Фрагмент рабочей программы "Русский язык. 5 класс"
рабочая программа (5 класс) на тему
Фрагмент рабочей программы по русскому языку в 5 классе с указанием планируемых результатов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fragment_rabochey_programmy_russkiy_yazyk_5_klass.docx | 54.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»
Утверждаю | Согласовано | Рассмотрено |
директор МАОУ СОШ №3 | зам. директора по УВР | на заседании МО |
___________________ | _____________________ | протокол № ______ |
"_____"_______20___ г. | "_____"_______20____ г. | "_____"_______20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 5 класса
уровень базовый
количество – 170 часов
срок реализации
2017 – 2018 учебный год
Разработчик программы: Мурхусаева Г.М.
учитель русского языка первой квалификационной категории
Аннотация
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы русскому языку для 5 -9 класов (М.: Просвещение, 2011.Стандарты второго поколения).
Структура рабочей программы по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий 4 раздела: аннотацию; содержание курса; тематическое (поурочное) планирование; планируемые результаты изучения учебного предмета; приложение.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
1. Цели и задачи обучения:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Данная рабочая программа рассчитана на 5 учебных часов в неделю, что составляет 170 часов в год.
Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, буквенный диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольный диктант, контрольное изложение, контрольное сочинение, работа по карточкам и т.д.
Виды контрольных работ | Количество контрольных работ |
Диктант | 8 |
Словарный диктант | 4 |
Уроков развития речи | 33 |
Контрольное тестирование | 2 |
Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе.
Учебно-методическое обеспечение:
Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012
Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2012 г. |
2. Содержание курса
Язык и общение
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Повторение пройденного в 1 – 4 классах
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
II. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.
III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Пунктуационный разбор простого предложения.
II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
Лексика. Культура речи
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг, -рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Морфологический разбор слов.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
Имя прилагательное
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Полные и краткие прилагательные.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
Морфологический разбор имён прилагательных.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.
Глагол
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Не с глаголом.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-.
Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.
Морфологический разбор глагола.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе
3. Планируемые результаты изучения русского языка в 5 классе
Предметные результаты:
обучающийся научится:
речевая деятельность:
аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменные высказывания разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать свое отношение к предмету речи;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарем;
графика:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
- объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
• находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
• владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки имен существительных;
- уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
- отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
орфография:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
• самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
• составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
• устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
• самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Метапредметные результаты обучения
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Личностные результаты
- формирование чувства прекрасного – умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- формирование чувства любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре;
- приобретение устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- возникновение интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- формирование интереса к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | тип урока | виды учебной деятельности | методы и формы, технические и наглядные средства |
25-26 | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Разбор словосочетаний. Планируемые результаты: Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; понимание определяющей роли родного языка в развитии способностей и моральных качеств личности. Метапредметные: умение самостоятельно формулировать тему и цели урока, самостоятельно составлять план решения учебной проблемы ; способность извлекать информацию из различных источников; пользоваться справочной литературой, словарями Предметные: знать отличия словосочетания от слова, смысловую и грамматическую связь слов; уметь связывать слова в предложении по смыслу; выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слова; устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании, составлять словосочетания по образцу, составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме. Проводить разбор словосочетания по образцу в устной и письменной форме. Знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации; знать роль знаков препинания в понимании смысла предложения, названия знаков препинания; знать суть пунктуационных ошибок. | 2 | урок открытия новых знаний | Отвечают на вопросы, строят высказывания, формулируют собственные мысли; обосновывают свою точку зрения, делают выводы. Читают и слушают. Задают вопросы, отвечают на вопросы. Составляют план работы над заданием. Выполняют упражнение. Составляют высказывание по началу. Определяют уровень приобретенных знаний | наблюдения над языком, индивидуальная, групповая, фронтальная работа; эвристический метод. Презентация, учебник, мультипроектор |
27 | Р. Р. Сжатое изложение по рассказу Л.Н.Толстого Планируемые результаты Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; понимание определяющей роли родного языка в развитии способностей и моральных качеств личности. Метапредметные: применение приобретенных умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Предметные: знать структуру повествования, кратко (сжато) излагать основную мысль каждой части исходного текста. | 1 | урок развития речи | слушают учителя, отвечают на вопросы, вступают в диалог с учителем. Формулируют цель учебной деятельности, воспринимают информацию, обсуждают содержание задания. Выполняют задание: составляют план работы над изложением, пересказывают в кратком виде, пишут изложение. Проверяют изложение. | наблюдение над языком, индивидуальная, групповая, фронтальная. Эвристический метод. Мультимедийный проектор, презентация по теме, учебник |
28 | Виды предложений по цели высказывания. Планируемые результаты Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение самостоятельно искать необходимую информацию, способность к преобразованию, хранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Предметные: знать основные признаки предложения (грамматическая связь слов, наличие грамматической основы, интонация конца предложения), знаки завершения, роль интонации в передаче точного смысла; виды предложений по цели высказывания, особенности интонации таких предложений. Уметь распознавать такие предложения и правильно пунктуационно их оформлять. Составлять разные виды предложений по цели высказывания. | 1 | Урок открытия новых знаний | Слушают учителя, строят высказывания, формулируют цель учебной деятельности, записывают в тетради, смотрят презентацию, выполняют задание, проверяют работы друг друга по ключу. Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Выполняют упражнение, делают выводы. Составляют мини-сочинения, оценивают работу свою и товарищей. Выполняют тест. | Поисковый, эвристический методы. Индивидуальная, групповая, фронтальная работа. Мультимедийный проектор, презентация по теме, учебник |
29 | Восклицательные и невосклицательные предложения Планируемые результаты Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. Метапредметные: применение приобретенных умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Предметные: знать виды предложений по интонации, правила пунктуационного оформления повествовательных и побудительных восклицательных предложений; уметь распознавать виды предложений по интонации. | 1 | Урок открытия новых знаний | Записывают предложение, комментируют правописание слов, пунктуацию, характеризуют по цели высказывания. Слушают учителя, вступают в диалог с ним, формулируют тему и цель урока. Воспринимают на слух информацию, смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Составляют план работы над таблицей-помощницей. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Работают с заданием, отвечают на вопросы, оценивают работу свою и товарищей.
| наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций. Индивидуальная, фронтальная работа. Мультимедийный проектор, презентация по теме, учебник |
30 | Р. Р. Сочинение на свободную тему. Планируемые результаты Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. Метапредметные: применение приобретенных умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам. Предметные: уметь составлять собственный текст на основе личных впечатлений | 1 | урок развития речи | устный анализ тем. Слушание, диалог с учителем и товарищами, анализ темы, составление высказываний, вывод. Сочинение на свободную тему | учебник |
31 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Планируемые результаты Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников; пользоваться справочной литературой, словарями. Предметные: знать понятия «грамматическая основа предложения», «второстепенные члены предложения», «смысловая и грамматическая связь подлежащего и сказуемого»; знать способы выражения подлежащего; уметь разграничивать грамматическую основу и второстепенные члены; уметь находить подлежащее, выраженное и сочетанием слов. | 1 | урок систематизации ЗУН | Слушают учителя, строят высказывания, смотрят презентации., понимают, что знаний недостаточно, формулируют цель учебной деятельности, записывают в тетрадь отгаданные слова. Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Формулируют собственные мысли. Работают в парах. Объясняют задание, составляют план выполнения задания, Выполняют упражнение, решают тест, определяют свое эмоциональное состояние. | создание проблемных ситуаций. Индивидуальная, групповая, фронтальная. Презентация, учебник |
| Сказуемое. Способы выражения сказуемого. Планируемые результаты Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на уроках других предметов. Предметные: знать способы выражения сказуемого (глаголом, существительным, прилагательным), уметь объяснить, чем определяется выбор способа выражения сказуемого, находить в грамматической основе сказуемое, выраженное существительным, прилагательным, глаголом; выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации. | 1 | комбинированный урок | отвечают на вопросы, строят высказывания, смотрят презентацию, отвечают на вопросы, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины; читают, принимают участие в работе: отвечают на вопросы, задают вопросы для уточнения информации, выполняют упражнения, решают тест. Определяют свое эмоциональное состояние. | наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; эвристический метод Индивидуальная, фронтальная работа. Мультимедийный проектор, презентация по теме, учебник |
Тире между подлежащим и сказуемым. Планируемые результаты Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, в том числе и на электронных носителях. Предметные: знать опознавательные признаки употребления тире между главными членами предложения, выраженными существительными, на письме и паузами в устной речи, знать схему данной конструкции; уметь находить предложения с данной конструкцией по опознавательному признаку; правильно ставить тире, заменять предложения указанных конструкций предложениями изученных конструкций с опорой на схему. | 1 | комбинированный | слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы, строят высказывания, смотрят презентацию, формулируют свои мысли, высказывают свою точку зрения, делают вывод. Работают с учебником, заучивают правило, выполняют упражнения, объясняют постановку тире в предложениях. Определяют свое эмоциональное состояние. | наблюдение над языком, эвристический метод Индивидуальная, фронтальная работа. Мультимедийный проектор, презентация по теме, учебник | |
Нераспространенные и распространенные предложения. Планируемые результаты Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к сохранению, преобразованию и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Предметные: знать определение распространенных и нераспространенных предложений, общее определение второстепенных членов предложения (поясняют главные или другие второстепенные члены, их названия); уметь разграничивать распространенные и нераспространенные предложения, находить в предложениях второстепенные члены, определять, какие из второстепенных членов поясняют главные и второстепенные члены предложения; распространять предложение второстепенными членами. | 1 | урок открытия новых знаний | слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы, строят высказывания, проверяют друг друга по учебнику. Смотрят презентацию, формулируют свои мысли, высказывают свою точку зрения, осваивают лингвистические термины, осознают, что знаний недостаточно. Работают с учебником, задают вопросы для уточнения, выполняют упражнения, формулируют собственные мысли. Делают выводы, составляют предложения, оценивают себя и своих товарищей, подводят итоги. | Поисковый, эвристический методы. Индивидуальная, групповая, фронтальная работа. Мультимедийный проектор, презентация по теме, учебник | |
Второстепенные члены предложения. Дополнение Планируемые результаты Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе; осознание себя как индивидуальности и как члена общества. Метапредметные: применение приобретенных умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Предметные: знать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения; случаи возможного смешения подлежащего и дополнения в винительном падеже без предлога; уметь находить дополнения в предложении, разграничивать подлежащее и дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога; распространять предложения дополнениями. | 1 | комбинированный урок | слушают учителя, отвечают на вопросы, строят высказывание; смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, задают вопросы, осваивают лингвистические термины; составляют план работы над заданием, выполняют задание в группах, отвечают; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, делают выводы, оценивают свою работу, исправляют и объясняют свои ошибки. | наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; Индивидуальная, фронтальная работа. Мультимедийный проектор, презентация по теме, учебник | |
Определение. Личностные: осознание ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты. Предметные: знать определение понятия «определение», способы выражения второстепенного члена, графическое обозначение как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания; уметь находить определения в предложениях, распространять предложения определениями, использовать определения для выразительной передачи содержания высказывания. | 1 | комбинированный урок | слушают учителя, выходят к доске и включаются в игру «Знает – Не знает», выполняют синтаксический разбор (один у доски), воспринимают на слух информацию, задают вопросы, осваивают лингвистические термины; называют определения к словам, читают сказку, называют найденные определения, отвечают на вопросы, делают выводы, оценивают свою работу, свое самочувствие. | наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; Индивидуальная, фронтальная работа. Мультимедийный проектор, презентация по теме, учебник | |
Обстоятельство. Личностные: осознание ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться справочной литературой, словарями различных типов; оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их. Предметные: знать определение понятия «обстоятельство», способы выражения обстоятельства, графическое обозначение как члена предложения; зависимость обстоятельств от глаголов-сказуемых, роль обстоятельств в более точной передаче содержания высказывания; уметь находить обстоятельства в предложениях и правильно выделять их, распространять предложения обстоятельствами, использовать обстоятельства для более точной передачи высказывания, составлять предложения с включением всех второстепенных членов. | 1 | комбинированный | отвечают на вопросы, смотрят презентацию, строят высказывания, осваивают лингвистические термины, осознают недостаточность знаний ; формулируют собственные мысли, делают выводы, задают вопросы для уточнения информации, выполняют упражнение; участвуют в обучающей игре, выполняют упражнение, пишут мини-сочинение по началу, обсуждают и оценивают работы, определяют свое эмоциональное состояние. | создание проблемных ситуаций; Индивидуальная, фронтальная работа. Мультимедийный проектор, презентация по теме, учебник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока русского языка в 5 классе по теме "Однокоренные слова"
Фрагмент урока содержит интересные задания по изучению темы "Однокоренные слова". Дети с огромным удовольствием работают на уроке с иллюстрациями, заданиями, требующими неординарного мышления. Я счита...
Фрагмент урока французского языка в 11 класс
Тема урока "Наука", предлагаемый фрагмент занятия посвящён закреплению ранее изученного материала об учёных, изобретателях, их открытиях и изобритениях. При работе использована интерактивная доска, на...
Фрагмент урока английского языка в 5 классе по теме:”JOBS”
Фрагмент урока английского языка в 5 классе по теме:”JOBS”...
Фрагмент рабочей программы по английскому языку для 2 класса
Рабочая программа адресована учащимся 2-го класса общеобразовательных учреждений, рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю.Учебник (Student\'s Book) М.З.Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. ...
фрагмент рабочей программы английского языка
Фрагмент рабочей программы по английскому языку содержит пояснительную записку и один модуль КТП. Программа разработана на основе учебника Афанасьевой О.В. "Rainbow English"...
Фрагмент рабочей программы по английскому языку 5 класс УМК SPOTLIGHT
Фрагмент рабочей программы по английскому языку 5 класс УМК SPOTLIGHT...