Рабочая программа по русскому языку 8 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс)
Календарно-тематическое планирование + пояснительная записка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl_yazyk_ladyzhenskaya.docx | 22.06 КБ |
raboch_prog_8_kl_yazyk.docx | 40.24 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Дата план | Дата факт | Примечание |
Введение | ||||
1 | Русский язык в современном мире | 03.09 | ||
Повторение пройденного материала | ||||
2 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания. Знаки завершения, разделения, выделения | 04.09 | ||
3 | Знаки препинания в сложном предложении. | 05.09 | ||
4 | Буквы н — нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | 10.09 | ||
5 | Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. | 11.09 | ||
6 | Обучающее изложение от 3-го лица(упр.27) | 12.09 | ||
7 | Контрольный диктант «Осень» | 17.09 | ||
8 | Работа над ошибками. Основные единицы синтаксиса | 18.09 | ||
9 | Основные единицы синтаксиса. | 19.09 | ||
10 | Текст как единица синтаксиса | 24.09 | ||
11 | Предложение как единица синтаксиса | 25.09 | ||
12 | Словосочетание как единица синтаксиса Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях | 26.09 | ||
13 | Синтаксический разбор словосочетаний. | 01.10 | ||
Простое предложение | ||||
14 | Грамматическая основа предложения. Порядок слов в предложении | 02.10 | ||
15 | Интонация предложения Порядок слов в предложении. Логическое ударение | 03.10 | ||
16 17 | Обучающее сочинение Публицистическое описание памятника архитектуры. | 08.10 09.10 | ||
18 | Повторение по теме: «Простое предложение» | 10.10 | ||
Простые двусоставные предложения | ||||
19 | Подлежащее | 15.10 | ||
20 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | 16.10 | ||
22 | Составное глагольное сказуемое. | 17.10 | ||
23 | Контрольный диктант «Анды» | 22.10 | ||
24 | Работа над ошибками. Составное именное сказуемое | 23.10 | ||
25 | Тире между подлежащим и сказуемым | 24.10 | ||
26 | Повторение по теме: «Тире между подлежащим и сказуемым» | 05.11 | ||
27 | Проверочная работа по теме "Простые двусоставные предложения" | 06.11 | ||
Второстепенные члены предложения | ||||
28 | Роль второстепенных членов предложения. | 07.11 | ||
29 | Дополнение | 12.11 | ||
30 | Определение. | 13.11 | ||
31 | Приложение. Знаки препинания при нем | 14.11 | ||
32 | Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами | 19.11 | ||
33 | Тест по теме: "Второстепенные члены предложения» | 20.11 | ||
34 | Работа над ошибками. Синтаксический разбор двусоставного предложения | 21.11 | ||
35 | Характеристика человека Сбор материала к работе по групповому портрету. Сочинение-описание (обучающее) | 26.11 | ||
Односоставные предложения | ||||
36 | Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений. Назывные предложения | 27.11 | ||
37 | Определенно-личные предложения | 28.11 | ||
38 | Неопределенно-личные предложения | 03.12 | ||
39 | Неопределенно-личные предложения | 04.12 | ||
40 | Безличные предложения | 05.12 | ||
41 | Рассуждение. | 10.12 | ||
42 | Сжатое изложение «Дорога, которую мы выбираем» | 11.12 | ||
43 | Неполные предложения | 12.12 | ||
44 | Синтаксический разбор предложения. | 17.12 | ||
45 | Закрепление темы "Односоставные предложения с главным членом- сказуемым". | 18.12 | ||
46 | Сочинение по картине К.Ф.Юона "Новая планета" | 19.12 | ||
47 | Контрольный диктант «На деревенском дворе» | 24.12 | ||
48 | Работа над ошибками. Обобщение по теме "Односоставные предложения" | 25.12 | ||
Простое осложненное предложение | ||||
49 | Понятие об осложненном предложении. | 26.12 | ||
50 | Обособленные определения. | 14.01 | ||
Однородные члены предложения | ||||
51 | Понятие об однородных членах предложения. | 15.01 | ||
52 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией | 16.01 | ||
53 | Пунктуация при однородных членах | 21.01 | ||
53 | Пунктуация при однородных членах | 22.01 | ||
54 | Однородные и неоднородные определения | 23.01 | ||
55 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами | 28.01 | ||
56 | Пунктуация при однородных членах | 29.01 | ||
57 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | 30.01 | ||
58 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами. | 04.02 | ||
59 | Пунктуационный разбор предложения с однородными членами | 05.02 | ||
60 | Повторение по теме «Однородные члены предложения» | 06.02 | ||
61 | Повторение по теме «Пунктуация при однородных членах» | 11.02 | ||
Обособленные члены предложения | ||||
62 | Понятие об обособленности | 12.02 | ||
63 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | 13.02 | ||
64 | Обособленные определения. | 18.02 | ||
65 | Выделительные знаки препинания | 19.02 | ||
66 | Выделительные знаки препинания при определениях | 20.02 | ||
67 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | 25.02 | ||
68 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | 26.02 | ||
69 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | 27.02 | ||
70 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | 03.03 | ||
71 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | 04.03 | ||
72 | Обособленные уточняющие члены предложения. | 05.03 | ||
73 | Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | 10.03 | ||
74 | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами предложения | 11.03 | ||
75 | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | 12.03 | ||
76 | Обобщение по теме "Обособленные определения и приложения". | 17.03 | ||
77 | Контрольный диктант «Морские рыбы» | 18.03 | ||
78 | Работа над ошибками. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | 19.03 | ||
79 | Обобщение материала по теме «Обособленные члены предложения». | 01.04 | ||
80 | Систематизация по теме «Обособленные члены предложения». | 02.04 | ||
81 | Сжатое изложение «Хлеб» по Н.В.Беседину | 07.04 | ||
Слова, грамматически не связанные с членами предложения | ||||
82 | Назначение обращения | 08.04 | ||
83 | Распространенные обращения | 09.04 | ||
84 | Выделительные знаки препинания при обращении | 14.04 | ||
85 | Употребление обращений. | 15.04 | ||
Вводные и вставные конструкции | ||||
86 | Вводные конструкции | 16.04 | ||
87 | Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению | 21.04 | ||
88 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов, вводных предложениях | 22.04 | ||
89 | Вставные слова, словосочетания и предложения | 23.04 | ||
90 | Междометия в предложении. Повторение. | 28.04 | ||
91 | Контрольное тестирование по теме «Вводные вставные конструкции и обращения» | 29.04 | ||
92 | Работа над ошибками. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами не связанными с членами предложения. | 30.04 | ||
Чужая речь | ||||
93 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть | 05.05 | ||
94 | Прямая речь | 06.05 | ||
95 | Косвенная речь | 07.05 | ||
96 | Диалог | 12.05 | ||
97 | Рассказ. Цитата | 13.05 | ||
98 | Закрепление темы "Способы передачи чужой речи" | 14.05 | ||
99 | Контрольный диктант «Волга» | 19.05 | ||
Повторение и систематизация изученного в 8 классе | ||||
100 | Работа над ошибками. Синтаксис и морфология. | 20.05 | ||
101 | Синтаксис и морфология. | 21.05 | ||
102 | Синтаксис и пунктуация. | 26.05 | ||
103 | Культура речи | 27.05 | ||
104 | Синтаксис | 28.05 | ||
105 | Орфография | 29.05 |
Предварительный просмотр:
- Требования к результатам учащихся по русскому языку:
Программа направлена на достижение ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ и ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяв ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение различными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) |
ВВЕДЕНИЕ | |
Русский язык в современном мире | Составляют опорный конспект для пересказа текста. Аргументируют основные положения о роли русского языка в современном мире (устно и письменно). Выполняют письменное дифференцированное задание. |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ | |
Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения | Разграничивают знаки препинания по их функциям. Анализируют таблицу в учебнике. Обобщают наблюдения и делают выводы. Работают в группах по дифференцированному заданию. Выполняют дома дифференцированное задание. |
Знаки препинания в сложном предложении | Самостоятельно наблюдают особенности языкового материала. Выразительно читают стихотворный текст. Соотносят обобщённый ответ по теме с таблицей в учебнике. Создают графические схемы сложных предложений. Конструируют сложные предложения. Выполняют дома дифференцированное задание. |
Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и варений | Готовят устный рассказ по таблице. Формулируют правило в соответствии с графической схемой в учебнике. Отрабатывают практически орфограмму. Осуществляют самоконтроль в выборе орфограммы. Осуществляют работу по развитию речи. Пишут изложение с грамматическим заданием. |
Слитное и раздельное написание не с различными частями речи | Анализируют теоретические сведения из учебника. Работают с таблицей учебника. Иллюстрируют таблицу своими примерами. Осуществляют тре-нинговые упражнения и самоконтроль в выборе написаний. Работают с текстами разных стилей. Выполняют дома дифференцированное задание. Развивают речь: пишут сочинение в форме письма. Пишут контрольный диктант. |
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | |
Основные единицы синтаксиса | Работают с таблицей учебника над единицами языка. Учатся разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям — номинативной и коммуникативной. Конструируют свои предложения, используя слова поэзии А. С. Пушкина. Учатся выразительно читать стихотворение Н. Рубцова. |
Текст как единица синтаксиса | Доказывают, что предложения, приведённые в упражнении, являются текстом. Анализируют текст со стороны языковых средств связи. Выполняют творческие задания в группах. Конструируют текст. |
Предложение как единица синтаксиса | Наблюдают соотнесённость содержания предложения с ситуацией, фрагментом действительности. Анализируют слова, словосочетания и предложения. Конструируют предложения. |
Словосочетание как единица синтаксиса | Распознают словосочетание в составе предложения. Конструируют словосочетания, опираясь на схему. Дифференцируют слова и словосочетания. Распределяют слова по значению и структуре. |
Виды словосочетаний | Распознают различные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Составляют таблицу, используя графические обозначения. Заполняют таблицу примерами словосочетаний разных видов. Пишут выборочный диктант. Выполняют домашнее задание дифференцированного характера. |
Синтаксические связи слов в словосочетаниях | Определяют виды подчинительной связи в словосочетаниях. Составляют схемы словосочетаний. Конструируют словосочетания с разными видами подчинительной связи. Контролируют употребление формы зависимого слова по нормам русского литературного языка. |
Синтаксический разбор словосочетаний | Изучают порядок и образец разбора. Выполняют разбор словосочетаний. Дифференцированно закрепляют тему на тренировочном материале. Готовят индивидуальные задания. Отвечают на контрольные вопросы. Пишут словарный диктант. |
Простое предложение | |
Грамматическая (предикативная) основа предложения | Опознают простые предложения. Наблюдают, пользуясь схемой, особенности связи подлежащего и сказуемого. Определяют предикативность предложения. |
Порядок слов в предложении | Исследуют языковой материал..Сопоставляют порядок слов в предложениях на разных языках. Сравнивают порядок слов в разных предложениях и делают вывод. Выписывают предложения с обратным порядком слов. |
Интонация | Работают со схемой как зрительной опорой для самостоятельных наблюдений. Знакомятся с теоретическими сведениями. Читают этимологическую справку о словах интонация, пауза. Наблюдают и делают выводы об интонации и паузах в предложениях. Воссоздают ситуации, требующие разной интонации. Придумывают ситуации, в которых могут быть использованы предложения. Пишут интонационный диктант. Наблюдают за звучащей речью (по телевидению, радио) и корректируют её интонационные недочёты. Анализируют таблицу. |
Описание памятника культуры | Работают со специально подобранным иллюстративным материалом (видеозапись, презентация). Читают текст и сопоставляют публицистическое описание двух картин с изображением памятника. Делятся своими впечатлениями с помощью презентации. Пишут сочинение — публицистическое описание двух картин с изображением одного и того же памятника. |
Двусоставные предложения | |
Главные члены предложения | |
Подлежащее | Активизируют знания о подлежащем и его роли в предложении. Анализируя русские пословицы, фрагменты текстов художественной литературы, находят подлежащие и определяют способ их выражения, отрабатывая при этом правописные навыки. Составляя предложения с приведёнными в рамках словами, развивают творческие способности и учатся использовать в собственной письменной речи подлежащие, имеющие разный способ выражения. Пишут сочинение по картине. |
Сказуемое | Активизируют знания о сказуемом и его роли в предложении. Анализируя фрагменты текстов художественной литературы, находят подлежащие и определяют способ их выражения, отрабатывая при этом правописные навыки. |
Простое глагольное сказуемое | Определяют простое глагольное сказуемое. Расширяют знания в области лексики, применяя их при создании собственных предложений на основе заданных условий. Готовят устное сообщение на заданную тему, руководствуясь сведениями таблицы учебника. На основе текста развивают свои правописные навыки, закрепляют теоретические сведения, полученные в параграфе, развивают творческие способности, грамматически видоизменяя текст упражнения в соответствии с заданием. Пишут сочинение на заданную тему. |
Составное глагольное сказуемое | Определяют составное глагольное сказуемое. Анализируют различные способы выражения составных глагольных сказуемых, заменяя вспомогательный глагол кратким прилагательным в составе сказуемого. Анализируют текст с точки зрения представленности в нём составных глагольных сказуемых, определяют способ их выражения. Пишут изложение. |
Составное именное сказуемое | Определяют составное именное сказуемое. Находят в предложениях грамматическую основу, определяют тип сказуемых и способы выражения именной части в составном именном сказуемом, отрабатывая при этом правописные навыки. Классифицируют предложения в соответствии с типом сказуемых, активизируют сведения из области лексики (архаизмы, синонимы). Распознают различные типы сказуемых. Анализируют тексты с точки зрения представленности в них разных типов сказуемых, определяют их функцию в текстах. Составляют план текста и выделяют в нём микротемы. |
Тире между подлежащим и сказуемым | Развивают навык выразительного чтения. Усваивают правило употребления тире между подлежащим и сказуемым. Анализируют способ выражения грамматической основы в предложениях. Активизируют знания из области стилистики. Готовят устное сообщение на заданную тему. Анализируют предложения, находя в них грамматическую основу, отмечая особенности интонации, объясняя постановку тире, сопоставляя сведения о типах сказуемых. Составляют высказывания о знаменитых людях. Пишут диктант. |
Второстепенные члены предложения | |
Роль второстепенных членов предложения | Воспроизводят изученный ранее материал о предложении и его членах. Актуализируют на основе материала для наблюдений информацию о членах предложения. Извлекают информацию по теме из учебной статьи. Записывают и выделяют грамматические основы и второстепенные члены в предложениях. |
Дополнение | Опознают дополнение. Анализируют морфологическую выраженность дополнений. Читают текст и определяют его основную мысль. Составляют устную характеристику личности. Оценивают грамматическую правильность предложений с дополнениями. Работают с текстами, развивая способность адекватного понимания содержания. Усваивают роль дополнений (прямых и косвенных) в предложенных текстах. |
Определение | Опознают определение. Дифференцируют согласованные и несогласованные определения. Производят замены определений синонимичными. Создают устный и письменный текст на основе данного, производят самопроверку. |
Приложение. Знаки препинания при нём | Распознают в словосочетаниях определяемое слово и приложение. Подбирают приложения с нужными значениями. Работают над нормой употребления приложений в нужной форме. |
Обстоятельство | Опознают обстоятельство. Дифференцируют обстоятельства по значению. Составляют предложения, употребляя обстоятельства с разными значениями. Расставляют знаки препинания в упражнениях и уточняют морфологическую выраженность обстоятельств. |
Синтаксический разбор двусоставного предложения | Выполняют синтаксический разбор двусоставных предложений. На примере одного из текстов осознают роль русского языка. Характеризуют трудовую деятельность, включив в свои предложения разные виды обстоятельств. Пишут словарный диктант. Выполняют тестирование. |
Характеристика человека | Читают, изучая, текст об известном лингвисте, учатся вычленять главное в содержании. Продуцируют свой текст, извлекая материалы из справочной литературы. Пишут сочинение по групповому портрету. |
Повторение | Систематизируют изученный материал по вопросам и заданиям учебника. Работают с научно-популярным текстом из энциклопедии, попутно выполняя задания по орфографии, пунктуации и синтаксису. Вырабатывают своё мнение и аргументируют его по вопросам русского языка. Исправляют ошибки, связанные с нарушением синтаксической нормы. Оценивают свою речь с точки зрения своей манеры говорить, используя слова для справок. |
Односоставные предложения | |
Главный член односоставного предложения | Характеризуют односоставные предложения со стороны грамматической основы. Различают односоставные предложения с разной грамматической основой. Распространяют односоставные предложения второстепенными членами. |
Назывные предложения | Опознают назывные предложения. Наблюдают за функцией и семантикой назывных предложений. Составляют назывные предложения. Осознают уместность употребления назывных предложений в текстах определённого типа. Пишут предупредительный диктант. |
Определённо-личные предложения | Опознают определённо-личные предложения. Определяют морфологическую выраженность главного члена в определённо-личных предложениях и функцию этих предложений. Уместно употребляют данный вид предложений в своём тексте. Пишут объяснительный диктант. |
Неопределённо-личные предложения | Опознают неопределённо-личные предложения. Определяют значение и морфологическую выраженность главного члена неопределённо-личных предложений. Аргументируют употребление односоставных предложений данного вида подобранными пословицами. |
Инструкция | Анализируют употребление односоставных предложений в жанре инструкций. Выбирают нужную форму глагола-сказуемого для односоставных предложений в инструкции. Создают свои тексты-инструкции, употребляя уместно односоставные предложения. |
Безличные предложения | Опознают безличные предложения. Определяют морфологическую выраженность главного члена в безличных предложениях. Трансформируют двусоставные предложения в односоставные безличные предложения. Подбирают свои тексты с примерами безличных предложений из разных учебников. |
Рассуждение | Воспринимают на слух текст-рассуждение, выделяют в нём структурные части. Создают своё рассуждение на предложенную тему. Работают над текстом для изложения, определяя коммуникативно-целесообразные языковые средства выражения мысли. Подбирают рабочие материалы на определённую тему на основе межпредметных связей с уроками литературы. . Готовят устное выступление по картине. Пишут сжатое изложение. |
Неполные предложения | Определяют неполные предложения и опознают их типы. Составляют диалоги с использованием неполных предложений. |
Синтаксический разбор односоставного предложения | Выполняют устные и письменные синтаксические разборы односоставных предложений. Тренируются в разборе предложений разных видов, сопоставляя двусоставные и односоставные предложения. |
Повторение | Отвечают на контрольные вопросы, систематизируя изученный материал. Тренируются в использовании разных односоставных предложений, выбирая наиболее уместные и следя за нормой их употребления. Размышляют над синтаксическими ресурсами в оформлении связных текстов с помощью простых предложений разных видов. Пишут сочинение, употребляя односоставные предложения. Развивают свою способность устного пересказа текста об учёном с оценкой его деятельности. Выполняют контрольную работу. |
Простое осложнённое предложение | |
Понятие об осложнённом предложении | Определяют, чем осложнены предложения, приведённые в упражнении, списывают их, расставляя пропущенные знаки препинания. |
Однородные члены предложения | |
Понятие об однородных членах | Осознают условия однородности членов предложения. Производят наблюдение за языковым явлением (сравнивают черновую и окончательную редакции одного из предложений поэмы Л. С. Пушкина «Цыганы»). Читают предложения с нулевой интонацией. Указывают средства связи между однородными членами. Выполняют упражнение по развитию речи, составляют текст на одну из предложенных тем, употребляя однородные члены. Выписывают из учебников по естественным наукам предложения с однородными членами. Пишут диктант, объясняя правописание пропущенных букв и употребление знаков препинания. |
Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них | Читают и записывают тексты, графически обозначая перечислительную интонацию, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами. Письменно формулируют основную мысль текста. Продолжают незаконченные предложения, ставя на месте пропусков однородные члены предложения. |
Однородные и неоднородные определения | Распознают однородные и неоднородные определения. Пишут изложение. Читают текст выразительно вслух, соблюдая интонацию перечисления при однородных членах. Пишут выборочный диктант. |
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | Выделяют разделительные союзы в предложениях. Определяют, одиночными или повторяющимися являются эти союзы. Расставляют знаки препинания в текстах. Пишут текст, расставляя пропущенные запятые. Подчёркивают однородные члены как члены предложения и грамматические основы сложносочинённых предложений с союзом и. Составляют схемы сложносочинённых предложений. Находят в тексте обращения, однородные главные и однородные второстепенные члены. Составляют предложения. Формулируют основную мысль текста-описания. Выполняют творческую работу. Рассматривают репродукцию картины, описывают и обсуждают её в классе. |
Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | Распределяют предложения на две группы: с обобщающим словом после однородных членов и перед ним. Читают выразительно предложения с интонацией предупреждения, с интонацией пояснения. Подбирают к однородным членам предложенные обобщающие слова. Записывают предложения с обобщающим словом при однородных членах, классифицируя их по группам. Пишут объяснительный диктант. |
Синтаксический разбор предложения с однородными членами | Проводят письменный синтаксический разбор предложения с однородными сказуемыми. Устно разбирают предложения с однородными второстепенными членами. Составляют схемы простых предложений с однородными определениями. |
Пунктуационный разбор предложения с однородными членами | Производят устные и письменные пунктуационные разборы простых предложений с однородными членами, входящими в состав сложного. Пишут предложения, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами предложения. |
Повторение | Определяют и формулируют основную мысль текста. Списывают его, расставляя недостающие запятые и подчёркивая однородные члены. Читают отрывок из статьи. Находят однородные и неоднородные определения в тексте. Находят однородные обстоятельства. Определяют, сколько рядов однородных членов в указанном предложении. |
Обособленные члены предложения | |
Понятие об обособленности | Понимают сущность и общие условия обособления. Выделяют запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Обозначают паузы, которые выделяют обособленные члены. Списывают текст, подчёркивая грамматические основы сложных предложений. |
Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными определениями. Графически обозначают обособленные определения, выраженные причастным оборотом. Объясняют, при каких условиях они обособлены, а при каких нет. Читают предложения с обособленными членами и интонацией обособления. Сравнивают по смыслу данные предложения. |
Рассуждение на дискуссионную тему | Анализируют текст и формулируют его основную мысль. Пишут сочинение-рассуждение. Продумывают основной тезис рассуждения, аргументы. Определяют тему текста, выписывают предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. Редактируют предложения. |
Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными приложениями. Указывают, как морфологически выражены и пунктуационно оформлены приложения, обозначают графически их синтаксическую роль. Записывают отрывки из стихотворений и указывают распространённые приложения. Пишут предупредительный диктант. |
Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными обстоятельствами. Читают тексты, записывают их, графически обозначая обособленные обстоятельства. Указывают обращения. Читают зарисовку писателя Ю. Олеши, формулируют главную мысль. Выписывают предложения с обособленными обстоятельствами, определениями и приложениями. Указывают, в каких предложениях они являются однородными. Находят ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами и записывают предложения в исправленном виде. |
Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными уточняющими членами предложения. Выделяют запятыми и подчёркивают обособленные члены предложений. Записывают предложения, подчёркивая обособленные обстоятельства уступки и выделяя их запятыми. Выписывают из текста предложения с обособленными определениями и приложениями. Выполняют упражнение по развитию речи: составляют рассказ о каком-либо изобретении, используя обособленные члены предложения. |
Синтаксический разбор предложения с обособленными членами | Производят письменный и устный синтаксический разбор предложений, осложнённых обособленными членами. Читают и списывают текст, расставляя пропущенные запятые. |
Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | Производят устный и письменный пунктуационный разбор предложений с обособленными членами. Списывают текст, выделяя запятыми обособленные члены предложения. Пишут словарный диктант |
Повторение | Записывают текст, расставляя недостающие запятые и графически обозначая обособленные члены предложения. Составляют схемы предложений. Указывают условия для обособления второстепенных членов предложения. Читают текст, прослеживают развитие мысли писателя, продолжают текст, учитывая стилистические особенности авторского описания. Выразительно читают и записывают тексты. Графически отмечают обособленные члены предложения, называя условия их обособления. Пишут сжатое изложение. |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения | |
Обращение | |
Назначение обращения | Осознают основные функции обращения. Выделяют графически и интонационно-обращения, расставляют знаки препинания. Составляют предложения с обращениями. |
Распространённые обращения | Опознают и правильно интонируют предложения с распространёнными обращениями. Составляют небольшой текст с использованием распространённых обращений. Выписывают из текстов художественной и публицистической литературы примеры употребления разных обращений. |
Выделительные знаки препинания при обращении | Выписывают текст с выделением обращений знаками препинания, обозначают графически обращения, чертят схемы с обозначением местоположения обращений. |
Употребление обращений | Составляют письма и моделируют разговор по телефону. Описывают различные ситуации общения с употреблением обращений. Составляют предложения с последующим их прочтением с определённой тональностью. Списывают тексты с постановкой запятых и графическим выделением обращений. Приводят примеры обращений. Составляют поздравления и тексты деловой корреспонденции на различные темы. |
Вводные и вставные конструкции | |
Вводные конструкции | Осознают функции вводных конструкций в речи. Выписывают предложения с обозначением вводных слов. Графически выделяют вводные слова. |
Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению | Узнают группы вводных слов и предложений по значению. Рассматривают схему. Составляют предложения с различными по значению вводными словами и сочетаниями слов. Читают текст, определяют тему текста и основную мысль, находят вводные слова. Формулируют свой ответ на поставленный автором текста вопрос. |
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | Выписывают текст с постановкой знаков препинания при вводных словах. Вставляют вводные слова в текст л расставляют знаки препинания, указывают значения слов. Готовят высказывание типа рассуждения на заданную тему с последовательным изложением аргументов с помощью вводных слов. Переписывают текст, заменяя вводные слова и сочетания слов вводными предложениями. Определяют части речи. |
Вставные слова, словосочетания и предложения | Определяют понятие вставных конструкций. Анализируют особенности употребления вставных конструкций. Моделируют публичное выступление. Формируют пунктуационную компетенцию, опознавая вставные конструкции и выделяя их интонацией в устной речи и скобками или тире в письменной речи. Пишут выборочный диктант с последующей взаимопроверкой. Совершенствуют при работе с текстом свои речевые, коммуникативные умения и правописные навыки |
Междометия в предложении | Уточняют роль междометия в предложении. Определяют в предложениях междометия, выражающие разные чувства. Работают над интонацией предложений с междометиями. Акцентируют внимание на междометии о, употреблённом вместе с обращением. Контрольное тестирование. |
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | Усваивают порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора. Опознают изученные конструкции, грамматически не связанные с членами предложения. Выполняют синтаксический разбор предложений. Закрепляют пунктуационный навык изученных конструкций. Подбирают или составляют свои примеры предложений и выполняют их синтаксический и пунктуационный разбор. |
Повторение | Отвечают на контрольные вопросы по теме. Работают с предложенными текстами: читают с интонацией выделенные слова, грамматически не связанные с членами предложения, расставляют нужные знаки препинания, определяют семантическую значимость выделенных конструкций. Развивают речь, отзываясь своими высказываниями в устной и письменной форме на содержание прочитанных текстов. |
Чужая речь | |
Понятие о чужой речи | Определяют понятие чужой речи. Анализируют языковой материал. Делают обобщения на языковом материале для наблюдений. |
Комментирующая часть | Анализируют смысловые параметры комментирующей части. Выявляют в самостоятельных наблюдениях интонацию комментирующей части, её место в предложениях, роль глаголов говорения (речи). Читают схемы предложений с чужой речью. Распространяют комментирующую часть предложений с чужой речью, опираясь на схемы. |
Прямая и косвенная речь | Сравнивают предложения с прямой и косвенной речью. Изучают определения прямой и косвенной речи. Опознают изучаемые предложения с прямой и косвенной речью и читают их, соблюдая нужную интонацию. Классифицируют знаки препинания в предложениях текста. |
Косвенная речь | Опознают предложения с косвенной речью. Акцентируют внимание на смысле предложений с косвенной речью, оформленной с помощью слов как, что, будто. Работают с текстом официального стиля и над ролью в нём предложений с косвенной речью. Проводят эксперимент: преобразуют предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью, выясняя уместность их использования в текстах разных типов и стилей речи. |
Прямая речь | Актуализируют изученное ранее правило о знаках препинания в предложениях с прямой речью. Комментируют крылатые выражения, составляя предложения с прямой речью. Осваивают новое пунктуационное правило об оформлении прямой речи о разрывом. Используют схемы предложений для опознания, составления, оформления предложений с прямой речью. Читают выразительно по ролям диалоги. Конструируют предложения с прямой речью в разном структурном и пунктуационном оформлении. |
Диалог | Определяют диалог. Составляют свои диалоги по рисункам, ситуациям и схемам. Вырабатывают навык пунктуационного оформления диалога. Преобразуют предложение с косвенной речью в предложения с прямой речью. Определяют стилистическую выраженность диалога. |
Рассказ | Перерабатывают текст в рассказ с диалогом. Пишут сжатое изложение. Вводят свои придуманные диалоги в рассказ по данному началу. Рассматривают картину и продуцируют связный текст в жанре интервью. |
Цитата | Определяют понятие цитаты. Находят цитаты и определяют роль цитат в тексте. Формируют умение вводить цитаты в авторский текст разными способами. Выполняют коррекцию текстов ученических сочинений со стороны уместности и точности в оформлении включённых цитат. Усваивают требования к устному выступлению. Выполняют синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью (устно и письменно) по образцу. |
Повторение | Отвечают на вопросы по разделу. Выполняют задания на передачу чужой речи разными способами. Подбирают примеры с разными способами передачи чужой речи. Исследуют сочетания знаков препинания при оформлении чужой речи и подтверждают схемы своими примерами. Пишут годовую контрольную работу. |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ | |
Синтаксис и морфология | Соотносят синтаксис и морфологию как составляющие грамматики. Различают первичную и вторичную синтаксическую роль различных частей речи. Выполняют частичный синтаксический разбор предложений, указывая члены предложения и их морфологическую выраженность. Составляют предложения. |
Синтаксис и пунктуация | Обобщают знания о роли пунктуации в речи. Соотносят синтаксис и пунктуацию, выявляют их связь. Изучают инструкцию и выявляют последовательность действий при определении условий постановки знаков препинания. Применяют инструкцию, списывая тексты и ставя разные по функции знаки препинания. Развивают речь и закрепляют текстовые умения, анализируя путевой очерк, членя его на абзацы, составляя план и др. Пишут подробное изложение очерка на основе опорного конспекта. |
Синтаксис и культура речи | Обобщают содержание понятия «культура речи». Исправляют нарушения в нормативном употреблении словосочетаний с управлением. Заполняют таблицу. Исправляют предложения с ошибками в употреблении деепричастных оборотов. Редактируют построение сложноподчинённых предложений. |
Синтаксис и орфография | Формулируют вывод о связи синтаксиса и орфографии. Вспоминают правила, на которые отмечены орфограммы. Исправляют ошибки, допущенные в объявлениях. Вставляют орфограммы и группируют орфографические правила, основанные на связи орфографии и синтаксиса. Выполняют задание повышенной трудности, подводя итоги изучения курса русского языка в 8 классе. |
- Тематическое планирование
Раздел | Кол-во часов по программе | Кол-во контрольных работ | Кол.во творческих работ |
Русский язык в современном мире | 1 | 0 | 0 |
Повторение пройденного в 5-7 классах | 12 | 4 | 0 |
Простое предложение | 5 | 1 | 0 |
Простые двусоставные предложения | 9 | 2 | 0 |
Второстепенные члены предложения | 8 | 1 | 1 |
Односоставные предложения | 13 | 1 | 2 |
Простое осложненное предложение | 2 | 0 | 0 |
Однородные члены предложения | 11 | 0 | 0 |
Обособленные члены предложения | 20 | 1 | 1 |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения | 4 | 0 | 0 |
Вводные и вставные конструкции | 7 | 1 | 0 |
Чужая речь | 7 | 1 | 0 |
Повторение | 6 | 0 | 0 |
Итого | 105 | 12 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....