с помощью языка, речь понимается не как высшая психическая функция, а как чисто технический навык. Также нынешняя методика стремится развивать только монологическую речь, хотя изначально речь диалогична, возникает в диалоге, и речевая деятельность включает в себя умение слушать и слышать собеседника.
Кроме того, я столкнулась с проблемой в работе над сочинением-описанием внешности. Описание внешности – один из самых трудных видов описания. Анализ процесса работы над таким видом сочинений, изучение методической литературы, а также учет типичных недочетов ученических сочинений показывают, что учащиеся в недостаточной мере владеют определенными умениями, необходимыми для развития связной речи. В связи с тем, что традиционная программа не направлена на комплексное развитие речи, многие школы, в том числе и наша, перешли на программу развивающего обучения М.М. Разумовской. Учебный комплекс под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта представляет опыт создания оригинальной методической системы обучения русскому языку, которая, с одной стороны, опирается на лучшие традиции отечественной лингвометодики, с другой стороны – предполагает принципиально новые решения в преподавании русского языка. В данном комплексе реализуется система коммуникативного обучения русскому языку. Эта система выдвигает на передний план следующую цель - формирование речевой компетенции обучающихся в течение всего периода обучения.
Обучение сочинению-описанию осуществляется с 5 по 8 класс, именно эти классы - первоначальная ступень подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9 классе. Одно из заданий итоговой аттестации предполагает написание сочинения-рассуждения, где могут присутствовать элементы описания внешности, описание фотографии на устном собеседовании. Кроме того, портрет – одно из средств выражения авторской позиции. А это умение необходимо и для прохождения итоговой аттестации в 11 классе.
Из всего вышесказанного следует, что важнейшей целью опыта является развитие речевой компетенции при подготовке учащихся к написанию сочинения-описания внешности.
Для реализации данной цели решались следующие задачи:
изучить методическую и научную литературу по теме «Развитие речевой компетенции при подготовке учащихся к написанию сочинения-описания внешности человека»;
разработать методы и приемы обучения сочинению-описанию внешности, способствующие развитию речевой компетенции.
Речевую компетенцию необходимо развивать не только на уроках русского языка, но и на других школьных предметах. Пользуясь данным понятием, мы можем более точно, полно и в то же время конкретно определить:
- цели преподавания предметов в школе;
- цели конкретного урока;
- критерии и уровни усвоения материала, владения языком.
2. Основные концептуальные положения.
В работе над темой основополагающими послужили исследования следующих авторов:
1. П.С. Пустовалова, Сенкевича М.П. Пособие по развитию речи.
2. Т.А. Ладыженской. Немой диктант // Русский язык в школе.
3. В.И. Капинос, Сергеевой В.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения в 5-7 классах.
4. Бариновой Е.А., Боженковой Л.Ф., Лебедева В.И. Методика русского языка для студентов фак.рус.яз. и лит. Пед. Инст-ов.
5. Иванова Д.И., Митрофанова К.Г., Соколовой А.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие.
6. Хуторского А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие.
7. Н.А. Шапиро. Особенности редактирования описания // Русский язык.
8. Пичугова Ю.С. Обучение сочинениям на свободную тему в 7-8 классах.
Также были использованы методические разработки уроков, предложенных в журналах «Русский язык в школе» и «Русская словесность», в газете «Первое сентября».
Цель исследования – развитие речевой компетенции учащихся при обучении сочинению-описанию внешности.
Объект исследования - коммуникативно-речевые умения и навыки, формируемые в процессе обучения сочинению-описанию внешности и объективируемые в созданных учащимися текстах.
Предмет исследования - разработка методики формирования коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся.
Гипотеза исследования – обучение сочинению-описанию закрепляет сложившиеся ранее и сформировавшиеся новые речевые умения:
- определять замысел высказывания и в соответствии с ним отбирать материал; развивать мысль в пределах абзаца и целого текста;
- обеспечивать как смысловую, так и структурную связность предложений в тексте, выбирать способ и средства связи;
- разграничивать тексты научного и делового стилей, создавать их;
- создавать описательные фрагменты текста;
- осознанно пользоваться средствами языка.
К перспективам развития по данной теме можно отнести
- проведение конкурса риторов;
- участие в конкурсе инновационных проектов по теме;
- развитие умений владеть коммуникативными навыками.
В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования:
- проанализировать существующие в педагогике теоретические подходы к определению понятия «компетенция»;
- разработать методические материалы, способствующие формированию и закреплению коммуникативных умений у учащихся;
Этапы реализации:
2020 – 2021 г. – диагностико-конструирующий;
2021 – 2022 г. – деятельностно-практический;
сентябрь – декабрь 2022 г. – аналитико-обобщающий.
3. Теоретическое обоснование темы.
Следует отметить особую важность формирования в школе речевой компетенции сегодня. Главное место в речевой компетенции занимают собственно коммуникативные умения и навыки – выбрать языковую форму, способ выражения. В исследовании темы я опиралась на документ «Концепция модернизации образования на период 2010 года» Правительства Российской Федерации, в котором в качестве одного из важных факторов названы коммуникативность, способность к сотрудничеству.
Введение понятия «речевая компетенция» в методику преподавания русского языка в школу связано с поисками более точного, строгого определения целей обучения, с выявлением уровня владения языком учащимся.
Под компетенцией в современной методике понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русского языка и которые обеспечивают овладение им и, в конечном счете, служат развитию личности школьника. Исходя из такого понимания компетенций, описание их включает в себя:
- знания, которые должны быть усвоены;
- умения и навыки, которые в соответствии с деятельностным подходом должны быть сформулированы.
Речевая компетенция – это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи (в методике их обычно называют речеведческими) – стили, типы речи, строение о писания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста. (Е. А. Быстрова).
В работе над обучением сочинениям существует определенная система, под которой имеется в виду не порядок работы над одним сочинением, а такая последовательность обучения сочинениям в целом, которой предусмотрено развитие определенных умений связной речи у учеников. Эти умения являются коммуникативными, они составляют основу речевой компетенции. Умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме – это сложное умение, требующее от ученика не только известного общего развития, но и овладения определенными умениями. Т.А. Ладыженская указывает, что основными из этих умений являются следующие:
умение вдумываться в тему, осмысливать ее границы, умение раскрывать тему сочинения (Ученик должен понимать, к чему обязывает его каждое слово в формулировке темы. В данном случае важен отбор фактов, отвечающих теме высказывания.);
умение подчинять свое сочинение определенной (основной) мысли (Она может быть ясна из формулировки темы. Если же основная мысль не подска-зывается формулировкой темы, ее надо найти.);
умение собрать материал для сочинения (Именно это умение обеспечивает его содержательность. Ученик должен собрать такой материал, который поможет ему раскрыть тему.);
умение систематизировать материал (Это умение опирается на умение собирать и отбирать материал. Без отбора не может быть систематизации. Говоря о систематизации материала, мы имеем в виду умение продумывать последовательность изложения, план, связь отдельных частей. Ученик должен продумать формулировки пунктов плана, средств связи между частями.);
умение строить сочинение в определенной композиционной форме (Для того чтобы ученик овладел этим умением, необходимы специальные разъяснения об особенностях построения рассказа, описания, рассуждения и соответствующие упражнения.);
умение правильно и «хорошо» выражать свои мысли (Правильно – значит в соответствии с нормами литературного языка, «хорошо», т.е. точно, ясно, в соответствии с речевой ситуацией и задачей высказывания.);
умение исправлять, переделывать, улучшать написанное, т.е. умение его совершенствовать (Это умение немыслимо без развития у школьников языкового, в том числе и стилистического чутья, потребности контролировать себя. Умение находить в своем сочинении отклонения от темы, ненужные подробности, отсутствие связи, непоследовательность в изложении мыслей и т.п. – залог успеха над сочинением.).
Я считаю, что в работе над сочинением-описанием внешности необходимо особое внимание уделять этим умениям. Планируя работу по развитию речи, каждый учитель русского языка в ходе урока формирует эти умения. Но не всегда учителю удается развить их. Это связано с тем, что учащиеся не стремятся к последовательности в работе, их словарный запас минимален, отсюда неумение красиво и полно выражать свои мысли. Восприятие ребенка «засорено» огромным количеством не имеющих значения деталей. В работе над описанием дети не различают существенное и несущественное. Вот почему нужно учить их видеть, наблюдать, а это значит учить умению отделять существенное от несущественного. Умение наблюдать - это не способность заметить как можно больше всего, а способность видеть главное, важнейшее, отделив от второстепенного. Чаще всего эти трудности возникают при описании внешности человека. Коммуникативную потребность можно сформировать, если ученик ощутит, что, овладев тем или иным умением, он расширяет свои возможности общаться. Владение речью необходимо для самовыражения.
4. Описание критериев результата.
Работа по развитию речи должна, прежде всего, носить не ознакомительный, а практический тренинговый характер: овладеть речевыми навыками и умениями – значит, довести их до автоматизма, с возможностями их сознательного контроля. Необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а речевому мышлению, речевому творчеству.
Анализ сочинений-описаний учащихся показывает типичные недочеты при написании. Учащиеся не всегда точно описывают предмет, уделяя внимание посторонним деталям; подменяют описание повествованием; преобладает скудость материала, ошибки в изложении материала; описания сопровождаются неправильностью словоупотребления.
В качестве критериев можно выделить следующие:
последовательную целенаправленную работу над языковыми средствами;
использование образцов на начальном этапе работы;
работу с синонимами;
проведение лексической работы: учащиеся самостоятельно работают со значениями неизвестных им слов;
работу над планом сочинения, предполагающую разные варианты: либо ученики составляют сложные в соответствии с требованием программы, либо учитель составляет план вместе с учащимися.
Для формирования коммуникативных умений разработала ряд упражнений, при этом использовала задания аналитического, аналитико-речевого характера, задания на переработку готового текста.
* Упражнения, направленные на развитие речевой компетенции:
1. Согласны ли вы с мнением о том, что движение души (радость, страдание, стыд, желание и т.д.) могут отражаться на лице? Докажите своё мнение. В каком состоянии человека лицо обычно тускнеет, краснеет, бледнеет, светится?
2.В сочинениях часто повторяется одна и та же синтаксическая конструкция для описания лица «У него было…лицо». Какими синтаксическими конструкциями можно заменить это предложение, чтобы не только констатировать наличие детали портрета, но и передать внутреннее состояние человека в момент описания?
3.Охарактериузйте лицо мамы, папы, бабушки, друга, подруги по возрастным признакам, по форме, цвету кожи. Что происходит с их лицами, если они: а) вдруг получают приятное извести; б) доказывают своё мнение; в) огорчаются?
4.Передайте описание лица человека так, чтобы эта деталь раскрывала следующую мысль: а) у героя весёлый нрав; б) герой – человек умный, требовательный к себе; в) человек ограниченный, без духовный потребностей.
5. Результативность.
По развитию речевой компетенции мною были разработаны уроки по темам «Система подготовки учащихся к написанию сочинения-описания внешности литературных героев», «Описание предмета (новогодней игрушки) с использованием однородных членов предложения и обобщающих слов при них», «Деталь как средство изображения душевного состояния героев картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка», «Система подготовки учащихся к созданию монологического высказывания (описание фотографии на УС)».
Результаты:
Участие в литературных конкурсах («Всероссийский конкурс сочинений», «Ежегодный всероссийский литературный конкурс»)
Участие в научно-практической конференции «Отечество»
Участие в Конкурсе любителей русской словесности
Участие в Конкурсе детского и юношеского творчества «Моя любимая школа»- Участие в акциях, проводимых РДШ («Россия – страна возможностей»: сочинения о школе, сочинения о любимом учителе)
Результаты формирования коммуникативных умений учащихся
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализ представленных данных показывает рост результатов формирования коммуникативных умений. На рост повлияли применяемые дидактические материалы, разработанные уроки, упражнения, целенаправленная работа по развитию умений: работа с синонимами, сбор и систематизация материала, работа с черновиком сочинения.
6. Библиография.
- Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка для студентов фак.рус.яз. и лит. Пед. Инст-ов. – М.: Просвещение, 1974.
Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках // Русская словесность. – 2003. - №1.
Иванов Д.И., Митрофанов К.Г., Соколова А.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – Омск: Изд. ОмГПУ, 2003.
Капинос В.И., Сергеева В.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения в 5-7 классах. – Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
Ладыженская Т.А. Немой диктант // Русский язык в школе. – 1968. - № 7.
Никитина Е.И. Русская речь (пособие по развитию связной речи) 5-7 классы. – М.: Просвещение, 1998.
Пичугов Ю.С. Обучение сочинениям на свободную тему в 7-8 классах. – М.: Просвещение, 1986.
Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. – М.: Просвещение, 1987.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – Омск: Изд. ОмГПУ. – 2003.
Шапиро Н.А. Особенности редактирования описания // Русский язык. – 2004. - № 47. – С. 5-9.
Приложение 1
Дидактический материал для подготовки к сочинению-описанию внешности
Карточка-помощник № 1
1) Детали портрета. Лицо
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Карточка-помощник № 2
1. Характеристика лица по эмоциям
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
Приложение 3
Карточка-помощник № 3.
2. Характеристика лица по эмоциям
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4
Карточка-помощник № 4
3. Характеристика эмоций человека по выражению лица
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
|
| ||
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 5
Критерии оценивания сочинений учащихся
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 6
Домашнее задание для учащихся. Сбор материала к уроку описания внешности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 7
Дидактический материал (Пословицы и поговорки)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
| ||
|
Приложение 8
Памятка «Как работать над сочинением»
Конкретизируйте тему (если это необходимо) и определите основную мысль сочинения.
Подумайте: кого, в чём и как вы будете убеждать своим сочинением?
Соберите или отберите необходимый материал.
Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем сочинении.
Подумайте об особенностях стиля сочинения (например, художественный, публицистический и др.).
Составьте план.
Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.
«Как работать над черновиком сочинения»
Читая черновик про себя, следите, раскрыта ли в нём тема и основная мысль, всё ли изложено последовательно. Согласно плану. Во время чтения делайте пометки на полях, затем внесите в черновик необходимые исправления.
Прочитайте черновик вслух; прислушайтесь: нет ли в нём речевых ошибок и недочётов. Устраните их.
Проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок, исправьте их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевой компетенции учащихся на уроках английского языка на основе аналитического чтения
Презентация содержит в себе цели и задачи моей темы самообразования. Текст на английском языке и упражнения к нему....
Развитие коммуникационной компетенции учащихся через дифференцированный подход в обучении химии
Данная статья отражает мою методическую систему преподавания химии с использованием системно-деятельностного подхода в обучении...
"Развитие коммуникативной компетенции учащихся через работу над аудированием на уроках английского языка"
может быть использована для выступления на МО...
Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий.
Опыт работы по развитию креативных способностей учащихся через систему нетрадиционных заданий по истории...
Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий.
Опыт работы по развитию креативных способностей учащихся через систему нетрадиционных заданий по истории...
Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся через систему внеклассных мероприятий»
Внеклассные мероприятия позволяют учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях: организатор, автор, член команды, оформитель и т. д. Ролевые позиции являются эффективным инструментом устан...